Бронированный «иван-виллис»
Содержание:
- Бронеавтомобиль БА-64Б: испытания и эксплуатация
- Модернизации и модификации бронеавтомоиля БА-20
- Боевое применение
- Литература
- Литература
- БА-64
- Министерство экономики и финансов РСФСР
- Пару слов о прототипе
- История создания броневика БА-64
- Читайте первыми эксклюзивные материалы в Telegram-канале «Капитала страны»
- Фото БА-10
- Технические характеристики и аналоги
- Конструкция БА-64
- Кроткое описание конструкции
- Производство
- Мы пойдем другим путем
- Министерство финансов Российского правительства
- Тактико-технические характеристики БА-64
Бронеавтомобиль БА-64Б: испытания и эксплуатация
Испытания и эксплуатация выявили ряд недостатков бронеавтомобиля. Наиболее значительным являлись опрокидывания броневика при поворотах, что повлекло создание новой модификации с более широкой колеей. Бронеавтомобиль получил более мощный двигатель мощностью 54 л. с. Новый бронеавтомобиль получил обозначение БА-64Б. В конце мая 1943 г. было принято решение о запуске БА-64Б в производство и в Горьком должен был начаться выпуск модернизированного бронеавтомобиля. Но в июне 1943 г. немецкая авиация подвергла Горьковский автозавод серии массированных бомбардировок, в результате которых предприятию был нанесен серьезный урон.
БА-64 на переправе через Одер. (warbook.ru)
Все это отразилась на производстве новой бронемашины, выпуск которой удалось наладить лишь в августе 1943 г. Производство БА-64 продолжалось до 1946 г. Всего было выпущено 3903 БА-64 и 5160 БА-64Б. Таким образом, БА-64 и его модификации стал самым массовым советским бронеавтомобилем и одновременно последним — в дальнейшем наметился переход к созданию бронетранспортеров.
Помимо массово выпускавшихся БА-64 и БА-64Б, существовал ряд опытных модификаций. Была предпринята попытка усилить вооружение бронеавтомобиля, установив вместо ДТ-29 12,7 мм. крупнокалиберный пулемет ДШК. Но для этого серьезных изменений потребовала башня, кроме того, военных не устраивала небольшая емкость магазина на 30 патронов, а переработать бронеавтомобиль под ДШК с ленточным питанием на Горьковском автозаводе, сославшись на загруженность, отказались. В результате БА-64 с крупнокалиберным пулеметом так и остался в единственном экземпляре.
Другим вариантом была попытка в 1944 г. перевооружить бронеавтомобиль пулеметом Горюнова, но в силу отсутствия у данного образца плечевого упора эта идея также не получила развития. Предпринималась попытка превращения БА-64 в бронетранспортер, способный осуществлять транспортировку пяти бойцов. Некоторые машина во фронтовых условиях получали импровизированное вооружение — есть примеры оснащения БА-64 противотанковым ружьем
Модернизации и модификации бронеавтомоиля БА-20
БА-20, 1936 г. — базовая модель.
БА-20ЖД, 1936 г. — машина имела 2 комплекта колес — автомобильные и железнодорожные. Последние представляли собой простые стальные диски с ребордами, способные катиться по рельсам. Замена колес занимала 30 мин, масса БА-20ЖД составляла 2780 кг, запас хода возрос до 580 км.
БА-20М, 1938 г. — модернизированный бронеавтомобиль. Цилиндрическая башня заменена на коническую, толщина лобовой брони возросла до 9 мм, поручневая антенна (если была) заменялась на штыревую. Была усилена передняя ось и колеса машины, а также установлен дополнительный топливный бак, благодаря чему запас хода увеличился до 450 км. В целом машина действительно стала лучше, абсоютно ни в чем не проигрывая оригинальной конструкции. Начиная с 1940 г. БА-20М оснащался новой радиостанцией — 71-ТК-З.
БА-21, 1938 г. — броневик БА-20М был технологическим пределом, легковое шасси ГАЗ-М1 дальнейшего повышения массы выдержать уже не могло. Тогда на его основе было создано новое шасси — ГАЗ-21, имеющее грузоподъемность 950 кг, и три оси, причем оба задних моста были ведущими. На БА-21 была применена и четырехступенчатая коробка передач, в 1,5-2 раза повысившая возможности буксировки для броневика. Броню корпуса удалось довести до 11 мм, а в переднюю часть корпуса установить дополнительный пулемет из которого должен был вести огонь радист. Масса БА-21 составила 3240 кг.
Модель бронеавтомобиля БА-21
Уже в феврале 1938 г. БА-21 пошел на испытания и показал хорошую проходимость по сравнению с БА-20, однако сильно проигрывая последнему в скорости — вместо 90 км/ч машина шла не более 52 км/ч. Комиссия посчитала, что БА-21 не имеет перед БА-20М решительных преимуществ и броневик в серию не пошел.
ЛБ-23, 1939 г., — ещё один вариант трехосного исполнения БА-20 носил имя «Лаврентий Берия». В качестве основы послужило шасси ГАЗ-22, оснащенное импортным двигателем «Додж» мощностью 72 л.с. При прочих характеристиках сопоставимых с БА-21, ЛБ-23 мог развивать скорость до 71 км/ч. Однако недостаточная, по мнению комиссии, маневренность броневика, а также импортный двигатель, не обеспечили ему, как и БА-21, решительных преимуществ перед оригинальной машиной.
Бронеавтомобиль ЛБ-23
Боевое применение
ОЦ-14 «Гроза» – это модульный комплекс, позволяющий эффективно решать различные боевые задачи. Снятие гранатомета и установка передней тактической рукоятки превращают его в штурмовое оружие. Оно используется на коротких и длинных дистанциях.
Оснащение глушителем и оптическим прицелом дает возможность действовать скрытно и бесшумно. Такая функция облегчает снятие охраны с цели и уничтожение разобщенных группировок врага. При этом бойцы, использующие «Грозу», не выдают своего местоположения. А оптика позволяет находиться на значительном расстоянии от цели. ПБС не только глушит шум выстрела, но и устраняет дульную вспышку. Поэтому боевые операции можно проводить ночью.
Различные модификации автомата ОЦ-14 использовались во время проведения первой и второй чеченских кампаний. Они применялись для вооружения армейского спецназа, спецподразделений Внутренних Войск и ФСБ.
Первоначально комплекс «Гроза» был выпущен в ограниченном количестве, что создало вокруг него таинственную атмосферу
Немаловажное значение в его популяризации имела компьютерная игра S.T.A.L.K.E.R. Там автомат назывался по-другому – «Гром-C14». Вокруг нее сложился определенный ажиотаж среди игроков
Он был вызван оригинальным внешним видом и отличными тактико-техническими характеристиками. Со временем азиатские компании выпустили образец, предназначенный для страйкбола
Вокруг нее сложился определенный ажиотаж среди игроков. Он был вызван оригинальным внешним видом и отличными тактико-техническими характеристиками. Со временем азиатские компании выпустили образец, предназначенный для страйкбола.
Комплекс «Гроза» – довольно неоднозначное оружие. Он сочетает надежность и компактность. Но существующие недостатки снижают удобство его практического применения. Поэтому широко применения в вооруженных силах он не получил.
Литература
- Солянкин А. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Г. Отечественные бронированные машины. XX век. 1941–1945. — М.: «Экспринт», 2005. — Т. 2. — 448 с. — 2000 экз. — ISBN 5-94038-074-3.
- Холявский Г. Л. Энциклопедия бронетанкового вооружения и техники. Колесные и полугусеничные бронеавтомобили и бронетранспортёры. — Мн.: Харвест, 2004. — 656 c.: ил. — (Библиотека военной истории). — 5100 экз. — ISBN 985-13-1765-9.
- Прочко Е. Модификация с лыжно-гусеничным движителем Неждановского // Бронеавтомобиль БА-64/Амфибия ГАЗ-011 / А. Гусев. — М.: Цейхгауз, 2008. — С. 32—35. — 56 с. — (Бронетанковый фонд). — ISBN 5-9771-0015-9.
Литература
- Солянкин А. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Г. Отечественные бронированные машины. XX век. 1941–1945. — М.: «Экспринт», 2005. — Т. 2. — 448 с. — 2000 экз. — ISBN 5-94038-074-3.
- Холявский Г. Л. Энциклопедия бронетанкового вооружения и техники. Колесные и полугусеничные бронеавтомобили и бронетранспортёры. — Мн.: Харвест, 2004. — 656 c.: ил. — (Библиотека военной истории). — 5100 экз. — ISBN 985-13-1765-9.
