Российский разведывательно-ударный бпла «орион»: история создания, конструкция, ттх, основные отличия от иностранных аналогов, перспективы применения
Содержание:
- История
- Планер
- Боеприпасы
- Вооружение
- Описание автомобиля
- Варианты полезной нагрузки
- Использование БПЛА «Орион»
- Галерея[править | править код]
- Бортовое оборудование
- История разработки
- Кольцо Гималии
- Проблемы даты рождения
- «Точнее поражать объекты противника»
- Особенности написания рапорта
- Виды и требования к поилкам для свиней, как сделать своими руками и установка
- «Взаимодействие с самолётом-лидером»
- Сравнение с аналогами
- История создания беспилотного летательного аппарата «Орион»
- Перспективная платформа
- Полезная нагрузка
История
Разработка БПЛА велась по заказу Минобороны России с 2011 года. В рамках опытно-конструкторской работы БПЛА проходил с шифром «Иноходец». Головным разработчиком и исполнителем работ стало подразделение компании «Транзас» из Санкт-Петербурга, занимающееся разработкой БПЛА, в дальнейшем переименованное в «Кронштадт» и приобретенное АФК «Система».
Из отчёта НПК СПП за 2014 год стало известно, что СПП разрабатывает оптико-электронную станцию для БПЛА «Орион», серийное производство запланировано в 2017 году (30 изделий ежегодно).
Первый опытный образец для проведения лётных испытаниях изготовлен в 2015 году. В том же году опытный образец «Ориона» был замечен на рязанском аэродроме Протасово.
Испытания начались в Лётно-исследовательском институте им. Громова в первой половине 2016 года.
Экспортная версия данного БПЛА была представлена на авиасалоне МАКС-2017.
На форуме «Армия-2018» группа «Кронштадт» представила блок управления вооружением для беспилотника. В 2018 году «Орион» испытали на применение авиабомб. В том же году беспилотник побывал в Сирии, но без применения вооружения.
На авиасалоне «МАКС-2019» стало известно, что Минобороны России получит один комплекс до конца года.
В ноябре «Орион» начал поступать в опытно-войсковую эксплуатацию в ВКС России; 16 ноября один аппарат упал в Рязанской области.
В декабре 2019 года на коллегии Министерства обороны С. Шойгу рассказал, что этот тип беспилотника в ударном варианте был впервые испытан в реальной боевой работе в Сирии. Ранее сообщалось, что в предыдущие годы «Орион» тестировался там в невооруженной конфигурации.
20 апреля 2020 года информационное агентство ТАСС сообщило, что Группа «Кронштадт» и Минобороны России подписали акт приёмки первого беспилотного комплекса «Орион» в составе трёх машин.
В апреле 2021 года пресс-служба компании сообщила, что «Компания „Кронштадт“ начала строительство в Дубне первого в России завода по серийному производству беспилотных летательных аппаратов. Завод будет построен в рекордно короткие сроки — запуск производства запланирован уже на ноябрь 2021 года». «Инвестиции в проект составят более 4 млрд рублей». По словам источника в оборонно-промышленном комплексе, которые привело РИА Новости, «новое производство позволит закрыть потребности в беспилотниках „Иноходец“ как со стороны Минобороны, так и других заказчиков».
Планер
Планер средних размеров, нормальной аэродинамической компоновки имеет прямое крыло и хвостовое оперение V-образной формы. Фюзеляж имеет большое удлинение, несимметричное поперечное сечение. Для сокращения массы при сохранении показателей прочности планер изготавливается из композиционных материалов.
Крыло — среднерасположенное, прямое, большого удлинения с небольшим сужением с развитой механизацией. Все основные средства механизации управляются с помощью электро-дистанционной системы управления (ЭДСУ).
Перед передней стойкой и за ней имеются внутренние объемы для размещения полезной нагрузки, крепления для необходимого оборудования и его обтекателей.
Замечание: Нет ни слова о силовой установке (двигателях).
Боеприпасы
Из помпового ружья можно стрелять как дробовыми патронами, так и пулями. Наиболее распространен 12-й калибр, гораздо меньше 10, 16, 20 и 36 (.410) калибры. Наша оружейная промышленность пока освоила 12-й (ИЖ-81, ТОЗ-94, ТОЗ-194) и 16-й (Бекас) калибры.
12-й калибр на международном рынке встречается трех типоразмеров: 12×70 (2 3/4 дюйма), 12×76 (3 дюйма) — Магнум и 12×89 (3 1/2 дюйма) — Супер Магнум. Общая эффективность выстрела, как и отдача воспринимаемая стрелком, растет с увеличением этих параметров. На каждый ствол наносится клеймение, содержащее информацию и о том, какие патроны разрешено в нем применять. В стволе с патронником длиной 70 мм невозможно использовать патроны с гильзой 76 или 89 мм. Ствол с клеймением 12×70 и 12×76 позволяет использовать оба типа патронов и т.д.
Вооружение
Еще на этапе разработки летательного аппарата негласно обговаривалась возможность нести бомбы и неуправляемые ракеты. Специально для беспилотников были сконструированы боеприпасы малого калибра. Основные условия диктовала ограниченность грузоподъемности летательного аппарата. Макеты такого вооружения были продемонстрированы незадолго до официального показа Ориона. В арсенале беспилотника имеется целый набор управляемых авиабомб. Они бывают двух типов: массой по 20 кг и массой по 50 кг.
С подобным зарядом изготавливаются бомбы КАБ-50, которые оснащены инфракрасной головкой самонаведения. Более простой вариант бомбы – неуправляемый снаряд ФАБ-50. Меньшая по калибру авиабомба КАБ-20 несет в себе 7 кг заряда при общей массе 21 кг. Ее модифицированные варианты снабжены системами лазерного и спутникового наведения.
Управляемые ракеты для беспилотников получили индекс Х-50. Их длина составляет 1,8 м, а диаметр – 180 мм. Ракета имеет массу 50 кг, причем 20 кг из них – масса боевой части ракеты. Летно-технические характеристики управляемой ракеты Х-50 пока официально не опубликованы.
Описание автомобиля
Полная масса автомобиля составляет 3,5 тонны. А это значит, что управлять ею может каждый, кто получил права на вождение легкового автомобиля, то есть открыл категорию «В». По этой же причине нет проблем с проездом «Газели» по городским улицам. Радиус поворота автомобиля — 5,5 м (меньше, чем у большинства «легковушек»). Грузоподъемность — 1,5 тыс. кг, что делает выгодным перевозки данным видом автотранспорта на небольшие расстояния. Погрузочная высота кузова составляет 1 м, что позволяет осуществлять загрузку без применения специальных средств. Длина кузова машины — 3 м, ширина — 1,95, высота борта — 40 см.
Можно особо не переживать по поводу дорожных условий, находясь за рулем автомобиля «Газель 3302». Технические характеристики дорожного просвета — 17 см — позволяют ему ехать по бездорожью. Конечно, это не вездеход, но российские дороги машине не страшны. Особенно, если она загружена «под завязку».
Кроме обычного варианта, где ведущей является задняя ось, существуют модификации с полным приводом. Такой автомобиль преодолеет даже размытую дождем грунтовку.
Варианты полезной нагрузки
Внутри наземного пункта управления БПЛА.В состав «экипажа» дрона входят два оператора и командир.
Для осуществления разведки и наблюдения за местностью на борту БПЛА «Орион» устанавливается следующее оборудование:
- Обзорно-прицельная оптико-электронная система. Установлена на гиростабилизированной платформе, размещаемой в носовом внутреннем отсеке фюзеляжа. В состав этой системы входят два тепловизора, широкоугольная телекамера и лазерный дальномер-целеуказатель.
- Обзорная радиолокационная станция. Устанавливается в центральном внутреннем отсеке фюзеляжа и закрывается снизу радиопрозрачным колпаком.
- Система аэрофотосъемки высокого разрешения. Устанавливается вместо обзорной РЛС и состоит из набора цифровых фото- и видеокамер, размещенных на гиростабилизированной платформе.
- Система сбора информации о радарах ПВО противника. Принимает радиоволны и определяет местонахождение их источников. Устанавливается в центральный внутренний отсек фюзеляжа.
- Аппаратура радиоэлектронной борьбы.
Использование БПЛА «Орион»
Беспилотник Орион стал первым разведывательно-ударным комплексом в российской армии. Ожидается, что с течением времени на вооружение поступят самые разные модификации боеприпасов, а также Орион будет использован, как платформа для создания альтернативных изделий с другими характеристиками. Штатные оптические средства аппарата позволяют вести наблюдение и поиск целей на местности. При помощи АСП Орион может наносить удары по наземным и надводным целям в радиусе несколько километров.
Беспилотники отличаются высоким боевым потенциалом, что неоднократно демонстрировалось в реальных вооруженных конфликтах. Разведывательно-ударные аппараты могут выступать, как дополнение к пилотируемой тактической авиации. Они берут на себя ряд трудоемких задач, а также снижают риск для людей. К сожалению, Россия отстает в производстве подобных аппаратов от Китая, Израиля и США. Но с поставкой в ВС комплекса «Орион» наша армия шагнула вперед на несколько лет в своем развитии. Учитывая, что в кратчайшие сроки планируется создание полноценного флота беспилотников с расширенными функциями, можно отметить, что мы сможем наверстать отставание за несколько лет.
Галерея[править | править код]
Бортовое оборудование
Обзорно-прицельная оптико-электронная станция, устанавливаемая в носовом отсеке БПЛА «Орион».
БПЛА «Орион» отличается весьма высоким уровнем автоматизации управления. В частности, при взлете и посадке вмешательство оператора в подавляющем большинстве случаев не требуется, хотя сама такая возможность всё же сохранена. В целом оборудование, обеспечивающее полет БПЛА, состоит из следующих элементов:
- Навигационная система. Текущее местонахождение летательного аппарата определяется благодаря использованию акселерометров и гироскопических устройств, а также с использованием данных, полученных через спутниковую антенну модулем GPS/ГЛОНАСС.
- Аппаратура связи с наземным пунктом управления.
- Система диагностики и контроля оборудования
- Система автоматического управления.
При заходе на посадку «Орион» способен использовать не только модуль спутниковой навигации, но и специальный двухдиапазонный радар. При наличии интенсивных помех вместо него может быть использована лазерная система. В Сирии, по ряду свидетельств, успешное тестирование прошли все три варианта автоматической посадки.
Поскольку начиная примерно с 2015 года «Орион» начал рассматриваться не только как разведывательный, но и ударный дрон, на его борту появилась боевая информационно-управляющая система (БИУС), обеспечивающая применение высокоточного оружия.
История разработки
Разработка беспилотника началась в 2011 году по прямому заказу Министерства обороны РФ. На стадии разработки проект получил название «Иноходец», а сам разработчик, АФК «Система» или «Кронштадт» на тот момент имело название «Транзас». Эта компания уже имела солидный опыт в создании беспилотных летательных аппаратов, поэтому заказ для оборонки отдали именно инженерам из Санкт-Петербурга.
Работы по созданию аппарата были сопряжены с необходимостью разработки оптико-электронной станции, чем и занялась в 2014 году Научно-производственная корпорация «Системы прецизионного приборостроения» (АО «НПК «СПП»). Планировалось, что с 2017 года начнется серийное производство таких станций по 30 единиц в год. Опытный образец «Орион» был подготовлен для летных испытаний уже к 2015 году. В реалии беспилотник увидели на аэродроме Протасово в том же году. К 2016 году в работу включился Летно-исследовательский институт им. Громова. А в 2017 году на авиасалоне МАКС-2017 Россия представила экспортный вариант «Ориона».
В декабре 2019 года С.К. Шойгу заявил, что БПЛА в боевой комплектации успешно прошел испытания в Сирии. Группа «Кронштадт» и Министерство обороны РФ подписали акт приемки комплекса Орион 20 апреля 2020 года. Это знаменательное событие говорит о том, что российский аппарат дальнего действия успешно прошел все испытания и теперь будет серийно поставляться в войсковые части ВКС.
Кольцо Гималии
Проблемы даты рождения
Сейчас официальной датой считается 18 декабря 1878-го, хотя в детстве именины политического лидера праздновали 6.12, а сам Джугашвили впоследствии сдвинул свой день рождения на 21 число, чтобы сбить с толку полицейские власти.
«Точнее поражать объекты противника»
Помимо Sukhoi, флагманом отечественной беспилотной промышленности является «Кронштадт». При участии этой компании разрабатывается тяжёлый турбовинтовой БПЛА «Альтиус-У». В августе 2019 года он совершил свой первый полёт. По информации Минобороны, аппарат «способен выполнять весь спектр разведывательных задач с применением оптических, радиотехнических и радиолокационных средств и находиться в воздухе более суток».
В конце августа «Известия» со ссылкой на источники в Главном штабе ВМФ и ВКС сообщили, что «Альтиус-У» планируется выпускать в двух версиях — разведывательной и ударной. Первая модификация беспилотника будет оснащена сверхдальними радиолокаторами и новейшим оптико-электронным оборудованием, вторая — противокорабельной ракетой (предположительно, X-35).
Масса «Альтиуса-У» составляет порядка 5—6 тонн, боевая нагрузка — 1—2 тонны (по разным данным), размах крыла — 28,5 м, длина корпуса — 11,6 м, крейсерская скорость — 150—250 км/ч.
БПЛА способен подниматься на высоту 12 тыс. м и преодолевать расстояние до 10 тыс. км.
Однако главным детищем «Кронштадта» считается беспилотник «Орион». Масса БПЛА составляет 1 тонну, боевой нагрузки — 200 кг. Размах крыльев аппарата достигает 16 м, длина корпуса — 8 м, потолок высоты — 7,5 км. В воздухе БПЛА может находиться до 24 часов, но дальность его полёта невелика — 300 км.
Также по теме
«Многофункциональная машина»: на что способен модернизированный российский истребитель МиГ-31БМ
Авиационный полк на Камчатке пополнился модернизированным сверхзвуковым высотным истребителем-перехватчиком МиГ-31БМ, сообщает сайт…
Сейчас «Кронштадт» создаёт модернизированную версию «Ориона». Её макет был представлен в августе на МАКС-2019 (Жуковский). Как рассказал в интервью RT генеральный директор «Кронштадта» Сергей Богатиков, БПЛА имеет дополнительный контур управления, который позволяет интегрировать аппарат в информационные системы РФ и зарубежных государств.
«Кронштадта» в 2022 году планирует поднять в воздух перспективный тяжёлый беспилотник «Сириус». Как рассчитывают в компании, БПЛА будет способен преодолевать расстояние 10 тыс. км и находиться в воздухе до 40 часов. Масса полезной нагрузки беспилотника — 1 тонна, длина — 13 м, размах крыльев — 30 м, крейсерская скорость — 295 км/ч, высота полёта — до 12 км.
Как отметил беседе с RT Сергей Богатиков, «Сириус» будет управляться с помощью спутникового канала. Аппарат не будет привязан к традиционным средствам связи, поэтому, как полагает руководитель «Кронштадта», беспилотником будет проще управлять в условиях труднодоступной местности, где часто прерывается радиосигнал.
«Самое главное, что дают разведывательно-ударные БПЛА, — это отсутствие риска для военнослужащих на театре военных действий. Современные беспилотники способны поражать широкий спектр целей — бронетехнику, инженерные сооружения, живую силу, объекты инфраструктуры. В принципе, всё то же самое, что делает пилотируемая оперативно-тактическая авиация», — сказал Багдасарян.
В свою очередь, Дмитрий Дьяконов считает, что разведывательно-ударные беспилотники РФ будут применяться в основном для нанесения точечных ударов. Именно с этой целью КТРВ создаёт малогабаритные боеприпасы.
«Мировой опыт свидетельствует о том, что пилотируемая боевая авиация не потеряет своего ведущего значения с широким распространением тяжёлых БПЛА. Однако беспилотники станут, например, незаменимыми помощниками при проведении спецопераций за рубежом. Малогабаритными ракетами и бомбами они смогут точнее поражать объекты противника», — подытожил Дьяконов.
Особенности написания рапорта
Единого образца рапорта для военнослужащего, который хочет получить подъемные, нет. Тем не менее, существует несколько требований, от соблюдения которых зависит, выдаст ли государство необходимые средства.
- Рапорт пишется на чистом листе формата А4.
- В верхнем правом углу указывается, кому адресуется рапорт. Необходимо написать данные командира (фамилию, имя и отчество и его воинское звание).
- Затем следует абзац, описывающий ситуацию — основание для выдачи подъемных. Если рапорт пишется уже в новой части, надо написать название и номер документа о переводе. После указываются личные данные всех, кто прибыл с военнослужащим.
- Следующим абзацем идет перечисление всех приложенных документов, после чего бумага подписывается и ставится дата.
Рапорт подается с прикрепленными к нему официальными бумагами:
- приказом о приеме в новый гарнизон;
- паспортом гражданина России с отметкой о регистрации по адресу нового жилья;
- документом, содержащим данные о регистрации по месту пребывания (в случае переезда за рубеж или зачисления на учебу);
- справкой о составе семьи, которую выдают на основании записи в личном деле;
- выпиской из домовой книги, подтверждающей законность проживания на новом месте;
- документом, удостоверяющим личность второго супруга;
- свидетельством о браке;
- свидетельствами о рождении всех детей (или паспортами, если дети старше 14 лет);
- отметкой о пересечении российской границы (при выезде за рубеж).
Виды и требования к поилкам для свиней, как сделать своими руками и установка
«Взаимодействие с самолётом-лидером»
Борис Обносов не уточнил, для каких моделей БПЛА создаются малогабаритные боеприпасы. Однако известно, что Sukhoi и «Кронштадт» последние годы разрабатывают несколько разведывательно-ударных БПЛА тяжёлого класса.
Наиболее выдающимися возможностями, по мнению экспертов, обладает беспилотник С-70 «Охотник». Первый полёт аппарат совершил в августе прошлого года, а в сентябре поднялся в воздух вместе с истребителем пятого поколения Су-57.
«Во время полёта было отработано взаимодействие между БПЛА «Охотник» и самолётом-лидером по расширению радиолокационного поля истребителя и целеуказанию для применения авиационных средств поражения большой дальности без захода Су-57 в зону условного противодействия ПВО», — сообщили в Минобороны.
С-70 оснащён однодвигательным силовым агрегатом (предположительно, АЛ-41Ф-1), нетрадиционным для отечественной авиастроительной школы.
«Выбор в пользу однодвигательной установки действительно кажется необычным. Однако это не дань какой-либо моде. Необходимость в таком силовом агрегате продиктована сложными инженерными расчётами, направленными на обеспечение заданных лётных характеристик», — отметил Дьяконов.
Также по теме
Виртуальный двойник: как техобслуживание боевых самолётов ВКС России переводят в цифру
Российские учёные создают для ВКС интерактивное электронное техническое руководство (ИЭТР). Появление этой системы должно значительно…
Характеристики «Охотника» не раскрываются, однако на кадрах полёта в паре с Су-57 видно, что по размерам он близок к пилотируемому истребителю ВКС. Эксперты полагают, что масса С-70 составляет порядка 20 тонн, всё вооружение БПЛА размещается внутри фюзеляжа.
Заслуженный лётчик РФ генерал-майор Владимир Попов в разговоре с RT предположил, что по ряду систем и агрегатов «Охотник» будет унифицирован с Су-57. Кроме того, обе машины, по его мнению, будут действовать на поле боя в едином тактическом звене.
«Велика вероятность, что в будущем задачу прорыва ПВО противника будет выполнять звено в составе двух истребителей и трёх тяжёлых БПЛА. Речь идёт о связке Су-57 и «Охотника», — рассуждает Попов.
Схожей точки зрения придерживается и Эдуард Багдасарян. Правда, по его мнению, «Охотник» сможет также выполнять задачи совместно с другими истребителями ВКС. Кроме того, как считает эксперт, С-70 способен действовать автономно, поскольку обладает грузоподъёмностью, сравнимой с некоторыми истребителями.
«Полезная нагрузка «Охотника», как я думаю, составляет около четырёх тонн. Конечно, этот показатель будет меняться в зависимости от количества топлива, дальности и высоты полёта. Тем не менее очевидно, что перед «Охотником» открываются широкие перспективы. Он сможет нести бомбы разного калибра, его арсенал будет весьма разнообразен», — отметил Багдасарян.
Сравнение с аналогами
Орион-Э (эксп.) | Bayraktar TB2 | Hermes 900 | IAI Heron | MQ-1C Grey Eagle | Wing Loong | |
---|---|---|---|---|---|---|
Внешний вид | ||||||
Разработчик | АО Кронштадт | Baykar Makina | Elbit Systems | IAI | General Atomics | CAIC |
Первый полёт, год | 2016 | 2014 | 2009 | 1994 | 2004 | 2009 |
Размах крыла, м | 16,3 | 12 | 15,3 | 16,6 | 17 | 14 |
Длина, м | 8 | 6,5 | 8,3 | 8,5 | 8,5 | 9,05 |
Высота, м | 3,2 | н/д | н/д | 2,3 | 2,1 | 2,77 |
Макс. взлётная масса, кг | 1100 | 650 | 970 | 1150 | 1450 | 1100 |
Масса полезной нагрузки, кг | 250 | 150 | 300 | 250 | 260+225 | 200 |
Макс. скорость, км/ч | н/д | 222 | 220 | 240 | 250 | 280 |
Крейсерская скорость, км/ч | 120—200 | 130 | 110—145 | 130 | 110—120 | н/д |
Макс. потолок, км | 8 | 8,2 | 9,15 | 9,15 | 8,85 | 5 |
Продолжительность полёта, ч | 24 (с грузом 60 кг) | 24 | 36 | 46 | 30 | 20 |
Радиус применения, км | 250300 (с БЛА-ретранслятором) | 150 | н/д | 3001000 (в автономном реж.) | н/д | н/д |
Дальность полёта, км | н/д | н/д | 1500 | н/д | н/д | 4000 |
Двигатели | АПД-110/120 | Rotax 912 | Rotax 914 °F | Rotax 914 °F | Thielert Centurion 1.7 | н/д |
Мощность, л. с. | 120 | 100 | 115 | 115 | 135 | н/д |
Стоимость (с компл. управл.) | н/д | ~70 млн $ | н/д | н/д | ~91 млн $ | н/д |
История создания беспилотного летательного аппарата «Орион»
В конце «нулевых» годов интерес российского Министерства обороны к военным дронам заметно вырос. Причиной для этого стали как успехи израильских и американских БПЛА, так и опыт, полученный в ходе короткого военного конфликта в Грузии
Первоначально основное внимание было обращено на разведывательные беспилотники. Следует отметить, что несколько образцов подобной техники на вооружении российской армии уже имелось («Пчела», «Типчак», старые Ту-143), однако их возможности оставались довольно ограниченными
Точная дата начала работ по проекту БПЛА «Орион» остается неизвестной. В 2011 году Министерство обороны подписало контракт на разработку этого дрона с петербургской компанией «Транзас», причем в конструкторской документации аппарату первоначально присвоили шифр «Иноходец».
Полноразмерный макет БПЛА «Орион», демонстрировавшийся на авиасалоне МАКС-2017.
Тем не менее существует постановление российского правительства от 9 апреля 2010 года, в котором говорится об успешном размещении на борту БПЛА «Орион» многофункциональной бортовой радиолокационной системы МФ-2.
С самого начала наиболее проблемным элементом будущего БПЛА «Орион» была его силовая установка. Разработке поршневых авиационных двигателей малой мощности в СССР почти не уделяли внимания, а в России этим и вовсе не занимались. Поэтому в Министерстве обороны посчитали, что лучшим выходом из положения станет копирование какого-либо иностранного мотора и его последующая адаптация. На первый взгляд такое решение выглядит вполне оправданным, но при его выполнении возникли новые трудности.
Дело в том, что импортный двигатель мощностью в сто лошадиных сил, взятый в качестве исходного образца, комплектовался электроникой, которая не давала возможности эксплуатировать его в режимах, необходимых для полноценной эксплуатации БПЛА. Система управления блокировала включение режима турбонаддува, а при принудительном снятии этого ограничения начинали прогорать поршни.
В результате на первые опытные экземпляры БПЛА «Орион» устанавливали «безнаддувную» модификацию мотора, у которой, кроме того, не имелось механизма регулировки шага винта.
Двигатель АПД-115Т, продемонстрированный в 2015 году.
Вскоре удалось создать новую систему управления двигателем, но после её установки «всплыли» очередные проблемы – российская электроника использует ток с напряжением 27 вольт, а сам мотор и его отдельные механизмы были рассчитаны на 12 вольт.
Из-за отсутствия контрольно-измерительной аппаратуры многие недоработки в блоке управления силовой установкой долгое время не удавалось точно диагностировать и устранить. Соответствующие приборы были получены лишь в 2018 году, причем по состоянию на май 2020 года инженерный центр «Итлан», непосредственно занимавшийся двигателем БПЛА, всё ещё не имел целого ряда комплектующих, необходимых для устранения выявленных недостатков. Кроме того, так и не была завершена работа над программным обеспечением электронного блока управления.
Весной 2020 года первые три БПЛА «Орион» поступили на вооружение российской армии. Акт о приемке этих машин подписали представители Министерства обороны. Все три дрона были оборудованы двигателями АПД-115, отгруженными еще в 2019-м – то есть со всё ещё не устраненными недоработками, не прошедшими полный цикл государственных испытаний. Эти моторы «довели до ума» буквально вручную, но для крупносерийного производства такой подход не годится.
Перспективная платформа
Разработка проекта «Орион» по заказу Министерства обороны РФ началась в 2011 году группой «Кронштадт». Первый опытный образец был изготовлен в 2015 году, после чего начались его испытания. Экспортная версия была представлена на авиасалоне МАКС-2017.
«Орион» является средневысотным беспилотником с большой продолжительностью полёта — в воздухе он может находиться до 24 часов. Масса БПЛА составляет 1 т, боевой нагрузки — 250 кг. Размах крыльев аппарата достигает 16 м, длина корпуса — 8 м, потолок высоты — 7,5 км.
В носовой части «Ориона» расположено обзорно-прицельное оборудование, а в центре фюзеляжа — цифровая радиотехническая аппаратура, включая станцию постановки помех. На «Орионе» установлен двигатель АПД-110/120 разработки компании «Агат» мощностью 120 л. с. и массой 105 кг.
- БПЛА «Орион»
- РИА Новости
По информации разработчика, «Орион» оснащён оптико-электронной системой с телевизионным и инфракрасными каналами, цифровым аэрофотокомплексом высокого разрешения, радиолокационными средствами и аппаратурой пеленгации источников радиоизлучения. Программное обеспечение «Ориона» позволяет обрабатывать собранные данные, формирует для эксплуатанта различные отчёты и донесения.
Кроме корректируемых малогабаритных авиационных бомб КАБ-20, разработанных ФГУП «ЦНИИХМ», беспилотник может быть снаряжен целым рядом различных авиационных средств поражения. Так, на форуме «Армия-2020» он был представлен с авиационной малогабаритной управляемой ракетой Х-50, управляемой планирующей авиационной бомбой УПАБ-50 с боевой частью РСЗО «Град» и корректируемой малогабаритной авиационной бомбой КАБ-50 с боевой частью РСЗО «Град». КАБ-50 была представлена в трёх вариантах с различными типами систем наведения: лазерной, телевизионной и тепловизорной.
Также по теме
Новые возможности: какими будут российские ударные и разведывательные БПЛА «Альтиус» и «Форпост»
Минобороны России и Уральский завод гражданской авиации (УЗГА) заключили контракт на создание разведывательно-ударного беспилотника…
Также на форуме «Армия-2020» сообщалось, что Минобороны и группа «Кронштадт» уже подписали контракт на серийную поставку беспилотников. Первый комплект был передан в войска для опытной эксплуатации в апреле 2020 года.
Министр обороны России Сергей Шойгу 21 декабря на расширенном заседании коллегии ведомства сообщил, что первые беспилотные комплексы «Орион» уже начали поступать в ВКС. 28 декабря агентство РИА Новости со ссылкой на источники в оборонно-промышленном комплексе сообщило, что «Орион» в ходе испытаний впервые провёл пуски управляемых малогабаритных ракет.
«В рамках ведущихся испытаний комплекса вооружения для беспилотных летательных аппаратов беспилотник «Орион» провёл на полигоне эффективную стрельбу управляемыми ракетами по наземным мишеням. Таким образом, данная машина стала первым российским беспилотником, применившим оружие такого типа», — рассказал собеседник агентства.
Кроме того, «Орион» отработал применение управляемых планирующих авиационных бомб. По словам собеседника РИА Новости, массовое поступление этого БПЛА в войска «восстановит паритет с вероятным противником в этом классе техники».
Как отметил в комментарии RT военный эксперт Алексей Леонков, такие беспилотники обычно работают в глубине оперативно-тактического театра действий.
Полезная нагрузка
Полезная нагрузка устанавливается либо внутри фюзеляжа, либо выходя частично за пределы планера, прикрывается съемными обтекателями.
Варианты полезной нагрузки:
- цифровая аэрофотосистема высокого разрешения,
- компактная многофункциональная радиолокационная система,
- аппаратура радиотехнической разведки,
- оптико-электронная система.
Полезная нагрузка позволяет вести воздушную разведку и информационное обеспечение действий вооруженных сил; патрулирование; целеуказание, корректировку огня; топографическую съёмку местности.
ОЭС (по данным разработчика)
По данным разработчика:
- масса МОЭС: 55,5 кг,
- диаметр — 410 мм,
- высота — 550 мм.
Основные функции:
- обзор пространства в видимом и инфракрасном диапазонах;
- обнаружение и автосопровождение наземных и надводных целей;
- измерение дальности до цели и ее подсвет лазерным излучением.
Перечень информационных каналов:
- тепловизионная камера с переменным угловым полем;
- телевизионная камера с переменным угловым полем;
- телевизионная камера широкоугольная;
- лазерный дальномер (безопасный для глаз);
- лазерный дальномер/целеуказатель.
РЛС
Радиолокационный комплекс:
Согласно Постановления Правительства России № 218 от 09.04.2010 г., АО «Корпорацией «Фазотрон-НИИР» назначено ответственным за создание Х-диапазона многофункциональной бортовой РЛС МФ-2 для БПЛА «Орион».