Советская гаубица д-30: история, устройство и ттх

Содержание

Производство

Характеристики

Эффективная дальность стрельбы из РПК:

  • 800 м по наземным целям,
  • 500 м по воздушным целям.

Дальность прямого выстрела:

  • 365 м по грудной фигуре,
  • 540 м по бегущей фигуре.

Дульная энергия пули — 2206 Джоуль.

Боевая скорострельность:

  • до 150 выстрелов в минуту — при стрельбе очередями, одну минуту, с последующим охлаждением не менее 5 минут.
  • до 50 выстрелов в минуту — при стрельбе одиночными.
  • не более 200 выстрелов в 3 минуты или 300 выстрелов в пять минут.

Требования нормального боя одиночными для РПК:

  • все четыре пробоины вмещаются в круг диаметром 15 см;
  • средняя точка попадания отклоняется от контрольной точки не более чем на 5 см в любом направлении.

Требования нормального боя очередями для РПК:

  • не менее шести пробоин из восьми вмещается в круг диаметром 20 см;
  • средняя точка попадания отклоняется от контрольной точки не более чем на 5 см в любом направлении.

Проверка боя осуществляется стрельбой по чёрному прямоугольнику высотой 35 см и шириной 25 см, укреплённому на белом щите высотой 1 м и шириной 0,5 м. Дальность стрельбы — 100 м, положение — лёжа с сошками, патроны — с обыкновенной пулей, прицел — 3, целик — 0.

Показатели суммарного рассеивания пуль при стрельбе короткими очередями с сошки из приведённого к нормальному бою РПК:

Дальность стрельбы, м Срединные отклонения по высоте, см Срединные отклонения по ширине, см Сердцевинные полосы по высоте, см Сердцевинные полосы по ширине, см Энергия пули, Дж
100 8 8 25 25 1677
200 17 17 50 50 1255
300 25 25 75 75 922
400 33 33 101 101 667
500 41 41 127 126 490
600 50 49 153 152 382
700 59 58 180 178 324
800 68 67 209 204 294
900 78 75 239 230 265
1000 92 84 281 257 235

Где срединное отклонение — половина ширины центральной полосы рассеивания, вмещающей 50 % всех попаданий, а сердцевинная полоса — полоса рассеивания, содержащая в себе 70 % попаданий.

Суммарные срединные отклонения на дальности 800 м (вертикальное и по ширине):

  • РПД — 46 и 43 см.
  • РПК — 68 и 67 см.

Нормальная пробивающая способность стандартной оболочечной пули со стальным сердечником на расстояниях до 800 метров. Американские оружейники, заполучив пулемёт, испытывали РПК по общевойсковым бронежилетам T65-2 и каскам M1 американского производства, пуля пробивала их на указанном предельном расстоянии, теряя однако при этом свою кинетическую энергию.

Литература

ТТХ пулемета РПК

Помимо того, что новый пулемет стал более универсальным и эргономичным, он также мог похвастаться улучшенными тактико-техническими характеристиками, несмотря на тот факт, что в РПД и РПК использовался один и тот же боеприпас. Вот показатели, взятые из оружейного паспорта:

Характеристика Параметр
Калибр 7,62 мм
Длина ствола 590 мм
Тип ствола нарезной
Тип боеприпаса 7,62×39 мм
Емкость магазина до 200 патронов
Скорость выстрела до 745 м/с
Темп стрельбы 600 выстрелов в минуту
Мощность 3500 Дж
Прицел мушка, целик, «ласточкин хвост»
Энергетический источник пороховые газы
Вес 5 кг

Несмотря на то, что в таблице с ТТХ указан показатель скорострельности, равный 600 патронов в минуту (10 снарядов в секунду) в реальных условиях параметры будут другими (от 200 до 300 выстрелов). Причина тому проста – пулеметчик обычно стреляет небольшими очередями по 10-30 патронов, чтобы экономно расходовать боеприпас и точнее поражать цели. Также не стоит забывать о перегреве ствола, который наступит уже после нескольких минут ведения непрерывного огня. Да и ленту (барабан, магазин), перезаряжать тоже придется.

Показатель массы во многом зависит от объема магазина с патронами. В таблице указан вес самого оружия без присоединенного к нему барабана или ленты. Снарядив оружие коробчатым магазином, масса увеличивается на 0,6 кг, а при присоединении барабана и вовсе возрастает до 6,8 кг. Модифицированные версии также отличаются от стандартного РПК своей массой, например, РПКС со снаряженным барабанным магазином весит 7,1 килограмма. Также не стоит забывать о весе сошек или прибора ночного виденья, прикрепленном к пулемету.

Благодаря использованию патрона 7,62×39 мм в качестве основного боеприпаса для стрельбы, инженерам «Молота» удалось добиться впечатляющих показателей мощности оружия. Несмотря на то, что начальная скорость пули составляет всего 745 мм, показатель дульной энергии колеблется в районе 3500 Дж – это значит, что снаряд полетит достаточно далеко, а выстрел будет очень громким. При стрельбе пулеметом по бетонной поверхности с расстояния в 100 метров проникающая способность пули составила почти 15 сантиметров.

Галерея

Пушка БР-2 калибр 152-мм. Дальность стрельбы. Размеры. Вес

После завершения Гражданской войны на вооружении Красной Армии имелось лишь незначительное количество орудий большой и особой мощности в основном иностранного производства. Орудия эти технически и морально устарели, возможности поддержания их в боеспособном состоянии были весьма ограничены. Поэтому в 1926 году Реввоенсовет СССР признал необходимым заменить орудия иностранного производства отечественной материальной частью и определил калибры орудий большой и особой мощности. Артиллерийским комитетом ГАУ (была намечена программа разработки проектов, чертежей и заказов опытных образцов орудий.

БР-2 – пушка 152-мм образца 1935 года разработана конструкторским бюро завода «Баррикады» в соответствии с этой программой, она предназначалась для борьбы с артиллерией противника и разрушения его тыловых оборонительных районов. Конструкция этой пушки в значительной степени унифицирована с конструкцией 203-мм гаубицы образца 1931 года. От гаубицы заимствован с небольшими изменениями лафет с гусеничным ходом, допускавший стрельбу непосредственно с грунта без использования специальных платформ.

Новым элементом системы являлся 152-мм ствол с поршневым затвором и пластическим обтюратором. Ствол был скрепленным, его длина составляла 47,1 калибра, длина нарезной части ствола — 36,9 калибра. Масса ствола с затвором достигала 5200— 5300 кг. Проводившиеся с декабря 1935 г. по январь 1936 г. полигонные испытания выявили многочисленные недостатки нового орудия. Тем не менее в марте 1936 г. ГАУ выдало заводу «Баррикады»» задание начать производство орудия, заменив, правда, скрепленный ствол стволом со свободной трубой.

В 1937 г. завод «Баррикады» изготовил малую серию из 7 орудий БР-2. Испытания их показали, что при стрельбе полным зарядом с начальной скоростью снаряда 880 м/с живучесть стволов составляет примерно 100 выстрелов. Поскольку пушки с такой живучестью выпускать было нельзя, срочно провели серию экспериментов со стволом увеличенной длины и с разной глубиной нарезки. По результатам этих испытаний в декабре 1938 г. приняли решение утвердить для серийного производства вариант пушки с углубленной нарезкой. Эта пушка стреляла осколочно-фугасными снарядами ОФ-551 массой 48,9 кг. Снаряд содержал 6,53 кг взрывчатых веществ, при стрельбе полным зарядом его начальная скорость составляла 880 м/с. он мог поражать цели на дальности до 25 750 м. Тренированный расчет мог вести стрельбу из пушки с темпом 1 выстрел в 4 минуты.

Масса 152-мм пушки образца 1935 года в боевом положении составляла 18 200 кг. Для орудия своего класса она была весьма подвижной, так как в походном положении разбиралась на две повозки, которые могли транспортироваться гусеничными тягачами со скоростью до 15 км/ч. Благодаря гусеничной ходовой части лафета проходимость системы была довольно высокой.

Казённая часть и органы наведения Бр-2, Центральный музей Вооружённых Сил, Москва

К началу Великой Отечественной войны было выпущено в общей сложности 37 152-мм пушек образца 1935 года. Из них 9 орудий находились в ремонте и на испытательных полигонах, а остальные числились в отдельном тяжелом пушечном полку РВГК и в двух отдельных тяжелых пушечных батареях (в каждой батарее было по 2 орудия). В состав попка входили 4 дивизиона трехбатарейного состава. В каждой батарее имелось по 2 орудия. Таким образом. по штату от 19.02.1941 г. в полку было 24 орудия. Кроме того, в нем имелись 104 трактора и 287 автомобилей. Численность личного состава полка составляла 2598 человек.

Из-за неблагоприятного для Красной Армии хода боевых действий на начальном этапе войны 152-мм пушки образца 1935 года, как и почти вся артиллерия большой и особой мощности, были отведены в тыл и вступили в действие лишь с конца 1942 г. Насколько можно судить по имеющимся сведениям, в сражениях Второй мировой войны не было потеряно ни одно орудие этой системы.

Пушка Бр-2 в Музее на Сапун-горе, Севастополь

Краткое описание, как выглядит

Устройство гаубицы

Гаубица состоит из ствола, противооткатных устройств, лафета и прицельных устройств. Ствол — из трубы, дульного тормоза, захватов, казённика и клинового затвора с вертикальным ходом. Противооткатные устройства состоят из гидропневматического накатника (46 атм) и гидравлического тормоза откатных частей. Лафет состоит из люльки, верхнего станка, нижнего станка, уравновешивающего механизма, приводов вертикальной и горизонтальной наводки, колёсного хода, механизмов подрессоривания, механизма крепления орудия по-походному. Прицельные устройства состоят из панорамного прицела ПГ-1 и телескопического прицела ОП-4М. Ствол, люлька, противооткатные устройства и прицельные устройства составляют качающую часть орудия, которая приводится во вращательное движение относительно оси цапф люльки ствола при наводке ствола в вертикальной плоскости. Качающая часть, верхний станок с боевым щитом и колёсным ходом, уравновешивающий механизм и привода наводки образуют вращающую часть, которая приводится во вращательное движение относительно оси боевого штыря верхнего станка при наводке ствола в горизонтальной плоскости. Нижний станок с тремя станинами и гидродомкратом (в ранней модификации механическим домкратом) образуют неподвижную при наводке ствола часть орудия. Домкрат используется для подъема гаубицы для разведения и сведения станин из походного положения в боевое и обратно.

Египетские скворечники и ливанские тираны

Совсем недавно перуанцы решили скрестить ужа с ежом: натовские гусеницы с советскимдрыном». В армии Перу мало денег, но достаточно много напрочь устаревших лёгких танков AMX-13. Штук 30 или 40 из них(может, несколько всё же оставят в качествесветляков-барабанщиков») планируют переделать в самоходные артиллерийские установки со 122-мм гаубицами Д-30(без колёс и опорных станин). Ко всей этой красоте добавили прибор ночного видения и современную рацию. Получившееся чудо назвали AMX-D30 Vulcano.

Могучая перуанская оборонка уже усиливала АМX-13/105 советскими противотанковыми ракетамиМалютка» и украинскими Р-2Барьер», а французов с 75-мм пушками превращала в самоходные ПТРК(противотанковый ракетный комплекс) Alacran с российскими ПТУРКорнет-Э».Вулканами» станут избежавшие пока модернизации танки.

122-мм самоходная гаубица AMX-D30 Vulcano

Перу в деле подобного САУ-строения далеко не первопроходец. История присобачивания буксируемых гаубиц Д-30 на танки началась на Ближнем Востоке. К 70-м годам в египетской армии ещё осталось достаточное количество танков Т-34, присланныхбольшим советским другом», но безнадёжно устаревших. Являться на дуэль даже с израильскимисупершерманами» со 105-мм пушками с калибром 85 мм было уже как-то некомильфо.

Поэтому решили переделать часть устаревших танков в САУ с суперсовременной на тот момент гаубицей Д-30. Потомки фараонов подошли к делу творчески и соорудили вокруг тела орудия огромныйбронескворечник» на частично срезанной башне.

Собственные конверсии на базе знаменитого танка Второй мировой делали и сирийцы. Некоторое количество гаубичных САУ захватили израильтяне и хвастают ими в экспозиции танкового музея в Латруне.

С Т-34 радикально решили разобраться и кубинцы. Они уже десятки лет рихтуют остатки советского наследия, чтобы хоть как-то усилить огневую мощь старой бронетехники. Когда-то в Заливе Свиней Т-34 бодро били по контрреволюционному десанту, а сейчас служат базой для тех же Д-30. Гаубицу умело вмонтировали в разрезанную родную башню, обеспечив круговое вращение.

В Ливане поступили очень просто. Д-30 с урезанными станинами просто приварили к корпусу танка Т-55. Зато расчёту легко дышать горным ливанским воздухом — и никакой проблемы загазованности в боевом отделении. В итоге получилсяТиран», который впервые показали в 2014-м году. Похожие системы поставлял Израиль для армии Южного Ливана во время Гражданской войны в этой стране.

Эритрейские товарищи собрали свою вариацию Су-122 на базе китайского танка Тип-69(копия советского Т-55). Получилось на вид не хуже, чем у Ливана, да ещё и откидные боковые бронелисты есть для защиты экипажа.

Йеменцы решили объединить Д-30 и советский арттягач АТС-59, который таскает эти самые гаубицы. Такие машины даже делали небольшой серией для йеменской армии.

В стране, осиянной светом единственно верного учения Чучхе, рассчитывают только на свои силы, ракеты и тысячи пушек. А гаубицы серийно ставят на переделанные бронетранспортёры модели 1973. Тело орудия со щитом — в открытом сверху корпусе БТРа. Дешёвое и сердитое решение в стиле немецких САУ времён Второй мировой. Впрочем, северным корейцам не впервые швейцарский нож изобретать.

САУ с гаубицей Д-30 на шасси БТР мод. 1973. Парад в Пхеньяне

Получился своеобразный вариант советскойГвоздики». ИменноГвоздику» и её многочисленных клонов можно назвать самым массовым типом самоходок под данное орудие. Хотя и для САУ 2С1 на базе Д-30 разработали специальную версию орудия под индексом Д‑32.

Самоходки 2С1Гвоздика» в Сирии

А вот на китайский аналог поставили не Д-32, а вполне стандартную лицензионную копию Д-30. На шасси БТРа YW 531Н построили несколько сотен машинТип-85» для китайской армии. Сейчас им на смену приходят более современные PLZ-07.

122-САУ PZL-07

В том же Египте применяют ещё один советско-натовский гибрид. На корпус американской САУ М-109 водрузили гаубицу Д-30 в бронерубке. Получилась установка SP-122, которую выпустили достаточно большой серией в 120 единиц.

Свою вариацию на шасси бронетранспортёра М113 соорудили и в Ливии, водрузив гаубицы в десантном отделении — для чего предварительно срезали крышу. Судя по снимку, можно даже говорить о некоейсерийности».

Но сейчас всё большую популярность обретают колёсные САУ и автолафеты с орудиями среднего и крупного калибра.

На вооружении

Современные операторы

  •  Азербайджан — 129 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Алжир — 160 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Ангола — 500 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Армения — 69 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Афганистан — 85 Д-30 оценивающиеся как небоеспособные, по состоянию на 2016 год
  •  Бангладеш — 54 Д-30 (используются под обозначением Тype-96), по состоянию на 2016 год
  •  Белоруссия — 48 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Босния и Герцеговина — 100 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Бурунди — 18 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Вьетнам — некоторое количество, по состоянию на 2016 год
  •  Гана — 6 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Гвинея-Бисау — 18 Д-30 и М-30, по состоянию на 2016 год
  •  Грузия — 58 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Джибути — 6 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  ДР Конго — 77 Д-30, М-30 и Тип-60, по состоянию на 2016 год
  •  Египет — 190 Д-30А, по состоянию на 2016 год
  •  Замбия — 25 Д-30, по состоянию на 2018 год
  •  Зимбабве — 4 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Израиль — 5 Д-30 на хранении, по состоянию на 2016 год
  •  Индия — 520 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Иран — 540 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Иракский Курдистан — не менее 6 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Йемен — 130 Д-30, по состоянию на 2012 год
  •  Казахстан — 400 Д-30, из них до 300 единиц на хранении, по состоянию на 2016 год
  •  Камбоджа — некоторое количество Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Киргизия — 72 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Китай — около 54 Type-96 (китайская копия Д-30), по состоянию на 2016 год
  •  Республика Конго — 10 Д-30, по состоянию на 2018 год
  •  Демократическая Республика Конго — некоторое количество Д-30, по состоянию на 2012 год
  •  КНДР — некоторое количество Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Куба — некоторое количество, по состоянию на 2016 год
  •  Лаос — 20 Д-30 и М-30, по состоянию на 2016 год
  •  Ливан — 9 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Ливия — некоторое количество Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Мавритания — 20 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Мадагаскар — 12 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Мали — 8 Д-30, по состоянию на 2012 год
  •  Монголия — около 300 Д-30, М-30 и МЛ-20, по состоянию на 2016 год
  •  Мозамбик — 12 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Мьянма — 100 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Нигерия — 37 Д-30 и Д-74, по состоянию на 2016 год
  •  Никарагуа — 12 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Оман — 30 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Пакистан — 80 Д-30 (используются под обозначением PRC), по состоянию на 2016 год
  •  Перу — 36 Д-30 на вооружении армии, ещё некоторое количество в морской пехоте, по состоянию на 2016 год
  •  Россия:
    • Сухопутные войска — некоторое число, по состоянию на 2016 год. (4400 на хранении)
    • Береговые войска ВМФ — некоторое число, по состоянию на 2017 год.
    • Воздушно-десантные войска — 150 Д-30, по состоянию на январь 2017 год
    • Войска национальной гвардии — 20 Д-30, по состоянию на 2016 год
    • Росгидромет — не менее 68 Д-30
  •  Южная Осетия: 12 Д-30 , по состоянию на 2008 год
  •  Руанда — 6 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Сейшельские Острова — 3 Д-30, поставлены из СССР в 1980 году
  •  Сербия — 78 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Сирия — некоторое количество Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Словакия — 19 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Сомали — 12 Д-30, по состоянию на 2012 год
  •  Судан — 21 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Таджикистан — 10 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Танзания — 20 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Туркмения — 350 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Узбекистан — 60 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Украина
    • Сухопутные войска Украины — 75 Д-30, по состоянию на 2016 год
    • Высокомобильные десантные войска Украины — 54 Д-30, по состоянию на 2016 год
    • Национальная гвардия Украины — некоторое количество Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Финляндия — 234 (используются под обозначением 122 H 63), по состоянию на 2016 год
  •  Хорватия — 27 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Черногория — 12 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Эритрея — некоторое количество, по состоянию на 2016 год
  •  Эстония — 42 Д-30 (используются под обозначением H-63), по состоянию на 2016 год
  •  Эфиопия — 464 Д-30 и М-30, по состоянию на 2016 год

Бывшие операторы

  •  СССР
  •  ГДР — 395 Д-30, поставлены из СССР в период с по 1977 годы
  •  Ирак — 576 Д-30, поставлены из СССР в период с по 1988 годы
  •  Марокко — 10 Д-30, поставлены из СССР в 1981 году
  •  Чехословакия — 210 Д-30, поставлены из СССР в период с 1981 по 1985 годы
  •  Югославия — 120 Д-30, поставлены из СССР в 1976 году
  •  Южный Йемен — 72 Д-30, поставлены из СССР в 1980 году

Конструкция

Д-30 выполнен по двухвальной схеме, и состоит из компрессора, разделительного корпуса с коробками приводов агрегатов, камеры сгорания, турбины и выходного устройства. Модификации Д-30КП и Д-30КУ оснащены реверсивным устройством. Запуск двигателя автоматический, осуществляется от воздушного стартера. Система зажигания электронная, включает агрегат зажигания и 2 полупроводниковые свечи поверхностного разряда. Масляная система автономная, нормально замкнутая, циркуляционная. Все агрегаты масляной системы расположены на двигателе. Двигатель работает на авиационном керосине марок Т-1, ТС-1, РТ.

Устройство гаубицы Д-30

122-мм гаубица Д-30 предназначена для уничтожения живой силы противника, находящейся открытой территории или в укрытиях полевого типа, подавления огневых средств, включая самоходную и буксируемую артиллерию, разрушения укреплений неприятеля и проделывания проходов в заграждениях и минных полях.

Гаубица Д-30 состоит из лафета, ствола, противооткатных устройств и прицельных приспособлений. Заряжание орудия — раздельно-гильзовое. Подача снарядов осуществляется вручную. Боевой расчет – 6 человек.

Ствол орудия состоит из трубы, казенника, дульного тормоза, двух зацепов-креплений и затвора. Дульный тормоз является съемным.

Противооткатные устройства Д-30 – накатник и тормоз.

В конструкцию лафета входят люлька, уравновешивающий механизм, верхний и нижний станок, приводы наводки (вертикальной и горизонтальной), колеса, механизмы подрессоривания, крепление орудия в походном положении.

Прицельные приспособления Д-30 – телескопический и панорамный прицелы.

Гаубицу можно разделить на качающуюся, вращающуюся и неподвижную часть. В состав качающейся входят люлька, ствол, противооткатные устройства и прицельные приспособления. Эта часть орудия перемещается относительно оси цапф и обеспечивает вертикальную наводку гаубицы. Качающаяся часть вместе с колесами и щитом образует вращающуюся часть, которая перемещается вокруг боевого штыря верхнего станка и обеспечивает горизонтальную наводку орудия.

Нижний станок со станинами и гидродомкратом составляет неподвижную часть гаубицы.

Д-30 имеет клиновой полуавтоматический затвор, который обеспечивает высокую скорость стрельбы (около 8 выстрелов в минуту). Компоновка ствола с расположением сверху тормоза и накатника значительно уменьшает линию огня орудия (до 900 мм), что уменьшает габариты гаубицы и делает ее менее заметной. Кроме того, небольшая линия огня позволяет использовать Д-30 в противотанковой обороне.

Перевод гаубицы в боевое положение занимает всего две-три минуты. Одна станина остается неподвижной, две другие – раздвигаются на 120 градусов. Такое устройство лафета позволяет вести круговой огонь без перемещения орудия.

Стандартным тяговым средством для гаубицы Д-30 является автомобиль Урал-4320. По дорогам с твердым покрытием (асфальт, бетон) допустимая скорость транспортировки орудия составляет 80 км/ч. Для перемещения гаубицы по снегу используется лыжная установка — правда, вести с нее огонь невозможно. Небольшие габаритно-весовые характеристики орудия можно отнести к одному из главных достоинств Д-30. Именно они позволяют десантировать гаубицу парашютным способом или перевозить с помощью вертолета.

Для ведения огня Д-30 может использовать широкую номенклатуру боеприпасов. Наиболее распространенным является осколочно-фугасный снаряд, максимальная дальность стрельбы составляет 16 километров. Кроме того, орудие может вести огонь противотанковыми кумулятивными снарядами, осколочными, дымовыми, осветительными и специальными химическими боеприпасами. Гаубица Д-30 может также использовать активно-реактивные снаряды, в этом случае дальность стрельбы увеличивается до 22 км.

Страны-эксплуатанты

Ссылки[править | править код]

На вооружении[править | править код]

Современные операторыправить | править код

  •  Азербайджан — 129 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Алжир — 160 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Ангола — 500 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Армения — 69 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Афганистан — 85 Д-30 оценивающиеся как небоеспособные, по состоянию на 2016 год
  •  Бангладеш — 54 Д-30 (используются под обозначением Тype-96), по состоянию на 2016 год
  •  Белоруссия — 48 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Босния и Герцеговина — 100 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Бурунди — 18 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Вьетнам — некоторое количество, по состоянию на 2016 год
  •  Гана — 6 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Гвинея-Бисау — 18 Д-30 и М-30, по состоянию на 2016 год
  •  Грузия — 58 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Джибути — 6 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  ДР Конго — 77 Д-30, М-30 и Тип-60, по состоянию на 2016 год
  •  Египет — 190 Д-30А, по состоянию на 2016 год
  •  Замбия — 25 Д-30, по состоянию на 2018 год
  •  Зимбабве — 4 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Израиль — 5 Д-30 на хранении, по состоянию на 2016 год
  •  Индия — 520 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Иран — 540 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Иракский Курдистан — не менее 6 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Йемен — 130 Д-30, по состоянию на 2012 год
  •  Казахстан — 400 Д-30, из них до 300 единиц на хранении, по состоянию на 2016 год
  •  Камбоджа — некоторое количество Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Киргизия — 72 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Китай — около 54 Type-96 (китайская копия Д-30), по состоянию на 2016 год
  •  Республика Конго — 10 Д-30, по состоянию на 2018 год
  •  Демократическая Республика Конго — некоторое количество Д-30, по состоянию на 2012 год
  •  КНДР — некоторое количество Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Куба — некоторое количество, по состоянию на 2016 год
  •  Лаос — 20 Д-30 и М-30, по состоянию на 2016 год
  •  Ливан — 9 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Ливия — некоторое количество Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Мавритания — 20 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Мадагаскар — 12 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Мали — 8 Д-30, по состоянию на 2012 год
  •  Монголия — около 300 Д-30, М-30 и МЛ-20, по состоянию на 2016 год
  •  Мозамбик — 12 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Мьянма — 100 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Нигерия — 37 Д-30 и Д-74, по состоянию на 2016 год
  •  Никарагуа — 12 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Оман — 30 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Пакистан — 80 Д-30 (используются под обозначением PRC), по состоянию на 2016 год
  •  Перу — 36 Д-30 на вооружении армии, ещё некоторое количество в морской пехоте, по состоянию на 2016 год
  •  Россия:

    • Сухопутные войска — некоторое число, по состоянию на 2016 год. (4400 на хранении)
    • Береговые войска ВМФ — некоторое число, по состоянию на 2017 год.
    • Воздушно-десантные войска — 150 Д-30, по состоянию на январь 2017 год
    • Войска национальной гвардии — 20 Д-30, по состоянию на 2016 год
    • Росгидромет — не менее 68 Д-30
  •  Южная Осетия: 12 Д-30 , по состоянию на 2008 год
  •  Руанда — 6 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Сейшельские Острова — 3 Д-30, поставлены из СССР в 1980 году
  •  Сербия — 78 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Сирия — некоторое количество Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Словакия — 19 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Сомали — 12 Д-30, по состоянию на 2012 год
  •  Судан — 21 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Таджикистан — 10 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Танзания — 20 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Туркмения — 350 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Узбекистан — 60 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Украина

    • Сухопутные войска — 75 Д-30, по состоянию на 2020 год
    • Десантно-штурмовые войска — 54 Д-30, по состоянию на 2020 год
    • Национальная гвардия — некоторое количество Д-30, по состоянию на 2020 год
  •  Финляндия — 234 (используются под обозначением 122 H 63), по состоянию на 2016 год
  •  Хорватия — 27 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Черногория — 12 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Эритрея — некоторое количество, по состоянию на 2016 год
  •  Эстония — 42 Д-30 (используются под обозначением H-63), по состоянию на 2016 год
  •  Эфиопия — 464 Д-30 и М-30, по состоянию на 2016 год

Бывшие операторыправить | править код

  •  СССР
  •  ГДР — 395 Д-30, поставлены из СССР в период с по 1977 годы
  •  Ирак — 576 Д-30, поставлены из СССР в период с по 1988 годы
  •  Марокко — 10 Д-30, поставлены из СССР в 1981 году
  •  Чехословакия — 210 Д-30, поставлены из СССР в период с 1981 по 1985 годы
  •  Югославия — 120 Д-30, поставлены из СССР в 1976 году
  •  Южный Йемен — 72 Д-30, поставлены из СССР в 1980 году

Тактико-технические характеристики гаубицы Д-30А

– Принят на вооружение: 1963- Производитель: Завод № 9, ПМЗ (2А18 для САО 2С1)

Расчёт: 6 человек

Скорость снаряда Д-30А

– Начальная скорость осколочно-фугасного снаряда (заряд полный): 690 м/с- Начальная скорость осколочно-фугасного снаряда (заряд уменьшенный переменный): 270—565 м/с- Начальная скорость кумулятивного снаряда: 740 м/с

– Наибольшее давление пороховых газов: 250 МПа- Масса осколочно-фугасного снаряда: 21,76 кг- Масса кумулятивного снаряда: 14 кг- Масса заряда (полного): 4 кг

Дальность стрельбы Д-30А

– Наибольшая дальность стрельбы: 15,4 км

Габаритные размеры Д-30А

– Длина ствола с дульным тормозом (без шкворневой балки): 4,66 м (38клб)- Длина ствола без дульного тормоза: 4,3 м (35клб)- Длина нарезной части: 3,4 м- Длина гаубицы в походном положении: 5,4 м- Ширина гаубицы в походном положении: 2,2 м- Высота гаубицы в походном положении (без учёта фонарей): 1,8 м- Высота линии огня: 0,9 м- Длина гаубицы в боевом положении при угле возвышения 0°: 7,8 м- Расстояние между точками опоры лафета в боевом положении: 5,6 м- Клиренс (минимальный): 0,325 м

– Число нарезов: 36- Наибольший угол возвышения: 70°- Наименьший угол склонения: −7°- Горизонтальный обстрел при угле возвышения ствола от −5° до 18°: 360°- Горизонтальный обстрел при угле возвышения от +18° до 70° и при положении ствола между подвижными станинами: 66°- Горизонтальный обстрел при угле возвышения от +18° до 70° и при положении ствола между неподвижными и подвижными станинами: ±29°- Количество жидкости «Стеол М» в тормозе откатных частей: 10,3 л- Количество жидкости «Стеол М» в накатнике: 9,7 л- Количество жидкости «Стеол М» в уравновешивающем механизме: 0.45 л- Начальное давление в накатнике: 4.6 МПа- Нормальная длина отката: 0,74-0,93 м- Давление в уравновешивающем механизме: 6МПа

Вес Д-30А

– Гаубица в боевом положении: 3200 кг.- Гаубица в походном положении: 3290 кг.- Ствол: 1,05 т- Затвор: 30 кг- Качающая часть: 1,5 т- Откатная часть: 1,23 т- Люлька: 210 кг- Тормоз откатных частей в собранном виде: 75 кг- Верхний станок: 212 кг- Нижний станок с неподвижной станиной: 318 кг- Станины (две): 310 кг- Накатник в собранном виде: 73 кг- Колёса со ступицей: 148 кг- Лыжная установка: 270 кг

Скорострельность Д-30А

– Скорострельность гаубицы: 6-8 выстр/мин- Время перевода из походного положения в боевое: 1,5-2,5 мин

– Наибольшая скорость транспортировки: 80 км/ч

Память

Помощь осужденным гражданам со стороны надзирающего инспектора

Боеприпасы гаубицы М-30

М-30 стреляла всем ассортиментом 122-мм гаубичных снарядов, в том числе разнообразными старыми гранатами русского и импортного производства. После Великой Отечественной войны к указанному ниже ассортименту снарядов добавились новые типы боеприпасов, например, кумулятивный снаряд 3БП1.

Стальная осколочно-фугасная граната 53-ОФ-462 при установке взрывателя на осколочное действие при своём разрыве создавала около 1000 убойных осколков, эффективный радиус поражения живой силы составлял около 30 м (данные получены по советской методике измерения середины XX века). При установке взрывателя на фугасное действие граната после разрыва оставляла воронки до 1 м глубиной и до 3 м в диаметре. В начале 1970-х годов на вооружение 122-мм гаубиц 2С1, Д-30 и М-30 поступили новые боеприпасы 3ОФ24. Вместо тротила в качестве взрывчатого вещества был использован состав A-IX-2, благодаря чему эффективность снарядов 3ОФ24 по сравнению с 53-ОФ-462 была увеличена в 1,2—1,7 раза. С 1982 года на вооружение 122-мм гаубичных систем поступил снаряд 3ОФ56 и 3ОФ56-1 повышенного могущества.

Кумулятивный снаряд 53-БП-460А пробивал под углом 90° броню толщиной до 100—160 мм (в разных источниках приводятся разные данные). Прицельная дальность стрельбы по движущемуся танку — до 400 м. Послевоенный кумулятивный снаряд 3БП1 пробивал под углом 90° — 200 мм, 60° — 160 мм, 30° — 80 мм.

Расчет 122-мм гаубицы М-30 ведет огонь по противнику на одной из улиц Вены.

Боевое применение

М-30 использовалась для стрельбы с закрытых позиций по окопанной и открыто расположенной живой силе противника. Её с успехом применяли также для разрушения вражеских полевых фортификационных сооружений (траншей, блиндажей, ДЗОТов) и проделывания проходов в проволочных заграждениях при невозможности использования миномётов. Заградительный огонь батареи М-30 осколочно-фугасными снарядами представлял определённую угрозу и для бронетехники противника. Образующиеся при разрыве осколки были способны пробить броню до 20 мм толщиной, что было вполне достаточно для поражения бронетранспортёров и бортов лёгких танков. У машин с более толстой бронёй осколки могли вывести из строя элементы ходовой части, орудие, прицелы.

Для поражения танков и самоходок противника при самообороне использовался кумулятивный снаряд, введённый в 1943 году. При его отсутствии артиллеристам предписывали стрелять по танкам осколочно-фугасными снарядами с установкой взрывателя на фугасное действие. Для лёгких и средних танков прямое попадание 122-мм фугасного снаряда во многих случаях было фатальным, вплоть до срыва башни с погона. Тяжёлые «Тигры» были гораздо более устойчивой целью, но в 1943 году немцами был зафиксирован случай нанесения тяжёлых повреждений танкам типа PzKpfw VI Ausf H «Тигр» при боевом столкновении с советскими САУ СУ-122, вооружёнными гаубицами М-30.

Расчет советской 122-мм гаубицы М-30 на позиции на косе Фрише-Нeрунг (Frische Nehrung, ныне Балтийская коса). 11-я гвардейская армия.

Модификации

  • L-39O — вооружённый учебно-тренировочный самолёт, разработанный в 1973—1976 годах. Может использоваться в качестве лёгкого штурмовика, имеются четыре подкрыльевых узла подвески вооружения.
  • L-39ZA — дальнейшее развитие L-39ZO с установкой под фюзеляжем двуствольной пушки ГШ-23.
  • L-39 — буксировщик воздушных мишеней.
  • L-39MS (L-59 Super Albatros) — модификация с новым турбореактивным двигателем модульной конструкции ДВ-2, имеющим тягу 2200 кгс, катапультируемыми креслами класса «0-0» и новым электронным оборудованием. Первый полёт совершил в 1986 году. Произведено 80 единиц.
  • Л-39 — украинская демилитаризированная модификация L-39C для гражданского использования, представленная в начале 2010 года.
  • Л-39М1 — украинская модернизация Л-39: замена двигателя АИ-25ТЛ на модернизированный АИ-25ТЛШ (увеличена тяга с 1720 до 1850 кг и вдвое (с 8—12 секунд до 5—6 секунд) уменьшилось время приёмистости), усовершенствована система управления силовой установкой и бортовым аварийно-эксплуатационным регистратором полётной информации с дополнительными датчиками и устройствами. Разработан в 2002—2009 годах, приказом министра обороны Украины № 347 от 8 июля 2009 года принят на вооружение ВВС Украины.
  • Л-39М — украинская модификация Л-39, разработка которой была завершена в 2013 году. Отличается от базового варианта наличием бортового тренажёрного комплекса БТК-39, который предназначен для имитации работы прицельного комплекса истребителя МиГ-29. Является летающим тренажёром для подготовки пилота к боевой работе на истребителе МиГ-29. Принят на вооружение вооружённых сил Украины 4 марта 2015 года
  • L-159 — создан на базе L-59.

Кроме того, в 1987 году на основе конструкции L-39 для ВВС Румынии был создан учебно-боевой самолёт IAR-99 «Şoim», а в июле 2014 года было объявлено о разработке L-39 — модификации с двигателем Williams FJ44. 12 октября 2018 года состоялась премьера модификации L-39NG. Лётные испытания ожидаются до конца года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector