Постройка и оборудование бункера своими руками
Содержание:
- История противовоздушной обороны Москвы и доступность укрытий
- Партфуршет на «Маяковской»
- Центр испытаний и управления космическими средствами со спутниковыми тарелками, г. Краснознаменск
- Бомбоубежище, магазин и библиотека
- Гермозатвор в метро
- Станция технического обслуживания автомобилей (СТОА) на Варшавском шоссе
- Станет ли Метро-2 общедоступным
- Николай Грицаенко
- Под землей
- Использованная литература и источники
- История бомбоубежищ
- Убежище Шпицберген в Норвегии
- Бомбоубежища II категории
- Насколько количество мест в убежищах соответствует количеству людей в Москве
- Мифы об укрытиях
- Аналитик раскрыл две тайны следующего iPhone
История противовоздушной обороны Москвы и доступность укрытий
Великая Отечественная война стала тем историческим моментом, когда метрополитен столицы начал выполнять функцию убежища. Примечательная статистика: около двадцати пяти с половиной миллионов человек вмещали в себя бомбоубежища страны.
Штаб гражданской обороны столицы, созданный на основе МПВО, был основан в 1961 году. С этого момента строительство московских убежищ приняло масштабный и организованный характер. Новые технические условия строительства защитных сооружений стали ориентироваться на оружие массового поражения, включая ядерную угрозу. А сама глобальная система обороны включала в себя постоянное совершенствование мобилизационных планов и системы средств связи для оповещения населения.
В 1967 году было основаны специальные школы ГО (гражданской обороны), которые находились в семнадцати районах Москвы. И уже в 1969 году в столице начали функционировать курсы ГО по противохимической, противорадиационной защите и инженерной и оперативной подготовке.
С 2005 года столичное управление МЧС РФ взяло на себя обязанности штаба ГО Москвы, а главой этого ведомства стал мэр города. В настоящее время в рамках программы «Безопасный город» (2012-2018) были реализованы комплексные мероприятия, направленные на усиление возможностей ГО столицы.
Несмотря на секретный характер полного перечня защитных сооружений ГО Москвы, каждый житель столицы и ее гости должны четко понимать, что информация о ближайших пунктах укрытия имеется в открытом доступе в интернете и специальных консультационных пунктах, о чем будет сообщено ниже. Кроме того, более ста семидесяти станций метро полностью пригодны для выполнения функций бомбоубежищ, что говорит о полной доступности подземных коммуникаций для всех нуждающихся в защите при необходимости.
Партфуршет на «Маяковской»
Метро в годы войны стало местом проведения праздников, которые, вероятно, были москвичам даже нужнее, чем в мирное время. На станциях проходили киносеансы и концерты, агитационные собрания и партийные собрания. Об одном из них, посвящённом годовщине Октябрьской революции, ходят легенды.
6 ноября 1941 года на «Маяковской», самой глубокой на тот момент станции метро, состоялось заседание Московского городского совета депутатов трудящихся с партийными и общественными организациями столицы. С докладами выступали важные деятели партии, в том числе сам Иосиф Сталин. Хотя пускали на предпраздничное заседание по пригласительным билетам, место проведения в них указано не было — его сообщали устно. После официальной части, гласит легенда, был организован фуршет: в стоявших на станции вагонах гостям наливали пиво, на закуску были баранки и бутерброды. Последние, правда, многие гости стеснялись брать.
Установить, что из деталей факт, а что вымысел, сейчас вряд ли возможно. Но заседание и прошедший на следующий день на Красной площади военный парад подняли моральный дух горожан, укрепили веру в величие и силу страны и помогли дать отпор врагу.
Центр испытаний и управления космическими средствами со спутниковыми тарелками, г. Краснознаменск
Что такое:
Краснознаменск – закрытый военный городок в Московской области. Здесь в однотипных панельных домах расквартированы семьи сотрудников главного испытательного космического центра имени Г. С. Титова. Главного, в смысле, военного, главный по гражданке – ЦУПв Королеве. Он занимается пилотированием орбитальных комплексов.
История поселения уходит корнями в годы Великой Отечественной войны, когда здесь, в глухих подмосковных лесах на минском направлении была установлена маячно-пеленгаторная база для координации полетов авиации. По окончании войны оборудование и обслуживающий персонал оставили – это и послужило началом к основанию города. Появились первые дома, детский сад, школа. По установленному правилу на картах поселок не значился.
Сейчас Краснознаменск вполне соответствует своему названию в контексте образцовой показательности типовой ландшафтной и градостроительной архитектуры на постсоветском пространстве. Ввиду небольшой удаленности от столицы, город часто посещает высшее руководство и поэтому он всегда до блеска начищен, весело пестрит разноцветными домами, бутафорными ракетами детских площадок и греет душу и тело гостей и жителей газонами с инновационной системой подогрева.
Но стоит чуть удалиться от центральных улиц, а еще лучше – выйти на окраину, и в бескрайних подмосковных лесах вы найдете много интересного.
Например, заброшенный центр испытаний и управления космическими средствами с огромными спутниковыми тарелками. Сохранилось много разнообразного оборудования, пульты управления, прикоснувшись к которым можно почувствовать себя героем «Звездных войн» или «Соляриса» Тарковского. В некоторых корпусах были организованы военные общежития, о чем говорят оставленные личные вещи и детские игрушки.
Заброшенные здания интересны своей историей, эволюцией назначения: сегодня здесь запускают спутники, а завтра варят супы и детские каши. Но неизменно приходит день, после которого отсчет времени прекращается и наступает вечность.
Что нужно знать:
Город закрытый, со стратегическими объектами, военные и полицейские патрули здесь – обычное дело. Лучше им, естественно, не попадаться.
Если рискнете заночевать в местной гостинице «Подснежник», будьте готовы сообщить цель визита, желательно убедительную.
Множество других интересных заброшек можно найти в сообществе проекта «Луч Инквизиции» .
Бомбоубежище, магазин и библиотека
Что касается функции Московского метрополитена как бомбоубежища, то исследователи расходятся во мнениях: одни считают, что она была заложена в его проект изначально, другие утверждают, что метро сыграло эту роль вынужденно. Впрочем, даже если верна вторая версия, это не отменяет глубины и надёжности сооружений столичной подземки, достаточных для защиты людей от авиаударов.
Вопросом приспособления метрополитена под газоубежище Правительство занималось до начала войны: «Постановлениями Совета народных комиссаров Союза ССР от 21 апреля и 6 июня 1941 года Метрострою было предложено в 1941 году капитально приспособить все три очереди метрополитена под газоубежище для населения города Москвы». В августе эти работы были прекращены, в том числе из-за нехватки необходимых материалов, но в марте 1942 года, «ввиду опасности применения фашистскими захватчиками химических средств нападения», к вопросу вернулись. После намеченного на август окончания работ метрополитен смог бы принять 625 тысяч человек.
Применения химического оружия, к счастью, не было, а вот ночные бомбардировки на долгое время стали обыденностью. Учебные тревоги начались в Москве сразу после объявления войны. Уже 22 июля 1941 года — во время первого налёта — сотрудники метро смогли быстро принять и разместить более 500 тысяч горожан. Атака задела слабые места подземки: например, был разрушен тоннель на перегоне между «Смоленской» и «Арбатской», а на станцию «Белорусская» хлынула вода из взорванного водопровода на привокзальной площади. В первом происшествии погибли 14 человек, во втором жертв удалось избежать.
В течение трёх месяцев Наркомат путей сообщения, руководивший метрополитеном, не имел строгого регламента относительно использования метро как бомбоубежища. 21 сентября 1941 года Исполком Моссовета выпустил соответствующее постановление (№ 36/18 «О правилах использования Московского метрополитена как бомбоубежища»). Впрочем, оно носило довольно общий характер, а многие детали (например, когда начинать пускать в убежище детей и женщин) оставляло на усмотрение администрации метро.
Но организационные вопросы решались вполне успешно. Людей размещали на платформах и в тоннелях — как запущенных в эксплуатацию, так и строящихся. Для спуска подготовили специальные съёмные лестницы, между рельсами установили деревянные настилы. На станциях поставили тысячи лежаков и детских кроватей, постельные принадлежности люди обычно приносили с собой. В вагонах ночевали в основном женщины с маленькими детьми, старики и инвалиды.
Сотрудники метро заботились об освещении, отоплении и вентиляции, поддерживали запасы воды. На станциях были оборудованы питьевые фонтанчики и туалеты. Людям оказывали санитарную и медицинскую помощь — даже принимали роды. Милиционеры следили за порядком и выявляли тех, кто нарушал правила. Они также гасили пожары, вызванные «зажигалками». Делать это нужно было быстро: люди могли пострадать от дыма даже больше, чем от огня.
На станциях работали магазины и парикмахерские, а на «Курской» — библиотека. Для детей проводили уроки и трудовые занятия — учили шить, рисовать, лепить, собирать модели. Взрослых поддерживали концертами, кинофильмами и историческими выставками.
К лету 1942 года авианалёты на Москву стали редкими. В июне 1943 года на город обрушился последний снаряд. После этого над столицей пролетали лишь самолёты-разведчики, но официально метрополитен сохранял статус бомбоубежища почти до конца войны.
Правительство по достоинству оценило заслуги работников метро. Многие получили медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», а 18 сентября 1946 года коллективу Московского метрополитена вручили на вечное хранение Красное знамя Государственного комитета обороны.
ЦА ФСБ РФ, ф.3 ос, оп. 9, д. 6, л. 263–264.
Там же.
Гермозатвор в метро
Гермозатвор – это двери, закрывающиеся герметично, которые перекрывают тоннель, вестибюль, шахту или вентиляцию метрополитена в военное время или при угрозе жизни людей. Помимо оборонительной, эти двери несут и сугубо мирную функцию — они призваны предотвратить затопление тоннелей и станций в случае наводнения, прорыва плывуна и прочих подобных неприятностей.
В официальных документах эти гермозатворы именуются просто «металлоконструкциями», или сокращенно м/к. В обиходе прижилось название «гермуха», «герма», «затвор».
Установка гермозатвора необходима не только для герметизации внутренних помещений от улицы, но и для разделения всей системы метро на несколько секций.
Все секторы могут использоваться как убежище для людей вне зависимости от состояния соседней территории.
Состав гермозатвора любой конфигурации всегда одинаков:
- дверное полотно
- оклад двери, сделанный из стали и бетона. Именно к нему герметично прилегает дверное полотно
- привод открытия обеспечивает раскрытие гермозатвора при необходимости. Большая часть крупных затворов сделана с механическим устройством открытия, а в маленьких они открываются сотрудниками метрополитена
- устройство замка представляет собой систему ригелей, которые прижимают затвор к устроенному окладу. Визуально это напоминает дверной замок стандартной конфигурации, но гигантских размеров. Закрытие двери производится специальным приводом и носит название герметизации. Привод работает в трех режимах – открытие, закрытие и герметизация;
- полоса уплотнителя по периметру гермозатвора позволяет полотну максимально плотно прижаться к окладу. К обустройству этот элемент нее обязателен, поскольку многие затворы работают плотно и без него.
Самыми интересными в плане конструкции являются тоннельные гермозатворы.
Чаще всего тоннельные гермозатворы выполнены в виде распашных ворот, реже встречаются затворы, отъезжающие вбок в специальную нишу.
Тоннельный гермозатвор |
Тоннельный гермозатвор |
Тоннельный гермозатвор Хорошо виден двигатель привода закрытия гермозатвора |
Тоннельный гермозатвор Хорошо виден двигатель привода закрытия гермозатвора |
Закрытый тоннельный гермозатвор |
Тоннельный гермозатвор отъезжающий вбок |
Тоннельный гермозатвор отъезжающий вбок Видно затвор в нише |
С обеих сторон гермоворот всегда установлены светофоры (семофоры) и таблички, предупреждающие о наличии гермодвери.
Когда включается привод, гермодверь начинает ехать по специальнопроложенным для нее рельсам, тем самым, не задевая основные рельсы, как бы над ними.
Рельсы под гермозатвором, когда тот закрывается уходят вниз в оклад, а в образовавшиеся щели, по которым проходят колеса поезда, опускаются специальные засовы.
Заранее загерметизированные рельсы у гермозатвора |
Засовы на рельсы у тоннельного гермозатвора |
Гермозатвор в метро Хорошо видно привод закрытия гермозатвора |
Гермозатвор в метро |
Отдельно стоит упомянуть о станционных гермозатворах. В отличие от тоннельных, типов станционных гермозатворов существует намного больше: они поднимаются снизу, опускаются сверху, выдвигаются сбоку и, конечно, распахиваются, как обычные ворота. Причём некоторые — распахиваются снизу вверх.
Каждый станционный затвор оснащён шлюзом, позволяющим выйти на поверхность, не открывая основные ворота. Обычно это пара небольших гермодверей, между которыми находится помещение для раздевалки и дезинфекционной камеры, которые там будут размещены в военное время. Через шлюз наружу будут выходить подразделения радиационной и химической разведки.
Гермозатвор станции «Арсенальная» Киевского метрополитена в открытом состоянии |
Гермозатвор на станции «Новокузнецкая» Московского метрополитена в открытом состоянии |
Станция технического обслуживания автомобилей (СТОА) на Варшавском шоссе
Фото: Вячеслав Акулов
Что такое:
Возможно ли представить заброшкой, в современных московских реалиях, такое полезное здание, как паркинг? Легко! Даже больше – не просто паркинг, а шедевр советского конструктивизма, на который съезжаются посмотреть урбанисты и архитекторы со всего мира.
В 60-е годы в Советском Союзе строили не только типовые «хрущевки». Индивидуальные архитектурные проекты разрабатывали подчас и для зданий утилитарного назначения. Примером служит здание станции технического обслуживания автомобилей на Варшавском шоссе.
Фото: Вячеслав Акулов
А предыстория его постройки такова. В начале 60-х годов покупательная способность советских граждан возросла, благодаря чему повысился спрос на автомобили. Однако, выбор был невелик – между заоблачно дорогой «Победой» и бюджетным «Москвичом». Довольно скоро стало понятно, что Московский завод не в силах удовлетворить потребность рынка, и уже в 1968 году в Тольятти стартует выпуск «народного автомобиля» – «Жигули». Параллельно с этим в Москве начинается строительство станций технического обслуживания: «Москвичей» – на Минском шоссе и «Жигулей» на Варшавском.
Проектирование зданий поручено уже известному в то время Леониду Николаевичу Павлову. Так как здания подобного функционала были для СССР в новинку, партийное руководство отправило Павлова в уникальную, для того времени, командировку в страны Западной Европы, где тот набирался мудрости у заграничных коллег. Здание СТО на Варшавском шоссе вышло действительно весьма оригинальным и получило в народе такие прозвища как «треугольник» или, чаще, «утюг». Оно представляет собой прямоугольную блочную конструкцию с надстройкой в виде треугольника по центру. Треугольная часть здания выполняла функцию демонстрационного зала и была полностью остеклена, благодаря чему создавалось впечатление, что легкая надстройка будто парит над бетонным стилобатом.
Внутри здание простроено исключительно функционально. На первом и цокольном этажах располагались ремонтные мастерские. Отдельного упоминания заслуживает запредельно эстетичный многоярусный спиральный пандус.
Фото: Вячеслав Акулов
Но веяния автомобильной моды меняются, с уходом эпохи Советов отечественный автопром уступил место заграничному. Само здание СТО, без привязки к производителю еще долго могло бы служить современным автолюбителям. Но суровая реновация не терпит малоэтажности, и над СТО на Варшавке, как и над другими шедеврами из нашей подборки, уже завис дамоклов меч сноса, и уже копошится у подножия гиганта строительная техника. И все же надежда есть: по непроверенным данным здание было продано, и новый владелец планирует обойтись реконструкцией.
Что нужно знать:
Авторству Павлова также принадлежат проекты трех станций московского метрополитена: Нагатинской, Добрынинской и Серпуховской.
Здание СТО охраняется.
Станет ли Метро-2 общедоступным
Переход на станции метро «Третьяковская», который всегда закрыт и может быть одним из входов в Метро-2
Общедоступным Метро-2 вряд ли когда-то станет.
Как и раньше, сегодня оно может использоваться в целях государственной безопасности, поэтому отказываться от секретности этого объекта бессмысленно.
Более того, его нельзя использовать по гражданскому предназначению даже чисто технически. В нем есть только односторонние тоннели, которые нельзя приспособить под регулярное курсирование туда и обратно.
Секретная подземка не совпадает с гражданской и по глубине, поэтому большинство тайных станций нельзя состыковать с известными.
В конце концов, Метро-2 — это не просто секретный объект, но еще и городская легенда, настоящий фантастический мир, который идеально подходит для фильмов, романов и видеоигр.
iPhones.ru
Его еще неофициально называют Метро-2.
Николай Грицаенко
Кандидат наук в рваных джинсах. Пишу докторскую на Mac, не выпускаю из рук iPhone, рассказываю про технологии и жизнь.
Под землей
При слове бомбоубежище сотрудник МЧС поправил — это слово специалисты
по гражданской обороне давно не используют. Современные угрозы вносят свои коррективы,
и в подходы к безопасности людей, и в формулировки.
Сейчас в Новосибирской области, уточнил Шалаев, находится более 800 защитных сооружений гражданской обороны — именно так
называются спецукрытия на случай войны или катастрофы. Они делятся на три
типа и защищают от разных угроз.
«Первое — это убежище, второе — противорадиационное укрытие, третье
— просто укрытие. Самый надежный тип — убежище, он позволяет в течение определённого
времени укрывать от воздействия ядерных ударов, химоружия, биологических средств,
и обычных средств поражения и от сильных пожаров», — рассказал сотрудник МЧС.
Второй тип сооружений
защищает в случае радиоактивной аварии,
третий тип — укрытие — один из самых многочисленных. В нем укрываются от осколочно-фугасных
снарядов, а также во время разрушения зданий.
После нескольких
минут езды мы останавливаемся посреди сугробов. Человеку несведущему сложно
заметить здесь что-то, кроме снега и небольшого сооружения, издали похожего на заурядную
кладовую.
Подходя ближе можно увидеть надпись «Убежище». Дальше нас повели вниз по лестнице, под землю, но дорогу перекрыла железная дверь, внушительная,
тяжелая с рулем — рычагом посредине.
«Защитные двери абсолютно герметичны, с резиновым
уплотнителем, они способны выдержать большие нагрузки, но закрываются легко. Это может
сделать любой человек», — заверил начальник отдела областного МЧС, действительно, с лёгкостью открывая
дверь.
За ней пустой отрезок коридора метра в два и еще одна такая
же дверь, потому что это еще не убежище, объясняет сотрудник МЧС, а
тамбур-шлюз. Своего рода еще «фильтр» перед основными помещениями надежного укрытия.
Нужен он для того, чтобы внутрь убежища не попал зараженный воздух, если
наверху случится химическая или ядерная катастрофа.
«Через
тамбур-шлюз звено разведки покидает защитное сооружение с целью уточнения
возможной обстановки на поверхности. Смысл этого отсека понятен — не допустить заражения в убежище», — сказал Шалаев.
За второй дверью, открывающейся, несмотря на свою грузную «солидность», без скрипа и шума, находится
само убежище. Здесь светло и просторно, стены выкрашены краской и никакой
облупившейся штукатурки. Ее, сказали специалисты, вообще нельзя использовать.
«Нельзя красить стены
горючими материалами, штукатурить и класть плитку. При сильной вибрации все это
упадет на головы людей», — уточнил Айгустов.
Сейчас «главная комната» бомбоубежища больше похожа на учебный класс военного
училища. Стол, стулья, проектор и плакаты с рисунками, обучающими надевать
противогаз и оказывать первую помощь. Впрочем, заметил начальник, в мирное
время, это и есть учебный класс.
«В постоянной готовности, параллельно, чтобы оно не пустовало,
проводим здесь занятия и по гражданской обороне и по охране труда», — добавил Айгустов.
Картину мирной жизни все же смазывают стоящие возле стены
разобранные койки с панцирными сетками, как оказалось, двухъярусные. Нашу радость
от того, что в бомбоубежищах после стресса собравшиеся могут выспаться, быстро
развеяли — спать люди, конечно будут, но только по очереди.
«Убежище вмещает в себя до 300 человек. Но это не значит, что все должны прийти и спать. Спят только на верхнем ярусе кровати. На нижнем ярусе четыре человека сидят», — сказал начальник службы гражданской обороны предприятия.
Использованная литература и источники
История бомбоубежищ
Укрытия в городах появились еще в глубокой древности. Они служили для защиты населения от огня баллист, катапульт и других аналогичных механизмов, которые использовались во время осад и штурмов.
Настоящая «революция» произошла во время Первой мировой войны, после появления авиации, отравляющих газов и дальнобойной артиллерии. Уже в начале конфликта немцы стали использовать дирижабли для бомбардировок Лондона и других английских городов.
Тогда же появились первые бомбоубежища. Поначалу их оборудовали в подвалах, погребах. Они не могли защитить от прямого попадания бомбы серьезного калибра, но спасали от осколков и разлетающихся обломков.
Так выглядели наземные башни-бомбоубежища в Германии. Их строили в середине 30-х годов.
Примерно в это же время появились первые бункеры для руководства государств. Это были капитальные строения с отличной защитой, оборудованные системами жизнеобеспечения, связью.
В начале 30-х годов была разработана «концепция Дуэ», которая предусматривала масштабные воздушные удары по крупным городам неприятеля. Ее создатель итальянский военный теоретик Джулио Дуэ считал, что таким образом можно посеять панику среди населения противника и подорвать его экономический потенциал.
Было очевидно, что следующий конфликт станет настоящей «войной против городов». Поэтому европейские страны занялись активным строительством бомбоубежищ, особенно много внимания этому уделяли в СССР, Германии и Англии.
В Москве первое бомбоубежище было построено под знаменитым Домом на Набережной.
В качестве бомбоубежищ часто использовалось городское метро. Например, Московский метрополитен изначально проектировался с учетом его использования для укрытия населения от авианалетов.
Немцы прятали под землей не только гражданское население и свое руководство, но и целые промышленные комплексы.
Во время войны метро Москвы превратилось в большое бомбоубежище.
Появление ядерного оружия выдвинуло к объектам гражданской обороны новые требования. Для защиты от радиации на дверях бомбоубежищ стали устанавливать гермозатворы, добавлять в систему вентиляции специальные фильтры, которые улавливали радиоактивную пыль.
На всей территории бывшего СССР остались тысячи заброшенных бомбоубежищ. Некоторые из этих объектов впечатляют своими размерами. Например, под Севастополем есть противоатомный бункер, который был построен для укрытия подводных лодок.
Имеются в России и действующие бомбоубежища, их список можно очень легко найти в интернете, а также посмотреть по карте, где находится ближайшее к вам укрытие.
Старые бомбоубежища времен Холодной войны есть и на Западе. Большинство из них заброшены или используются не по назначения. Однако есть и действующие объекты. К ним, например, относится убежище в горе Шайен. Оно является частью американской системы ПРО.
Большое количество действующих бомбоубежищ есть в Израиле. Их активно строят в Пакистане и Индии – странах, балансирующих на гране войны.
Убежище Шпицберген в Норвегии
Укрытие, своего рода Ноев ковчег на острове Шпицберген, предназначен для сохранности семян всей планеты. Ученые полагают, что при катастрофе всепланетного масштаба, растительность Земли останется в бункере виде семян для воспроизведения выжившими. Комплекс бункера расположен внутри горы, при этом там же могут находиться и люди. Работы были закончены в 2006 году силами ООН.
Средства использовались из фонда Норвегии, при этом затрачено было всего 9 млн. долларов. Каждая страна получила определенный отсек на размещение собственной флоры. Вместимость убежища – 4,5 миллиона экземпляров семян.
Бомбоубежища II категории
До войны считалось, что большинству убежищ нецелесообразно придавать прочность от прямого попадания боеприпасов, так как это требовало специального строительства, много строительных материалов и времени, обходилось очень дорого, и не могло быть сделано в приемлемые сроки. Потому такие убежища выполнялись только для особо важных учреждений. Вероятность прямого попадания бомбы в конкретный дом была мала, возможность же обрушения стен от ударной волны и сейсмической подвижки грунта гораздо больше; особенно велик радиус разбивания стёкол и опасного разлёта их осколков.
Большинство подготовленных ко Второй мировой войне бомбоубежищ для населения были II-й категории, то есть для защиты в основном только от ударной волны близкого взрыва, падения обломков домов и попадания ядовитых газов и дыма. Такое убежище может быть обустроено в подвале любого добротного каменного и кирпичного дома и ему достаточно иметь прочное и герметичное перекрытие, способное удержать обломки рухнувшего здания, и прочные двери. Для этого перекрытие подвала укрепляли всевозможными стяжками, подпорками, дополнительным слоем железобетона, предпочитали подвалы со сводчатыми и бетонными перекрытиями. Окна и лишние дверные проёмы заделывали.
Согласно немецким правилам(С. 53)(С. 31), перекрытие бомбоубежища в подвале в случае обрушения кирпичного дома должно выдерживать следующую дополнительную нагрузку:
- здание до 2 этажей 1500 кг/м²;
- здание до 4 этажей 2000 кг/м²;
- здание до 6 этажей 2500 кг/м².
По другим данным(С. 87) немецкие нормы гласили следующее:
- здание до 3 этажей 2000 кг/м²;
- здание до 4—5 этажей 2500 кг/м²;
- здание свыше 5 этажей 3000 кг/м².
Швейцарские правила(С. 87):
- здание в 1 этаж 2200 кг/м²;
- на каждый следующий этаж добавляется по 1000 кг/м².
Английские нормы (1939 г.)(С. 86, 87):
- здание 2 этажа 1000 кг/м²;
- здание 3—4 этажа 1500 кг/м²;
- здание свыше 4 этажей 2000 кг/м²;
- здание каркасного типа (независимо от этажности) 1000 кг/м².
Некоторые иностранные авторы полагали необходимость повышения нормы для четырёхэтажного здания до 5000—6000 кг/м²(С. 31), вероятно, для придания бомбоубежищу запаса прочности для противостояния ударной волне и на случай падения в отдельных местах крупных обломков с острыми краями.
В СССР были предложены свои методы расчёта. Один из расчётов давал следующие нормы нагрузки на подвальное перекрытие при высоте этажа 3,5 м, расстоянии между несущими стенами 5 м, толщине кирпичных стен 0,54 м, деревянных межэтажных и железобетонном чердачном перекрытиях(С. 33):
- здание в 2 этажа 1000 кг/м²;
- здание в 3 этажа 1600 кг/м²;
- здание в 4 этажа 2200 кг/м²;
- здание в 5 этажей 2800 кг/м²;
- здание в 6 этажей 3400 кг/м²;
- здание в 7 этажа 2200 кг/м², с дальнейшим увеличением этажности нагрузка уменьшается и начиная с 9-го этажа стабилизируется на уровне 1600 кг/м².
Требования к стенам убежища второй категории были следующие (Германия)(С. 67):
- наружные стены из кирпича должны быть толщиной не менее 0,51 м (в два кирпича), из армированного бетона не менее 0,4 м;
- внутренние стены соответственно не менее 0,38 (1,5 кирпича) и 0,3 м ж/б.
Например, многокомнатное убежище (Германия), расположенное на первом этаже в здании без подвала, при толщине железобетонных стен и перекрытия 0,4 м и минимальном пролёте потолков 3—4 м по расчёту могло выдержать нагрузку от обрушения до 3500 кг/м² (0,035 МПа) и достаточно сильную ударную волну(С. 38, 42).
Вход в ленинградское подвальное бомбоубежище. Видна металлическая защитная дверь
Принятые в дореволюционном российском и довоенном советском строительстве бутовые фундаменты толщиной 0,75—0,95 м вполне соответствовали требованиям прочности убежища второй категории. Например, фундаментная стена толщиной 0,75 м из каменной кладки могла выдержать взрыв бомбы 50 кг на расстоянии до 2 м, 100 кг 3 м, 250 кг не ближе 5 м(С. 115).
Как показала война, ориентирование на сделанные на скорую руку малопрочные, но зато многочисленные бомбоубежища для населения почти в каждом дворе оказалось правильным. В Ленинграде при крайне интенсивных бомбардировках и артобстрелах случаи прямого попадания фугасных авиабомб в здание с подвальным бомбоубежищем были редки, из них только около 20 % закончились тяжёлыми повреждениями убежищ, в ~40—45 % случаев были местные повреждения, остальные эпизоды ограничились обрушением наземной части дома(С. 125, 126). Вероятно, относительно редкое полное разрушение убежищ, несмотря на хорошую пробиваемость деревянных перекрытий (см. выше), объясняется тем, что убежища занимали не весь подвал попавшего под бомбу дома.
Насколько количество мест в убежищах соответствует количеству людей в Москве
По заверению руководства МЧС, для защиты населения и гостей Москвы в настоящее время соответствующие убежища полностью подготовлены. Интересно, что в 2017 году блоггеры изучали, например, готовность бомбоубежища, расположенного в районе Алтуфьевского шоссе. По их словам, данное сооружение полностью соответствует своим задачам по защите населения во время войны.
По некоторым оценкам столичное метро может принять около двух миллионов человек. Кроме того, только в центре Москвы имеется около 1200 бункеров. Как сообщает руководство МЧС, в настоящее время ГО гарантированно решает весь перечь функций по защите людей и объектов столицы от самых различных угроз во время ведения военных действий. В данном контексте говорится, что сегодня акцент делается именно на применение высокоточного вооружения, поражающие факторы которого достаточно подробно были изучены во время участия наших войск в боевых операциях в Сирии. Поэтому комплексная защита ориентирована не только на ОМП (оружие массового поражения), но и на угрозы от разрушения различных строительных сооружений.
Защитные убежища Москвы классифицируются следующим образом: убежища, противорадиационные укрытия и укрытия. А с 2016 года осуществляются строительные мероприятия в рамках ГО Москвы, которые направлены на увеличение числа помещений, пригодных для этих функций. Сегодня еще на этапе проектирования строительных объектов закладываются требования по защите населения. Например, современные подземные стоянки в многоквартирных домах полностью соответствуют защитным требования ГО столицы.
Современные укрытия в первую очередь предназначены для защиты от фугасного и осколочного оружия, а также поражающих факторов от обрушения зданий и сооружений. Согласно требованиям по защите населения в укрытиях они рассчитаны на пребывание в них людей в течение двух суток, тогда как убежища и противорадиационные укрытия соответствуют только суточному нахождению в них. В качестве защитных объектов в Москве используются подвалы жилых, коммерческих и производственных зданий. Причем законсервированные защитные объекты в городе отсутствуют.
Мифы об укрытиях
В убежище предусмотрены санузлы для мужчин и женщин. И
конечно есть запас еды в сухпайках, медикаментов и, конечно, воды — в большом зеленом
баке возле стены стоит ёмкость с 1,8 тысячи литров воды. При этом, заметил
Шалаев, находиться в убежищах можно ориентировочно не более 48 часов.
«Есть миф, что защитные сооружения предназначены для долгого
нахождения и тут можно жить. Нет. Эти сооружения нужны, чтобы переждать здесь
основную опасность и укрыться на время. Как только опасность отступит, людей
увезут в другие места. Такие убежища предназначены,
чтобы укрывать сотрудников наибольшей работающей смены крупных предприятий и заводов,
экономически важных объектов, которые продолжают работу в военное время», — подчеркнул начальник отдела ГУ МЧС по области.
Впрочем, никому из жителей области паниковать не стоит, в случае опасности укроют всех, пообещал
сотрудник МЧС. Новосибирская область обеспечена
объектами гражданской защиты больше, чем на 100%. Тем более, по словам начальника отдела ГУ МЧС, война не начнется внезапно.
«Сначала, через громкоговорители по всему городу подается
сигнал «Внимание всем» — звук сирены. Не нужно сразу куда-то бежать, в первую
очередь необходимо включить телевизор или радио, там передадут информацию о
том, что вам делать дальше
И если нужно — сообщат, где нужно укрываться», —
проинформировал он.