«дедовщина»

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

История обслуживания

Трагедия в Воронеже

История солдата-срочника Антона Макарова, который проходил армейскую службу в Воронеже, больше похожа на ремейк к слэшеру «Хэллоуин». По данным СМИ, рано утром 9 ноября Макаров топором в спину ударил офицера, забрал его оружие и расстрелял сослуживцев. Погибли майор Сергей Ермолаев, ефрейтор Сергей Кажокин, рядовой Нинаил Акталиев. Рядовой Фирсов был ранен в плечо и лопатку.

После расстрела сослуживцев Макаров угнал автомобиль. На нём он направился в Орловскую область, где проживает его семья. Однако далеко уехать солдат-срочник не смог, его задержали по «горячим следам».

Военный следственный отдел СК по Воронежскому гарнизону возбудил против Макарова уголовные дела об убийстве двух и более человек и хищении оружия. Ему грозит наказание вплоть до пожизненного лишения свободы.

По предварительной версии, парень расстрелял сослуживцев на нервной почве.

Аналогичную версию следствие отрабатывало и в деле ещё одного солдата-срочника — Рамиля Шамсутдинова. Парень в октябре 2019 года открыл огонь по сослуживцам в воинской части 54160 в посёлке Горном, в результате чего погибли восемь человек, ещё двое получили ранения. Против срочника возбудили уголовное дело по статье УК РФ «Убийство двух и более лиц».

Следствие долгое время не рассматривало версию Шамсутдинова об издевательствах. Солдат-срочник утверждал, что его хотели изнасиловать, поэтому он взялся за автомат, чтобы защитить мужскую честь.

Только после того, как история с Шамсутдиновым получила широкий общественный резонанс, было возбуждено уголовное дело по статье УК РФ «Нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчинённости». В марте к двум годам условно был приговорён Руслан Мухатов, который, как установило следствие, издевался над Шамсутдиновым и другими солдатами.

В октябре Второй восточный окружной военный суд смягчил обвинение солдату-срочнику Шамсутдинову. По данным РБК, о смягчении обвинения ходатайствовал сам прокурор. Он попросил суд исключить из дела побои в отношении потерпевших, так как они были не связаны с произошедшим преступлением. Адвокат же просил рассмотреть дело с участием присяжных. Суд удовлетворил оба ходатайства. Теперь судьбу Шамсутдинова решат присяжные.

Позитивное или негативное социальное явление

Чтобы здраво рассуждать на тему дедовщины, необходимо настроить себя на то, что вопрос этот достаточно многогранный, и при установлении одной истины возникает еще более споров. Первый парадокс заключается в том, что искоренить это проявление пытались на протяжении многих десятилетий, но большинство мужчин старшего поколения при упоминании про своеобразную иерархию в армии лишь задумчиво улыбнутся. Причем они нередко отмечают, что именно благодаря воспитанию со стороны «дедов» «дух» становится настоящим солдатом.

В чем заключается такое противоречие? Несомненно, в семьях, которые пострадали от последствий неуставных отношений, будут твердить о полном искоренении данного пережитка общества, а бывшие военнослужащие, чьи судьбы не постигла трагедия, считают, что каждый должен через подобные испытания пройти. Причина разногласий кроется в неоднозначном понимании дедовщины, как таковой.

С одной стороны, она представлена строгой школой, которую устраивают старослужащие молодому пополнению. Что в этом плохого? Конечно, форма воспитания своеобразна, однако в результате новобранец становится самостоятельным, учится обслуживать, прежде всего, себя самого, соблюдать субординацию, жить в коллективе, выполнять приказы, правильно маршировать.

С другой стороны, меры воспитания иногда переходят не только мыслимые границы, но и рамки законности. Появляются неуставные отношения, беспредел, который трактуется, как преступление против личности. Именно они выражены публичным унижением, избиением, прочими страшными деяниями. Таким образом, при всем негативе о дедовщине вспомнят с доброй иронией приличная доля запасников, но мы, все же, будем говорить о тяжелых последствиях данного явления.

Shareman для Windows

Историческая справка

СУ-152 — тяжёлая советская самоходно-артиллерийская установка (САУ) времён Великой Отечественной войны, построенная на базе тяжёлого танка КВ-1с и вооружённая мощной 152-мм гаубицей-пушкой МЛ-20С. По своему боевому предназначению СУ-152 в равной степени являлась как тяжёлым истребителем танков, так и тяжёлым штурмовым орудием.

