Антимонопольные органы: функции и принципы деятельности

Содержание:

Основные направления деятельности

На основании Доклада о результатах и основных направлениях деятельности ФАС России на 2008-2010 годы , представленного ФАС России в Правительство Российской Федерации, стратегической задачей ФАС России является обеспечение свободы конкуренции и ограничение монополистической деятельности в рамках единого экономического пространства Российской Федерации. Исходя из данной задачи, ФАС России определены 3 основных цели своей деятельности:

  1. Создание условий для развития конкуренции в сферах деятельности хозяйствующих субъектов, не относящихся к естественным монополиям.
  2. Предотвращение и пресечение антиконкурентного вмешательства органов государственной власти и местного самоуправления в функционирование рынков, снижение коррупционных рисков при размещении государственного и муниципального заказа.
  3. Обеспечение равного доступа потребителей к товарам, работам, услугам, реализуемым субъектами естественных монополий, и развитие конкуренции в потенциально конкурентных видах деятельности субъектов естественных монополий.

Деятельность ФАС России в рамках достижения первой из указанных целей направлена на пресечение антиконкурентного поведения отдельных хозяйствующих субъектов на товарных и финансовых рынках, в том числе на снижение уровня недобросовестной конкуренции, предупреждение и пресечение злоупотреблений доминирующим положением, соглашений и согласованных действий, ограничивающих конкуренцию (так называемых «картельных сговоров»), повышение качества проводимых исследований состояния конкурентной среды на товарных рынках. Большое значение ФАС России также уделяется направлению контроля за органами власти всех уровней в целях предотвращения создания административных барьеров для осуществления предпринимательской деятельности. В рамках контроля органов власти выделяются три основных направления: контроль процедур размещения государственного и муниципального заказа; контроль предоставления государственных и муниципальных преференций отдельным участникам рынков; пресечение ограничивающих конкуренцию соглашений и согласованных действий органов государственной власти и местного самоуправления с отдельными хозяйствующими субъектами.

ФАС против «Аэрофлота»

В марте антимонопольная служба заявила, что авиаперевозчик хочет нажиться на гражданах России, оказавшихся за пределами страны во время эпидемии коронавируса, и потребовала пересмотреть политику цен.

В свою очередь представители «Аэрофлота» уверили, что информация о существенном росте цен на билеты для россиян, желающих вернуться в страну, не соответствует действительности. В связи с этим пресс-секретарь авиакомпании Юлия Спивакова назвала обвинение ФАС «странным» — на момент выдвижения претензии «Аэрофлот» круглосуточно эвакуировал граждан нашей страны из регионов со сложной эпидемиологической ситуацией, о завышении цен не могло идти речи — информация, по словам Спиваковой, просочилась в СМИ из соцсетей, а в соцсети — из неофициальных источников. На официальном сайте «Аэрофлота» цены на билеты были в десять раз ниже тех, что возмутили ФАС.

Права ФАС

Реализация полномочий требует у ФАС особых прав. Не все из перечисленных далее доступны иным службам, что также позволяет избегать незаконной монополии. К числу основных прав относится:

  • получение полного доступа ко всем сведениям, которые необходимы для вынесения итогового решения согласно деятельности службы
  • принятие решений в отношении субъектов-компаний для введения, прекращения или изменения способов их регулирования
  • осуществлять заказ всех требуемых для деятельности службы исследований, анализов и оценок
  • предоставлять официальное разъяснение всем причастным лицам всех вопросов, что входят в компетенцию службы и имеют непосредственную связь с ее работой
  • осуществлять ликвидацию всех последствий, которые были нанесены вследствие обнаруженных нарушений или непосредственной деятельности службы
  • проводить мероприятия профилактического характера, цель которых пресечение юридическими лицами помех расследованию, а также попытке уничтожить любые документы, свидетельствующие о нарушениях
  • привлекать иные организации к проверкам и исследованиям, если того требуют обстоятельства для решения вопросов
  • использовать все законные меры по ограничению, предупреждению и контролю деятельности юридических и физических лиц
  • пресекать все нарушения со стороны проверяемых субъектов в рамках проводимого расследования
  • создавать советы, комиссии, группы и иные экспертные органы в рамках основной деятельности для решения вопросов — допускается, чтобы они были межведомственными
  • издавать правовые акты в рамках полномочий и законодательства с целью осуществления деятельности
  • утверждать и награждать знаками отличия всех, кто принес для ФАС пользу в рамках проводимых ей работ

Однако осуществлять управление государственным имуществом, а также оказывать платные услуги ФАС не вправе. Исключение составляет только случаи указа президента или постановление правительства.

Процедура проверки

Проверки ФАС бывают плановыми и внеплановыми. Первые проводятся на основании ежегодных планов, которые согласовываются с органами прокуратуры.

Если вы решили, что вас включили в план проверок незаконно, то вы вправе написать заявление об исключении из плана проверок.

Однако большая часть проверок ФАС являются внеплановыми. Чаще всего они проводятся по обращениям граждан или организаций. По общему правилу срок проведения проверки не может превышать двадцати рабочих дней. Сроки проведения проверок ФАС зачастую продляются. Чаще всего это связано с проведением экспертиз в отношении «проблемной» рекламы.

Контрольные мероприятия начинаются с документарной проверки: инспекция, созданная из сотрудников ФАС, анализирует документы, имеющиеся в их распоряжении, и запрашивает дополнительные документы и пояснения у фирмы (предпринимателя). Их нужно предоставить в течение десяти рабочих дней. Если в полученных материалах инспекция ФАС увидит признаки нарушения законодательства, начнется выездная проверка. В ее ходе проверяющие осмотрят территории и помещения фирмы и образцы рекламы, назначат необходимые экспертизы.

Как проводятся проверки?

Когда планируется сделка наподобие покупки Kcell «Казахтелекомом», субъект рынка подаёт заявление в антимонопольный орган. Последний проводит анализ экономической концентрации. Как нам сообщил президент Центра развития и защиты конкурентной политики Алдаш Айтжанов , достаточным основанием для начала оценки экономической концентрации является тот факт, что планируется слияние субъектов рынка, которые реализуют одни и те же взаимозаменяемые товары.

Методика оценки экономической концентрации на товарных рынках утверждена МНЭ РК от 14 декабря 2017 года №416. Он вступил в действие в январе текущего года.

Проверка предполагает проведение ряда процедур в том числе:

  • определение критериев взаимозаменяемости товаров;
  • определение границ товарного рынка;
  • определение временного интервала исследования товарного рынка;
  • определение состава субъектов рынка, действующих на товарном рынке;
  • расчёт объёма товарного рынка и долей субъектов рынка;
  • оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке;
  • определение барьеров входа на товарный рынок;
  • выводы по анализу рынка.

Для расчётов применяют индекс Херфиндаля – Хиршмана. Это фактически сумма квадратов долей всех предприятий, действующих на рынке, которая измеряется в долях или процентах.

Индекс рыночной концентрации Херфиндаля – Хиршмана даёт возможность оценить насколько те или иные предприятия захватили рынок. В приведённой ниже формуле S1, S2 … Sn – это доли фирм на рынке в процентах. Чем больше участников рынка, тем меньше индекс Херфиндаля-Хиршмана. И наоборот.

То есть если на рынке 1 участник, то индекс будет равен 10 000, а если 10 участников, у каждого из которых будет по 10% доли рынка, то индекс будет равен 1000.

HHI = S12 + S22 + … + Sn2,

n – число хозяйствующих субъектов на рынке.

Об ограничении конкуренции можно говорить, если в случае совершения сделки индекс рыночной концентрации Херфиндаля – Хиршмана (ННI) на соответствующем товарном рынке изменится:

  • более чем на 250 для умеренно концентрированного рынка (1000 < ННI < 2000);
  • более чем на 100 для высоко концентрированного рынка (2000 < ННI < 10000).

Когда назначают антимонопольное расследование

Антимонопольное ведомство может не допустить совершения сделки, если она является угрозой для здоровой конкурентной среды в той или иной сфере. Также если нарушение антимонопольного законодательства уже налицо, полагается провести расследование.

Чтобы началось антимонопольное расследование, в Комитет по регулированию естественных монополий должны поступить сведения о нарушении. Заявителями могут быть госорганы, физические или юридические лица, сообщения в СМИ либо же сам антимонопольный орган может инициировать расследование. Срок расследования со дня издания приказа не может превышать двух месяцев.

Результаты расследования передаются на рассмотрение в Согласительную комиссию. В неё входят должностные лица комитета, представители компании, которую проверяют и эксперты. Комиссия делает заключение. Но окончательное решение остаётся за комитетом, который может поступить четырьмя способами:

  • вынести предписание об устранении нарушения;
  • передать материалы в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела;
  • прекратить расследование в случае отсутствия нарушений;
  • возбудить административное дело.

Какая ответственность ждёт за нарушение антимонопольного законодательства?

Если предприятия совершают экономическую концентрацию без согласия антимонопольного ведомства, это может грозить им иском и признанием сделки недействительной. Также в административном кодексе прописаны штрафы для нарушителей.

Например, недобросовестная конкуренция влечёт штраф на субъектов малого предпринимательства в размере 200 МРП (481 тысяча тенге), на субъектов среднего предпринимательства – в размере 300 МРП (721 тысяча тенге), на субъектов крупного предпринимательства – в размере 1500 МРП (3 600 000 тенге).

Судебная практика ФАС

За тринадцать лет существования ФАС были рассмотрены сотни тысяч жалоб и проведены десятки тысяч служебных и судебных экспертиз. Ежегодно федеральная антимонопольная служба России публикует доклад о результатах своей работы.

Проведя анализ этих докладов можно составить рейтинг самых громких дел и результативных расследований, которые скажут о качестве работы ФАС.

ООО «Доктор Веб»

В октябре 2009 года было возбуждено уголовное дело в отношении ООО «Доктор Веб». Причинами возбуждения дела стали претензии ФАС к ценовой политики предприятия. Проявилось это в ценовой политики ООО «Доктор Веб», которая, согласно договоров, распространялась даже на товары, которые подлежали перепродаже через третьи лица.

В результате в 2010 году, путем тщательной проведения тщательной работы, ООО «Доктор Веб» выиграл суд и продолжает придерживаться того же ценового направления на свою продукцию.

ЗАО «Русская рыбная компания»

В октябре 2012 года ФАС были вынесены обвинения ЗАО «Русская рыбная компания» в сговоре с несколькими поставщиками однотипного товара (норвежская форель и семга). Целью нарушения закона было устранения прочих поставщиков этого вида товара на российский рынок. Проходило ото путем заключения с прямыми поставщиками дополнительного соглашения, в котором они не имели право в течении пяти лет реализовывать свой товар каким-либо иным предприятиям Российской Федерации.

Однако в суде, предприятие смогло доказать предвзятость специалистов ФАС и дело закончилось победой ЗАО «Русская рыбная компания» в суде.

Администрация МО «Всеволожский муниципальный район»

В январе 2013 года суд Ленинградского УФАС принял правомерными обвинения ФАС в отношении администрации МО «Всеволожский муниципальный район».

Причиной возбуждения судебного делопроизводства стало обвинение в дискриминационных действиях. Местными органами управления были переданы часть полномочий, которые касались отвод земельного участка для захоронения, а так же отслеживание деятельности похоронных услуг в регионе, коммерческой организации, которая была заинтересована в непосредственном участии в этих же процессах. Произошло это потому, что коммерческая организация сама оказывала ритуальные услуги, поэтому захватила управление этой деятельностью в этом регионе только в своих целях.

ОАО «Ленэнерго»

В декабре 2014 года был вынесен приговор ОАО «Ленэнерго», в котором предприятие было признано виновным и обязано было выплатить штраф в размере 1,8 миллиона рублей.

