Обзор автомата калашникова ак-15
Содержание:
- Соединённые Штаты Америки во второй половине XX- начале XXI веков
- Конструкция автомата
- Мета
- Фото Ту-144
- History[edit | edit source]
- ГАЗ-53 википедия фото
- «Формирование доверия к бренду»
- Ту-144
- Первая советская амфибия ГАЗ-46
- Извилистые пути АК-12
- Преимущества АК-12 перед предыдущими моделями АК
- Оценка автомата
- Версия 2016 года
- История создания автомата АК-12
Соединённые Штаты Америки во второй половине XX- начале XXI веков
Война во Вьетнаме принесла Соединённым Штатам не только потери, но и спровоцировала антиправительственные демонстрации в Америке
После окончания войны граждане США были уверены, что настало время «Американского века». Но на политической карте мира существовала ещё одна мощнейшая сверхдержава – Советский Союз. В марте 1947 года в США провозгласили доктрину Трумэна, что стало катализатором Холодной войны. Американское правительство заявило о своей готовности противостоять СССР, началась гонка вооружений, длившаяся несколько десятков лет.
В конце 1950-х годов в США стартовал новый этап борьбы за права чернокожих американцев. В начале 1960-х годов по всей стране проходили массовые демонстрации и акции протеста. Ещё одной проблемой стала война во Вьетнаме, спровоцировавшая небывалый всплеск молодёжных антивоенных выступлений.
В 2008 году произошёл финансово-экономический кризис, серьёзно повлиявший на ситуацию в стране:
- Ряд банков объявил себя банкротом;
- Предприятия закрывались;
- Десятки тысяч людей потеряли работу.
Это сказалось на избирательной кампании 2008 года, когда ожесточённую борьбу за президентское кресло вели демократ Барак Обама и республиканец Джон Маккейн. Обама победил, став первым за всю историю Америки чернокожим президентом.
Конструкция автомата
Касательно конструкции нового АК-12, то здесь мнения разделились. Одни поклонники стрелкового оружия получили сильное разочарование — мол, новая модель АК сильно напоминала легендарный «калаш 74» дизайном и эргономикой. Ходили даже слухи, что новый АК выкрали и заменили его подделкой. Другие же, поклонники классики, остались вполне удовлетворены, получив новый АК в старом обличи. Каждый из них отчасти прав, но такая конструкция оружия являлась единственной эффективной после многолетних испытаний оружия.
Автомат АК-12. Конструкция
Давайте теперь поговорим о конструкции нового оружия. Автоматика винтовки работает за счет отвода пороховых газов при длинном ходе поршня и поворотного затвора. В винтовке было доработано УСМ и затворную группу.
У нового автомата ствол отличается лучшим качеством изготовления — канал ствола выполнен более профессиональней и точнее. В нем модифицированы нарезы и изменен пульный вход. Это в разы улучшило точность стрельбы.
Автомат АК-12 у солдата РФ
С двух сторон оружия размещены затворная задержка и флажок 4-х позиционного предохранителя-переводчика огня. Огонь можно вести непрерывно, одиночными выстрелами, сериями из 3-х выстрелов или поставить на предохранитель. Внедрение функционала затворной задержки вызвало массу восторга у пользователей, плюс ко всему в разы уменьшило время перезарядки винтовки.
В данной модели оружия рукоятка управления огнем немного сдвинута вперед, спусковая скоба укорочена. Кроме этого рычаг защелки магазина смещен назад и немного удлинен.
Рукоятка взвода размещена на затворе и имеет двустороннюю возможность установки — для левши или правши. Крышка ствольной коробки автомата съемная. такое решение облегчило оружие, увеличило жесткость конструкции, а также позволило установить на автомат цельную планку Пикатинни (крайне актуально при установке длинных ночных прицелов).
Конструкция автомата АК-12
Цевье оружия напечатано на 3D-принтере. Под ним также размещена планка Пикатинни для установки различных дополнительных приспособлений.
Питание АК-12 осуществляется из коробчатых магазинов на 30 патронов с измененным подавателем. Для оружия также разработаны 4-х рядные коробчатые магазина на 60 патронов и опытные образцы барабанных магазинов на 96 боеприпасов. Кроме этого предусмотрена возможность питания от старых широко распространенных АКМ и АК-74. Чем не универсальное оружие?
В АК-12 используется пластиковый телескопический приклад. Он может складываться в обе стороны и имеет возможность регулировки как по длине, так и по высоте щеки. В разработках также имеется и не раскладной пластмассовый приклад, облегчающий вес оружия.
Автомат АК-12. Возможная комплектация
Новый автомат АК-12 оснащен новым дульным тормозом-компенсатором. Имеется возможность ведения стрельбы винтовочными гранатами иностранного производства или отечественными — ГП-25, ГП-30, ГП-34. Есть и второе применение дульного тормоза — ним можно разбивать стекла, ведь его передний край выполнен в виде твердосплавной коронки. Так же дульный тормоз можно заменить на глушитель.
Штатные прицельные приспособления автомата — комбинированный секторный прицел, имеющий обычную прорезь или апертурный целик. Целик вынесен к тыльной части ствольной коробки. Мушка регулируется как по горизонтали, так и по вертикали (при помощи отвертки из ЗИП набора). Кроме механических прицелов на оружие, благодаря планке Пикатинни, можно устанавливать и другие прицельные приспособления — различные оптические, коллиматорные прицелы, ПНВ и прочее.
Мета
Фото Ту-144
History[edit | edit source]
In 2010, a statement was issued by the Russian Defense Ministry that this rifle was to be trialed in 2011. A working prototype of the AK-12 was shown to Russian President Vladimir Putin on his visit to the Kalashnikov Concern that same year.
The AK-12 project was started by 2011 as a private venture in an attempt to participate in the “Ratnik” trials held by the Russian military. Throughout its development, the AK-12 has received various modifications and changes to meet the standards of the Russian military, and to address various issues as seen with earlier prototypes.
The weapon competed with the A-545, a modernized AEK-971, in various trials. In late 2014, the Russian Military announced that both the AK-12 and A-545 had passed state tests and would be slowly drafted into operational service trials some time in 2015.
An almost finalized version of the AK-12 was shown off in September 2016, along with a few variants: the AK-15 chambered for 7.62×39mm, and the RPK-16, a squad automatic weapon variant of the AK-12 meant to fill a similar niche the RPK did back when the AK-74 was first manufactured.
Testing of the AK-12 concluded in December 2017, with the weapon being adopted by the Russian Army in January 2018. The AK-12 is currently being evaluated for export and civilian models are currently being produced; the Armenian Ministry of Defense has managed to secure rights to locally manufacture the AK-12 and 15 as of August 2018, most likely by Garni-ler.
ГАЗ-53 википедия фото
ГАЗ-53
Общие данные
ЗМЗ-53
Производитель: | ЗМЗ |
Марка: | ЗМЗ-53 |
Тип: | Бензиновый |
Объём: | 4 250 см3 |
Максимальная мощность: | 115 л. с., при 3 200 об/мин |
Максимальный крутящий момент: | 284,5 Н·м, при 2 000 об/мин |
Конфигурация: | V8 |
Цилиндров: | 8 |
Клапанов: | 16 |
Диаметр цилиндра: | 92 мм |
Ход поршня: | 80 мм |
Степень сжатия: | 7,6 |
Система питания: | двухкамерный карбюратор К-126Б |
Охлаждение: | жидкостное |
Клапанной механизм: | OHV |
Материал блока цилиндров: | алюминий |
Материал ГБЦ: | алюминий |
Тактность (число тактов): | 4 |
Порядок работы цилиндров: | 1-5-4-2-6-3-7-8 |
Рекомендованное топливо: | А-76 |
Производитель: | ГАЗ |
Модель: | ГАЗ-53 |
Тип: | механическая |
Число ступеней: | 4 |
Передаточные отношения: | |
1 передача: | 6,55 |
2 передача: | 3,09 |
3 передача: | 1,71 |
4 передача: | 1 |
Задняя передача: | 7,77 |
Синхронизаторы: | на III и IV передачах |
Переключение: | напольный рычаг |
Характеристики
Массово-габаритные
На рынке
Предшественник Предшественник |
Преемник Преемник |
ГАЗ-53 — советский и российский среднетоннажный грузовой автомобиль, серийно выпускавшийся Горьковским автозаводом в 1961—1993 годах.
ГАЗ-53 представляет собой третье (после ГАЗ-АА/ММ и ГАЗ-51) поколение среднетоннажных грузовиков ГАЗ. Выпускался серийно под индексами ГАЗ-53Ф (1961—1967), ГАЗ-53А (1965—1983) и ГАЗ-53-12 (1983—1993).
ГАЗ-53 с последующими модификациями — самый массовый грузовик на территории бывшего СССР. Общий выпуск составил свыше 4 млн автомобилей.
С 1964 по 1992 годы выпускался ГАЗ-52 — гибридная модель, спроектированная с рядным шестицилиндровым двигателем грузовика ГАЗ-51 и с использованием узлов и деталей автомобиля с бо́льшей грузоподъёмностью ГАЗ-53.
В модельный ряд грузовых автомобилей ГАЗ третьего поколения входили, наряду с ГАЗ-53 грузоподъёмностью 3,0 (позже 3,5, 4,0 и 4,5 т), также ГАЗ-52 грузоподъёмностью 2,5 т и полуторатонный ГАЗ-56 (серийно не выпускался) и полноприводные автомобили ГАЗ-62 грузоподъёмностью 1,2 т и ГАЗ-66 грузоподъёмностью 2 т. Ранние автомобили ГАЗ-53Ф 1963 года выпуска имели грузоподъёмность 3,5 тонны, но с учётом результатов эксплуатации была снижена до 3,0 тонн. Модернизированная модель ГАЗ-53А (1965—1983) была 4-тонной, а модель ГАЗ-53-12 (1983—1993) — 4,5-тонной.
Автомобили ГАЗ-53 и ГАЗ-52 оснащались унифицированной кабиной. Щиток приборов автомобилей ГАЗ-53Ф не имел амперметра и указателя давления масла. Вместо них были сигнальные лампы. Кабины первых ГАЗ-53А были оборудованы часами. По облицовке радиатора было три основных типа:
- Общая идея дизайнерского решения первой серийной версии облицовки была созвучна с облицовкой ЗИЛ-130: фары вверху, подфарники — внизу. Этот тип соответствовал и ГАЗ-52-03 и первым ГАЗ-53Ф.
- С 1965 года — подфарники вверху, над фарами, и облицовка с «улыбкой».
- С июня 1984 года появляется очередная, последняя, версия облицовки — отверстия решетки вытянулись, подфарники сместились каждый ближе к своему краю.
А еще через год на всех новых машинах спереди стандартно были установлены комбинированные двухламповые, с неравными по размеру, оранжево-прозрачными рассеивателями, «подфарники» (указатель поворота/габарит) нового типа. Кроме того, внешние отличия ГАЗ-53 от ГАЗ-52 заключались и в колёсных дисках, так ГАЗ-52 и его модификации имели диски с шестью вентиляционными отверстиями и шинами размером 220—508 (7,50-20 дюймов), а на ГАЗ-53 устанавливались шины несколько бо́льшего размера — 240—508 (8,25-20 дюймов) и колёсные диски с тремя отверстиями, размещёнными под углом 120°. На поздних автомобилях ГАЗ-53Ф устанавливались колёсные диски с двумя отверстиями, размещёнными под углом 180°. Колёсные диски автомобилей ГАЗ-53Ф 1963 года выпуска имели бортовые и замочные кольца. В дальнейшем диски этих автомобилей стали комплектоваться одним кольцом. На автомобилях ГАЗ-53Ф 1964 года выпуска на бампере появился «фартучек».
Грузовые автомобили семейства ГАЗ-52/53 экспортировались в:
В 1967—1991 гг. автомобили ГАЗ-53А и ГАЗ-53-12 собирали из советских сборочных комплектов на болгарском предприятии «Мадара» в городе Шумен. При этом, с начала 1970-х машины оснащали 80-сильным дизелем производства варненского моторостроительного завода, позднее — и другие агрегаты (в частности, в Болгарии был освоен выпуск передних мостов) (модификации: «Коларов», выпускавшимся по лицензии английской фирмы Perkins. В 80-х среднегодовой выпуск ГАЗ-53 предприятием «Мадара» достиг 3 000 ед.
«Формирование доверия к бренду»
Ту-144
История
Официально история создания советского сверхзвукового пассажирского авиалайнера началась 16 июля 1963 года. Специальным постановлением Совета министров СССР конструкторское бюро А. Н. Туполева получило задание создать самолёт вместимостью до 100 пассажиров, способные преодолевать до 4 500 километров и развивать скорость до 2 700 км/час. И уже через пять с половиной лет, в последний день 1968 года, лётчик испытатель Э. Елян поднял новое детище советских авиаконструкторов в воздух.
Конструкция
Главной видимой конструктивной особенностью Ту-144, конечно, был нос. Он мог изменять свою конфигурацию, выдвигаясь при взлёте и посадке. Выпускаемое из носа переднее крыло служило для торможения – конструкция самолёта не предусматривала наличия закрылков.
Самолёт собирали из самых прочных и жаростойких материалов, имевшихся на тот момент. Иллюминаторы делали из фторсодержащего стекла, мотогондолы из титана, часть фюзеляжа была покрыта нержавеющей сталью. В Ту-144 использовались особые сорта топлива и масел.
Сверхзвуковой лайнер был оснащён даже неким прообразом современных систем позиционирования. Лётчики могли видеть положение самолёта относительно аэродрома на экране с изображением аэропорта, проецировавшегося с плёнки.
Пассажирские перевозки
Первый условно коммерческий пассажирский рейс Ту-144 состоялся 1 ноября 1977 года. Условно коммерческим его стоит называть потому, что, несмотря на довольно высокую для СССР стоимость билета (80 рублей на полёт из Москвы в Алма-Ату), даже при полной загрузке самолёт окупал очень небольшую долю расходов. Цену билета нужно было поднимать в несколько раз, но по политическим, да и экономическим (в СССР было крайне мало людей с соответствующими легальными доходами) причинам это было невозможно.
Скорее всего, именно фактор нерентабельности, а не аварийность Ту-144, о которой ниже, и привели к тому, что уже 1 июня 1978 года полёты по единственному маршруту Москва – Алма-Ата были прекращены. Всего за 55 рейсов два самолёта Ту-144 перевезли чуть более 3 000 пассажиров.
Катастрофы
В 1973 году Ту-144 демонстрировали на крупнейшем авиасалоне во французском Ле Бурже. На глазах у десятков тысяч зрителей самолёт начал набирать высоту, но потом свалился в пике. Экипаж пытался вывести самолёт из пике, но из-за сверхкритических нагрузок корпус самолёта начал разрушаться ещё в воздухе. Ту-144, на борту которого было 6 человек, упал на жилой район. На земле погибли ещё 8 человек.
Официальный отчёт о причинах катастрофы был составлен настолько невнятно, что его формулировка о неустановленных причинах катастрофы сразу была подвергнута сомнению. Выдвигались и выдвигаются различные версии случившегося, однако материальных подтверждений ни одна из них не получила, тем более, что все самописцы самолёта были отключены.
https://youtube.com/watch?v=Tiyz16cStHk
Пятью годами позже ещё один Ту-144 загорелся во время испытательного полёта над Московской областью. Лётчики смогли совершить жёсткую посадку. Большая часть экипажа успела спастись, погибли лишь два человека, которые не смогли выбраться из пылающего самолёта. Считается, что именно после этой катастрофы было принято принципиальное решение прекратить пассажирские полёты на Ту-144. Самолёты ещё некоторое время использовались в качеству грузовых и опытных. Последний Ту-144 был собран в 1984 году.
Первая советская амфибия ГАЗ-46
Извилистые пути АК-12
Зато АК-12, показанный на «Армии-2016», как раз очень похож на АК-74М с улучшенной эргономикой: телескопический приклад, цевье и накладка газовой трубки и планками Пикатинни, такая же планка интегрирована в крышку ствольной коробки. Из технических решений — новая конструкция ствольной коробки, позволяющая жестко крепить крышку, а значит, надежно поставить прицел на нее. Ствол оружия вывешен (то есть не касается цевья), что положительно сказывается на кучности, а само цевье и накладка крепятся к ствольной коробке жестко закрепленной газовой трубке. Газовый поршень, затворная рама и затвор остались прежними.
В самом концерне эти метаморфозы комментируют скупо: «Представленные на выставке образцы были доработаны по результатам госиспытаний и отличаются от предыдущих версий по внешнему виду и по конструкции ряда важных узлов». По неофициальной информации, Минобороны изначально склонялось к принятию на вооружение ковровского АЕК, но после того, как все-таки было принято решение и в пользу АК-12, военные настояли на удешевлении системы и ее максимальной унификации с АК-74. В итоге конструкция обрела нынешний вид.
РПК-16 с длинным стволом
Пулемет РПК-16 с коротким стволом
Кадр: Максим Попенкер / YouTube
А еще конструкторы «Калашникова» сделали важный шаг в сторону модульности АК-платформы, анонсировав на «Армии-2016» легкий ручной пулемет РПК-16 калибра 5,45 мм — оружие разработано в инициативном порядке. Большинство его решений схожи с теми, что использованы на АК-12. Плюс в конструкции предусмотрена возможность замены ствола: с длинным стволом изделие можно использовать как пулемет, с коротким — как штурмовую винтовку. По информации «Ленты.ру», для замены ствола требуется несколько минут и минимальный набор инструментов.
В ближайших материалах мы расскажем о зарубежных модификациях автомата Калашникова, об оружии на его основе и о коммерческих версиях российского автомата.
/По материалам lenta.ru/
Преимущества АК-12 перед предыдущими моделями АК
Основные отличия представлены в следующем списке:
- Оснащение затворной задержкой.
- Повышение кучности при ведении огня в автоматическом и полуавтоматическом режиме.
- Дублирование переключателя-предохранителя и рычага затворной задержки на оборотную сторону карабина. Это актуально при смене «стреляющей руки» или для стрелков-левшей.
- Повышенная эргономичность.
- Предустановленные планки Пикатинни на ствольной коробке и накладке, а также в нижней части цевья.
- Новая конструкция приклада, позволяющая не только складывать его в обе стороны, но регулировать его длину, а также высоту затыльника, что естественно отражается на удобстве использования оружия.
- Рукоять перезарядки имеет возможность установки с любой стороны автомата.
- Качественные и технические изменения в конструкции ударно-спусковой группы.
- Новое устройство дульного тормоза, расширяющее область применения АК-12, в частности для использования иностранных винтовочных гранат.
- Новые технологии обработки и производства ствола.
- Обновленный прицел, с возможностью его оперативной замены.
Оценка автомата
Оружие | Боеприпас | Масса патрона | Масса снаряжёного магазина | Максимальное количество боеприпасов на 10 кг |
---|---|---|---|---|
AK (1949) | 7,62 × 39 мм | 16,3 г | 30 патр. магазин — 0,82 кг | 12 магазинов — 9,2 кг на 360 патронов |
M14 (1959) | 7,62 × 51 мм НАТО | 25,4 г | 20 патр. магазин — 0,75 кг | 13 магазинов — 9,7 кг на 280 патронов |
AKМ (1959) | 7,62 × 39 мм | 16,3 г | 30 патр. магазин — 0,66 кг | 15 магазинов — 9,9 кг на 450 патронов |
M16 (1962) | .223 Remington | 11,8 г | 20 патр. магазин — 0,32 кг | 31 магазинов — 9,93 кг на 620 патронов |
AK74 (1974) | 5,45 × 39 мм | 10,2 г | 30 патр. магазин — 0,53 кг | 18 магазинов — 9,54 кг на 540 патронов |
AK74М (1992) | 5,45 × 39 мм | 10,2 г | 30 патр. магазин — 0,50 кг | 19 магазинов — 9,57 кг на 570 патронов |
M4 (1994) | .223 Remington | 11,8 г | 30 патр. магазин — 0,48 кг | 20 магазинов — 9,6 кг на 600 патронов |
Сравнение АК-74М с современными автоматами стран мира
АК-74М | Colt M4A1 | FN SCAR L-STD | HK416 14,5″ | HK G36 | Steyr AUG A3 | Beretta ARX-160 | SIG SG 550 | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Внешний вид | ||||||||
Год принятия на вооружение | 1991 | 1994 | 2007 | 2005 | 1997 | 2005 | 2009 | 1990 |
Масса (без магазина), кг | 3,40 | 2,95 | 3,65 | 3,56 | 3,77 | 3,9 | 3 | 4.1 |
Длина автомата с разложенным прикладом, мм | 940 | 838 | 890 | 950 | 999 | 745 | 950 | 998 |
Длина ствола, мм | 415 | 368 | 351 | 420 | 480 | 455 | 406 | 528 |
Применяемый патрон | 5,45×39 мм | 5,56×45 мм | 5,56×45 мм | 5,56×45 мм | 5,56×45 мм | 5,56×45 мм | 5,56×45 мм | 5,56×45 мм |
Режим стрельбы | одиночный, автоматический | одиночный,автоматический | одиночный,автоматический | одиночный,автоматический | одиночный,автоматический | одиночный,автоматический | одиночный,автоматический | одиночный,отсечка по 3 выстрела,автоматический |
Темп стрельбы, выстрелов/мин | 650 | 700—950 | 550—650 | 850 | 750 | 680—750 | 700 | 700 |
Начальная скорость пули, м/с | 900 | 950 | 800 | 917 | 920 | 992 | н/д | 980 |
Эффективная дальность стрельбы, м | 650 | 500 | 600 | 500 | 500 | 500 | 600 | 650 |
Ёмкость магазина, патронов | 30 (45/60) | 30 (20/100) | 30 (20/100) | 30 (20/100) | 30 (100) | 30 (42) | 30 (100) | 20 (5/10/30) |
Стандартный прицел | открытый | диоптрический | диоптрический | диоптрический | оптический 3,5Хколлиматорный | оптический 1,5Х | открытый | диоптрический |
Крепление для прицелов | ласточкин хвост | планка Пикатинни | планка Пикатинни | планка Пикатинни | планка Пикатинни | планка Пикатинни | планка Пикатинни | планка Пикатинни |
Подствольный гранатомёт | ГП-25ГП-30ГП-34 | M203 | FN40GL | AG-C/EGLM | HK AG36 | M203 | GLX 160 | GL 5040 |
Достоинства
Так как одной из причин создания АК-74 была смена калибра используемого автоматом патрона с 7,62×39 мм на 5,45×39 мм, оружие имеет меньшую отдачу и, соответственно, бо́льшую точность стрельбы, более настильную траекторию полёта пули.
Недостатки
В сравнении с М16А2 АК-74 имеет более низкую точность стрельбы одиночным огнём (в 1,28 раза вследствие лучшей в 1,44 раза кучности боя патронов SS109), однако в 1,34—1,43 превосходит при стрельбе очередями, но у М16А2 лучше эргономика и значительно повысилась надёжность.
В сравнении с американским карабином , АК-74 имеет более низкую точность стрельбы одиночным огнём, зато у АК-74 выше точность при стрельбе очередями.
В сравнении с автоматами со сбалансированной автоматикой АЕК-971, АК-107/АК-108, АК-74 имеет в 1,5—2 раза более низкую кучность стрельбы очередями из неустойчивых положений.
С тактической точки зрения, у АК-74 отсутствует возможность быстрой смены ствола, как у М16 FN SCAR; а также режим стрельбы очередями фиксированной длины, который позже был добавлен в автоматы «сотой серии» .
В отличие от западных автоматов с преломляющейся ствольной коробкой, в АК-74 съёмная крышка ствольной коробки (ресивера) не даёт возможности разместить планки Пикатинни, поэтому приходится пользоваться кронштейнами типа «Ласточкин хвост», нарушающими центровку оружия и увеличивающими вес.
В АК-74 нет возможности смены режимов огня одной рукой, как у M4. Отсутствует возможность использования смены направления выброса гильзы, как у TAR-21 и смены расположения рычага перезарядки, как у Beretta ARX-160.
Замена АК-74
В связи с объективным устареванием автомата и возросшими требованиями военных в плане кучности огня, возник запрос на новый автомат на смену АК-74. При этом основная борьба развернулась между ковровским А-545 и ижевским АК-12.
В итоге 21 февраля 2015 Минобороны выбрало автомат Калашникова АК-12 в качестве основного автомата для экипировки военнослужащих «Ратник». Такой выбор был обусловлен более низкой стоимостью производства и меньшим весом автомата в сравнении с А-545..
Для модернизации уже существующих автоматов АК-74М и АК сотой серии разработан комплект «Обвес», который позволяет установить планку Пикатинни, новый пламегаситель и приклад.
Версия 2016 года
Предсерийный АК-12 в исполнении с коротким стволом на форуме «Армия 2016»
Характерные особенности серийных версий АК-12:
- ствол вывешен на ствольной коробке и не касается цевья, накладка на газовой трубке жестко крепится на цевье и не ограничивает колебаний ствола;
- газовая трубка стала несъёмной, для её чистки извлекается передняя заглушка;
- дульный тормоз устанавливается на байонет вместо резьбы и может быть быстро заменён на тактический глушитель. В варианте для спецназа передний край дульного тормоза представляет собой твердосплавную коронку для разбивания стёкол;
- крышка ствольной коробки для повышения жёсткости её крепления вставляется задней частью в пазы ствольной коробки и фиксируется поперечным штифтом в передней части;
- крышка ствольной коробки и цевье оснащены планками Пикатинни, которые сверху образуют единую линию, что обеспечивает удобную и повторяемую установку дневных и ночных прицелов различных типов;
- на цевье снизу имеется дополнительная планка Пикатинни для установки аксессуаров — передней рукояти, фонаря, лазерного указателя и т. п.;
- мушка открытого прицела перенесена на газовый блок, апертурный целик устанавливается на планку Пикатинни максимально близко к прикладу, имеет возможность введения боковых поправок; возможна установка щелевого целика;
- предохранитель/переводчик режимов огня имеет 4 положения (предохранитель — АВ (автоматический огонь) — 2 (очередь 2 выстрела) — ОД (одиночные)), а также имеет дополнительную «полочку» под указательный палец, обеспечивающую более удобное переключение режимов огня без изменения хвата стреляющей руки;
- автомат оснащён складным, регулируемым по длине прикладом из ударопрочного пластика;
- пистолетная рукоять сделана более эргономичной и оснащена футляром, в котором можно разместить электробатареи для прицелов или медикаменты;
- отсутствуют крепления шомпола, который сделан разборным и перенесён в пенал приклада;
- штатные магазины оснащены прозрачными вставками, через которые можно визуально определить количество патронов; полностью взаимозаменяемы с магазинами АК-74;
- под стволом возможна установка штык-ножа или 40-мм гранатомёта ГП-25 или ГП-34
По сравнению с опытным АК-12 произошёл отказ от двусторонней схемы автомата, применения затворной задержки, быстрой замены ствола и ряда других прогрессивных решений, хотя по словам разработчиков, часть из них может быть реализована позднее. На базе 5,45-мм автомата АК-12 создан его вариант АК-15 под патрон 7,62х39., гражданский карабин АК TR3, предлагается пулемёт РПК-16.
История создания автомата АК-12
Разработка этого автомата берет свое начало еще с 2011 года. Тогда, по собственной инициативе «Ижмаш» под руководством Владимира Злобина переходит к проектированию на основе наработок с начала 2000-х. Это автоматы «сотой» серии. Вообще «сотки» планировались еще в середине 90-х и работе по замене АК-74 проводились уже тогда. В результате, завод выпустил несколько модификаций автомата Калашникова сотой серии с различными калибрами и внешним видом.
Государство отказалось поддержать проект. Вся проблема в том, что на складах государства находилось огромное количество старых автоматов. А это 17 миллионов единиц, которые просто было некуда деть. Распродать их не представлялось возможным, потому что Россия вооружила практически все возможные страны мира. На фоне этого складывалась обстановка, из-за которой заменить чем-то и без того огромное количество автоматов было просто нельзя.
В Солнечногорске 2 июня 2012 года состоялась военно-промышленная комиссия, которая включала в себя представителей МВД, ФСБ и министерства обороны. Там главный конструктор представил опытный образец. Присутствующим автомат понравился. Они заметили, что кучность нового оружия, а уводы при стрельбе очередью ушли. В том же 2012 году для военных был разработан ОКР «Ратник». В связи с этим событием, концерн «Калашников» решил предложить военным в качестве дополнения к экипировке еще и новое оружие, ведь к тому моменту АК-74М уже морально устарел.
Тогда же на конкурс был представлен и А-545. Но, по какой-то причине автомат АК-12 не был признан надежным, поэтому дальнейший приоритет в разработке был отдан именно ковровскому варианту. Тем не менее, Ижмаш продолжил работу над автоматом за свой счет.
В 2014 году история с автоматами повторилась, и комиссия приняла решение допустить оба автомата на войсковые испытания. Однако в этом же году на Ижмаше произошла смена руководства, из-за чего новое начальство, оценив огромное количество «болезней» конструкции АК, решило отказаться от этой идеи. Так, почти на 2 года, концерн забыл о своей новейшей разработке.
Проект возобновился лишь в 2016 году, когда «Калашников» на форуме «Армия-2016» представил обновленный автомат АК-15 под калибр 7,62, пулемет РПК-16 под калибр 5,45х39 и новую версию АК-12. На самом деле, ее отличая от старой заключались в удешевлении производства. При этом, схожесть многих деталей с АК-74М исключительно внешняя. В автомате существенно переделан УСМ для повышения кучности стрельбы с сохранением надежности. И наконец, в январе 2018 года АК 12 был принят на вооружение вооруженных сил РФ.