Постройка первого прототипа СУ-152 под названием Объект 236 (также КВ-14 или СУ-14) была закончена 24 января 1943 года, со следующего месяца начался её серийный выпуск. В связи со снятием с производства танка-базы КВ-1с СУ-152 в декабре 1943 года были заменены в производстве равноценной по вооружению и лучше бронированной ИСУ-152, всего было построено 670 самоходно-артиллерийских установок этого типа.

Что такое дедовщина в армии

Первые упоминания о нарушениях устава служащими, развития так называемой дедовщины отмечались уже в советской армии. В 90-е годы, бытовало мнение, что армейский беспредел переходит все границы, многие просто не знают, как с ним бороться.

Что принято считать под понятием «дедовщина», основная масса сегодняшних служак, честно говоря даже не знает, ведь многое изменилось и подобные проблемы во многих частях полностью устранены. Российская армия славится строгими порядками, что существенно отличает ее от советской армии, хотя «рецидивы» также имеют место быть.

Дедовщина – своеобразный процесс воспитания, обучения недавно призванных военнослужащих, сослуживцами более раннего призыва, так называемыми «дедами». Чтобы было проще отделять от данного определения понятие «неуставные отношения», сразу оговорим, что второе говорит о явных нарушениях устава солдатами на любом сроке службы.

Говоря о дедовщине на уровне армейского понимания, речь идет об обучении молодых солдат, ребятами более старшего поколения, так называемыми дембелями. Когда более опытные рассказывают, показывают, как правильно вести себя со старшими по званию, обращаться, ходить, общаться между собой, следовать четкому распорядку дня. Все, что переходит границы разумного, когда дембеля, начинают «перегибать палку», о чем доходят слухи, принято относить скорее не к обучению, а обычному нарушению устава.

Именно с такого обучения начинались первые дни службы новобранцев, считалось, что так происходит становление военнослужащего. Любой беспредел всегда был наказуем, неуставные отношения пресекались, виновники несли серьезное наказание.

В простонародье, именно неуставные отношения военнослужащих, когда более «взрослое» поколение нарушая устав, изгаляется над молодыми принято считать дедовщиной.

Патроны 40 SW

Язык дедовщины

Дедовщина в армии — это давно устоявшийся принцип быта и способ общения солдат между собой. Естественно, что неуставные отношения требуют и специфической лексики, которая в среде солдат-срочников подчеркивает иерархию. Лексика разнится согласно видам Вооруженных сил, особенностям подразделения и месту нахождения воинской части. Однако любой язык дедовщины понятен всем. Вот наиболее употребительный словарь:

— военнослужащий, еще не принявший присягу и живущий в отдельной казарме: «салабон», «мамонт», «запах», «карантин»;

— военнослужащий первого полугодия службы: «дух», «щегол», «чижик», «гусь»;

— военнослужащий второго полугодия службы: «слон», «морж», «старший гусь»;

— военнослужащий, отслуживший больше года: «котел», «черпак», «помазок», «фазан»;

— военнослужащий, отслуживший от полутора до двух лет: «дед» или «старик»;

— военнослужащий, находящийся в части после выхода приказа об увольнении в запас: «дембель» или «карантин».

Некоторые термины требуют расшифровки. «Вы ещё даже не «духи», вы – «запахи», – так «деды» говорили новобранцам, только что прибывшим в часть. Почему «запахи»? Потому что от призывников еще пахло бабушкиными пирожками, которыми их откармливали перед службой.

Следующая ступень новобранца – «дух» (также «салабон» или «желудок»). В армии он — никто. У него нет никаких прав. Никто ему не должен, а он обязан всем.

«Слонами» называли срочников, уже втянувшихся в армейские будни: они еще не привыкли филонить и готовы выдерживать любые нагрузки.

Особенности техники

Примечания

Что называют дедовщиной

Дедовщина – это неофициальная иерархия в армейской среде, определяющая правила отношений между военнослужащими. Обычно она распространена на низшем уровне армейской структуры – среди рядовых, сержантов, ефрейторов.

В подобной системе статус бойца определяется фактическим сроком его службы, что безусловно можно считать грубым нарушением воинских уставов. Обычными проявлениями дедовщины являются издевательства, эксплуатация, физическое и сексуальное насилие, то есть действия, носящие полукриминальный или криминальный характер. Свой аналог дедовщины существует и на флоте. В ВМФ РФ он называется «годковщина».

Фото и видео издевательств над молодыми солдатами можно легко найти в интернете

Неуставные отношения не следует путать с притеснениями срочников по национальному, религиозному или языковому признаку. Подобные случаи относятся к проявлениям так называемого землячества.

Понятия «дедовщина» и «неуставные отношения» обычно рассматривают как синонимы, что является не совсем корректным. Последний термин гораздо шире: в него входят случаи насилия над солдатами со стороны офицеров или конфликты между военнослужащими на почве личной неприязни. С юридической точки зрения, все они подпадают под статью 335 УК РФ.

Закон разделяет все случаи неуставных отношений на две большие группы:

  • дедовщина;
  • казарменное хулиганство.

К первой категории относятся все насильственные действия солдат с большим сроком службы по отношению к молодым: принуждение к выполнению хозяйственных работ, избиения, психологическое давление, проведение различных «ритуалов». Причем в данном случае правонарушение направлено на утверждение статуса старослужащего.

Под вторым определением понимаются любые незаконные и насильственные действия (избиение, драка, поножовщина), возникшие в результате личных отношений, межнациональной или религиозной неприязни между военнослужащими. То есть их мотивом не было неформальное положение, связанное со сроком службы участников конфликта.

Дедовщина – отвратительное явление. Трудно сказать, скольким молодым россиянам она стоила здоровья, а то и жизни. Огромное количество солдат возвращается на «гражданку» с поломанной психикой, сея вокруг себя жестокость и насилие, жертвами которых они оказались в казармах. Неуставные отношения серьезно подрывают авторитет института вооруженных сил в обществе, принуждают юношей уклоняться от призыва в армию, «косить», давать взятки.

Официальной статистики относительно неуставных отношений в России не существует, армейское руководство по понятным причинам разговаривать на эту тему не любит.

Фотографии «дедовщины», которая есть, но запрещена в любой армии!

Посмотрите эти документальные фотографии, но не принимайте все близко к сердцу, в армии все это бывает по-разному, поэтому не судите строго за такую жесткую подборку фото.

На фото «духи» — молодые солдаты. Имеют и другие имена — например «мамонты» и так далее… Почему мамонты? — Потому, что много бегают и громко топают, когда занимаются строевой подготовкой.

Старослужащие едут домой. Вечерние издевательства над молодыми солдатами в основном происходят тогда, когда прошел отбой, офицеров нет и стало скучно.

Дед в койке тоже едет домой поезд «Мурманск — Махачкала». Духи поднимают и дергают кровать, создается впечатление, что это вагон идет по рельсам. Ту-ту — раздается протяжный гудок одного из духов.

На верхнем фото полет над территорией противника и прицельное бомбометание.

Иногда перед сном один из молодых солдат становился на табуретку и кричал для дедов следующие стихи:

А затем говорил, что до приказа осталось, например — 100 дней.

Наказаны. Кто первым свалится — пойдет драить очко. Следующие 3 — в наряд по роте.

У дежурного по роте молодые дневальные. Один на тумбочке, остальные тоже при деле — развлекают «молодого дедушку».

Изучают свои приборы ночного видения. Потеряться нельзя, пропасть — тоже.

Наказаны… или дедушки прикалываются на сон грядущий.

Потерял свое достоинство. Будет чистить обувь и стирать форму старослужащим до их дембеля, в основном по ночам.

Случаются избиения. Можно конечно заложить деда, его могут даже посадить, но потом служба станет невыносимой морально. Наряды — на кухню в посудомойку, на очко, ночное мытье полов «машкой» (это такой маховый полотер) и так далее…

Вечерние будни в армии. Разбор полетов за день. Воспитательные меры.

Тапки ушанки на голову.

Дух высматривает дедушкин дембель.

На фотографии ниже старики переводят молодого солдата в «черпаки». Намоченным в холодной воде кожаным ремнем бьют от 6 до 12 раз за выслугу в пол года или год в армии. Солдат уже не «дух», а «черпак» или «фазан». Названия у разных частей разные.

Это выслуга солдата — от духа — до дембеля.

В середине дух. Случайно попался дедам, вот и сфотографировался.

Наказаны. Упражнение на выдержку.

На следующем фото — дурость, которая отправится на гражданку его девушке Алене.

Солдат плохо стреляет. Учится целиться.

Фото вверху — солдат забыл штык-нож. Наказан — будет носить деревянный.

Похоже и снизу. Автомат хоть и деревянный, но тяжелый.

Следующий — курил там, где нельзя. Теперь побегает…

Боец сверху говорил по телефону в карауле. Наказан.

Про дедовщину в армии царских времен

Уставщина или воинский быт согласно уставу — это полная противоположность дедовщине, в которой иерархическая лестница выстраивается по старшинству.

Некоторые бывалые солдаты называют уставщину родоначальницей дедовщины, потому что солдатам таким образом объясняли их обязанности, а о правах советовали забыть до некоторой поры. Однако к телесным наказаниям в таких случаях обычно не прибегали. Основным наказанием считались усиленная строевая подготовка, многочисленные тренинги типа подъема-отбоя, а также сбор по тревоге и марш-броски или исполнение хозработ.

О дедовщине(уставщине) было известно еще во времена Царской России. Некоторые специалисты даже полагают, что сам термин «дед» пришел из того времени, когда в Российской Империи солдаты служили 25 лет, а демобилизовались в основном уже седыми дедами. Истоки неуставных взаимоотношений многие относят именно к царской армии. Тогда солдаты были совершенно бесправными, ведь они были крепостными. Вследствие этого за побои и даже смертоубийства солдат никто из командиров-дворян не нес никакой ответственности.

Возвращение

Когда в конце 1960-х годов в советской армии стали вновь отмечаться случаи неуставных взаимоотношений, многие, особенно ветераны Великой Отечественной, не хотели в это верить, называя это выдумкой, брехней. Седовласым фронтовикам, для которых моральный дух, честь и взаимовыручка на войне были превыше всего, подобное было принять непросто.

По одной из версий, дедовщина вернулась в армию после сокращения срока службы по призыву в 1967 году с трех лет до двух в сухопутных войсках и с четырех до трех — на флоте. В течение некоторого времени сложилась такая ситуация, что в одном подразделении находились срочники, которые дослуживали третий год, и те, кому суждено было провести в армии на год меньше. Последнее обстоятельство выводило из себя служащих старого призыва, и они вымещали злобу на новобранцах.

Panther II в игре

Дедовщина за рубежом

Многие также интересуются, есть ли сейчас в зарубежных государствах в армии дедовщина. Неуставные отношения присутствуют не только в российской армии. Они есть и в других странах мира. Воинская служба в любом государстве имеет собственные отличия.

Германия

Военное командование этой страны относится к своим служащим особенно трепетно. Поведение военнослужащих лиц строго контролируется на законодательном уровне.

Все без исключения военнослужащие, независимо от звания и срока службы, не вправе относиться друг к другу неуважительно, тем более применять физическую силу с целью наказания.

Скандинавские страны

В этих государствах попасть служить в армию – большая честь. Здесь стать солдатом может даже не каждый желающий. Среди кандидатов на воинскую службу проводится достаточно тщательный отбор.

Сербия

Здесь у старослужащих есть свои привилегии. Им выделяется больше времени для прогулок, чем новобранцам, разрешается смотреть телевизор и позднее осуществлять отбой.

При возникновении между служащими какого-либо конфликта, они выясняют между собой отношения только вдвоем. Остальные могут исключительно наблюдать за происходящим событием, но обязаны не допустить печального исхода. При этом в Сербии возможны конфликты не только внутри одного подразделения, но и между разными родами войск.

Прощайте, духи и деды. Привет, землячества

Новая продолжительность службы также размыла традиционную казарменную иерархию — настал конец классическим духам, черпакам, слонам, дедам и дембелям. Но свято место пусто не бывает. Еще в 2013 году психолог Руслан Альмухаметов отмечал, что теперь акценты в солдатском коллективе расставляются по иным, более простым признакам: «Ресурсом для неформального доминирования среди сослуживцев стали физическая сила, морально-волевые качества и земляческие связи». Соответственно, во многих случаях солдат может не расти в иерархии, как было раньше, а постоянно находиться в уважаемом или унижаемом положении — в зависимости как раз от личных качеств или принадлежности к национальной или территориальной группе.

Личная коллекция

Последний пункт — землячество — заслуживает более серьезного рассмотрения. Образование этнических групп влияния — в основном, состоящих из выходцев с Кавказа — отмечается многими посетителями форумов:

«Я служил в пехоте, и у нас одни чурбаны и кавказцы были. Я сам якут, и дружил с русскими и украинцами, но противостоять им мы не могли, т.к. в критических ситуациях каждый был сам по себе, а эти были сплоченнее».

«Призывался в армию из Кабардино-Балкарии. Из 19 человек 2 русских, включая меня, остальные кабардинцы из сел. С одной стороны вроде как земляки, а с другой прессинг начался уже в поезде, притом получилось так, что русские в вагоне сами по себе, а кабардинцы все одной компанией.

Выдернули меня и поставили вопрос, что их в части будут заставлять мыть полы, но им западло, и они будут все спихивать на меня. Ответить «Нет» перед 15-16 пьяных нацменов было равносильно быть на месте избитым, убитым или сделанным инвалидом».

В апреле 2011 года эта ситуация даже вышла на уровень федеральных новостей — военный комиссар Челябинской области Николай Захаров публично огласил ведомственное указание Минобороны не призывать на военную службу уроженцев кавказских республик, перераспределив их квоты на другие регионы России. Интересно, что сам Захаров после этого приобрел известность в качестве интернет-мема.

Само министерство обороны отрицало, что указание имеет место, да и виновник произошедшего дополнительных комментариев не давал. Тем не менее, произошедшее породило волну телепередач, где проблема получила подробное освещение. Так, один из бывших солдатов-срочников рассказал, что кавказцы действительно отказываются убираться, так как считают это женской работой. Также он отметил, что внутри их сообщества дедовщины как таковой не замечал, а главенствовать в казарме им помогает хорошая подготовка в единоборствах.

Эти слова подтвердил и координатор правового центра российского конгресса народов Кавказа Алан Вагабов. Также он сказал, что русские офицеры сами не хотят брать призывников с Кавказа, так как отвыкли работать с призывниками.

Кадр передачи «Центральное телевидение»

С тех пор широко эта проблема не поднималась, но, судя по отрывочным комментариям очевидцев, ситуация находится примерно в таком же состоянии.

Болезнь общества

Для многих исследователей дедовщина в советской армии — прямое следствие изменившегося социального фона в стране. Адмирал, в прошлом командующий Северным флотом Вячеслав Попов полагает, что дедовщина – это болезни общества, которые были перенесены в армейскую среду.

В 1960-е годы в советском обществе произошел надлом, когда элита, окончательно вырвавшаяся из-под тотального контроля сталинской системы, начала раскачивать десятилетиями складывающуюся систему субординаций и подчинений. Ответственность сменилась безответственностью, а прагматизм – волюнтаризмом.

Ученый и публицист Сергей Кара-Мурза связывает дедовщину с падением общинного принципа построения Союза и с переходом всего населения на евроцентристские и индивидуалистические рельсы. Кара-Мурза называет это «фактически первым звоночком катастрофического разрушения общественной морали».

Это было время, когда на металлолом резались корабли и самолеты, а в офицерском составе происходили большие сокращения. Генералы, которые пытались противодействовать с их точки зрения деструктивному процессу, немедленно смещались. На их место пришла новая, «паркетная», генерация военачальников, которая больше была озабочена не повышением боеготовности, а личным благополучием.

На рубеже 1960-70-х годов мало кто верил во внешнюю угрозу, и это сильно расхолаживало Вооруженные силы. Однако армия не может существовать вне иерархии и порядка. Все это сохранилось, но согласно новым веяниям трансформировалось в неуставные методы поддержания дисциплины. Как отмечает Кара-Мурза, выхолащивание сталинизма из армии привело к тому, что явная и жесткая форма подавления личности была заменена на более мягкую и скрытую.

Корень проблемы

Слышали об этом понятии, пожалуй, все, но мало кто представляет реально, что такое дедовщина в армии. У этого термина имеется официальное объяснение. Дедовщина – это неофициальная иерархия между военнослужащими, основанная на сроке их службы и сопровождающаяся дискриминацией.

Вопрос неуставных отношений существует давно, практически с момента формирования армии. Всегда были землячества и прочие группы людей, которые противопоставляли себя другим. Но выражено это отношение было слабо. В Российской армии отношения между теми, кто служил давно и кто пришел только недавно, строились по-разному.

Попытки заставить новичков работать за себя или подчиняться иначе случались, но в большинстве своем быстро пресекались офицерами. Во многом от дедовщины спасали авторитет офицеров и строгая дисциплина.

К середине 19 века, когда либерализация коснулась всех групп общества, в том числе и военнослужащих, изменяются отношения и в армии. Дедовщина практически становится нормой. особенно заметно это в военных училищах, где учащиеся старших курсов третировали новичков.

После революции Красная армия создавалась сложно из разрозненных остатков и включала в себя не только профессиональных военных и тех, кто прошли Первую мировую или финскую, но и совершенно молодых новобранцев. Любые неуставные отношения пресекались.

Один из реальных случаев был зафиксирован в 1919 году, когда трое «дедов» 1-го полка 30-й стрелковой дивизии попытались заставить своего сослуживца сделать за них работу, а когда тот отказался – избили до смерти. Всех троих расстреляли согласно законам военного времени. В дальнейшем информации о дедовщине в советской армии не поступало.

Деды в советской армии появились вновь в 1960-х годах, когда произошло сокращение сроков службы. Специалисты выделяют несколько причин ее возрождения.

Согласно первой сокращение сроков службы в армии привело к тому, что в казармах оказались одновременно те, кто вынужден был служить 3 года, и те, кому «досталось» всего 2. Подобное неравенство вызвало раздражение со стороны старослужащих, что вылилось в неприязни к новеньким и попытках «поучить их жизни».

По второй версии – суть проблемы в том, что в армию стали брать людей с уголовным прошлым. Официально это объяснялось попыткой их перевоспитания, а на деле чиновники закрывали брешь демографического спада, из-за которого количество призывников значительно сократилось.

Люди, отсидевшие в местах лишения свободы, принесли в армию свои законы, пытаясь построить аналогичные отношения. Еще в одной версии «заслугу» возлагают на плечи офицерского состава, который начал использовать солдат как рабочую силу в личных целях. Их трудом возводились дачи, копались огороды и производились другие работы.

В такой ситуации старослужащие выступали в роли надсмотрщиков за новичками, выполнявшими основную работу. Особенно активно расцвела дедовщина в армии в 90-е годы, когда страна разваливалась, и никому не было дела ни до профессиональных военных, ни тем более до молодых служащих.

Когда оружие продавалось на сторону, а корабли разрезались на металлолом, профессиональные военные месяцами не видели зарплаты, а условия службы порой были отвратительными. Армия осталась один на один со своими проблема, которые и выплеснули в виде тяжелых случаев неуставных отношений.

В советское время дедовщина считалась чем-то диким и непонятным

Ритуалы

Переход военнослужащих на следующую иерархическую ступень сопровождался специальным обрядом – переводом. Его формы были различны, но суть — одна. К примеру, солдата били ремнем столько раз, сколько месяцев ему осталось служить, и все это он должен переносить молча. Однако при переходе в категорию «дедов» удары наносились ниткой, при этом солдат должен был кричать во весь голос, словно страдая от сильной боли.

На флоте были свои ритуалы. Так при переводе из категории «карасей» в «полторашники» происходил обряд «смывания чешуи». В зависимости от погодных условий и места действия «карася» выбрасывали за борт, окунали в прорубь или обливали из пожарного шланга, стараясь провести обряд перевода неожиданно для «посвящаемого».

В советской армии практиковались и более жесткие ритуалы, например «пробивание лося». Старослужащий заставлял солдата нового призыва скрестить руки на некотором расстоянии ото лба, после чего наносил ему удар в перекрестие рук. Сила удара зависела от настроения «деда» или от вины новобранца.

Нередко ритуальная сторона дедовщины отходила на второй план, и старослужащие начинали откровенно издеваться над новичками. Иногда это закачивалось трагедией. Не только для «духов». Широкую известность в период перестройки получило «дело Сакалаускаса» – молодого солдата из Литвы, расстрелявшего в феврале 1987 года на подъезде к  Ленинграду караул из семи старших сослуживцев.

Среди погибших оказались обидчики Сакалаускаса: повар Гатауллин, который регулярно подсыпал в порцию «духа» полстакана соли или песка, лишал его завтрака или обеда; старший сержант Семенов, не раз макавший рядового лицом в унитаз, ставивший в наряд на 10 часов. После инцидента Сакалаускас с диагнозом  «хроническое психическое заболевание с непрерывно прогрессирующим течением» был направлен на принудительное лечение.

И таких трагических последствий дедовщины было немало. Как же реагировало на это военное руководство? Еще летом 1982 года был издан секретный приказ №0100 о борьбе с неуставными отношениями. Однако к этому времени дедовщина приобрела настолько массовый характер, что бороться с ней было практически невозможно.

Все товары, по тегам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector