Ярослав мудрый (сторожевой корабль)

Вооружение фрегатов типа «Ястреб»

В годы, когда первые корабли проекта 11540 только закладывались, их вооружение хотели ограничить лишь противолодочным вооружением и артиллерийскими системами. Первый фрегат типа «Ястреб» получил следующее вооружение:

  • Комплекс «Водопад», который мог вести огонь как противолодочными ракетами, так и торпедами. Максимальное расстояние, на которое мог вестись огонь ракетами, составляло 120 км;
  • РБУ-6000 «Смерч-2». Данный реактивный бомбомёт также применялся для борьбы с подводными лодками противника;
  • Артиллерийское орудие АК-100 устанавливалось в качестве дополнительного вооружения возле полубака корабля.

Так как второй фрегат проекта 11540 был принят на службу только в 2009 году, его вооружение было подвергнуто серьёзной модернизации. Кроме стандартного оружия, которое имелось у «Неустрашимого», второй корабль проекта получил мощный противокорабельный ракетный комплекс «Уран». Вооружённый таким образом «Ярослав Мудрый» теперь может с лёгкостью противостоять значительно превышающему его по количеству и размеру противнику.

Так как для установки ракетных контейнеров нужно было свободное место, корпус корабля «Ярослав Мудрый» был удлинён. Кроме вооружения, также серьёзной модернизации были подвергнуты системы связи и противолокационной борьбы.

Как работает токамак

Для создания внутри токамака магнитного поля, он составляется из секций, внутри которых намотаны катушки. Так как они идут по всей длине камеры и создают что-то вроде замкнутого тоннеля, получающееся магнитное поле называют тороидальным. Это и есть рабочая зона установки.

Конструкци токамака.

Перед началом работы из камеры токамака откачивают воздух, а вместо этого заполняют его смесью дейтерия и трития. Они и являются основой реакции термоядерного синтеза.

Преимущество использования этих двух элементов в том, что они очень дешевые. Дейтерий очень легко получается из воды, которой на нашей планете более чем достаточно, а тритий синтезируется пусть и чуть более сложным способом, но это тоже не является большой проблемой.

Когда камера заполнена, в ней создается вихревое электрическое поле, которое поддерживают плазму внутри камеры, а заодно разогревает ее, доводя до той самой температуры в несколько миллионов градусов.

Сейчас тут работают люди, а скоро будет 150 миллионов градусов.

Так как поле и нагрев создаются за счет увеличения тока в индукторе, а он не может увеличиваться бесконечно, время существования плазмы в стабильном состоянии пока не превышает нескольких секунд. Это и является главной причиной того, что мы пока не можем использовать токамаки в качестве источника промышленного получения энергии. Существую способы решения этой проблемы, в том числе с использованием микроволнового излучения, но пока работы в этом направлении еще ведутся.

Впрочем, микроволновое излучение и так применяется внутри токамака, так как только электромагнитного поля недостаточно для нагрева плазмы до температуры, необходимой для осуществления термоядерной реакции.

Обычная физика частиц четко говорит нам, что ядра с одинаковым зарядом отталкиваются друг от друга. Но при достижении сверхвысоких температур, они начинают вести себя иначе, образуя ядро гелия плюс один свободный нейтрон. Именно в этот момент и высвобождается огромное количество энергии. В обычных условиях она тратится на взаимодействие атомов между собой.

Примечания

  1. ↑ Данные о суммарной мощности энергоустановки СКР проекта 1155 разнятся от источника к источнику – например, справочник Бережного описывает её как 2 маршевых двигателя по 20000 л. с. и 2 форсажных/основных по 37000 л. с. (всего 2*20000+2*37000=114000 лошадиных сил, что для небольшого сторожевика необычайно много). Более реалистичное значение в 58000 л. с. взято по «Нашим авианосцам» В. Бабича. Согласно этой работе (раздел «Газотурбинный бросок в океаны») – суммарная мощность каждого из двух газотурбинных агрегатов М27 складывается из основного двигателя ДО90 в 19500 л. с. и маршевого ГТД ДС71 в 9500 л. с., что даёт 29000 л. с. на один агрегат и 58000 л. с. на энергоустановку в целом.
  2. Российские военные перечислили нарушения со стороны корабля ВМС США, которые привели к опасной ситуации:
    • американскими моряками было проигнорировано правило 13 «Обгон» Международных правил предупреждения столкновений судов. Оно предписывает каждому судну, осуществляющему обгон, держаться в стороне от курса обгоняемого судна;
    • американцы грубо нарушили правило 15 «Ситуация пересечения курсов» тех же правил: никакое последовавшее изменение во взаимном положении двух судов не освобождает от обязанности обгоняющее судно держаться в стороне от обгоняемого до тех пор, пока последнее не будет окончательно пройдено и оставлено позади;
    • экипаж американского эсминца нарушил 1-й пункт 3-й статьи советско-американского соглашения 1972 года «О предотвращении инцидентов в открытом море и в воздушном пространстве над ним» – что корабли должны оставаться на достаточном удалении, чтобы избежать риска столкновения.

    Представители ВМС США оправдывались тем, что «Экипаж российского судна вёл себя непрофессионально». Сторожевик поднял сигнал «шар-ромб-шар», означающий «ограничение в маневрировании», попутно по УКВ-радио требуя от эсминца поддерживать безопасное расстояние. Тем не менее, когда Gravely изменил курс и скорость, сторожевик также сменил курс – по мнению американцев, это говорит о том, что корабль фактически не был ограничен в возможности маневрировать. «Ярослав Мудрый» приближался к американскому эсминцу на расстояние около 300 метров и находился от авианосца в 5 морских милях.

Термоядерные реакции

Силовая установка фрегатов проекта 11540

Все сторожевые корабли типа «Ястреб» должны были получить силовую установку, состоящую из четырёх газотурбинных двигателей. Два из них марки М-70 должны были обеспечивать сторожевым судам скорость в штатном режиме, а два других двигателя М-90 предназначались для форсированного хода. В процессе боя все двигатели должны были применяться в связке, чтобы обеспечить кораблю максимальную подвижность и маневренность.

Маршевые двигатели разместили ближе к носовой части корабля, а более мощные – рядом с кормой. Это было сделано не случайно, так как в случае повреждения одной из частей корабля, существует большой шанс того, что пара двигателей уцелеет. Благодаря этому даже сильно повреждённый корабль сможет вернуться в свой порт. Общая мощность четырёх двигателей достигала почти 57 000 л.с.

При работающих маршевых двигателях максимальная скорость кораблей проекта 11540 составляла 18 узлов. При работе всех двигателей максимальная скорость фрегатов достигала 31 узла. Используя только маршевые двигатели, сторожевой корабль проекта 11540 мог преодолеть расстояние в 3 500 км. Экипаж судна, которое могло пробыть в море до 30 суток, составлял 214 офицеров и матросов.

РЕАЛЬНАЯ ФИЗИКА

«Ястреб» на охоте

Минобороны и ОСК завершают работы по ремонту и модернизации уникального противолодочного корабля «Неустрашимый» проекта 11540 (шифр «Ястреб»). Планируется, что он будет передан в состав ВМФ до начала следующего года. На корабле полностью поменяли системы навигации и связи, поставили новые радиоэлектронные средства. Также на «Неустрашимом» была полностью отремонтирована энергетическая установка. Причем два форсажных газотурбинных двигателя ремонтировались российскими специалистами на авиационном заводе в Самаре, а не на Украине.

«Грачата» прилетели

Противодиверсионные катера Северного флота примут участие в главном морском параде страны

По мнению экспертов, модернизация «Неустрашимого» позволит превратить его в современный многофункциональный корабль, который так необходим российскому ВМФ.

Как рассказали «Известиям» в Главкомате ВМФ, ремонт и модернизация сторожевого корабля (фрегата — по классификации НАТО) «Неустрашимый» проекта 11540 близки к завершению. Его передача флоту ожидается в конце текущего — начале следующего года. К настоящему времени завершен монтаж основных систем и ведутся наладочные работы.

В Объединенной судостроительной корпорации «Известиям» подтвердили, что корабль находится в высокой степени готовности. Но от других комментариев отказались.

«Неустрашимый» является одним из самых наплаванных надводных кораблей отечественного ВМФ. Он строился на излете холодной войны как скоростной, высокотехнологичный океанский охотник за атомными подлодками. К моменту распада СССР он оказался одним из самых современных фрегатов в составе ВМФ. За время службы (передан флоту в 1993 году) корабль прошел около 120 тыс. морских миль, то есть больше пяти земных экваторов. Уникальный корабль совершил несколько десятков зарубежных походов, в том числе в Средиземное море и Индийский океан. «Неустрашимый» участвовал в операциях против сомалийских пиратов и сопровождал торговые суда в районе Африканского рога.

Уйти за горизонт

Как изменятся десантные силы ВМФ России?

После 20 лет интенсивной эксплуатации с января 2014 года «Неустрашимый» встал на масштабную модернизацию в Калининграде. На нем был проведен ремонт всех основных систем — топливной и электрической. Был сделан косметический ремонт коридоров и боевых постов, а также большей части кают. Полностью поменяли систему освещения. Были обновлены системы борьбы за живучесть корабля — водоотливная и противопожарная. Кроме того, в ходе работ было обнаружено много скрытых дефектов, которые тоже требовали исправления.

Судостроители установили на «Неустрашимый» новые, современные системы связи, навигации и вооружения. С этой точки зрения фрегат должен догнать своего «младшего собрата» — фрегат «Ярослав Мудрый», который был сдан флоту в 2009 году.

Однако главная интрига развернулась вокруг главной энергетической установки фрегата. В качестве форсажных на нем используются два газотурбинных агрегата украинского производства. В связи с ухудшением отношений с Украиной отправка их на ремонт в Николаев стала невозможной. Поэтому пришлось фактически с нуля осваивать ремонтные работы на авиационном заводе в Самаре. Отечественные инженеры успешно справились с задачей, но произошла задержка из-за необходимости срочного ремонта одного из форсажных двигателей фрегата «Ярослав Мудрый».

Российскому флоту остро не хватает кораблей класса фрегат, поэтому необходимо ремонтировать и модернизировать имеющиеся боевые единицы, считает военно-морской эксперт Прохор Тебин. По его словам, фрегаты проекта 11540 — это удачные корабли. Они очень активно эксплуатировались и хорошо себя зарекомендовали.

Боевые корабли попали в Сеть

Российский ВМФ получил сверхдальнобойный аналог Skype

— Двадцать пять лет не возраст для такого корабля, как «Неустрашимый», и при грамотном ремонте и обслуживании он вполне может прослужить еще столько же, — отметил эксперт. — «Неустрашимому» модернизация была остро необходима. Эти фрегаты вполне можно назвать рабочими лошадками нашего океанского флота. Длительный срок ремонта и модернизации «Неустрашимого» вполне объясним, поскольку объем работ чрезвычайно велик, ведь с момента его передачи флоту появились новые технологии, новая элементная база, новые системы связи, вооружения. Противолодочная специализация проекта 11540 в нынешних условиях стала еще актуальнее, даже американцы сейчас поняли, что задачу борьбы с подлодками никто не отменял.

Фрегатов проекта 11540 в составе ВМФ всего два — «Неустрашимый» и «Ярослав Мудрый». Их отличительной особенностью является мощное противолодочное вооружение: глубинные бомбы, ракетно-торпедный комплекс «Водопад-НК» и вертолет Ка-27. Эти корабли-охотники имеют высокочувствительный гидроакустический комплекс, который позволяет вести поиск подводных лодок даже в Балтийском море, где перепады глубин делают данную задачу крайне сложной.

Современная жизнь сторожевиков проекта 11540

В нынешних условиях сторожевые корабли типа «Ястреб» представляют собой единичный случай. Вместо массового выпуска, флот увидел только два готовых корабля. Первенец серии СКР «Неустрашимый» сегодня стоит на ремонте. Введение в строй запланировано на конец 2020-начало 2020 года.

Последующая постройка кораблей типа «Ястреб» признана нецелесообразной, ввиду появления новых технических и новаторских тенденций в развития флота. Сегодня делается ставка на строительство другого класса кораблей – корветов. Новые суда имеют меньшие размеры, однако по технической оснащенности и совершенству навигационного оборудования призваны решать больший круг боевых задач.


Автор статьи:
Метальников Александр

Военный историк. Люблю писать на военные темы, описывать исторические события, известные сражения.

Силовая установка фрегатов проекта 11540

Все сторожевые корабли типа «Ястреб» должны были получить силовую установку, состоящую из четырёх газотурбинных двигателей. Два из них марки М-70 должны были обеспечивать сторожевым судам скорость в штатном режиме, а два других двигателя М-90 предназначались для форсированного хода. В процессе боя все двигатели должны были применяться в связке, чтобы обеспечить кораблю максимальную подвижность и маневренность.

Маршевые двигатели разместили ближе к носовой части корабля, а более мощные – рядом с кормой. Это было сделано не случайно, так как в случае повреждения одной из частей корабля, существует большой шанс того, что пара двигателей уцелеет. Благодаря этому даже сильно повреждённый корабль сможет вернуться в свой порт. Общая мощность четырёх двигателей достигала почти 57 000 л.с.

При работающих маршевых двигателях максимальная скорость кораблей проекта 11540 составляла 18 узлов. При работе всех двигателей максимальная скорость фрегатов достигала 31 узла. Используя только маршевые двигатели, сторожевой корабль проекта 11540 мог преодолеть расстояние в 3 500 км. Экипаж судна, которое могло пробыть в море до 30 суток, составлял 214 офицеров и матросов.

Особенности кораблей проекта 11540

Корабли проекта 11540 отличались от предыдущей серии сторожевых кораблей своим водоизмещением. По проектной документации все корабли «Ястреб» должны были иметь водоизмещение не менее 3, 500 тонн. Первый фрегат серии имел следующие тактико-технические характеристики:

  • Длина нового корабля была 117 метров;
  • Ширина – 14 метров;
  • Расходы на строительство первого фрегата проекта 11540 составили 80 млн. советских рублей.

Новый фрегат существенно отличался от сторожевых кораблей предыдущей серии и подходом к своему строительству. Новые технологии, которые использовались при строительстве, были направлены на увеличение мореходных качеств боевого судна и уменьшение вибрации и шума от работающего силового агрегата.

Уже на стадии проектировки в конструкцию фрегата вносились многочисленные изменения, которые касались следующих нюансов:

  • Увеличения мощности двигателей;
  • Наращивания боевой мощи корабля;
  • Компоновки основных узлов фрегата.

Описание конструкции

Общий вид СКР проекта 11540

Сторожевые корабли проекта 11540 представляют собой однотрубные двухмачтовые корабли с развитой надстройкой, занимающей более половины длины верхней палубы. Реализованные в кораблях архитектурно-компоновочные решения обеспечивают снижение уровней теплового, акустического, электромагнитного и вторичного радиолокационного полей.

Корпус

«Неустрашимый» в 2006 году. Хорошо видна характерная форма надстроек и крышки буксируемого устройства ГАС в корме

Корпус корабля полубачный, с удлинённым полубаком и характерным изломом верхней палубы в носовой части для улучшения условий стрельбы из универсальной 100-мм артустановки. Подводная часть корпуса оснащена бульбом, в котором размещена антенна гидроакустического комплекса. Водонепроницаемыми переборками корпус корабля разбит на 12 отсеков. И корпус, и надстройка полностью стальные, сконструированы с использованием технологий по снижению заметности; все соединения выполнены методом сварки.