Уголовное дело было заведено на основании многочисленных заявлений простых граждан, которые обратились в ОАО «Ленэнерго» с заявлениями на подключение временнее, однако так и не получили договоров.

Суд признал в действиях предприятия нарушения связанные с бездействие и систематические нарушения принятых на себя договорных обязательств по технологическому присоединению к электрическим сетям в период с 2009 по 2011 год.

Microsoft

В ноябре 2016 года было возбуждено очередное уголовное дело в отношении Microsof. Дело заведено по причинам злоупотребления лидирующей позиции на рынке товаров. Причиной возбуждения дела, стало заявление от компании «Лаборатория Касперского». Microsof сократил период адаптации посторонних антивирусных программ (кроме собственных) с трех месяцев до недели.

Тем самым, так как ответчики являются крупнейшими поставщиками операционных программ в России, это приведет к тому, что на большей части компьютеров, возможно, будет установить только антивирус производства Microsof.

Решения суда по данному делопроизводству ещё не было вынесено.

Как видно из судебной практики, не всегда федеральная антимонопольная служба России принимает верные решения и служит поддержкой честного отечественного бизнеса. Но и положительные результаты, безусловно, присутствуют, поэтому можно сделать вывод, что действующая система не совершенна, однако имеет право на существование.

ГАЗель NEXT – современное решение для вашего бизнеса

Применение фрезии

Цветок выигрышно смотрится на клумбах, бордюрах, в букетах, сочетается с цикламеном, лилией, магнолией. Фрезия украшает букеты на любые торжества, применяется в изготовлении духов, средств по уходу за телом.

Кроме этого, ее аромат помогает при нервном возбуждении, депрессии, избавляет от бессонницы, повышает жизненный тонус. Считается, что цветок дарит энергию владельцу, наделяет смелостью, оберегает силы.

Прогноз и Профилактика

Прогноз всех клин, типов Н. д. благоприятный до тех пор, пока заболевание не приводит к формированию более тяжелых форм сердечно-сосудистой патологии (гипертонической болезни, аритмии, ишемической болезни сердца).

Профилактика заключается в лечении заболеваний, осложняющихся сердечно-сосудистыми нарушениями, правильном физическом воспитании, отказе от вредных привычек (курения, употребления алкоголя), предупреждении вредных профессиональных воздействий.

Библиография: Вейн А. М. и Колосова О. А. Синдром вегетативной дистонии, Клин, мед., т. 52, № 9, с. 129, 1974; Гогин E. Е., Сененко А. Н. и Тюрин Е. И. Артериальные гипертензии, Л., 1978; Жмуркин В. П. К вопросу о классификации циркуляторных расстройств нейрогенной природы. Клин, мед., т. 44, № 1, с. 147, 1966; Маколкин В.И. и Бузиашвили Ю. Я. К патогенезу нейроциркуляторной астении, Кардиология, т. 16, № 4, с. 137, 1976, библиогр.; Молчанов Н. С. Гипотонические состояния, Л., 1962; Покалев Г. М. и Трошин В.Д. Нейроциркуляторные дистонии, Горький, 1977, библиогр.; Савицкий Н.Н. Некоторые соображения по поводу вопросов, поднятых в статье С. А. Савваитова «О номенклатуре так называемых сердечно-сосудистых неврозов и диагностике нейроциркуляторной дистонии гипертонического типа», Воен.-мед., журн., № 8, с. 40, 1957; Смирнова М. И. и Кочанова Е.М. Изменения кровообращения при синдроме нейроциркуляторной дистонии, Кардиология, т. 18, № 5, с. 44, 1978, библиогр.; ТанчевскийЛ.П. Анализ заболеваемости нейроциркуляторной дистонией, Воен.-мед. журн., № 12, с. 32, 1968; Dа Соstа J. М. On irritable heart, Amer. J. med. Sci., y. 61, p. 17, 1871; Hypertension, physio-pathology and treatment, ed. by J. Genest a., o., p. 630, N.Y., 1977; Julius S. Borderline hypertension, Med. Clin. N. Amer., y. 61, p. 495, 1977; Mсlea n W.C. Diseases of the heart in the British army, Brit. med. J., v. 1, p. 161, 1867; Oppenheimer B. S. The psychoneurotic factor in the irritable heart of soldiers, J. Amer, med. Ass., v. 70, p. 1919, 1918; Sсheppokat K. D. Pathophysiologische Grundlagen und diagnostisch-therapeutische Prob-leme bei der arteriellen Hypotonie, Med. Welt, S. 2083, 1974.

Основные функции

Федеральная антимонопольная служба еще на этапе своего создания была наделена главной функцией – контролем за осуществлением различных действий участников рынка с целью защиты существующего уровня конкуренции в различных сферах экономико-хозяйственной деятельности.

С момента формирования механизма осуществления государственных и муниципальных закупок, а особенно с момента принятия Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» на Федеральную антимонопольную службу была возложена еще одна группа функциональных обязанностей – по контролю за деятельностью государственных и муниципальных заказчиков в сфере осуществления закупочной деятельности.

Осуществлять свои функции ФАС имеет право на всех властных уровнях – от федерального до местного, так как контролировать заключение контрактов и их исполнение следует вне зависимости от того, на каком из таких уровней они были заключены.

Если говорить о функции по контролю за исполнением действующего законодательства в сфере закупочной деятельности, которая на сегодняшний день является одной из основных для Федеральной антимонопольной службы, то наделение этой функцией данного государственного органа произошло еще в рамках Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе». Кроме того, после внесения соответствующих изменений в Постановление Правительства №331 от 2004 года оно также стало отражать информацию о данной контролирующей функции ФАС РФ.

Дополнительной функцией Федеральной антимонопольной службы в сфере контроля за исполнением государственного закупочного законодательства является согласование проведения закупочных процедур закрытого типа, а также заключение контрактов, подписание которых возможно по итогам несостоявшихся процедур, например, при наличии только одного участника.

Кроме полномочий в сфере государственных закупок, у Федеральной антимонопольной службы имеются и другие полномочия, а именно:

  • контроль за исполнением законодательства о защите конкуренции на различных видах рынков;
  • наблюдение за исполнением законодательства, регулирующего производство и демонстрацию различных видов рекламы;
  • контроль за заключением контрактов в сфере государственного оборонного заказа и исполнением законодательства в данной сфере;
  • регулирование исполнения законодательства в сфере функционирования естественных монополий.

При необходимости перечень функций Федеральной антимонопольной службы может быть расширен на основании специально принятых нормативных актов Правительства Российской Федерации.

История

Предшественник Федеральной антимонопольной службы — Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП России) образован в соответствии с Законом РСФСР от 14 июля 1990 года «О республиканских министерствах и государственных комитетах РСФСР» . Председателем Комитета был назначен Валерий Черногородский . Штатная численность работников аппарата определена в 150 единиц, введено Временное положение о ГКАП России, которое было утверждено Постановлением Совета Министров РСФСР от 10 сентября 1990 года № 344 .

В целях реализации Послания Федеральному собранию 1997 года в части приведения структуры и структуры федеральных органов исполнительной власти в соответствие с требованиями экономических преобразований Указом Президента Российской Федерации от 17 марта 1997 года № 249 «О совершенствовании структуры федеральных органов исполнительной власти» Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур преобразован в Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации. В августе 1997 года Председателем Комитета назначена Наталья Фонарева .

22 сентября 1998 года Указом Президента Российской Федерации № 1142 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» были упразднены Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации (Председатель Н. Е. Фонарева), Государственный комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства (Председатель И. М. Хакамада), Федеральная служба Российской Федерации по регулированию естественных монополий на транспорте (Руководитель В. И. Будько) и Федеральная служба Российской Федерации по регулированию естественных монополий в области связи (Руководитель В. М. Горячев). На их месте образовано Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России), которому переданы функции упраздненных органов. Министром назначен Геннадий Ходырев .

Численность работников центрального аппарата (440 единиц без персонала по охране и обслуживанию зданий) утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 года № 1564 «Вопросы Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства». В структуре центрального аппарата были сформированы департаменты: по правовым вопросам, развития конкуренции на финансовых рынках и контролю за соблюдением законодательства о биржах, развития и поддержки предпринимательства, регулирования деятельности естественных монополий в области связи, регулирования деятельности естественных монополий на транспорте. Положение о Министерстве Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации № 793 от 12 июля 1999 года. В мае 1999 года министром стал Илья Южанов .

9 марта 2004 года Министерство было упразднено, а его полномочия переданы другим ведомствам. Принадлежавшие МАП России функции федерального антимонопольного органа, контроля над деятельностью естественных монополий и над соблюдением законодательства о рекламе перешли к вновь образованной Федеральной антимонопольной службе . Руководителем службы назначен Игорь Артемьев .

Структура ФАС

Основываясь на полученном опыте предыдущей разветвленности антимонопольной службы, правительство России были принято решение о создании односложной структуры ФАС. В результате все направления контроля были разбиты на сферы применения. Назначены десять заместителей непосредственного руководителя федеральной антимонопольной службы и один статс-секретарь руководителя. Между всеми назначенными людьми были распределены обозначенные сферы антимонопольного контроля для непосредственного руководства.

В результате получилась структура, девствующая и сейчас.

Руководитель ФАС помимо всеобщего контроля всех направлений, является ответственным за:

  • Управление защиты государственной тайны;
  • Административное управление – секретариат руководителя;
  • Контрольно-инспекционное управление в сфере ГОЗ (ГОЗ – государственный оборонный заказ).

Статс-секретарь руководителя ФАС:

  • Управление контроля промышленности;
  • Управление общественных связей;
  • Управление по борьбе с картелями.

Заместитель руководителя ФАС (№1):

  • Управление регулирования связей и информационных технологий;
  • Управление регулирования топливно-энергетического комплекса.

Заместитель руководителя ФАС (№2):

  • Управление контроля иностранных инвестиций;
  • Управление международного экономического сотрудничества;
  • Управление контроля химической промышленности и агро-0промышленного комплекса.

Заместитель руководителя ФАС (№3):

  • Управление контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;
  • Управление контроля финансовых рынков;
  • Управление контроля социальной сферы и торговли.

Заместитель руководителя ФАС (№4):

  • Контрольно-финансовое управление;
  • Управление государственной службой;
  • Управление делами;
  • Территориальные органы ФАС России;
  • ФГАУ «Учебно-методический центр ФАС России» (г.Казань);
  • ФБУ ИТЦ ФАС России (г.Москва) – информационно-технический центр ФАС.

Заместитель руководителя ФАС (№5):

  • Управление методологии и организации контрольной деятельности в сфере ГОЗ;
  • Управление контроля государственного оборонного заказа;
  • Управление контроля сухопутного и морского вооружения, военной техники и связи.

Заместитель руководителя ФАС (№6):

  • Юридическое управление в сфере ГОЗ;
  • Управление контроля авиационной, ракетно-космической и атомной промышленности;
  • Управление контроля программ инфраструктурного и ресурсного обеспечения в сфере ГОЗ.

Заместитель руководителя ФАС (№7): управление регулирования транспорт.

Заместитель руководителя ФАС (№8):

  • Правовое управление;
  • Управление регионального тарифного регулирования.

Заместитель руководителя ФАС (№9):

  • Управление регулирования электроэнергетики;
  • Управление регулирования в сфере ЖКХ.

Заместитель руководителя ФАС (№10):

  • Управление контроля размещения государственного заказа;
  • Управление контроля строительства и природных ресурсов.

В результате структура ФАС является абсолютной противоположностью Государственного комитета РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. При этом такое прямое распределение сфер контроля и поспособствовало скорейшему урегулированию выявленных нарушений.

Численность головного подразделения ФАС составляет более шестисот человек. Помимо этого организованно 84 территориальных органов ФАС, которые осуществляют антимонопольный контроль в пределах одного или нескольких субъектов Российской Федерации.

Какая ответственность ждёт за нарушение антимонопольного законодательства?

Если предприятия совершают экономическую концентрацию без согласия антимонопольного ведомства, это может грозить им иском и признанием сделки недействительной. Также в административном кодексе прописаны штрафы для нарушителей.

Например, недобросовестная конкуренция влечёт штраф на субъектов малого предпринимательства в размере 200 МРП (481 тысяча тенге), на субъектов среднего предпринимательства – в размере 300 МРП (721 тысяча тенге), на субъектов крупного предпринимательства – в размере 1500 МРП (3 600 000 тенге).

Если государственные и местные исполнительные органы знают о недобросовестной конкуренции, но ничего не предпринимают, их могут оштрафовать на 300 МРП (721 000 тенге).

Контроль со стороны ФАС России и ее подразделений

Федеральная антимонопольная служба — основной контролер соблюдения законодательства о госзакупках. Проведение плановых проверок закупок регламентируется ежегодно утверждаемым планом. Подробнее об этом рассказали в статье «Когда ждать проверку ФАС в 2020 году». Внеплановые осуществляются при наличии информации о нарушениях.

Читать далее: Готовый бизнес-план рекламного агентства (пример, образец с расчетами)

Контролеры изучают работу заказчиков, контрактных служб, закупочных комиссий. В рамках ревизии проверяются все этапы организации тендера на предмет соблюдения закона и наличия признаков ограничения конкуренции.

HHI = S12 + S22 + … + Sn2,

История

Предшественник Федеральной антимонопольной службы — Государственный комитет России по антимонопольной политике и поддерживанию современных экономических структур (ГКАП России), который образован соответственно с Законом России от 14 июля 1990 года «О государственных комитетах РСФСР и республиканских министерствах и». Председателя Комитета назначил Черногородский Валерий. Штатное количество сотрудников аппарата определяется в 150 единиц, ввели Временное положение о ГКАП России, которое утвердило Постановление Совета Министров РСФСР от 10.09.1990 года № 344.

Соответственно с Указом Президента РФ от 24 августа 1992 года № 915 «О Государственном комитете РФ по поддержке новых экономических структур и антимонопольной политике» Для того, чтобы обеспечить развитие рыночных отношений и конкуренцию в Российской Федерации, для исполнения Законов Российской Федерации «О ограничении монополистической деятельности на товарных рынках и конкуренции» и «О защите потребительских прав» утверждается новое Положение о ГКАП России (добавлены функции и задачи), а количество сотрудников центрального аппарата увеличили до 350 единиц (не учитывая персонал по обслуживанию и охране зданий). Председателем Комитета в ноябре 1992 года назначили Леонида Бочина.

Для воплощения в жизнь Послания Президента РФ Федеральному собранию 1997 года по части приведения структуры Правительства РФ и структуры федеральных органов исполнительной власти в согласие с требованиями преобразований экономического характера. Указ Президента РФ от 17.03.1997 года № 249 «Об усовершенствовании структуры федеральных органов исполнительной власти» Госкомитет РФ по поддержке новых экономических структур и антимонопольной политике трансформирован в Антимонопольный государственный комитет РФ. Председателем Комитета в августе 1997 года назначили Наталью Фонареву.

22.09.1998 Указ Президента РФ № 1142 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» упразднил Государственный антимонопольный комитет РФ (Председатель Фонарева Н. Е.), Госкомитет РФ по развитию и поддержке малого предпринимательства (Председатель Хакамад И. М. ), Федеральная служба РФ по контролю на транспорте естественных монополий (Руководитель БудькоВ. И.) и Федеральная служба РФ по контролю естественных монополий в сфере связи (Руководитель Горячев В. М.). На их месте создано Министерство РФ по поддержке предпринимательства и антимонопольной политике (МАП России), которому передали функции лишенных силы органов. В качестве министра назначили Геннадия Ходырева.

Количество сотрудников центроаппарата 1189 человек, региональных штабов: 2315 человек. В центральном аппарате были образованы отделы: развития конкуренции на финансовых рынках и контроля за выполнением законодательства о биржах, по правовым вопросам, поддержки и развития предпринимательства, контроля деятельности естественных монополий в сфере связи, контроля работы на транспорте естественных монополий. Положение о Министерстве РФ по поддержке предпринимательства и антимонопольной политике утвердило Постановление Правительства РФ № 793 от 12.07.1999. В мае 1999 министром стал Южанов Илья.

09.03.2004 Министерство упразднили, а его полномочия передали прочим ведомствам. Задачи антимонопольного федерального органа, которые принадлежали МАП России контроля над работой естественных монополий и над выполнением законодательства о рекламе вновь перешли к созданной Федеральной антимонопольной службе. Руководитель службы — Артемьев Игорь.

4 коммертирия к имени “Каталина”

Структура антимонопольной службы России

Названное ведомство с момента основания и по настоящее время возглавляет Структура же антимонопольной службы включает руководителя и одиннадцать его заместителей, включая статс-секретаря, помощников руководителя, а также подразделения по основным сферам деятельности — управления, возглавляемые начальниками. Внутри управлений функционируют отделы.

Федеральная антимонопольная служба включает в себя центральный аппарат и территориальные управления. Центральный аппарат размещается в г. Москве по адресу ул. Садовая-Кудринская, 11.

В регионах Российской Федерации антимонопольное регулирование ФАС осуществляет через территориальные органы, которых на настоящий момент насчитывается 82. Они осуществляют те же полномочия, что и центральный аппарат, за исключением принятия нормативных актов. Также следует отметить, что контроль оборонного заказа осуществляет только шесть территориальных управлений ФАС России.

Схема проведения внеплановых проверок

Чтобы более эффективно контролировать соблюдение антимонопольных норм, ФАС имеет право организовывать проверки даже вне плана. Объектом могут быть подозреваемые федеральные органы исполнительной и государственной власти РФ. Также под внеплановые проверки попадают:

  • органы местного самоуправления;
  • другие органы и организации, которые выполняют свои функции на рынке;
  • государственные специальные фонды;
  • представительства коммерческих и некоммерческих организаций;
  • индивидуальные предприниматели.

Некоммерческие организации несут единоличную ответственность за полное соблюдение законных актов, если они сами являются предпринимателями или же занимаются реестром хозяйствующих субъектов или других компаний. С помощью одного лишь Закона невозможно проверить, соответствует ли деятельность некоммерческих организаций все тем целям, которые были ими указаны при составлении правового документа на разрешение ведения деятельности. Все проверки ФАС проводятся в форме инспекций непосредственно в пункте работы той или иной организации.

Чтобы провести плановую проверку, должно пройти минимум три года с определенного момента:

  1. создание юридического лица или организации, его последующая государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя согласно порядку, прописанным и утвержденным законом РФ;
  2. антимонопольные органы последний раз проводил внеплановую проверку этой же компании.

Замечание 5

Плановую проверку нет смысла проводить чаще, чем раз на три года.Плановый аудит должен контролировать, чтобы антимонопольное законодательство было полностью соблюдено со стороны проверяемого лица, однако это касается только сферы деятельности субъекта проверки. Предметом планового аудита является соблюдение проверяемым лицом требований антимонопольного законодательства в рамках своей деятельности.

Стоит также учитывать, что ФАС России не считается уникальным антимонопольным органом – во многих развитых странах на сегодняшний день можно найти похожие учреждения, которые выполняют те же функции. К примеру, это могут быть комиссии и дирекции по монополии, как это сделали в Германии и Франции. Также такой тип учреждений довольной популярен в Восточной Европе, Чехия создала отдельное ведомство для разбирательства в делах о нарушении антимонопольного законодательства.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Марокканские Т-72Б оснастили французскими прицелами

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector