Советская гаубица д-30: история, устройство и ттх
Содержание:
- Содержание
- Производство
- Характеристики
- Литература
- ТТХ пулемета РПК
- Галерея
- Пушка БР-2 калибр 152-мм. Дальность стрельбы. Размеры. Вес
- Краткое описание, как выглядит
- Устройство гаубицы
- Египетские скворечники и ливанские тираны
- На вооружении
- Конструкция
- Устройство гаубицы Д-30
- Страны-эксплуатанты
- Ссылки[править | править код]
- На вооружении[править | править код]
- Тактико-технические характеристики гаубицы Д-30А
- Память
- Помощь осужденным гражданам со стороны надзирающего инспектора
- Боеприпасы гаубицы М-30
- Модификации
Содержание
Производство
Характеристики
Эффективная дальность стрельбы из РПК:
- 800 м по наземным целям,
- 500 м по воздушным целям.
Дальность прямого выстрела:
- 365 м по грудной фигуре,
- 540 м по бегущей фигуре.
Дульная энергия пули — 2206 Джоуль.
Боевая скорострельность:
- до 150 выстрелов в минуту — при стрельбе очередями, одну минуту, с последующим охлаждением не менее 5 минут.
- до 50 выстрелов в минуту — при стрельбе одиночными.
- не более 200 выстрелов в 3 минуты или 300 выстрелов в пять минут.
Требования нормального боя одиночными для РПК:
- все четыре пробоины вмещаются в круг диаметром 15 см;
- средняя точка попадания отклоняется от контрольной точки не более чем на 5 см в любом направлении.
Требования нормального боя очередями для РПК:
- не менее шести пробоин из восьми вмещается в круг диаметром 20 см;
- средняя точка попадания отклоняется от контрольной точки не более чем на 5 см в любом направлении.
Проверка боя осуществляется стрельбой по чёрному прямоугольнику высотой 35 см и шириной 25 см, укреплённому на белом щите высотой 1 м и шириной 0,5 м. Дальность стрельбы — 100 м, положение — лёжа с сошками, патроны — с обыкновенной пулей, прицел — 3, целик — 0.
Показатели суммарного рассеивания пуль при стрельбе короткими очередями с сошки из приведённого к нормальному бою РПК:
Дальность стрельбы, м | Срединные отклонения по высоте, см | Срединные отклонения по ширине, см | Сердцевинные полосы по высоте, см | Сердцевинные полосы по ширине, см | Энергия пули, Дж |
---|---|---|---|---|---|
100 | 8 | 8 | 25 | 25 | 1677 |
200 | 17 | 17 | 50 | 50 | 1255 |
300 | 25 | 25 | 75 | 75 | 922 |
400 | 33 | 33 | 101 | 101 | 667 |
500 | 41 | 41 | 127 | 126 | 490 |
600 | 50 | 49 | 153 | 152 | 382 |
700 | 59 | 58 | 180 | 178 | 324 |
800 | 68 | 67 | 209 | 204 | 294 |
900 | 78 | 75 | 239 | 230 | 265 |
1000 | 92 | 84 | 281 | 257 | 235 |
Где срединное отклонение — половина ширины центральной полосы рассеивания, вмещающей 50 % всех попаданий, а сердцевинная полоса — полоса рассеивания, содержащая в себе 70 % попаданий.
Суммарные срединные отклонения на дальности 800 м (вертикальное и по ширине):
- РПД — 46 и 43 см.
- РПК — 68 и 67 см.
Нормальная пробивающая способность стандартной оболочечной пули со стальным сердечником на расстояниях до 800 метров. Американские оружейники, заполучив пулемёт, испытывали РПК по общевойсковым бронежилетам T65-2 и каскам M1 американского производства, пуля пробивала их на указанном предельном расстоянии, теряя однако при этом свою кинетическую энергию.
Литература
ТТХ пулемета РПК
Помимо того, что новый пулемет стал более универсальным и эргономичным, он также мог похвастаться улучшенными тактико-техническими характеристиками, несмотря на тот факт, что в РПД и РПК использовался один и тот же боеприпас. Вот показатели, взятые из оружейного паспорта:
Характеристика | Параметр |
Калибр | 7,62 мм |
Длина ствола | 590 мм |
Тип ствола | нарезной |
Тип боеприпаса | 7,62×39 мм |
Емкость магазина | до 200 патронов |
Скорость выстрела | до 745 м/с |
Темп стрельбы | 600 выстрелов в минуту |
Мощность | 3500 Дж |
Прицел | мушка, целик, «ласточкин хвост» |
Энергетический источник | пороховые газы |
Вес | 5 кг |
Несмотря на то, что в таблице с ТТХ указан показатель скорострельности, равный 600 патронов в минуту (10 снарядов в секунду) в реальных условиях параметры будут другими (от 200 до 300 выстрелов). Причина тому проста – пулеметчик обычно стреляет небольшими очередями по 10-30 патронов, чтобы экономно расходовать боеприпас и точнее поражать цели. Также не стоит забывать о перегреве ствола, который наступит уже после нескольких минут ведения непрерывного огня. Да и ленту (барабан, магазин), перезаряжать тоже придется.
Показатель массы во многом зависит от объема магазина с патронами. В таблице указан вес самого оружия без присоединенного к нему барабана или ленты. Снарядив оружие коробчатым магазином, масса увеличивается на 0,6 кг, а при присоединении барабана и вовсе возрастает до 6,8 кг. Модифицированные версии также отличаются от стандартного РПК своей массой, например, РПКС со снаряженным барабанным магазином весит 7,1 килограмма. Также не стоит забывать о весе сошек или прибора ночного виденья, прикрепленном к пулемету.
Благодаря использованию патрона 7,62×39 мм в качестве основного боеприпаса для стрельбы, инженерам «Молота» удалось добиться впечатляющих показателей мощности оружия. Несмотря на то, что начальная скорость пули составляет всего 745 мм, показатель дульной энергии колеблется в районе 3500 Дж – это значит, что снаряд полетит достаточно далеко, а выстрел будет очень громким. При стрельбе пулеметом по бетонной поверхности с расстояния в 100 метров проникающая способность пули составила почти 15 сантиметров.
Галерея
Пушка БР-2 калибр 152-мм. Дальность стрельбы. Размеры. Вес
После завершения Гражданской войны на вооружении Красной Армии имелось лишь незначительное количество орудий большой и особой мощности в основном иностранного производства. Орудия эти технически и морально устарели, возможности поддержания их в боеспособном состоянии были весьма ограничены. Поэтому в 1926 году Реввоенсовет СССР признал необходимым заменить орудия иностранного производства отечественной материальной частью и определил калибры орудий большой и особой мощности. Артиллерийским комитетом ГАУ (была намечена программа разработки проектов, чертежей и заказов опытных образцов орудий.
БР-2 – пушка 152-мм образца 1935 года разработана конструкторским бюро завода «Баррикады» в соответствии с этой программой, она предназначалась для борьбы с артиллерией противника и разрушения его тыловых оборонительных районов. Конструкция этой пушки в значительной степени унифицирована с конструкцией 203-мм гаубицы образца 1931 года. От гаубицы заимствован с небольшими изменениями лафет с гусеничным ходом, допускавший стрельбу непосредственно с грунта без использования специальных платформ.
Новым элементом системы являлся 152-мм ствол с поршневым затвором и пластическим обтюратором. Ствол был скрепленным, его длина составляла 47,1 калибра, длина нарезной части ствола — 36,9 калибра. Масса ствола с затвором достигала 5200— 5300 кг. Проводившиеся с декабря 1935 г. по январь 1936 г. полигонные испытания выявили многочисленные недостатки нового орудия. Тем не менее в марте 1936 г. ГАУ выдало заводу «Баррикады»» задание начать производство орудия, заменив, правда, скрепленный ствол стволом со свободной трубой.
В 1937 г. завод «Баррикады» изготовил малую серию из 7 орудий БР-2. Испытания их показали, что при стрельбе полным зарядом с начальной скоростью снаряда 880 м/с живучесть стволов составляет примерно 100 выстрелов. Поскольку пушки с такой живучестью выпускать было нельзя, срочно провели серию экспериментов со стволом увеличенной длины и с разной глубиной нарезки. По результатам этих испытаний в декабре 1938 г. приняли решение утвердить для серийного производства вариант пушки с углубленной нарезкой. Эта пушка стреляла осколочно-фугасными снарядами ОФ-551 массой 48,9 кг. Снаряд содержал 6,53 кг взрывчатых веществ, при стрельбе полным зарядом его начальная скорость составляла 880 м/с. он мог поражать цели на дальности до 25 750 м. Тренированный расчет мог вести стрельбу из пушки с темпом 1 выстрел в 4 минуты.
Масса 152-мм пушки образца 1935 года в боевом положении составляла 18 200 кг. Для орудия своего класса она была весьма подвижной, так как в походном положении разбиралась на две повозки, которые могли транспортироваться гусеничными тягачами со скоростью до 15 км/ч. Благодаря гусеничной ходовой части лафета проходимость системы была довольно высокой.
Казённая часть и органы наведения Бр-2, Центральный музей Вооружённых Сил, Москва
К началу Великой Отечественной войны было выпущено в общей сложности 37 152-мм пушек образца 1935 года. Из них 9 орудий находились в ремонте и на испытательных полигонах, а остальные числились в отдельном тяжелом пушечном полку РВГК и в двух отдельных тяжелых пушечных батареях (в каждой батарее было по 2 орудия). В состав попка входили 4 дивизиона трехбатарейного состава. В каждой батарее имелось по 2 орудия. Таким образом. по штату от 19.02.1941 г. в полку было 24 орудия. Кроме того, в нем имелись 104 трактора и 287 автомобилей. Численность личного состава полка составляла 2598 человек.
Из-за неблагоприятного для Красной Армии хода боевых действий на начальном этапе войны 152-мм пушки образца 1935 года, как и почти вся артиллерия большой и особой мощности, были отведены в тыл и вступили в действие лишь с конца 1942 г. Насколько можно судить по имеющимся сведениям, в сражениях Второй мировой войны не было потеряно ни одно орудие этой системы.
Пушка Бр-2 в Музее на Сапун-горе, Севастополь
Краткое описание, как выглядит
Устройство гаубицы
Гаубица состоит из ствола, противооткатных устройств, лафета и прицельных устройств. Ствол — из трубы, дульного тормоза, захватов, казённика и клинового затвора с вертикальным ходом. Противооткатные устройства состоят из гидропневматического накатника (46 атм) и гидравлического тормоза откатных частей. Лафет состоит из люльки, верхнего станка, нижнего станка, уравновешивающего механизма, приводов вертикальной и горизонтальной наводки, колёсного хода, механизмов подрессоривания, механизма крепления орудия по-походному. Прицельные устройства состоят из панорамного прицела ПГ-1 и телескопического прицела ОП-4М. Ствол, люлька, противооткатные устройства и прицельные устройства составляют качающую часть орудия, которая приводится во вращательное движение относительно оси цапф люльки ствола при наводке ствола в вертикальной плоскости. Качающая часть, верхний станок с боевым щитом и колёсным ходом, уравновешивающий механизм и привода наводки образуют вращающую часть, которая приводится во вращательное движение относительно оси боевого штыря верхнего станка при наводке ствола в горизонтальной плоскости. Нижний станок с тремя станинами и гидродомкратом (в ранней модификации механическим домкратом) образуют неподвижную при наводке ствола часть орудия. Домкрат используется для подъема гаубицы для разведения и сведения станин из походного положения в боевое и обратно.
Египетские скворечники и ливанские тираны
Совсем недавно перуанцы решили скрестить ужа с ежом: натовские гусеницы с советскимдрыном». В армии Перу мало денег, но достаточно много напрочь устаревших лёгких танков AMX-13. Штук 30 или 40 из них(может, несколько всё же оставят в качествесветляков-барабанщиков») планируют переделать в самоходные артиллерийские установки со 122-мм гаубицами Д-30(без колёс и опорных станин). Ко всей этой красоте добавили прибор ночного видения и современную рацию. Получившееся чудо назвали AMX-D30 Vulcano.
Могучая перуанская оборонка уже усиливала АМX-13/105 советскими противотанковыми ракетамиМалютка» и украинскими Р-2Барьер», а французов с 75-мм пушками превращала в самоходные ПТРК(противотанковый ракетный комплекс) Alacran с российскими ПТУРКорнет-Э».Вулканами» станут избежавшие пока модернизации танки.
122-мм самоходная гаубица AMX-D30 Vulcano
Перу в деле подобного САУ-строения далеко не первопроходец. История присобачивания буксируемых гаубиц Д-30 на танки началась на Ближнем Востоке. К 70-м годам в египетской армии ещё осталось достаточное количество танков Т-34, присланныхбольшим советским другом», но безнадёжно устаревших. Являться на дуэль даже с израильскимисупершерманами» со 105-мм пушками с калибром 85 мм было уже как-то некомильфо.
Поэтому решили переделать часть устаревших танков в САУ с суперсовременной на тот момент гаубицей Д-30. Потомки фараонов подошли к делу творчески и соорудили вокруг тела орудия огромныйбронескворечник» на частично срезанной башне.
Собственные конверсии на базе знаменитого танка Второй мировой делали и сирийцы. Некоторое количество гаубичных САУ захватили израильтяне и хвастают ими в экспозиции танкового музея в Латруне.
С Т-34 радикально решили разобраться и кубинцы. Они уже десятки лет рихтуют остатки советского наследия, чтобы хоть как-то усилить огневую мощь старой бронетехники. Когда-то в Заливе Свиней Т-34 бодро били по контрреволюционному десанту, а сейчас служат базой для тех же Д-30. Гаубицу умело вмонтировали в разрезанную родную башню, обеспечив круговое вращение.
В Ливане поступили очень просто. Д-30 с урезанными станинами просто приварили к корпусу танка Т-55. Зато расчёту легко дышать горным ливанским воздухом — и никакой проблемы загазованности в боевом отделении. В итоге получилсяТиран», который впервые показали в 2014-м году. Похожие системы поставлял Израиль для армии Южного Ливана во время Гражданской войны в этой стране.
Эритрейские товарищи собрали свою вариацию Су-122 на базе китайского танка Тип-69(копия советского Т-55). Получилось на вид не хуже, чем у Ливана, да ещё и откидные боковые бронелисты есть для защиты экипажа.
Йеменцы решили объединить Д-30 и советский арттягач АТС-59, который таскает эти самые гаубицы. Такие машины даже делали небольшой серией для йеменской армии.
В стране, осиянной светом единственно верного учения Чучхе, рассчитывают только на свои силы, ракеты и тысячи пушек. А гаубицы серийно ставят на переделанные бронетранспортёры модели 1973. Тело орудия со щитом — в открытом сверху корпусе БТРа. Дешёвое и сердитое решение в стиле немецких САУ времён Второй мировой. Впрочем, северным корейцам не впервые швейцарский нож изобретать.
САУ с гаубицей Д-30 на шасси БТР мод. 1973. Парад в Пхеньяне
Получился своеобразный вариант советскойГвоздики». ИменноГвоздику» и её многочисленных клонов можно назвать самым массовым типом самоходок под данное орудие. Хотя и для САУ 2С1 на базе Д-30 разработали специальную версию орудия под индексом Д‑32.
Самоходки 2С1Гвоздика» в Сирии
А вот на китайский аналог поставили не Д-32, а вполне стандартную лицензионную копию Д-30. На шасси БТРа YW 531Н построили несколько сотен машинТип-85» для китайской армии. Сейчас им на смену приходят более современные PLZ-07.
122-САУ PZL-07
В том же Египте применяют ещё один советско-натовский гибрид. На корпус американской САУ М-109 водрузили гаубицу Д-30 в бронерубке. Получилась установка SP-122, которую выпустили достаточно большой серией в 120 единиц.
Свою вариацию на шасси бронетранспортёра М113 соорудили и в Ливии, водрузив гаубицы в десантном отделении — для чего предварительно срезали крышу. Судя по снимку, можно даже говорить о некоейсерийности».
Но сейчас всё большую популярность обретают колёсные САУ и автолафеты с орудиями среднего и крупного калибра.
На вооружении
Современные операторы
- Азербайджан — 129 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Алжир — 160 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Ангола — 500 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Армения — 69 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Афганистан — 85 Д-30 оценивающиеся как небоеспособные, по состоянию на 2016 год
- Бангладеш — 54 Д-30 (используются под обозначением Тype-96), по состоянию на 2016 год
- Белоруссия — 48 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Босния и Герцеговина — 100 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Бурунди — 18 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Вьетнам — некоторое количество, по состоянию на 2016 год
- Гана — 6 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Гвинея-Бисау — 18 Д-30 и М-30, по состоянию на 2016 год
- Грузия — 58 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Джибути — 6 Д-30, по состоянию на 2016 год
- ДР Конго — 77 Д-30, М-30 и Тип-60, по состоянию на 2016 год
- Египет — 190 Д-30А, по состоянию на 2016 год
- Замбия — 25 Д-30, по состоянию на 2018 год
- Зимбабве — 4 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Израиль — 5 Д-30 на хранении, по состоянию на 2016 год
- Индия — 520 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Иран — 540 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Иракский Курдистан — не менее 6 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Йемен — 130 Д-30, по состоянию на 2012 год
- Казахстан — 400 Д-30, из них до 300 единиц на хранении, по состоянию на 2016 год
- Камбоджа — некоторое количество Д-30, по состоянию на 2016 год
- Киргизия — 72 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Китай — около 54 Type-96 (китайская копия Д-30), по состоянию на 2016 год
- Республика Конго — 10 Д-30, по состоянию на 2018 год
- Демократическая Республика Конго — некоторое количество Д-30, по состоянию на 2012 год
- КНДР — некоторое количество Д-30, по состоянию на 2016 год
- Куба — некоторое количество, по состоянию на 2016 год
- Лаос — 20 Д-30 и М-30, по состоянию на 2016 год
- Ливан — 9 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Ливия — некоторое количество Д-30, по состоянию на 2016 год
- Мавритания — 20 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Мадагаскар — 12 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Мали — 8 Д-30, по состоянию на 2012 год
- Монголия — около 300 Д-30, М-30 и МЛ-20, по состоянию на 2016 год
- Мозамбик — 12 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Мьянма — 100 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Нигерия — 37 Д-30 и Д-74, по состоянию на 2016 год
- Никарагуа — 12 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Оман — 30 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Пакистан — 80 Д-30 (используются под обозначением PRC), по состоянию на 2016 год
- Перу — 36 Д-30 на вооружении армии, ещё некоторое количество в морской пехоте, по состоянию на 2016 год
- Россия:
- Сухопутные войска — некоторое число, по состоянию на 2016 год. (4400 на хранении)
- Береговые войска ВМФ — некоторое число, по состоянию на 2017 год.
- Воздушно-десантные войска — 150 Д-30, по состоянию на январь 2017 год
- Войска национальной гвардии — 20 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Росгидромет — не менее 68 Д-30
- Южная Осетия: 12 Д-30 , по состоянию на 2008 год
- Руанда — 6 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Сейшельские Острова — 3 Д-30, поставлены из СССР в 1980 году
- Сербия — 78 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Сирия — некоторое количество Д-30, по состоянию на 2016 год
- Словакия — 19 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Сомали — 12 Д-30, по состоянию на 2012 год
- Судан — 21 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Таджикистан — 10 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Танзания — 20 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Туркмения — 350 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Узбекистан — 60 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Украина
- Сухопутные войска Украины — 75 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Высокомобильные десантные войска Украины — 54 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Национальная гвардия Украины — некоторое количество Д-30, по состоянию на 2016 год
- Финляндия — 234 (используются под обозначением 122 H 63), по состоянию на 2016 год
- Хорватия — 27 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Черногория — 12 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Эритрея — некоторое количество, по состоянию на 2016 год
- Эстония — 42 Д-30 (используются под обозначением H-63), по состоянию на 2016 год
- Эфиопия — 464 Д-30 и М-30, по состоянию на 2016 год
Бывшие операторы
- СССР
- ГДР — 395 Д-30, поставлены из СССР в период с по 1977 годы
- Ирак — 576 Д-30, поставлены из СССР в период с по 1988 годы
- Марокко — 10 Д-30, поставлены из СССР в 1981 году
- Чехословакия — 210 Д-30, поставлены из СССР в период с 1981 по 1985 годы
- Югославия — 120 Д-30, поставлены из СССР в 1976 году
- Южный Йемен — 72 Д-30, поставлены из СССР в 1980 году
Конструкция
Д-30 выполнен по двухвальной схеме, и состоит из компрессора, разделительного корпуса с коробками приводов агрегатов, камеры сгорания, турбины и выходного устройства. Модификации Д-30КП и Д-30КУ оснащены реверсивным устройством. Запуск двигателя автоматический, осуществляется от воздушного стартера. Система зажигания электронная, включает агрегат зажигания и 2 полупроводниковые свечи поверхностного разряда. Масляная система автономная, нормально замкнутая, циркуляционная. Все агрегаты масляной системы расположены на двигателе. Двигатель работает на авиационном керосине марок Т-1, ТС-1, РТ.
Устройство гаубицы Д-30
122-мм гаубица Д-30 предназначена для уничтожения живой силы противника, находящейся открытой территории или в укрытиях полевого типа, подавления огневых средств, включая самоходную и буксируемую артиллерию, разрушения укреплений неприятеля и проделывания проходов в заграждениях и минных полях.
Гаубица Д-30 состоит из лафета, ствола, противооткатных устройств и прицельных приспособлений. Заряжание орудия — раздельно-гильзовое. Подача снарядов осуществляется вручную. Боевой расчет – 6 человек.
Ствол орудия состоит из трубы, казенника, дульного тормоза, двух зацепов-креплений и затвора. Дульный тормоз является съемным.
Противооткатные устройства Д-30 – накатник и тормоз.
В конструкцию лафета входят люлька, уравновешивающий механизм, верхний и нижний станок, приводы наводки (вертикальной и горизонтальной), колеса, механизмы подрессоривания, крепление орудия в походном положении.
Прицельные приспособления Д-30 – телескопический и панорамный прицелы.
Гаубицу можно разделить на качающуюся, вращающуюся и неподвижную часть. В состав качающейся входят люлька, ствол, противооткатные устройства и прицельные приспособления. Эта часть орудия перемещается относительно оси цапф и обеспечивает вертикальную наводку гаубицы. Качающаяся часть вместе с колесами и щитом образует вращающуюся часть, которая перемещается вокруг боевого штыря верхнего станка и обеспечивает горизонтальную наводку орудия.
Нижний станок со станинами и гидродомкратом составляет неподвижную часть гаубицы.
Д-30 имеет клиновой полуавтоматический затвор, который обеспечивает высокую скорость стрельбы (около 8 выстрелов в минуту). Компоновка ствола с расположением сверху тормоза и накатника значительно уменьшает линию огня орудия (до 900 мм), что уменьшает габариты гаубицы и делает ее менее заметной. Кроме того, небольшая линия огня позволяет использовать Д-30 в противотанковой обороне.
Перевод гаубицы в боевое положение занимает всего две-три минуты. Одна станина остается неподвижной, две другие – раздвигаются на 120 градусов. Такое устройство лафета позволяет вести круговой огонь без перемещения орудия.
Стандартным тяговым средством для гаубицы Д-30 является автомобиль Урал-4320. По дорогам с твердым покрытием (асфальт, бетон) допустимая скорость транспортировки орудия составляет 80 км/ч. Для перемещения гаубицы по снегу используется лыжная установка — правда, вести с нее огонь невозможно. Небольшие габаритно-весовые характеристики орудия можно отнести к одному из главных достоинств Д-30. Именно они позволяют десантировать гаубицу парашютным способом или перевозить с помощью вертолета.
Для ведения огня Д-30 может использовать широкую номенклатуру боеприпасов. Наиболее распространенным является осколочно-фугасный снаряд, максимальная дальность стрельбы составляет 16 километров. Кроме того, орудие может вести огонь противотанковыми кумулятивными снарядами, осколочными, дымовыми, осветительными и специальными химическими боеприпасами. Гаубица Д-30 может также использовать активно-реактивные снаряды, в этом случае дальность стрельбы увеличивается до 22 км.
Страны-эксплуатанты
Ссылки[править | править код]
На вооружении[править | править код]
Современные операторыправить | править код
- Азербайджан — 129 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Алжир — 160 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Ангола — 500 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Армения — 69 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Афганистан — 85 Д-30 оценивающиеся как небоеспособные, по состоянию на 2016 год
- Бангладеш — 54 Д-30 (используются под обозначением Тype-96), по состоянию на 2016 год
- Белоруссия — 48 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Босния и Герцеговина — 100 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Бурунди — 18 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Вьетнам — некоторое количество, по состоянию на 2016 год
- Гана — 6 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Гвинея-Бисау — 18 Д-30 и М-30, по состоянию на 2016 год
- Грузия — 58 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Джибути — 6 Д-30, по состоянию на 2016 год
- ДР Конго — 77 Д-30, М-30 и Тип-60, по состоянию на 2016 год
- Египет — 190 Д-30А, по состоянию на 2016 год
- Замбия — 25 Д-30, по состоянию на 2018 год
- Зимбабве — 4 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Израиль — 5 Д-30 на хранении, по состоянию на 2016 год
- Индия — 520 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Иран — 540 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Иракский Курдистан — не менее 6 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Йемен — 130 Д-30, по состоянию на 2012 год
- Казахстан — 400 Д-30, из них до 300 единиц на хранении, по состоянию на 2016 год
- Камбоджа — некоторое количество Д-30, по состоянию на 2016 год
- Киргизия — 72 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Китай — около 54 Type-96 (китайская копия Д-30), по состоянию на 2016 год
- Республика Конго — 10 Д-30, по состоянию на 2018 год
- Демократическая Республика Конго — некоторое количество Д-30, по состоянию на 2012 год
- КНДР — некоторое количество Д-30, по состоянию на 2016 год
- Куба — некоторое количество, по состоянию на 2016 год
- Лаос — 20 Д-30 и М-30, по состоянию на 2016 год
- Ливан — 9 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Ливия — некоторое количество Д-30, по состоянию на 2016 год
- Мавритания — 20 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Мадагаскар — 12 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Мали — 8 Д-30, по состоянию на 2012 год
- Монголия — около 300 Д-30, М-30 и МЛ-20, по состоянию на 2016 год
- Мозамбик — 12 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Мьянма — 100 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Нигерия — 37 Д-30 и Д-74, по состоянию на 2016 год
- Никарагуа — 12 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Оман — 30 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Пакистан — 80 Д-30 (используются под обозначением PRC), по состоянию на 2016 год
- Перу — 36 Д-30 на вооружении армии, ещё некоторое количество в морской пехоте, по состоянию на 2016 год
-
Россия:
- Сухопутные войска — некоторое число, по состоянию на 2016 год. (4400 на хранении)
- Береговые войска ВМФ — некоторое число, по состоянию на 2017 год.
- Воздушно-десантные войска — 150 Д-30, по состоянию на январь 2017 год
- Войска национальной гвардии — 20 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Росгидромет — не менее 68 Д-30
- Южная Осетия: 12 Д-30 , по состоянию на 2008 год
- Руанда — 6 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Сейшельские Острова — 3 Д-30, поставлены из СССР в 1980 году
- Сербия — 78 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Сирия — некоторое количество Д-30, по состоянию на 2016 год
- Словакия — 19 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Сомали — 12 Д-30, по состоянию на 2012 год
- Судан — 21 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Таджикистан — 10 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Танзания — 20 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Туркмения — 350 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Узбекистан — 60 Д-30, по состоянию на 2016 год
-
Украина
- Сухопутные войска — 75 Д-30, по состоянию на 2020 год
- Десантно-штурмовые войска — 54 Д-30, по состоянию на 2020 год
- Национальная гвардия — некоторое количество Д-30, по состоянию на 2020 год
- Финляндия — 234 (используются под обозначением 122 H 63), по состоянию на 2016 год
- Хорватия — 27 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Черногория — 12 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Эритрея — некоторое количество, по состоянию на 2016 год
- Эстония — 42 Д-30 (используются под обозначением H-63), по состоянию на 2016 год
- Эфиопия — 464 Д-30 и М-30, по состоянию на 2016 год
Бывшие операторыправить | править код
- СССР
- ГДР — 395 Д-30, поставлены из СССР в период с по 1977 годы
- Ирак — 576 Д-30, поставлены из СССР в период с по 1988 годы
- Марокко — 10 Д-30, поставлены из СССР в 1981 году
- Чехословакия — 210 Д-30, поставлены из СССР в период с 1981 по 1985 годы
- Югославия — 120 Д-30, поставлены из СССР в 1976 году
- Южный Йемен — 72 Д-30, поставлены из СССР в 1980 году
Тактико-технические характеристики гаубицы Д-30А
– Принят на вооружение: 1963- Производитель: Завод № 9, ПМЗ (2А18 для САО 2С1)
Расчёт: 6 человек
Скорость снаряда Д-30А
– Начальная скорость осколочно-фугасного снаряда (заряд полный): 690 м/с- Начальная скорость осколочно-фугасного снаряда (заряд уменьшенный переменный): 270—565 м/с- Начальная скорость кумулятивного снаряда: 740 м/с
– Наибольшее давление пороховых газов: 250 МПа- Масса осколочно-фугасного снаряда: 21,76 кг- Масса кумулятивного снаряда: 14 кг- Масса заряда (полного): 4 кг
Дальность стрельбы Д-30А
– Наибольшая дальность стрельбы: 15,4 км
Габаритные размеры Д-30А
– Длина ствола с дульным тормозом (без шкворневой балки): 4,66 м (38клб)- Длина ствола без дульного тормоза: 4,3 м (35клб)- Длина нарезной части: 3,4 м- Длина гаубицы в походном положении: 5,4 м- Ширина гаубицы в походном положении: 2,2 м- Высота гаубицы в походном положении (без учёта фонарей): 1,8 м- Высота линии огня: 0,9 м- Длина гаубицы в боевом положении при угле возвышения 0°: 7,8 м- Расстояние между точками опоры лафета в боевом положении: 5,6 м- Клиренс (минимальный): 0,325 м
– Число нарезов: 36- Наибольший угол возвышения: 70°- Наименьший угол склонения: −7°- Горизонтальный обстрел при угле возвышения ствола от −5° до 18°: 360°- Горизонтальный обстрел при угле возвышения от +18° до 70° и при положении ствола между подвижными станинами: 66°- Горизонтальный обстрел при угле возвышения от +18° до 70° и при положении ствола между неподвижными и подвижными станинами: ±29°- Количество жидкости «Стеол М» в тормозе откатных частей: 10,3 л- Количество жидкости «Стеол М» в накатнике: 9,7 л- Количество жидкости «Стеол М» в уравновешивающем механизме: 0.45 л- Начальное давление в накатнике: 4.6 МПа- Нормальная длина отката: 0,74-0,93 м- Давление в уравновешивающем механизме: 6МПа
Вес Д-30А
– Гаубица в боевом положении: 3200 кг.- Гаубица в походном положении: 3290 кг.- Ствол: 1,05 т- Затвор: 30 кг- Качающая часть: 1,5 т- Откатная часть: 1,23 т- Люлька: 210 кг- Тормоз откатных частей в собранном виде: 75 кг- Верхний станок: 212 кг- Нижний станок с неподвижной станиной: 318 кг- Станины (две): 310 кг- Накатник в собранном виде: 73 кг- Колёса со ступицей: 148 кг- Лыжная установка: 270 кг
Скорострельность Д-30А
– Скорострельность гаубицы: 6-8 выстр/мин- Время перевода из походного положения в боевое: 1,5-2,5 мин
– Наибольшая скорость транспортировки: 80 км/ч
Память
Помощь осужденным гражданам со стороны надзирающего инспектора
Боеприпасы гаубицы М-30
М-30 стреляла всем ассортиментом 122-мм гаубичных снарядов, в том числе разнообразными старыми гранатами русского и импортного производства. После Великой Отечественной войны к указанному ниже ассортименту снарядов добавились новые типы боеприпасов, например, кумулятивный снаряд 3БП1.
Стальная осколочно-фугасная граната 53-ОФ-462 при установке взрывателя на осколочное действие при своём разрыве создавала около 1000 убойных осколков, эффективный радиус поражения живой силы составлял около 30 м (данные получены по советской методике измерения середины XX века). При установке взрывателя на фугасное действие граната после разрыва оставляла воронки до 1 м глубиной и до 3 м в диаметре. В начале 1970-х годов на вооружение 122-мм гаубиц 2С1, Д-30 и М-30 поступили новые боеприпасы 3ОФ24. Вместо тротила в качестве взрывчатого вещества был использован состав A-IX-2, благодаря чему эффективность снарядов 3ОФ24 по сравнению с 53-ОФ-462 была увеличена в 1,2—1,7 раза. С 1982 года на вооружение 122-мм гаубичных систем поступил снаряд 3ОФ56 и 3ОФ56-1 повышенного могущества.
Кумулятивный снаряд 53-БП-460А пробивал под углом 90° броню толщиной до 100—160 мм (в разных источниках приводятся разные данные). Прицельная дальность стрельбы по движущемуся танку — до 400 м. Послевоенный кумулятивный снаряд 3БП1 пробивал под углом 90° — 200 мм, 60° — 160 мм, 30° — 80 мм.
Расчет 122-мм гаубицы М-30 ведет огонь по противнику на одной из улиц Вены.
Боевое применение
М-30 использовалась для стрельбы с закрытых позиций по окопанной и открыто расположенной живой силе противника. Её с успехом применяли также для разрушения вражеских полевых фортификационных сооружений (траншей, блиндажей, ДЗОТов) и проделывания проходов в проволочных заграждениях при невозможности использования миномётов. Заградительный огонь батареи М-30 осколочно-фугасными снарядами представлял определённую угрозу и для бронетехники противника. Образующиеся при разрыве осколки были способны пробить броню до 20 мм толщиной, что было вполне достаточно для поражения бронетранспортёров и бортов лёгких танков. У машин с более толстой бронёй осколки могли вывести из строя элементы ходовой части, орудие, прицелы.
Для поражения танков и самоходок противника при самообороне использовался кумулятивный снаряд, введённый в 1943 году. При его отсутствии артиллеристам предписывали стрелять по танкам осколочно-фугасными снарядами с установкой взрывателя на фугасное действие. Для лёгких и средних танков прямое попадание 122-мм фугасного снаряда во многих случаях было фатальным, вплоть до срыва башни с погона. Тяжёлые «Тигры» были гораздо более устойчивой целью, но в 1943 году немцами был зафиксирован случай нанесения тяжёлых повреждений танкам типа PzKpfw VI Ausf H «Тигр» при боевом столкновении с советскими САУ СУ-122, вооружёнными гаубицами М-30.
Расчет советской 122-мм гаубицы М-30 на позиции на косе Фрише-Нeрунг (Frische Nehrung, ныне Балтийская коса). 11-я гвардейская армия.
Модификации
- L-39O — вооружённый учебно-тренировочный самолёт, разработанный в 1973—1976 годах. Может использоваться в качестве лёгкого штурмовика, имеются четыре подкрыльевых узла подвески вооружения.
- L-39ZA — дальнейшее развитие L-39ZO с установкой под фюзеляжем двуствольной пушки ГШ-23.
- L-39 — буксировщик воздушных мишеней.
- L-39MS (L-59 Super Albatros) — модификация с новым турбореактивным двигателем модульной конструкции ДВ-2, имеющим тягу 2200 кгс, катапультируемыми креслами класса «0-0» и новым электронным оборудованием. Первый полёт совершил в 1986 году. Произведено 80 единиц.
- Л-39 — украинская демилитаризированная модификация L-39C для гражданского использования, представленная в начале 2010 года.
- Л-39М1 — украинская модернизация Л-39: замена двигателя АИ-25ТЛ на модернизированный АИ-25ТЛШ (увеличена тяга с 1720 до 1850 кг и вдвое (с 8—12 секунд до 5—6 секунд) уменьшилось время приёмистости), усовершенствована система управления силовой установкой и бортовым аварийно-эксплуатационным регистратором полётной информации с дополнительными датчиками и устройствами. Разработан в 2002—2009 годах, приказом министра обороны Украины № 347 от 8 июля 2009 года принят на вооружение ВВС Украины.
- Л-39М — украинская модификация Л-39, разработка которой была завершена в 2013 году. Отличается от базового варианта наличием бортового тренажёрного комплекса БТК-39, который предназначен для имитации работы прицельного комплекса истребителя МиГ-29. Является летающим тренажёром для подготовки пилота к боевой работе на истребителе МиГ-29. Принят на вооружение вооружённых сил Украины 4 марта 2015 года
- L-159 — создан на базе L-59.
Кроме того, в 1987 году на основе конструкции L-39 для ВВС Румынии был создан учебно-боевой самолёт IAR-99 «Şoim», а в июле 2014 года было объявлено о разработке L-39 — модификации с двигателем Williams FJ44. 12 октября 2018 года состоялась премьера модификации L-39NG. Лётные испытания ожидаются до конца года.