Для снижения уровня отражённого радиосигнала конструкторы применили необычное решение: наружные грани надстройки, а также крышка буксируемого тела в корме получили гофроподобные изломы по внешней поверхности. Более традиционное решение, применяемое в военном кораблестроении СССР с 1960-х годов и к настоящему времени распространённое повсеместно, предусматривает отклонение внешних поверхностей надстроек от вертикали при сохранении ими плоской формы. Технологически традиционное решение проще, но полезный объём верхних ярусов надстроек это несколько сокращает. Вероятно, стремление разместить максимум оборудования и вооружения в минимальном объёме и подтолкнуло конструкторов проекта 11540 к необычному способу обеспечения малозаметности.

Энергетическая установка и ходовые качества

Специалисты 1-го ЦНИИ МО настойчиво рекомендовали для «Ястреба» комбинированную дизель-газотурбинную энергоустановку, как более экономичную. Однако реальные возможности отечественной промышленности, не изготовлявшей дизель-редукторных агрегатов подходящей мощности, не позволяли в этом случае выдержать плановый срок сдачи головного корабля. Поэтому в новом проекте сохранили ГТУ с маршевыми и основными газотурбинными двигателями, отработанную и усовершенствованную на СКР проектов , 1135М и 11351.

Энергетическая установка двухвальная. Применительно к одной валолинии силовой агрегат состоит из одного маршевого М-70 и одного форсажного (основного) М-90 газотурбинных двигателей. Всего, таким образом, ГЭУ состоит из четырёх (двух маршевых и двух основных) ГТД общей мощностью 58000 л. с., работающих через редукторы на два винта фиксированного шага. ГЭУ позволяет кораблю развивать наибольшую скорость хода 30 узлов. При необходимости любой из агрегатов способен вращать оба вала, что делает ГЭУ более живучей и придаёт большую гибкость при выборе экономического режима хода.

Дальность плавания при 18-узловой скорости составляет 3000 миль, а ходом 16 узлов корабль может преодолеть без дозаправки 3500 миль.

Электроэнергию кораблю обеспечивает пара газотурбогенераторов по 1250 кВт, один газотурбогенератор мощностью 600 кВт, а также два резервных дизель-генератора по 600 кВт каждый.

Экипаж и обитаемость

Корабли проекта снабжены успокоителями качки, а также скуловыми килями, способствующими улучшению мореходности, улучшению условий применения оружия и повышению комфортности для экипажа.

Стремление к максимальному насыщению не очень крупного корабля вооружением и оборудованием привело к уплотнению жилых помещений и бытовых устройств. Как следствие, по размещению личного состава на СКР проекта 11540 отмечали некоторое ухудшение по сравнению с аналогичными кораблями.

Автономность кораблей проекта 11540 по запасам провизии рассчитывается на 30 суток.

Вооружение фрегатов типа «Ястреб»

В годы, когда первые корабли проекта 11540 только закладывались, их вооружение хотели ограничить лишь противолодочным вооружением и артиллерийскими системами. Первый фрегат типа «Ястреб» получил следующее вооружение:

  • Комплекс «Водопад», который мог вести огонь как противолодочными ракетами, так и торпедами. Максимальное расстояние, на которое мог вестись огонь ракетами, составляло 120 км;
  • РБУ-6000 «Смерч-2». Данный реактивный бомбомёт также применялся для борьбы с подводными лодками противника;
  • Артиллерийское орудие АК-100 устанавливалось в качестве дополнительного вооружения возле полубака корабля.

Так как второй фрегат проекта 11540 был принят на службу только в 2009 году, его вооружение было подвергнуто серьёзной модернизации. Кроме стандартного оружия, которое имелось у «Неустрашимого», второй корабль проекта получил мощный противокорабельный ракетный комплекс «Уран». Вооружённый таким образом «Ярослав Мудрый» теперь может с лёгкостью противостоять значительно превышающему его по количеству и размеру противнику.

Так как для установки ракетных контейнеров нужно было свободное место, корпус корабля «Ярослав Мудрый» был удлинён. Кроме вооружения, также серьёзной модернизации были подвергнуты системы связи и противолокационной борьбы.

История

С 19 июня 2009 года входит в состав Балтийского флота.

24 июля 2009 года над кораблём был поднят флаг ВМФ России.

В июле 2010 года сообщалось, что совместно с СКР «Неустрашимый» корабль в 2011 году, после согласования этого вопроса с Украиной, будет перебазирован на Черноморский флот и будет ориентирован командованием ЧФ на поддержание оперативного режима в зоне ответственности флота — Чёрном и Средиземном морях. Однако переход не состоялся, хотя оба сторожевика часто появляются в Средиземном море и у Африканского Рога.

С 7 декабря по 10 февраля участвовал в совместном походе межфлотской объединённой группировки в Средиземное море, во главе с ТАВКР «Адмирал Кузнецов».

25 апреля 2012 корабль с согласия Командующего Балтийским Флотом вице-адмирала В. В. Чиркова, «был передан под шефство главы Российского императорского дома великой княгини Марии Владимировны». В мае 2013 сопровождал паломническую миссию по доставке иконы Фёдора Ушакова в Средиземное море.

В феврале 2015 года завершился 196-суточный поход в Средиземное море и Индийский океан.

Ремонт

Позже корабль встал на ремонт на СРЗ «Янтарь» для ремонта ГТД Д090 производства украинского ГП НПКГ Зоря — Машпроект. Ремонт газовых турбин был поручен промышленной группе «Новик», занимавшейся дефектацией и сервисным обслуживанием энергетических установок по заказу ВМФ. «Новик» располагал собственным конструкторским бюро, специалисты которого ранее трудились в ныне ликвидированном турбинном КБ Ленинградского Кировского завода. Подходящая площадка была найдена в самарском ОАО «Металлист-Самара», предприятии, работающем в кооперации двигателестроительного АО «Кузнецов».

В январе 2016 года ремонт силовой установки завершился. По состоянию на 2 марта корабль успешно прошёл швартовные испытания, возвращение корабля в строй состоялось через два месяца.

В апреле 2016 года провёл, совместно с корветом «Бойкий», учебные стрельбы в Балтийском море. В роли условного противника выступили вертолёты Ка-27 и бомбардировщики Су-24. В качестве мишиней использовались светящие авиабомбы САБ-250. Экипажи кораблей выполнили практические стрельбы из корабельных комплексов А-190 и А-100, «Кортик» и АК-630 , в ходе которых авиация условного противника была уничтожена. После выполнения этой задачи, корабли провели также комплекс стрельб по буксируемым корабельным щитам, имитирующим отряд боевых кораблей условного противника. Все мишени были поражены.

1 июня 2016 корабль отправился в восточную часть Средиземного моря для перегруппировки с российскими Военно-морскими силами. «Ярослав Мудрый» входил в состав постоянного оперативного соединения кораблей ВМФ России в Средиземноморье.

Инцидент 17 июня 2016 года

17 июня 2016 года в восточной части Средиземного моря американский эсминец Gravely опасно сблизился с кораблём «Ярослав Мудрый». Американский эсминец допустил опасное сближение с российским боевым кораблём на дистанцию 60-70 метров по левому борту. Эсминец также пересёк курс движения корабля «Ярослав Мудрый» по носу на опасной дистанции 180 метров.

«Ярослав Мудрый» следовал в международных водах постоянным курсом и скоростью.

Российские военные перечислили нарушения, которые совершили их американские коллеги:[источник не указан 827 дней]:

Согласно этому документу, корабли должны оставаться на достаточном удалении, чтобы избежать риска столкновения.

Еженедельник Defense News, ссылаясь на представителей ВМС США, пишет:

[источник не указан 832 дня]

18 августа 2016 «Ярослав Мудрый» покинул порт Джибути и заступил на антипиратскую вахту в Аденском заливе.

В середине октября 2016 года корабль покинул группировку, несколько недель выполнял антипиратские задачи в Индийском океане, после чего пересёк Средиземное море и вышел в Атлантику. 26 октября 2016 года совместно с танкером «Лена» прибыл с деловым визитом в кубинский порт Гавана.

18 ноября 2016 года находясь в дальнем морском походе, совместно с танкером «Лена», зашли в порт Пойнт-Фортин Республики Тринидад и Тобаго, для пополнения запасов воды и продовольствия, проведения планового осмотра кораблей, и отдыха экипажей.

02 декабря 2016 представитель ВМФ России сообщил что экипаж корабля завершил выполнение плановых задач в Карибском море и взял курс к родным берегам.

19 декабря 2016 года корабль вернулся в постоянный пункт базирования.

8 мая 2017 года корабль зашел в Кронштадт для проведения докового ремонта на Кронштадтском морском заводе. Завершение ремонта запланировано на середину июня 2017 года.

В мае 2018 года осуществляет слежение за действиями авианосной группировки ВМС США в Средиземном море.

Общий обзор

Сторожевик предназначен для обеспечения противовоздушной, противолодочной обороны эскадр и соединений, для нанесения ракетных и артиллерийских ударов как по морским, так и по наземным целям.

Отличием серии, к которой относится сторожевой корабль «Ярослав Мудрый», является наличие на борту вертолёта морского базирования Ка-27. Он позволяет осуществлять разведку на значительном удалении от судна, вести поиск и самостоятельно атаковать подводные лодки противника. Вертолёт способен обеспечивать целеуказание для ракетного противокорабельного комплекса.

Сторожевой корабль «Ярослав Мудрый» ВМС России имеет дальность плавания в три с половиной тысячи морских миль при автономности в тридцать суток. Она определена исходя из запасов продовольствия на борту для экипажа в двести четырнадцать человек, включая двадцать семь офицеров.

История службы

24 июля 2009 года на корабле был впервые поднят Андреевский флаг ВМФ России.

В 2010 году корабль выходил на боевую службу (БС) в Атлантику и Средиземное море. Выполняя задачи БС, 4 апреля 2010 года «Ярослав Мудрый» в проливе Ла-Манш присоединился к тяжёлому атомному крейсеру «Пётр Великий». 7 апреля отряд миновал Гибралтарский пролив и вышел в Средиземное море, где корабли разошлись.

С 7 декабря 2011 по 10 февраля 2012 СКР участвовал в совместном походе межфлотской объединённой группировки в Средиземное море во главе с ТАКР «Адмирал Кузнецов».

В феврале 2015 года совершил 196-суточный поход в Средиземное море и Индийский океан на боевую службу.

С 2015 по начало 2016 года корабль проходил ремонт на ПСЗ «Янтарь» в Калининграде.

В апреле 2016 года совместно с корветом «Бойкий» провёл учебные стрельбы в Балтийском море. В роли условного противника выступили вертолёты Ка-27 и бомбардировщики Су-24. В качестве мишиней использовались светящие авиабомбы САБ-250. Экипажи кораблей выполнили практические стрельбы из корабельных комплексов А-190, А-100, «Кортик» и АК-630, в ходе которых авиация условного противника была уничтожена. Корабли провели также стрельбы по буксируемым корабельным щитам, имитирующим отряд боевых кораблей условного противника. Все мишени были поражены.

1 июня 2016 корабль отправился в восточную часть Средиземного моря для выполнения задач боевой службы. На время БС «Ярослав Мудрый» был включён в состав постоянного оперативного соединения кораблей ВМФ России в Средиземноморье.

17 июня 2016 года в восточной части Средиземного моря американский эсминец Gravely опасно сблизился с «Ярославом Мудрым». На момент инцидента российский корабль следовал в международных водах постоянным курсом и скоростью. Американский эсминец допустил опасное сближение с ним на дистанции 60-70 метров по левому борту, потом пересёк курс движения «Ярослава Мудрого» по носу на опасной дистанции 180 метров.

В дальнейшем «Ярослав Мудрый» перешёл Суэцким каналом и Красным морем в район Африканского рога. 18 августа 2016 года СКР покинул порт Джибути, приступая к охране торгового судоходства от пиратов в Аденском заливе.

В середине октября 2016 года корабль вновь пересёк Средиземное море и вышел в Атлантику. 26 октября 2016 года «Ярослав Мудрый» совместно с танкером «Лена» прибыл с деловым визитом в порт Гавана (Куба).

18 ноября 2016 года, продолжая дальний поход, «Ярослав Мудрый» с танкером «Лена» зашли в порт Пойнт-Фортин (Республика Тринидад и Тобаго). Во время стоянки в порту корабли пополнили запасы воды и продовольствия, выполнили плановые осмотры, а также обеспечили отдых экипажей.

2 декабря 2016 года «Ярослав Мудрый» завершил выполнение плановых задач в Карибском море и взял курс обратно на Балтику. 19 декабря 2016 года корабль вернулся в постоянный пункт базирования, завершив очередную боевую службу.

8 мая 2017 года корабль перешёл в Кронштадт для проведения докового ремонта на Кронштадтском морском заводе. Завершение ремонта запланировано на середину июня 2017 года.

Примечания[править | править код]

  1. 12345 СКР пр. 11540 на russian-ships.info
  2. Корпуса недостроенных «Тумана» и «Бородино» будут утилизированы — ВПК.name
  3. Американский командующий учениями Baltops-2006 высоко оценил действия российских моряков. 22.06.2006 (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 29 июня 2014. Архивировано 10 февраля 2010 года.
  4. Два боевых корабля Балтийского флота «Неустрашимый» и «Ярослав Мудрый» будут перебазированы в 2011 году на Черноморский флот
  5. Оружие России: Сторожевой корабль Ярослав Мудрый 13 июня 2012.
  6. Корабли межфлотской группировки ВМФ России взяли курс на Сирию
  7. Паломники на Афоне 9 мая 2013.
  8. 12 Сторожевому кораблю «Неустрашимый» Балтийского флота исполнился 21 год. 24.1.2014
  9. МЧС: Пожар на сторожевике «Неустрашимый» тушили два часа
  10. Ремонт СКР «Неустрашимый» завершат в 2020 году (неопр.) .
  11. Два корабля ВМФ России разрежут на металлолом в Калининграде (неопр.) (недоступная ссылка). Новости Mail.Ru. Дата обращения 16 апреля 2016. Архивировано 12 апреля 2020 года.

Вооружение фрегатов типа «Ястреб»

В годы, когда первые корабли проекта 11540 только закладывались, их вооружение хотели ограничить лишь противолодочным вооружением и артиллерийскими системами. Первый фрегат типа «Ястреб» получил следующее вооружение:

  • Комплекс «Водопад», который мог вести огонь как противолодочными ракетами, так и торпедами. Максимальное расстояние, на которое мог вестись огонь ракетами, составляло 120 км;
  • РБУ-6000 «Смерч-2». Данный реактивный бомбомёт также применялся для борьбы с подводными лодками противника;
  • Артиллерийское орудие АК-100 устанавливалось в качестве дополнительного вооружения возле полубака корабля.

Так как второй фрегат проекта 11540 был принят на службу только в 2009 году, его вооружение было подвергнуто серьёзной модернизации. Кроме стандартного оружия, которое имелось у «Неустрашимого», второй корабль проекта получил мощный противокорабельный ракетный комплекс «Уран». Вооружённый таким образом «Ярослав Мудрый» теперь может с лёгкостью противостоять значительно превышающему его по количеству и размеру противнику.

Так как для установки ракетных контейнеров нужно было свободное место, корпус корабля «Ярослав Мудрый» был удлинён. Кроме вооружения, также серьёзной модернизации были подвергнуты системы связи и противолокационной борьбы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector