Бмд-4: технические характеристики, вооружение, двигатель, фото

Содержание

История создания

1968 год Первым транспортом является БМД-1. Он стал первым видами транспорта с броней, которые действительно можно было высаживать на парашютах. Конечно, это открывало удивительный простор для тактического размаха. В глубоком тылу у противника внезапно могло оказаться несколько десятков великолепно вооруженных боевых машин с хорошо обученными бойцами, которые могли нанести серьезныё ущерб, пойдя на прорыв при соединении с атакой со стороны нашей армии или же просто ударив в тыл, нарушая планы противника


БМД-1

1985 год Замена БМД-1 на БМД-2


БМД-2

1990 год Появление БМД-3


БМД-3

31 декабря 2004 года БМД-4 принята в состав вооруженных сил России


БМД-4

Август 2005 года В расположение 137-го гвардейского парашютно-десантного полка поступила первая партия БМД-4
21 марта 2008 года На испытательном полигоне Курганмашзавода был продемонстрирован модернизированный вариант машины — БМД-4М
Апрель 2010 года На пресс-конференции заместитель министра обороны В.А.Поповкин заявил, что БМД-4М, кроме партии для испытаний в ВДВ не поступали и поступать не будут
15 февраля 2012 года Начальник Генерального штаба ВС России генерал армии Н.Е.Макаров заявил СМИ: «БМД-4 — это версия БМП-4М, характеристики которой устарели: нет никакой защиты, опять всё наверху, а стоит она дороже танка. Мы на эту машину как не смотрели, так и не смотрим»
8 августа 2012 года Первый заместитель министра обороны РФ Александр Сухоруков объявил что характеристики БМД-4М признаны удовлетворительными, и машины будет закупаться военным ведомством. Причиной стало, по его словам, несоответствие требований по пулепробиваемости и минной защиты
8 октября 2012 года В СМИ командующий ВДВ Владимир Шаманов заявил, что поставки БМД-4М в войска должны быть возобновлены. Ранее в войска планировалось поставить более 1000 БМД-4М, но Генеральный Штаб отказался от данного образца техники с указанием на слабую броню и защиту от мин
8 декабря 2012 года В прессе появилось заявление командира 31-й гвардейской отдельной десантно-штурмовой бригады ВДВ полковника Геннадия Анашкина, который сообщил, что БМД-4М принята на вооружение
31 января 2013 года Командующий ВДВ Владимир Шаманов заявил, что планируется провести совещание с руководством Курганмашзавода о корректировке ТТЗ на БМД-4М и для проведения испытаний к лету 2013 г. ВДВ планируют получить 10 БМД-4М. К концу года планируется завершить государственные испытания
23 апреля 2013 года В СМИ появилась информация о том, что количество поставляемых БМД-4М будет сокращено до 7 штук в связи с ростом стоимости каждой машины почти на 20 млн.руб — это вызвано переносом производства шасси на «Курганмашзавод». Так же сообщается, что в 2014 году в ВДВ должны поступить 70 БМД-4М и БТР «Ракушка»
Июль 2014 года Войсковые испытания 10 единиц БМД-4М начаты ВДВ ВС России .В Рязанской области провели успешную выброску из военно-транспортного самолета (ВТС) Ил-76 сразу двух единиц БМД-4М на новой усовершенствованной парашютной бесплатформенной системе «Бахча-У-ПДС» (11-купольная парашютная система, площадь каждого купола которой составляет 350 кв. м) и один бронетранспортер БТР-Д на парашютной платформе П-7. Над площадкой приземления «Житово» в Рязанской области, ВТС Ил-76 произвел выброску военной техники способом ЦУГ, который позволяет сократить длину площадки десантирования в 1,5 раза
3 марта 2020 года Первая серийная партия в 12 БМД-4М передана воздушно-десантным войскам Западного военного округа
Январь 2020 года 17 единиц БМД-4М были переданы в Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище и его учебный центр
Апрель-сентябрь 2020 года Два батальонных комплекта БМД-4М (62 ед.) были переданы 137-му гвардейскому парашютно-десантному полку 106-й гвардейской воздушно-десантной дивизии Воздушно-десантных войск России
Январь 2020 года 242-й Учебный центр ВДВ в Омске получил ротный комплект БМД-4М в количестве 10 единиц
Апрель 2020 года Один батальонный комплект БМД-4М (31 ед.) получила 31-й отдельная гвардейская десантно-штурмовая бригада в Ульяновске
1 августа 2020 года 31-й отдельная гвардейская десантно-штурмовая бригада в Ульяновске получила еще один батальонный комплект (31 машину)
6 февраля 2020 года 31 боевую машину получил 104-й десантно-штурмовой полк в Черёхе — 76-я ДШД

Служба и боевое применение

Советский Союз

  1. Операция «Дунай» — первое применение БМП-1. Конкретных данных о боевом применении нет, однако замечено, что машина хорошо себя зарекомендовала.
  2. Пограничный конфликт на острове Даманский — применялись советскими пограничниками. В ходе конфликта была выяснена низкая эффективность основного вооружения.
  3. Афганская война (1979—1989) — применялись советскими войсками. Во время боёв был выявлен ряд недостатков. В частности, низкая эффективность при борьбе с живой силой противника, слабое бронирование и низкая защищённость от противотанковых мин.

Конфликты на постсоветском пространстве

  1. Война в Нагорном Карабахе.
  2. Приднестровский конфликт.
  3. Война в Абхазии (1992—1993).
  4. Первая чеченская война — из-за низкой эффективности и ограниченных углов возвышения орудия 2А28, БМП-1 во время первой чеченской кампании применялись в основном как средства снабжения боеприпасами штурмовых групп, а также для усиления блокпостов.
  5. Вторая чеченская война
  6. Вооружённый конфликт в Южной Осетии (2008) — применялись российской армией. По данным независимых экспертов Центра анализа стратегий и технологий, было потеряно 9 БМП-1.
  7. Вооружённый конфликт на востоке Украины.

Ближний Восток и Африка

Уничтоженные иракские БМП-1, операция «Буря в пустыне»

  1. Война Судного дня — применялась войсками египетской армии. В целом применение было неудачным. Основной причиной стал отказ материальной части из-за слабой обученности экипажей, а также отсутствие навыков ведения боя не спешиваясь у египетской пехоты. При этом во время боёв вокруг Эль-Кантары БМП-1 произвела сильное впечатление на израильтян, где лёгкие БМП-1 смогли пересечь солончаки и расстреляли увязшие израильские танки.
  2. Ливанская война (1982) — применялись сирийскими войсками. По сведениям сирийских экипажей БМП-1, в ходе боёв из орудия 2А28 был подбит один израильский танк M60A1, а из ПТУР «Малютка» уничтожен танк «Меркава»
  3. Ирано-иракская война — применялись войсками Ирака и Ирана.
  4. Война в Персидском заливе
  5. Гражданская война в Анголе
  6. Чадско-ливийский конфликт: война «тойот»[неавторитетный источник?]
  7. Война в Западной Сахаре
  8. Гражданская война и Политический кризис (2010—2011) в Кот-д’Ивуаре
  9. Гражданская война в Ливии
  10. Гражданская война в Сирии
  11. Гражданская война в Йемене (2014 — н.в.) — использовались различными группировками.

История

Состав армии

В состав армии России входят 3 вида вооруженных сил (СВ, ВВС, ВМФ), а также 3 рода войск, подчиняющихся центральному главнокомандованию напрямую (ВДВ, РВСН, ВКС). Рассмотрим каждую из боевых единиц подробнее.

Сухопутные войска

СВ представляют собой самый большой по численности военнослужащих вид. Основным предназначением СВ являются действия оборонительного характера (отражение вражеского нападения на территорию страны), а также последующее наступление (включая разгром вражеских подразделений с захватом территории). СВ включают в свой состав следующие рода войск:

  • мотострелковые (пехотинцы, осуществляющие наступление при помощи БМП и БТР);
  • танковые (главной целью является осуществление прорыва линии противника за счет использования мобильной техники с высокой степенью защищенности);
  • ракетные и артиллерийские (задача этих войск заключается в поражении огнем вражеских целей на дальнем расстоянии посредством реактивных и ствольных установок);
  • войска ПВО (осуществляют защиту остальных сухопутных войск от атак и бомбардировок с воздуха и противодействуют вражеской воздушной разведке).

Как правило, все перечисленные рода войск не действуют по отдельности, а применяются вместе в качестве комплексной обороны или наступления.  Также в состав СВ входят узкоспециализированные войска (например, железнодорожные или инженерные).

ВВС

По аналогии с сухопутными войсками ВВС подразделяется на рода авиации, каждый из которых выполняется свои определенные задачи:

  • дальняя авиация (осуществляет бомбардировку на стратегическую глубину по экономически важным районам противника);
  • фронтовая (выполняет задачи на более малой глубине);
  • армейская (поддерживает СВ за счет бомбардировки с воздуха по бронированным и подвижным целям врага);
  • военно-транспортная (осуществляет транспортировку техники, живой силы и специализированных грузов).

Кроме того, к военно-воздушным силам относятся такой подвид как специальная авиация, а также подразделения зенитно-ракетных и радиотехнических войск.

ВМФ

Этот вид ВС представляет собой особые войска, предназначением которой является защита экономической территории РФ, расположенной в открытом море. Также в перечне задач, поставленных перед ВМФ в мирное время, значится реализация поисково-спасательного процесса.

Военно-морской флот РФ располагает подводными и надводными силы, береговыми войсками, а также морской авиацией. Территориально ВМФ делится на 5 отдельно существующих флотов, расположенных по всем морским границам России.

ВДВ

Эти войска относятся к виду самостоятельных, подчиняющихся центральному командованию. Главной задачей бойцов является успешное осуществление выброса десанта на вражескую территорию с последующим проведением боевых операций.

РВСН

Также является видом войск, подчиняющихся главнокомандованию. Основной задачей таких войск является сдерживание возможной агрессии со стороны внешнего врага за счет ядерного потенциала ракет, при введении в действие которых возможны катастрофические последствия в мировом масштабе.

Воздушно-космические войска

Относительно новый вид, который также подчиняется центральному главнокомандованию. Задачей, поставленной перед этим видом войск, является выявление факта ракетного удара со стороны возможного противника, а также противовоздушная оборона города Москва.

Серьёзное подспорье

В беседе с RT военный эксперт полковник в отставке Виктор Литовкин напомнил, что БМП-3 была разработана в СССР из-за необходимости усилить наступательные возможности боевых машин пехоты.

Также по теме

«Терминатор» третьего поколения: как Россия модернизирует боевую машину поддержки танков

Корпорация «Уралвагонзавод» создаёт боевую машину поддержки танков (БМПТ) «Терминатор-3». Об этом сообщил индустриальный директор…

«Это хорошая машина с хорошими перспективами. На неё можно поставить более мощный двигатель, систему управления огнём, а также систему наблюдения за полем боя, ночные прицелы, систему борьбы с кумулятивными снарядами противника, активную и пассивную динамическую защиту и другие системы для защиты экипажа», — рассказал Литовкин.

В свою очередь, военный эксперт Алексей Леонков в разговоре с RT отметил, что новое оборудование повысит эффективность БМП-3 на поле боя.

«Данная модернизация проводится с учётом реального современного общевойскового боя, который может идти в любое время суток, для чего нужны тепловизионные прицелы. Кроме того, современный бой требует более эффективной и манёвренной боевой единицы, для чего необходим новый мощный двигатель. Отличительная особенность — новая система связи, которая требуется для того, чтобы БМП-3, как и другие боевые единицы, стала составной частью автоматизированной системы управления войсками», — пояснил эксперт.

Вооружение и возможности БМП-3 делают её незаменимой для Сухопутных войск российской армии, отметил аналитик.

Первые шаги в авиацию

Родился будущий авиатор в Киеве, в семье профессора психиатрии, работавшего в Университете святого Владимира. В 13 лет Игорь уехал в Петербург и поступил в Морское училище. Но юношу манило не море, а небо. В 1907 году он понял, что его очень интересует авиаконструирование, и вернулся домой, чтобы учиться в Киевском политехническом институте. Параллельно он занимался ещё и в Воздухоплавательной секции.

Результат не заставил себя долго ждать. Первые простейшие модели вертолётов Сикорский создал уже в 1908 году. В том же году он отправляется в парижскую школу воздухоплавательной техники (ныне школа ESTACA). Учёба в Париже продлилась год, и он вернулся в Россию, продолжил работать над первым проектом вертолёта. Первые варианты не имели надёжной системы управления, да и грузоподъёмность была невелика. И вскоре молодой конструктор переключился на проектирование самолётов.