- Прочко Е. Модификация с лыжно-гусеничным движителем Неждановского // Бронеавтомобиль БА-64/Амфибия ГАЗ-011 / А. Гусев. — М.: Цейхгауз, 2008. — С. 32—35. — 56 с. — (Бронетанковый фонд). — ISBN 5-9771-0015-9.
БА-64
Министерство экономики и финансов РСФСР
Пару слов о прототипе
автомобиле
В СССР в 1938 году были построены первые образцы ГАЗ-61. На полноприводное шасси устанавливали разные кузова, в частности, комфортабельной «Эмки». Но финская кампания 1939–1940 годов, проходившая в условиях зимнего бездорожья, показала: нужен максимально простой и надежный легковой автомобиль для среднего комсостава, разведки, связи и буксировки легких пушек. Поэтому в январе 1941-го задание на проектирование короткобазового полноприводного легкого тягача грузоподъемностью 400 кг с открытым четырехместным кузовом одновременно получили ГАЗ и НАТИ.
Горьковчане постарались максимально унифицировать машину: силовой агрегат применили от серийной полуторки, знакомой в эксплуатации и ремонте, да и специальные узлы от ГАЗ-61 – ведущие мосты, раздаточная коробка, карданы, подвеска – были уже освоены в производстве. Правда, в соответствии с заданием пришлось сузить колею до размеров «бантамовской». Передний мост подвесили на четырех четвертьэллиптических рессорах – становились ненужными передние опоры полуэллиптических рессор, соответственно укоротилась рама и возрос (до 75°) угол въезда – важный параметр проходимости.
Необходимо подчеркнуть, что команда конструкторов под руководством Виталия Грачева приступила к работе 3 февраля 1941 года, а через 51 день (!!!) после начала проектирования, 25 марта состоялся первый выезд “пигмея”, получившего индекс ГАЗ-64. Начавшаяся война внесла свои коррективы, козырь технологичности заметно поднял шансы ГАЗа, который и победил в соревновании – в августе 1941 года началось производство ГАЗ-64.
Правда, этих автомобилей было выпущено всего 686 штук, затем машину подвергли серьезной модернизации – она увенчалась появлением модели ГАЗ-67. Так, было решено вернуться к единой для обеих осей «родной» колее («бантамовская» делала машину неустойчивой). Выступавшие за пределы кузова колеса потребовали крыльев, те – подножек. Под сиденьем водителя разместили дополнительный бензобак. Изменилась подвеска, мощнее стал двигатель. 23 сентября 1943-го начался серийный выпуск ГАЗ-67, который продолжался до осени 1953 года. «Шестьдесят седьмых» сделали 92 843 штуки – это действительно массовый автомобиль-труженик, закаленный в войне.
История создания броневика БА-64
17 июля 1941 года руководство горьковского автомобильного завода поручило конструкторскому бюро начать проектировать новый легковой бронеавтомобиль. Руководителем назначили В.А. Грачёва. Конструкторы планировали перенести БА-20 на новое шасси. От идеи отказались, так как бронезащита старого транспорта не соответствовала современным требованиям. Новый проект разрабатывали с оглядкой на предвоенные опытные образцы, а также на чертежи трофейного германского броневика.
Первоначальное наименование — 64-Б. Руководство поставило задачу разработать короткий автомобиль, чтобы длина корпуса минимально выступала за пределы рамы. Это привело к сжатию внутреннего оснащения. Лёгкую машину с высокой проходимостью планировали использовать во многих как защитных, так и наступательных операциях. Инновацией в разработке стало введение резкой дифференциации бронезащиты.
Первый прототип собрали в начале января 1942 года. В этот же день техника провела свой первый заезд. По ходу него обнаружили единственный недостаток — низкую прочность подвески. В течение следующих суток изъян устранили, после чего продемонстрировали готовый образец военному руководству.
Испытания транспорта длились до середины февраля. Ушло много времени на доработку подвески, так как при каждом испытании она выходила из строя. 17 февраля прошла генеральная демонстрация в Москве, на которой технике присвоили окончательное название — БА-64. 14 марта вышло постановление о принятии бронемашины на вооружение.
Читайте первыми эксклюзивные материалы в Telegram-канале «Капитала страны»
Фото БА-10
Броневой автомобиль БА-10, 1940 год.
Советский броневик БА-10 охраняет британскую колонну в Иране (Персии), 1941.
Экипаж бронемашины БА-10 старший сержант Е.Эндрексон и сержант В.Першаков со своим боевым другом – овчаркой Джульбарс.
Английские солдаты осматривают советский броневик БА-10М. Иран, лето 1941 года.
Похожее
БМП К-17 Бумеранг ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
БРДМ-2 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БМП-2 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БТР-80 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БМП-1 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БМПТ “Терминатор” ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
Бронеавтомобиль Тигр ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БМД-1 Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение
БМП-3 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
Бронеавтомобиль КАМАЗ-63968 Тайфун-К ТТХ, Видео, Фото
БТР-4 «Буцефал» ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БТР-82А ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БМД-4М “Бахча-У” ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БТР-40 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БТР-60 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БМД-2 Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение
БМП Б-11 Курганец-25 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
Тягач МТ-ЛБ ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БТР-152 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БМП Т-15 Армата ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
БТР-90 Росток, Бережок, Бахча-У ТТХ, Видео, Фото
БРДМ-1 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
Бронеавтомобиль Урал-63095 Тайфун-У ТТХ, Видео, Фото
КамАЗ-43269 Выстрел (БПМ-97) ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БТР-50 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Бронетранспортер БТР-Д ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
ПРП-3 «Вал» и ПРП-4 «Нард» подвижные разведывательные пункты
Бронеавтомобиль ВПК-3927 Волк. Броня. Двигатель. Вес. Размеры
Плавающий транспортер ПТС-4 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Бронеавтомобиль T-98 Комбат ТТХ, Видео, Фото, Скорость
БРДМ-3 – бронированная разведывательно-дозорная машина
Украинский БТР-3 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БМД-3 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
15Ц56М «Тайфун-М» противодиверсионная машина
БРМ-3К «Рысь» ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БМП М2 «Брэдли» ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БТР-МД «Ракушка» ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
Р-149БМР «Кушетка-Б» – командно-штабная машина
Бронеавтомобиль БА-64 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
Бронеавтомобиль БА-10 ТТХ, Фото, Скорость, Броня
Бронетранспортер БТР-Т ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БТР Б-10 Курганец-25 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Бронеавтомобиль Дозор-Б ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БМО-Т – тяжелая машина огнеметчиков
Тягач ВТ-55А ТТХ, Фото, Скорость, Броня
УРАЛ-532362 “Лавина-Ураган” – водометный спецавтомобиль
Бронеавтомобиль БА-20 ТТХ, Фото, Скорость, Броня
Бронеавтомобиль БА-11 ТТХ, Фото, Скорость, Броня
РХМ-7 «Берлога» машина радиационной и химической разведки войск РХБЗ
БРЭМ-К – бронированная ремонтно-эвакуационная машина
БРЭМ-Л «Беглянка» ремонтно-эвакуационная машина
Танковый мостоукладчик МТУ-90М ТТХ, Видео, Фото, Скорость
БММ-Д «Травматизм» бронированная медицинская машина ВДВ
БММ-80 «Симфония» бронированная медицинская машина
СПМ – специальная гусеничная пожарная машина
УР-07М «Пересортировка» установка разминирования
АЗМ – аэротранспортабельная землеройная машина
БТР Намер ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
КДХР-1Н «Даль» – комплекс дистанционной химической разведки
БРЭМ-80У – ремонтно-эвакуационная машина
РМ-Г «Десна» – ремонтная гусеничная машина
“Мгебров-Рено” – бронеавтомобиль царской армии
Бронеавтомобиль БА-30 ТТХ, Фото, Скорость, Броня
Бронеавтомобиль ПБ-4 ТТХ, Фото, Скорость, Броня
You have no rights to post comments
Технические характеристики и аналоги
По сравнению с предшественником БА-20М, новый советский легкий бронеавтомобиль БА-64 имел улучшенное бронирование, причем часть лобовых листов имела толщину до 20 мм. Применение наклонных листов и использование короткобазного шасси позволило сохранить неизменный вес и динамику.
Расположенный в корме бак на 90 литров бензина обеспечивал запас хода по шоссе в 1,5-2 раза больше, чем у аналогов.
БА-20М | БА-64 | Sd.Kfz.221 | |
Боевая масса, кг | 2320 | 2360 | 4000 |
Толщина брони, мм | 3-9 | 8-15 | 8-10 |
Экипаж, чел | 2-3 | 2 | 2 |
Мощность мотора, л.с. | 50 | 50 | 75 |
Скорость хода, км/ч | 90 | 80 | 90 |
Запас хода по шоссе, км | 450 | 600 | 320 |
Германский легкий бронеавтомобиль Sd.Kfz.221, который отчасти послужил прототипом, имеет в 2 раза больший вес. Установка 6-цилиндрового мотора с увеличенной мощностью уравнивала динамику машин. Но из-за выросшего рабочего объема и большего веса расход топлива также увеличился, что пагубно сказалось на радиусе действия.
Вооружение немецкой машины состояло из пулемета MG34, который позднее заменили на 20мм автоматическую пушку. Также на Восточном фронте встречались машины, вооруженные 28 мм противотанковым ружьем s.Pz.B.41. Конструкция легкого бронеавтомобиля БА-64 не позволила дать достойный ответ на такую модернизацию.
Бронеавтомобиль БА-64 представляет собой типичный продукт военной эпохи, который был чрезвычайно востребован в ходе боевых действий, а в мирное время оказался непригодным для эксплуатации. Из-за интенсивного и быстрого списания до наших дней сохранилось всего несколько экземпляров подлинных легких бронеавтомобилей БА-64, которые находятся в Москве, Нижнем Новгороде и Владивостоке.
Также в России имеется несколько новодельных машин, установленных на шасси ГАЗ-69.
Не пользуется успехом машина войны БА-64 и у изготовителей масштабных моделей. В популярном масштабе 1-35 существует изделие от , которое весьма отдаленно похоже на прототип и является крайне капризным в сборке.
Конструкция БА-64
Корпус и башня
Противопульная защита сделана по дифференцированному типу. Для сборки бронекорпуса использовали катаные листы броневой стали. Между собой их соединяли посредством сварки. Толщина листов зависит от места расположения и года выпуска машины. Все части имеют наклон не менее 30 градусов.
Различный наклон листов сделан не просто так. Эта особенность конструкции обеспечивала повышенный уровень безопасности от винтовочных и бронебойных пуль на различных дистанциях. В улучшенной модификации с индексом «Б» использовалась сталь марки 77. Это позволило улучшить пулестойкость. В нижних листах расположили два люка, с помощью которых проходила загрузка и выгрузка экипажа. Капитан для этого также мог использовать башню.
Башня — усечённая пирамида с восемью гранями. Угол наклона стенок — 30 градусов. Толщина листов на первых моделях — 9 миллиметров, в будущем увеличена до 10 миллиметров. Поворотная колонка обеспечивала вращение башни. На экземплярах последних лет к крыше крепили ролики опоры для улучшения устойчивости башни. Капитан мог зафиксировать положение с помощью ручного зажима. Верхняя часть открытая. В комплектацию входил надевающийся тент для защиты от дождя.
Вооружение
Основное орудие — пулемёт ДТ-29. Вертикальная наводка обеспечивалась за счёт турельной установки. Для горизонтального прицеливания приходилось поворачивать всю башню. При ведении огня стрелка защищал лобовой броневой лист, в котором проделана амбразура для орудия. Из неё пулемёт можно вынимать для стрельбы по воздушным целям. Существует возможность полного снятия вооружения для использования за пределами транспорта.
Диоптический прицел позволял поражать наземные цели на расстоянии до 1 500 метров. Прицельный механизм имеет несколько режимов настроек, каждый из которых соответствует определённой огневой дистанции. Наводка на воздушные цели осуществлялась с помощью кольцевого прицельного механизма. Максимальная дистанция поражения по воздуху — 500 метров. К дополнительному вооружению относятся гранаты Ф-1 и орудие членов экипажа.
Наблюдение и связь
Лобовой лист оснастили люком, через который водитель мог просматривать местность. Специальный смотровой прибор использовался им же для обзора в ходе боевых операций. Триплексное защитное стекло выдерживало пулевое попадание. Также предусмотрена броневая задвижка. В модификации 64Б для водителя предусмотрели лючки с броневыми задвижками. Благодаря ним он получил обзор боковых сторон.
Капитан состава осматривал местность через открытый верх башни или амбразуру для пулемёта. По бокам башни есть щели, защищённые триплексным стеклом и заслонками. В 64Б триплексные стекла заменили на зеркальные перископические устройства.
Большинство экземпляров не имели средств связи. Некоторые машины получили радиостанции РБ-64-142200 или 12РП. БА-64Б качество связи улучшили за счёт установки радиостанции 12РПБ. Дальность связи во время стоянки — 8-15 километров (зависит от условий местности), во время движения — до 4 километров.
Моторно-трансмиссионный отсек
Под капотом находился карбюраторный двигатель ГАЗ-ММ, имевший четыре цилиндра. Охлаждение осуществлялось жидкостной системой. При 2,8 тысячах оборотах достигалась максимальная мощность — 50 лошадиных сил. Переделка силовой установки позволила использовать низкосортные бензин и масло (в случае необходимости). Объём топливного бака — 90 литров. Для модификации 64Б усовершенствовали конструкцию карбюратора и мотора. Мощность повысили до 54 лошадиных сил при том же количестве оборотов.
Сцепление сухого типа состояло из одного диска. МКПП имела четыре передние и одну заднюю скорости. Машину БА-64 оснастили раздаткой с одной ступенью. С помощью неё деактивировался передний мост. Мосты соединили с раздаткой с помощью двух карданных валов. Вторая мировая война требовала простую и надёжную конструкцию трансмиссии, с чем инженеры и справились. В начале 1943 года в устройство добавили механизм, который исключал возможность одновременного включения первой и задней скоростей.
Ходовка
Колёсная формула 4х4 определяла высокий уровень проходимости. Два четвертьэллиптических рессора и гидравлические амортизаторы (имеются на каждом колесе) являются основой передней подвески. На заднюю подвеску инженеры установили полуэллиптические рессоры и два гидравлических амортизатора. Для повышения устойчивости добавили стабилизатор торсионного типа. В начале 1943 года переднюю подвеску оснастили двумя дополнительными амортизаторами, а также повысили прочность рессор.
Маневрирование осуществлялось за счёт управления передними колёсами с помощью рулевого механизма. Он состоял из глобоидального червячного привода и двойного ролика. Торможение осуществлялось за счёт колодок на всех колёсах. Во время военных операций использовались пуленепробиваемые шины с губчатым наполнением. Недостаток этого варианта — низкая максимальная скорость (40 км/ч). Пневматические шины использовались, когда отсутствовала угроза начала военных действий.
Кроткое описание конструкции
Бронированный корпус машины БА-64 имеет шестигранное поперечное сечение, изготовлен из катанных стальных листов, соединенных дуговой сваркой. Рациональный наклон брони обеспечивает защиту от оболочечных пуль винтовочного калибра на любом расстоянии, бронебойные пули не пробивали стенки боевого отделения и кабины водителя. От крупнокалиберных пуль защита бронеавтомобиля обеспечивалась на дистанциях от 500 м.
Поворот башни машины осуществлялся вручную, имелся тормоз для фиксации узла в требуемом положении. В качестве основного вооружения использовался 7,62-мм пулемет ДТ-29 с боекомплектом 1260 выстрелов, которые находились в 63-патронных магазинах. При установке рации запас патронов снижался до 1071 шт. Кроме того, в боевом отсеке машины имелось 6 гранат Ф-1 и пистолеты-пулеметы для членов экипажа.
В качестве силового агрегата на легкомбронеавтомобиле БА-64 применялся рядный 4-цилиндровый мотор ГАЗ-ММ, на ранней версии машины двигатель развивал 50 л.с., позднее мощность повысили до 54 л.с. Для распределения крутящего момента на БА-64 установлена 4-скоростная коробка передач и 1-ступенчатый раздаточный редуктор. В несинхронизированной коробке имеется блокиратор, исключающий возможность одновременного использования первой скорости и заднего хода.
Передний мост легкого бронеавтомобиля БА-64 установлен на 4-х четвертьэллиптических рессорах с индивидуальными амортизаторами. Сзади использованы полуэллиптические рессоры и рычажный амортизатор 1-стороннего действия. Дополнительно имеется стабилизатор боковой устойчивости, который с введением шасси ГАЗ-67Б не использовался. Для поворота передних колес на машине БА-64 применяется червячный редуктор, тормоза барабанного типа с механическим управлением.
В боевой обстановке использовались шины с наполнителем из губчатой резины, для движения по шоссе ставились стандартные пневматические покрышки размера 7,00*16″.
Производство
В августе 1941 года вышла первая партия ГАЗ-64 (42 машины), собранных по обходной технологии, в сентябре — 190 машин, до конца 1941 года была выпущена 601 машина(с учётом опытных образцов 602, в это время ГАЗ-64 оставался фактически единственной легковой серийной моделью завода). Направлялись ГАЗ-64 в разведывательные подразделения. ГАЗ-64 также получили начальник ГАБТУ маршал Я.Н. Федоренко и армейский комиссар Н. И. Бирюков. Маршал Г. И. Кулик получил три ГАЗ-64. В ноябре 1941 объёмы выпуска ГАЗ-64 резко снизились и в декабре застопорились окончательно (в декабре выпущено всего 12 машин). причиной сворачивания производства являлся тот момент, что ГАЗ стал ведущим заводом по производству лёгких танков, а ряд его цехов заняли выпуском реактивных мин и иной военной продукцией. В 1942 года ГАЗ-64 выпустили только в июле, августе собрали ещё две, а всего до конца 1942 года изготовили 67 автомобилей. В 1943-м было выпущено только 3 экз. модернизированной модели ГАЗ-64В с расширенной до 1293 мм колеёй переднего моста. Выпущенные за 1942—1943 годы машины применялись исключительно как артиллерийские тягачи, и лишь малая их часть — в качестве командирских. ГАЗ-64 серийно выпускался с конца августа 1941 года до апреля 1943 года. Всего было произведено 672 автомобиля. На шасси ГАЗ-64 с апреля 1942 года по июнь 1943 года выпускался бронеавтомобиль БА-64. Его производство, естественно, было приоритетным, что и выразилось в количестве выпущенных бронеавтомобилей, составившем 3903 ед. Более того, фактически с 1942 года все полноприводные шасси «64» шли только под комплектацию бронекорпусами. В августе 1943 года Горьковский автозавод, ещё восстанавливавшийся после разрушительных авианалётов Люфтваффе, всё же смог освоить выпуск модернизированного бронеавтомобиля БА-64Б с расширенной до 1446 мм колеёй. Это было необходимо из-за главного недостатка БА-64 — склонности к переворачиванию из-за сочетания узкой колеи и высокого центра тяжести. Соответственно, с конца 1943 года вместо ГАЗ-64 начали выпускать переработанный ГАЗ-67 с расширенной колеёй, в 1944 году заменённый модернизированным ГАЗ-67Б, отличавшимся доработанной ходовой частью и более надёжной системой зажигания.
Мы пойдем другим путем
Американцы снаряжали бомбы объемного взрыва окисью этилена, окисью пропилена, метаном, пропилнитратом и МАРР (смесью метилацетилена, пропадиена и пропана). Уже тогда было установлено, что при срабатывании бомбы, содержащей 10 галлонов (32−33 л) окиси этилена, образовывалось облако топливовоздушной смеси радиусом 7,5−8,5 м и высотой до 3 м. Через 125 мс облако подрывалось несколькими детонаторами. Образующаяся ударная волна имела по фронту избыточное давление 2,1 МПа. Для сравнения: чтобы создать такое давление на расстоянии 8 м от тротилового заряда, требуется около 200−250 кг тротила. На расстоянии 3−4 радиусов (22,5−34 м) давление в ударной волне быстро снижается и составляет уже около 100 кПа. Для разрушения ударной волной самолета требуется давление 70−90 кПа. Следовательно, такая бомба при взрыве способна в радиусе 30−40 м от места взрыва полностью вывести из строя самолет или вертолет на стоянке. Это было написано в специальной литературе, которую читали и в СССР, где тоже начали эксперименты в данной области.
Занимательная физика Ударная волна от традиционного ВВ, например тротила, имеет крутой фронт, быстрое угасание и последующую пологую волну разряжения.
Советские специалисты вначале пытались изобразить немецкий вариант с угольной пылью, но постепенно перешли на металлические порошки: алюминий, магний и их сплавы. В экспериментах с алюминием было обнаружено, что особого фугасного действия он не дает, зато дает замечательное зажигательное.
Отработали и различные окиси (окись этилена и пропилена), но они были токсичны и довольно опасны при хранении ввиду своей летучести: достаточно было небольшого подтравливания окиси, чтобы любая искра подняла арсенал на воздух. В итоге остановились на компромиссном варианте: смеси разных видов горючего (аналогов легких бензинов) и порошка алюминий-магниевого сплава в пропорции 10:1. Однако эксперименты показали, что при шикарных внешних эффектах поражающее действие объемно-детонирующих зарядов оставляло желать лучшего. Первой потерпела фиаско идея атмосферного взрыва для поражения самолетов — эффект оказался ничтожным, разве что «сбоили» турбины, которые тут же перезапускались заново, так как они даже не успевали остановиться. Против бронетехники это вообще не работало, там даже двигатель не глох. Эксперименты показали, что ОДАБ — это специализированные боеприпасы для поражения малостойких к ударной волне целей, прежде всего неукрепленных зданий, и живой силы. И все.
Объемно-детонирующий взрыв имеет более пологий фронт ударной волны с более растянутой по времени зоной высокого давления.
Однако маховик чудо-оружия был раскручен, и ОДАБам приписывались прямо-таки легендарные подвиги. Особо известен случай спуска такими бомбами снежных лавин в Афганистане. Посыпался дождь наград, в том числе самых высоких. В отчетах об операции была упомянута масса лавины (20 000 т) и написано, что взрыв объемно-детонирующего заряда эквивалентен ядерному заряду. Ни много ни мало. Хотя любой горноспасатель спускает точно такие же лавины простыми тротиловыми шашками.
Совсем уж экзотическое применение технологии собирались найти в сравнительно недавнее время, разработав в рамках программ по конверсии объемно-детонирующую систему на основе бензина для сноса хрущевок. Получалось быстро и дешево. Было только одно «но»: сносимые хрущевки располагались не в открытом поле, а в заселенных городах. А плиты при таком взрыве разлетались метров на сто.
Взрыв термобарического боеприпаса имеет сильно размытый фронт ударной волны, который не является первичным поражающим фактором.
Министерство финансов Российского правительства
Тактико-технические характеристики БА-64
Компоновочная схема: классическая
Экипаж, чел.: 2
Производитель: Горьковский автомобильный завод
Годы производства: 1942—1945
Годы эксплуатации: 1942 — 1950-е
Количество выпущенных, шт.: 9110
Вес БА-64
— 2,36 тонн
Размеры БА-64
— Длина корпуса, мм: 3660
— Ширина корпуса, мм: 1530
— Высота, мм: 1900
— База, мм: 2100
— Колея, мм: 1240
— Клиренс, мм: 210
Броня БА-64
— Тип брони: стальная катаная
— Лоб корпуса (верх), мм/град.: 12 / 40°
— Лоб корпуса (середина), мм/град.: 6 / 84°
— Лоб корпуса (низ), мм/град.: 9 / 30—52°
— Борт корпуса (верх), мм/град.: 6—9 / 30°
— Борт корпуса (низ), мм/град.: 6—7 / 30°
— Корма корпуса (верх), мм/град.: 9 / 30°
— Корма корпуса (низ), мм/град.: 6 / 35°
— Днище, мм: 4
— Крыша корпуса, мм: 6
— Лоб башни, мм/град.: 9 / 30°
— Борт башни, мм/град.: 9 / 30°
— Корма башни, мм/град.: 9 / 30°
— Крыша башни, мм: открытая
Вооружение БА-64
— Прицелы: диоптрический
— Пулемёты: 1 × 7,62-мм ДТ-29
Двигатель БА-64
— Тип двигателя: рядный 4‑цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения
— Мощность двигателя, л. с.: 50
Скорость БА-64
— Скорость по шоссе, км/ч: 80
— Запас хода по шоссе, км: 560
— Удельная мощность, л. с./т: 21,2
— Колёсная формула: 4 × 4
— Тип подвески: на листовых рессорах и гидравлических амортизаторах
— Преодолеваемый подъём, град.: 36
— Преодолеваемая стенка, м: 0,25
— Преодолеваемый ров, м: 0,35
— Преодолеваемый брод, м: 0,9