В 1911 году он получает лицензию на осуществление полётов и проводит показательный полёт модели С-5, которая продержалась в воздухе 30 секунд. А модель С-6 была принята на вооружение русской армии в феврале 1912 года, после чего Сикорский получил должность главного инженера авиационного отделения завода «Руссо-Балт». Главному инженеру было всего 23 года. Вскоре на заводе начали выпускать самолёт «Русский витязь» с четырьмя двигателями и грузоподъёмностью 600 кг. На его основе стали производить и знаменитый в годы Первой мировой войны серийный бомбардировщик «Илья Муромец», который производили до 1917 года.

Уставный капитал

История создания и производства

Разработка БМП-3 («Объект 688М») была начата в 1977 году. В 1983—1986 годах были проведены испытания и в 1987 году она была принята на вооружение Советской армии. В ходе государственных испытаний в районе мыса Опук 2 прототипа БМП-3 должны были на плаву на дистанции до 1500 м вести огонь по прибрежным целям из 30-мм автоматической пушки. Целью выступал танк Т-55, в результате прицел и приборы наблюдения танка были выведены из строя, 100-мм пушка была пробита в 4 местах, а на верхней лобовой детали появились изломы с трещинами.

В конструкцию БМП-3 было внедрено 111 изобретений специалистов Специального конструкторского бюро машиностроения.

БМП-3 выиграла тендер и поступила на вооружение армии ОАЭ в количестве более 600 машин. Данные машины были оборудованы тепловизорным прицелом французского производства — такой же прицел используется на основном боевом танке армии ОАЭ — «Леклерк-Тропик». Бронемашина также закупалась рядом других стран. Машина показала после пробега высочайшие показатели на стрельбах, путь в 2000 км БМП-3 прошла в отличие от британских и американских машин.

Броневой корпус и башня

Лобовая броня выдерживает попадания снарядов[каких?] калибром 30 мм с дистанции 200 метров. Крыша и борта выдерживают пулю Б-32 калибром 12,7 мм с дистанции 100—200 метров. При установленных модулях накладной брони с учётом модулей и динамической защиты масса возрастает до 22,7 тонны, что не сказывается на надёжности ходовой части, но уменьшает её ресурс.
При десантировании частичной защитой служит открываемая в вертикальное положение крыша над проходом в задней части двигателя.
Топливные баки в передней части служат дополнительной защитой.

Вооружение и приборы

Пушка-пусковая 100 мм установка 2А70 весом 400 кг и технической скорострельностью 10 выстрелов в минуту, боекомплект (БК) 40 выстрелов (22 в автомате заряжания). ПТУР 9К116-3, БК — 8 ПТУР (3 в механизме заряжания).

Автоматическая спаренная пушка 2А72/30 мм, боекомплект (БК) — 300 ОФЗ и 200 БТ выстрелов. Для достижения приемлемой[какой?] кучности при автоматике, основанной на отдаче с длинным ходом ствола, применена подвижная муфта, соединяющая стволы 2А70 и 2А72.

Пулеметы ПКТ 7,62х54: 2 курсовых в корпусе, управляются бойцами по бокам от мехвода (либо при их спешивании — дистанционно и синхронно мехводом) и 1 спаренный с пушками в башне, — начальная скорость пули 855 м/с, БК — 2000 патронов к каждому. Стабилизатор — 2Э52-2.
Возможна стрельба на плаву. Эффективная дальность стрельбы 4 км для орудия 100 мм, до 3,5-6,0 км — ПТУР, 30 мм пушки — 2 км. Максимальная дальность стрельбы снарядом 3УОФ19 и 3УОФ19-1 — 6,5 км.

Углы наводки −6/+60(360) град.
Стреляные гильзы от пушки автоматически выбрасываются. СУО имеет авто и ручной режим и вводит большое количество нужных для точной стрельбы правок, возможна стрельба по низколетящим и зависшим вертолётам с применением СУО (однако ряд экспертов подвергают сомнению эффективность зенитного огня из 30 мм пушки с темпом стрельбы 300 выстрелов в минуту).

Подвижность

Двигатель УТД-29 имеет малую высоту, для выхода десанта размещаемого в средней части корпуса, используется специальный проход над двигателем. БМП-3 плавает со скоростью 10 км/ч, установлены водомёты внутри корпуса. Способная преодолевать стенку 0,7 м, подъём 30 и крен 25 градусов. Двигатель дизельный. Натяжение гусениц управляется с места механика-водителя.
Транспортабельность: железнодорожным, автомобильным, воздушным и морским транспортом.
Плавать может с минимальной подготовкой, есть функция заднего хода для плавания, есть помпа для откачки воды. Все 6 опорных катков с каждого борта — с гидроамортизаторами.

Операторы


Страны, использующие БМП-2

  • Россия Россия:

    • Сухопутные войска России — 4500 БМП-2 (из них 1500 на хранении), по состоянию на 2016 год
    • Морская пехота России — 400 БМП-2, по состоянию на 2016 год
    • Войска национальной гвардии России — 1650 БМП-1, БМП-2 и БТР-80, по состоянию на 2016 год
  • Республика Абхазия Республика Абхазия — 80 БМП-1 и БМП-2, по состоянию на 2007 год
  • Азербайджан Азербайджан:

    • Национальная армия Азербайджана — 33 БМП-2, по состоянию на 2013 год
    • Государственная пограничная служба Азербайджана — 168 БМП-1/БМП-2, по состоянию на 2012 год
  • Алжир Алжир — 304 БМП-2М с 9М133, по состоянию на 2013 год
  • Ангола Ангола — 250 БМП-1/БМП-2, по состоянию на 2013 год
  • Армения Армения — 5 БМП-2, по состоянию на 2016 год
  • Афганистан Афганистан — некоторое количество БМП-2, по состоянию на 2010 год
  • Белоруссия Белоруссия — 875 БМП-2, по состоянию на 2013 год
  • Вьетнам Вьетнам — 300 БМП-1/БМП-2, по состоянию на 2013 год
  • Грузия Грузия — 45 БМП-2 (1 на хранении), по состоянию на 2013 год
  • Индия Индия — 980 БМП-2 Sarath и 125 БМП-2К, по состоянию на 2013 год
  • Индонезия Индонезия — 22 БМП-2, по состоянию на 2013 год
  • Иордания Иордания — 31 БМП-2, по состоянию на 2013 год
  • Ирак Ирак — некоторое количество БМП-2, по состоянию на 2010 год
  • Иран Иран — 400 БМП-2, по состоянию на 2013 год
  • Йемен Йемен — 100 БМП-2, по состоянию на 2013 год, по другим данным, 188 модернизированных БМП-2 поставлено с консервации из России в —2005 годах
  • Казахстан Казахстан — 500 БМП-2, по состоянию на 2013 год
  • Киргизия Киргизия — 90 БМП-2, по состоянию на 2013 год
  • Кот-д’Ивуар Кот-д’Ивуар — 10 БМП-1/БМП-2, оценивающиеся как небоеспособные, по состоянию на 2013 год
  • Кувейт Кувейт — 76 БМП-2, по состоянию на 2013 год
  • Македония Македония — 10 БМП-2 и 1 БМП-2К, по состоянию на 2016 год
  • Сирия Сирия — до 2450 БМП-1/БМП-2/БМП-3, по состоянию на 2013 год
  • Словакия Словакия — 91 БМП-2, по состоянию на 2016 год
  • Судан Судан — 75 БМП-1/БМП-2, по состоянию на 2013 год
  • Сьерра-Леоне Сьерра-Леоне — 4 БМП-2 куплено у России в 1992 году
  • Таджикистан Таджикистан — 15 БМП-2, по состоянию на 2013 год
  • Того Того — 20 БМП-2, по состоянию на 2013 год
  • Туркмения Туркмения — 930 БМП-1/БМП-2, по состоянию на 2013 год
  • Уганда Уганда — 31 БМП-2, по состоянию на 2013 год
  • Узбекистан Узбекистан — 270 БМП-2, по состоянию на 2013 год
  • Украина Украина — 900 БМП-2, по состоянию на 2015
  • Финляндия Финляндия — 110 БМП-2, по состоянию на 2016 год
  • Чехия Чехия — 120 БМП-2, по состоянию на 2016 год
  • Шри-Ланка Шри-Ланка — 49 БМП-2, по состоянию на 2013 год
  • Южная Осетия Южная Осетия:

    • МЧСиО Южной Осетии — 80 БМП-1 и БМП-2, по состоянию на 2008 год
    • Миротворческий батальон «Алания» Южной Осетии — 22 БМП-2, по состоянию на 2008 год

Бывшие

  • ГДР ГДР — перешли к объединённой Германии
  • Германия Германия — достались от ГДР, сняты с вооружения
  • Польша Польша — 52 БМП-2 по состоянию на 1994 год, проданы Анголе в 1994—1995 годах
  • СССР СССР — перешли к образовавшимся после распада государствам
  • США США — 18, в том числе

    • 15 единиц БМП-2 поставлены из ФРГ в 1991 году, для обучения солдат армии США
    • 3 БМП-2К поставлены с Украины в 2011 году
  • Чехословакия Чехословакия — перешли к образовавшимся после распада государствам

БРДМ-2 – видео

https://youtube.com/watch?v=lZdU8AECJAQ

Главная особенность машины — очень высокая проходимость. Кроме основного полноприводного шасси с регулируемым давлением в шинах, в средней части корпуса имеются специальные дополнительные выдвижные колеса, позволяющие, в частности, преодолевать значительные рвы, траншеи. В настоящее время в той или иной степени используется в разведывательных подразделениях более чем 50 стран. В войсках имеет прозвище «Бардак». В СССР производство завершено в ноябре 1989 года. Производство продолжается по лицензии в Польше.

История создания

Боевая разведывательно-дозорная машина была разработана в конструкторском бюро Горьковского автомобильного завода. Работами руководил В. А. Дедков. 22 мая 1962 г. машина была принята на вооружение. Серийное производство машины было организованно в 1963 г. на ГАЗе, а с 1982 г. и на Арзамасском машиностроительном заводе и продолжалось до 1989 г.

БРДМ-2 (ГАЗ-41-06) — базовая модель. Выпускалась с 1963 года

БРДМ-2 «Лиса» (ГАЗ-41-10) — базовая модель. Выпускалась с 1967 года. С автоматической ПАЗ и дополнительными приборами ночного видения

БРДМ-2А — модернизированная

Описание конструкции

Модификации

Советские

БМП-2 с АГС-17 «Пламя»

Модификация БМП-2, отличается от базовой машины наличием гранатомёта АГ-17 «Пламя». Гранатомёт смонтирован в задней части башни. Наведение осуществляется дистанционно оператором-наводчиком или командиром. Боекомплект находится в коробке с лентой на 250 выстрелов. Производилась в СССР небольшой серией.

БМП-2К

Создана для управления мотострелковыми подразделениями. В машине имеется дополнительная коротковолновая радиостанция, для дальней связи предусмотрена установка мачтовой антенны. Остальные характеристики аналогичны базовой машине.

БМП-2Д

Разработана в 1981 году специально для боёв в Афганистане. Основные отличия: усилена броня, установлены стальные экраны на корпусе и броневая плита под командиром и механиком-водителем. Из-за чего возросла масса машины, и она утратила возможность плавать. Максимальный преодолеваемый брод составляет 1,2 м.

Российские

БМП-2 с БМ «Бахча-У»

Опытная модификация БМП-2. Разработана в 1999-2000 году. Модернизация сделана с целью повышения боевого могущества БМП-2 до уровня БМП-3. Однако из-за большого объёма возимого оборудования десант сокращён до 5 человек, а из-за возросшей массы утрачена возможность плавать. Фактически машина превратилась в неплавающую БРМ.

БМП-2М «Бережок»

Российская модификация БМП-2. Установлен дополнительный панорамный прицел. Изменено расположение АГС-17, установлены 4 ПУ ПТУР “Корнет”. В 2005 году был заключён контракт с Алжиром на модификацию 300 машин до уровня БМП-2М.

Зарубежные модификации

BVP-2 — БМП-2, производившиеся по лицензии в 1984—1987 в Чехословакии на заводе «Подполянске строярне» в Детве. Произведено 344 экземпляра.

«Sarath» — БМП-2, производившиеся по лицензии в Индии

BMP-2 — модификация БМП-2 для армии Финляндии

Российский учебно-боевой самолет нового поколения ЯК-130

История создания БМП-2

Первые попытки сделать бронемашину, которая бы перевозила пехоту вслед за танками, были предприняты еще в конце Первой Мировой войны. В то время автомобильная техника была несовершенной и тихоходной, так что от этой идеи на время отказались. Она вновь заинтересовала военных перед началом Второй Мировой войны. Всем было понятно, что грядущий конфликт будет войной механизированных соединений, которые требуют обязательной поддержки пехоты.

Разработки подобных машин проводились и в Германии, и в СССР. Немцы создали полугусеничный открытый бронетранспортер, который доставлял пехоту на поле боя и мог оказать ей огневую поддержку. Тем не менее, наиболее активные работы над боевой машиной пехоты начались уже после Второй Мировой войны, начиная с середины 50-х годов.

Тактика того времени предполагала активное применение в боевых операциях ядерного оружия. Военным понадобилась машина, которая могла бы защитить экипаж и пехотинцев от поражающих факторов ядерного взрыва.

В 1966 году на вооружение Советской армии была принята БМП-1 – первая машина подобного класса в мире. БМП-1 получилась подвижной и маневренной, броня надежно защищала экипаж от осколков и стрелкового оружия. Экипаж был защищен от воздействия оружия массового поражения. Эта машина имела прекрасные технические характеристики, на ней был установлен очень удачный дизельный двигатель.

Машина была вооружена гладкоствольной 73-мм пушкой «Гром», пулеметом и управляемыми противотанковыми ракетами «Малютка».

Основной проблемой машины стал недостаточный уровень ее защищенности. Подкалиберные снаряды, принятые на вооружение странами НАТО, пробивали лобовую броню БМП-1 с расстояния 1000 метров. Пушка «Бушмастер», которая была установлена на основную американскую БМП «Бредли», могла поразить БМП-1 с расстояния 2000 метров. Бортовая броня машины пробивалась даже пулями калибра 12,7 миллиметров.

Много вопросов вызывало и вооружение БМП-1. Гладкоствольная пушка «Гром» была создана на основе гранатомета СПГ-9 и носила выраженный противотанковый характер. Она вызывала нарекания: невысокая дальность стрельбы, низкая точность и небольшие углы вертикальной наводки. В начальный период эксплуатации в боекомплект БМП-1 входили только снаряды с кумулятивной боевой частью, осколочные боеприпасы были добавлены позже. Для поддержки огнем пехоты у БМП-1 оставался только пулемет, что было явно недостаточно.

Во время создания БМП-1 в СССР просто не было малокалиберной скорострельной пушки, которую можно было установить на эту машину. Автоматическая 30-мм пушка, которую можно было использовать на этой машине, появилась только в середине 70-х годов. В 1974 году начались работы над модернизацией машины на Курганском заводе, где выпускалась БМП-1.

Военные без большого энтузиазма смотрели на возможное уменьшение калибра орудия. Были проведены испытания, во время которых 30-мм пушка обстреливала танк. Броню она пробить не смогла, но танк потерял боеспособность: была заклинена башня, все навесное оборудование было уничтожено, наружные топливные баки загорелись.

Приняли решение изготовить новую машину, на вооружении которой будет находиться новое орудие. В 1980 году новая боевая машина пехоты БМП-2 была принята на вооружение. Изначально объем ее производства должен был составлять 10% от объема выпуска БМП-1. Но вскоре началась война в Афганистане, которая решила судьбу этой бронемашины. Еще до официального принятия БМП-2 на вооружение несколько десятков этих машин были отправлены в Афганистан.

Автоматическая пушка БМП-2, имеющая большие углы возвышения, как нельзя лучше подходила для условий той войны. Она могла вести эффективный огонь по противнику, занимавшему позиции на господствующих высотах. Почти сразу в армейских мастерских на машину начали устанавливать дополнительные экраны, чтобы повысить ее защиту от тяжелого стрелкового оружия. Немного позже эту работу стали выполнять на заводе-изготовителе. Так появилась модификация машины – БМП-2Д. Наибольшие потери БМП-2 в Афганистане несли от ручных противотанковых гранатометов.

Позднее БМП-2 принимала участие еще во многих конфликтах: в Ираке, на Северном Кавказе, в Карабахе. Машина почти всегда показывала свои высокие технические характеристики, надежность и простоту в эксплуатации. На ее базе были созданы многочисленные модификации, которые обычно отличаются системой вооружения и дополнительной броней. БМП-2 сегодня используют во многих армиях мира.

Бронирование

Требованиями ТТЗ предусматривалось обеспечение защиты машины от 23-мм бронебойных снарядов с передних направлений обстрела на дальности с 500 метров, и защита кругом от 7,62-мм бронебойных пуль на дальности с 75 метров. Расположенные под большими углами наклона листы лобовой брони корпуса БМП-1 выдерживают поражение осколками снарядов полевой артиллерии, бронебойными пулями стрелкового оружия и крупнокалиберных 12,7-мм пулемётов, последние в секторе обстрела 60 градусов с носа с нулевой дальности. В большинстве случаев лобовая броня не пробивается боеприпасами 20-мм автоматической пушки «Эрликон KAD» (ранее Hispano-Suiza HS-820) на дальностях более 100 метров.

Бортовая, кормовая броня и крыша корпуса и башни обеспечивают защиту машины от 7,62-мм пуль стрелкового оружия с нулевой дальности и от лёгких осколков артиллерийских снарядов, но не защищают от огня 12,7-мм пулемёта с близкой дистанции и от тяжёлых снарядных осколков. Полигонные испытания, тем не менее, показали, что кормовые двери, топливные баки которых заполнены песком, выдерживают обстрел 12,7-мм пулями.

Критика

БМП-1 уязвима от РПГ и ПТРК противника, а также обладает низкой стойкостью при подрывах на минах. Из-за последнего во время Войны в Афганистане и Чеченских кампаний десантники старались ездить «верхом на броне». Однако даже в этом случае десантники получали как минимум контузию или травмы.

Серьезным недостатком БМП-1 является слишком малый угол возвышения пушки (всего 15 градусов), у БМП-2 он уже составлял 75 градусов. Сирийская Арабская армия потеряла с 2011 года около 700 БМП-1/2. В Сирии солдаты очень часто прибегают к самодельной броне. Так на многие БМП и танки вешают мешки с песком и ставят металлические решетки (имеется шанс разрушения кумулятивной воронки до подрыва, что предотвращает формирование кумулятивной струи).

На протяжении длительного периода эксплуатации БМП-1 и БМП-2 неоднократно появлялись новые «угрозы» защите машины. Так в конце 1970-х годов, после принятия на вооружение НАТО новых боеприпасов 20×139 мм к пушкам «Испано-Сюиза» HS 820, «Рейнметалл» RH 202 и M 693 (F2) с бронебойными подкалиберными снарядами типа APDS — DM 63 (ФРГ) и OPTSOC (Франция) у сухопутных войск этих государств появилась возможность поражать БМП-1 в лобовой проекции с дальностей 800—1000 м. Боеприпасы к пушке M242 «Бушмастер» основной БМП США M2 «Брэдли», принятой в 1982 году, проектировались из расчёта поражения бронезащиты БМП-1, с обеспечением бронепробития 28 мм/60°/1500 м.

Опыт арабо-израильской войны 1973 года и войны СССР в Афганистане показал, что бронекорпус БМП-1 не выдерживает попаданий 12,7-мм пуль в борта, а попадание противотанковой гранаты РПГ, как правило, вызывало воспламенение машины с последующим взрывом боекомплекта.
Во время первой войны в Персидском заливе броневая защита машин БМП-1 оказалась уязвимой к бронебойным подкалиберным снарядам 25-мм автоматических пушек.

Согласно данным испытаний, проведённых в США, броня БМП-1 поражается бронебойным подкалиберным снарядом (БПС с отделяемым поддоном) M791 25-мм пушки M242 «Бушмастер» на дальностях 1500—2000 м.

Право вето или почему ООН иногда бессильна

С 1946 по 2015 год постоянные члены Совбеза ООН 237 раз применяли право вето. Наибольшее количество раз эту процедуру использовал СССР и Россия (103). На втором месте находятся американцы — они ветировали 79 резолюций Совета, третье место за Великобританией – 29 вето, четвертое занимает Франция —16 вето. Китай использовал свое право только в девяти случаях.

Советский Союз особенно активно ветировал резолюции СБ до 1970 года: на этот период пришлось 80 вето. В разгар Холодной войны блокирование решений в Совбезе ООН вообще стало рутинной процедурой: не проходило и недели без советского или американского вето по тому или иному вопросу. К сожалению, в последние годы мы видим стремительное скатывание к тем же позициям: вместо поиска компромиссов по сложным вопросам, постоянные члены СБ все чаще блокируют не устраивающие их решения.

Литература

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector