А-50

Альтернатива: ОКА-40 (Ан-2):

….cпустя три месяца, “Самолет №4”, был представлен на испытания. Самолет отличался предельной простотой. Так, оба его крыла имеют прямоугольную форму с закругленными концами. Секрет короткого взлета и посадки заключался в спец. механизации крыла опробованной на ОКА-38. Предкрылки — во всю переднюю кромку. Закрылки и зависающие элероны — во всю заднюю.

Профиль крыльев — постоянный по размаху двояковыпуклый, несимметричный типа Р-ll Петра Петровича Красильщикова, с относительной толщиной 14 процентов. Этот же профиль использовался во всех предыдущих проектах Антонова, а так же и на немецком «Шторьхе» (один из примеров немецкого промышленного шпионажа).

Двухлонжеронные крылья обтягивались полотном. Верхнее крыло имеет автоматические предкрылки по всему размаху, щелевые закрылки и элерон-закрылки. На нижнем крыле имеется лишь щелевой закрылок. Фюзеляж самолета —ферменный. Шасси — неубирающееся, трехопорное с хвостовым колесом.

Кабина двухместная. Экипаж состоял из пилота и бортинженера. Хотя самолет считался двухместным, сохранили второе управление на случай использования его для обучения летчиков.

В грузовой кабине, на стенах размещались откидные лавки для пассажиров.

Оборонительное вооружение: 7,62мм ШКАС в установке МВ-3 с возможностью кругового обстрела.

В этой военно-транспортной машины, получившей обозначение ОКА-40(заводское название), рационально сочетались 1000-сильный мотор воздушного охлаждения М-62 и довольно легкий планер с бипланной коробкой крыльев. Расчеты показывали, что с десятью экипированными бойцами достаточно будет взлетной дорожки длиной 50-60 метров.

При этом его максимальная скорость должна была 260 км/ч на высоте 1750 метров, а крейсерская — 225. Дальность с нагрузкой 1000 кг — 1300 км, а с 2000 кг (в перегрузку) — 900 км. Практический потолок — 7500 метров. Разбег — 65 метров, а посадочная скорость — 70 км/ч.

Весной 1941 года ОКА-40 выдержал заводские испытания и поступил в НИИ ВВС. Испытания машины показали, что значение максимальной скорости не изменилось, но потолок из-за большего полетного веса заметно снизился, относительно расчетной. В то же время дальность полета в отличии от расчетной, благодаря большему запасу горючего, возросла. Взлетно-посадочные характеристики получились такими же, как и у «Шторьха», испытанного в Советском Союзе и лучше, чем у поликарповского старичка У-2 ( разбег 65-70 метров, пробег 50-60 метров).

11 мая 1941 года начальник заказов вооружения ГУ ВВС Красной Армии генерал-майор Жаров писал заместителю наркома авиационной промышленности:

«Самолет ОКА-40 прошел государственные испытания в НИИ ВВС <�…> и проверку в 50-й корпусной эскадрилье, где показал себя одним из лучших средств транспортировки военных грузов и доставки личного состава, связи и корректировки артиллерийского огня.

По своим летно-техническим данным самолет ОКА-40 является необходимым для вооружения Красной Армии.

Для обеспечения учебно-боевой работы корпусной авиации требуется 500 самолетов ОКА-40 в вариантах корректировщика артиллерийского огня и транспортного и связного самолета с поставкой их в 41 г.».

ОКА-40 было присвоено название Ан-2.

Машиной, так же заинтересовались ВВС ВМФ. Ее выдающееся взлетно-посадочные характеристики, были кране интересны морякам. Ан-2 был выбран для вооружения советских авианосцев, в роли палубного транспортного самолета снабжения авиационных групп. Так же моряки рекомендовали разработать вариант машины на поплавках, с возможностью запуска с корабельных катапульт.

Машиной заинтересовались и НКВД СССР. Машина была интересна пограничникам, лучшего самолета для снабжения удаленных погранзастав и оперативной доставки тревожных групп, не было.

Серийный выпуск самолета начался на авиазаводе №27. К сборке первых серийных машин приступили летом 1941 года, к началу войны было выпушено 625 самолетов. Первые самолеты поступили в штабные эскадрильи ВВС и ВМФ. В 1945 году машина получила новый двигатель М-82. В войсках машина получила прозвище “Кузнечик”, которое закрепилось за ним на всю жизнь.

На вооружении

Россия:

ВВС России — 5 А-50 и 4 А-50У, по состоянию на 2020 год

Индия:

ВВС Индии — 3 А-50ЭИ, по состоянию на 2014 год. В 2003 году был заключён контракт на поставку 3 А-50ЭИ, который был выполнен в 2010 году.

СССР:

  • Авиация ПВО СССР : 67-я отдельная авиационная эскадрилья ДРЛО в/ч 32457 (20 машин), аэродром Зокняй, г. Шауляй, Литовская ССР (с 1985 до 1992 года). Расформирована, самолёты переданы в 144-й ОТАП ДРЛО.
  • Авиационный отряд (два А-50 и 1 Ил-76) в составе 192-го гв. Керченского Краснознамённого ВТАП (в/ч 26212), аэродром Укурей (Ареда), РСФСР, с 1985 по 1995 гг. Формировался на аэродроме Улан-Удэ (Восточный) в 1985 году, перелетел в Укурей в 1988 году. Расформирован, самолёты переданы в 144-й ОТАП ДРЛО.
  • 18-й отдельный авиационный отряд ДРЛО (два А-50 и 1 Ил-76) на аэродроме Витебск-Северный (с 1985 года). В 1993 году 18-й ОАО передан в состав ВС РФ и перелетел на аэр. Ахтубинск 929-го ГЛИЦ, в дальнейшем вошёл в штат 144-го ОТАП ДРЛО.
  • 144-й отдельный полк ДРЛО в/ч 89449. Сформирован на аэродроме Берёзовка (Печора) в 1989 году, 20 самолётов А-50. Передислоцирован на аэродром Иваново (Северный) в 1998 году.

Примечание: Интересно, что ТЭЧ 978-го отдельного транспортного полка авиации ПВО на аэродроме Клин (Клин-5) была единственной, которая ремонтировала и проводила регламенты Ил-76 и А-50, в результате чего данные самолёты регулярно перелетали на данный аэродром для планового технического обслуживания.

Всего просмотров:

Фото Ан-24

Фотографии самолета Ан-24 авиакомпаний России

Фотография Ан-24 авиа.

Самолет Ан-24РВ компании ЮТэйр.

Самолет Ан-24РВ авиакомпании Якутия.

Смотрите еще

: фото Ан-24 компаний России.

Фотографии самолета Ан-24 авиакомпаний Украины

Фото облаков из иллюминатора Ан-24.

Фото Ан-24РВ авиакомпании Мотор Сич.

Ан-24 Украинской Таможни.

Смотрите еще

: фото Ан-24 Украины.

Пресса про Ан-24

  • Дмитрий Медведев хочет запретить эксплуатацию Ан-24 в России. Источник : unian.net. 11 июня 2011. Президент России Дмитрий Медведев предлагает запретить эксплуатацию самолетов

    в России, об этом он сказал сегодня на совещании в Москве, комментируя аварийную посадку самолета Ан-24 в Томской области.

  • В авиакатастрофе самолета Ан-24 выживших нет. Источник : news.mail.ru. 27 июня 2007. Все пассажиры самолета Ан-24, в понедельник потерпевшего катастрофу в Камбодже, погибли, сообщает в среду агентство Ассошиэйтед Пресс со ссылкой на пресс-секретаря правительства страны.

Летно-технические характеристики

Технические характеристики

Число мест:

  • Экипаж: 5 человек
  • Тактический экипаж: 10 человек
  • Длина: 48,27 м
  • Размах крыла: 50,5 м
  • Высота: 14,8 м
  • Максимальный диаметр фюзеляжа: 4,8 м
  • Площадь крыла: 300 м²
  • Нормальная взлётная масса: 190 000 кг
  • Объем топлива: 109 480 л
  • Двигатели: 4 ×  «Д-30КП

    Тяга максимальная: 4 × 12 000 кгс

    »

Лётные характеристики

  • Крейсерская скорость: 800 км/ч
  • Практическая дальность: 7500 км
  • длина разбега: 1540 м
  • длина пробега: 1050 м
  • Продолжительность полёта:

    • Максимальная без дозаправки: 9,3 ч.
    • Патрулирование на удалении 1000 км:

      • Без дозаправки: 4 ч.
      • С 1 дозаправкой: 7 ч.
  • Практический потолок: 12 000 м
  • Нагрузка на крыло: 633 кг/м²
  • Тяговооружённость: 0,34 кгс/кг

Радиолокационная станция

Источники

  • Дальность обнаружения воздушных целей:
    • факелы баллистических нестратегических ракет: 800 км (оптическими средствами)
    • бомбардировщиков: до 650 км
    • истребителей: 300 км
    • крылатых ракет (ЭПР = 1 м²): 215 км
  • Дальность обнаружения наземных целей:
    • одиночной цели типа пусковой установки оперативно-тактических ракет: до 300 км
    • групповой цели типа «колонна танков»: до 250 км
  • Дальность обнаружения морских целей (с ЭПР 250 м²): до радиогоризонта
  • Количество сопровождаемых воздушных целей: до 300
  • Диапазон частот:
    • радиотехнической разведки: 0,5~18 ГГц
    • радиоразведки: 50~500 МГц
  • Количество управляемых истребителей:
    • командное наведение: 12
    • бортовое наведение: 30

А-50У: усовершенствованный летающий радар

Базой для нового комплекса ДРЛОиУ стал один из самых надежных «транспортников» – Ил-76. Этот самолет легко отличить от обычного Ил-76 по характерному «грибу» на пилонах над верхней частью фюзеляжа.

Характеристики А-50 впечатляют и сегодня: дальность обнаружения воздушных целей может достигать 650 км, а количество сопровождаемых – может доходить до 300. Самолет способен находиться в воздухе до четырех часов, а дозаправка увеличивает этот показатель почти вдвое.

В 2011 году российская военная авиация получила очередной борт А-50, но – уже с литерой «У». В модернизации самолетов приняли участие специалисты Концерна «Вега», входящего в холдинг «Росэлектроника».

По сравнению с предшественником, А-50У может сопровождать большее количество целей, обладает повышенной дальностью обнаружения различных типов летательных аппаратов, может работать полностью в автономном режиме. То есть команды могут приходить на борт истребителя автоматизированно, а не выдаваться в эфир. Были модернизированы рабочие места членов экипажа. К примеру, все информация отображается на дисплеях и жидкокристаллических индикаторах, также на борту появился буфет с бытовым оборудованием и комнаты отдыха для экипажа.

В марте этого года Концерн «Вега» и ТАНТК им. Г.М. Бериева передали в эксплуатацию Воздушно-космическим силам России шестой самолет А-50У. Параллельно с модернизацией А-50 ведутся работы по созданию нового авиационного комплекса ДРЛОиУ. Можно сказать, что А-50У является переходным вариантом к новому самолету А-100 «Премьер».

Летно-технические характеристики

Технические характеристики

Число мест:

  • Экипаж: 5 человек
  • Тактический экипаж: 10 человек
  • Длина: 48,27 м
  • Размах крыла: 50,5 м
  • Высота: 14,8 м
  • Максимальный диаметр фюзеляжа: 4,8 м
  • Площадь крыла: 300 м²
  • Нормальная взлётная масса: 190 000 кг
  • Объем топлива: 109 480 л
  • Двигатели: 4 ×  «Д-30КП

    Тяга максимальная: 4 × 12 000 кгс

    »

Лётные характеристики

  • Крейсерская скорость: 800 км/ч
  • Практическая дальность: 7500 км
  • длина разбега: 1540 м
  • длина пробега: 1050 м
  • Продолжительность полёта:

    • Максимальная без дозаправки: 9,3 ч.
    • Патрулирование на удалении 1000 км:

      • Без дозаправки: 4 ч.
      • С 1 дозаправкой: 7 ч.
  • Практический потолок: 12 000 м
  • Нагрузка на крыло: 633 кг/м²
  • Тяговооружённость: 0,34 кгс/кг

Радиолокационная станция

Источники

  • Дальность обнаружения воздушных целей:
    • факелы баллистических нестратегических ракет: 800 км (оптическими средствами)
    • бомбардировщиков: до 650 км
    • истребителей: 300 км
    • крылатых ракет (ЭПР = 1 м²): 215 км
  • Дальность обнаружения наземных целей:
    • одиночной цели типа пусковой установки оперативно-тактических ракет: до 300 км
    • групповой цели типа «колонна танков»: до 250 км
  • Дальность обнаружения морских целей (с ЭПР 250 м²): до радиогоризонта
  • Количество сопровождаемых воздушных целей: до 300
  • Диапазон частот:
    • радиотехнической разведки: 0,5~18 ГГц
    • радиоразведки: 50~500 МГц
  • Количество управляемых истребителей:
    • командное наведение: 12
    • бортовое наведение: 30

Длинная дорога в небо

Переоборудование серийного Ил-76 в первый самолет А-50 завершилось только в конце 1978 года. В августе 1979 года начались государственные испытания машины, в ходе которых также осуществлялась доработка и доводка комплекса радиоэлектронного оборудования на борту самолета. До 1983 года на опытном заводе ОКБ-49 в Таганроге в А-50 было переоборудовано первые три Ил-76. Испытания продолжались до 1985 года, после чего машины были переданы в строевые части на опытную эксплуатацию. Еще раньше, в декабре 1984 года, было принято решение о начале серийного производства самолета на Ташкентском авиационном заводе.

Первая встреча А-50 с «вероятным противником» состоялась в декабре 1987 года: норвежский противолодочный самолет Р-3В Orion обнаружил «советский АВАКС» над акваторией Баренцева моря.

В 1987 году начались работы над созданием модернизированного радиотехнического комплекса «Шмель-2», для чего была переоборудована летающая лаборатория Ту-126ЛЛ. Однако в 1992 году работы над этим проектом заглохли.

В начале нулевых годов начались работы по модернизации А-50, причем велись они и над обновлением самолета, и над улучшением характеристик РТК. Результатом стало появление новой модификации самолета – А-50У с куда более продвинутыми летно-тактическими характеристиками. Первый А-50У был передан российским ВВС в 2011 году. Второй был принят в эксплуатацию в конце 2012 года. В марте 2017 года ВКС получили четвертый А-50У. До 2020 года планируется модернизировать и передать вооруженным силам 20 подобных машин.

С момента начала эксплуатации А-50 постоянно привлекались при проведении различных учений. Периодически эти самолеты участвуют в дистанционном контроле тех или иных сопредельных территорий. Так, например, А-50 проводили мониторинг ситуации в Ираке во время войны в начале 90-х годов. Во время первой и второй чеченской кампании эти самолеты контролировали воздушное пространство мятежной республики, предотвращая полеты с территории сопредельных государств. В 2015 году А-50 вошел в состав российской группировки ВКС в Сирии. Фото этого самолета на базе Хмеймим легко можно найти в интернете.

Модификации

Название модели Краткие характеристики, отличия.
А-50 Первая серийная модификация.
А-50М Самолёт с модернизированным комплексом «Шмель-М»
А-50И Совместная российско-израильская модификация А-50, предназначенная для ВВС КНР. Для этого на ТАНТК был переоборудован один из серийных А-50, с последующим дооснащением РТК в Израиле. По разным причинам проект не был осуществлён и самолёт без РТК передали Китаю, где он был достроен собственными силами. Получил обозначение KJ-2000.
А-50ЭИ Экспортный вариант АК ДРЛО для ВВС Индии. Построен путем переоборудования самолета Ил-76ТД, на котором установили двигатели ПС-90А-76 и РТК с многофункциональной импульсно-доплеровской РЛС EL/W-2090 израильской фирмы Elta.
А-50У Вариант модернизации серийных самолетов А-50. Установлен новый радиотехнический комплекс с улучшенными параметрами по обнаружению низколетящих и малозаметных воздушных целей (в том числе сверхзвуковых и вертолётов, в условиях применения РЭП) построен с применением элементной базы Intel, снижена масса аппаратуры, за счёт этого увеличен запас топлива. Все ЭЛТ-дисплеи заменены на LCD. Оборудованы комнаты отдыха и кухня. Первый самолёт передан ВВС 31.10.2011 г. 7 марта 2017 года передан Российским ВКС четвёртый модернизированный самолёт с бортовым номером 41 и собственным названием «Таганрог»

Примечание. Самолёт «976 СКИП», несмотря на схожий с А-50 внешний вид, не имеет отношения к самолетам ДРЛО и предназначен для совершенно других задач: самолёты задействованы для контроля параметров при испытаниях баллистических и крылатых ракет. Базируются в Раменском 4 машины (на хранении).

В чем уникальность российского самолета А-100 «Премьер»

Стали известны сроки поступления в ВКС самолетов ДРЛОиУ А-100 «Премьер». Это должно произойти через 4 года, хотя ранее это событие ожидалось в 2020 году. С чем же связаны эти задержки, и почему «Премьер» так важен для Минобороны РФ?

Самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) жизненно необходимы в войсках, поскольку с их помощью обнаруживаются надводные и воздушные цели противника, осуществляется координация и управление истребительной и ударной авиацией.

В ВКС РФ основной «рабочей лошадкой» являются А-50 ЛИСКА (Mainstay — «Оплот») еще советского производства. Они надежны, но весьма малочисленны: 10 самолетов стоят в строю, еще 14 находятся на хранении. Для сравнения, ВВС США имеют 33 самолета AWACS Boeing E-3 Sentry («Часовой»). Из-за устаревшего радиотехнического комплекса «Шмель» и элементной базы возможности российского А-50 очень серьезно уступают Boeing E-3 Sentry.

Это побудило отечественных оборонщиков произвести модернизацию самолета до версии А-50У, которая поступила в войска в 2011 году. Характеристика радиотехнического комплекса «Шмель-2» была улучшена на 15-20%, снизился его вес, что благотворно сказалось на продолжительности патрулирования, которая выросла до 11 часов. Дальность обнаружения истребителей увеличилась на треть, запуски ракет теперь можно фиксировать на удалении свыше 1000 километров. Живучесть самолета повышена за счет системы радиопротиводействия и сброса ложных тепловых целей. Да и в бытовом отношении все улучшилось: для экипажа в многочасовом полете оборудовано помещение для отдыха и кухня.

Но и этот значительно улучшенный по характеристикам самолет ДРЛОиУ считается лишь промежуточным вариантом. ВКС РФ ждут давно обещанный А-100 «Премьер». Помимо традиционных целей, ему придется бороться с новыми вызовами: малоразмерными БПЛА, низколетящими крылатыми ракетами, малозаметными истребителями пятого поколения и т.д. Для этого российской авиации необходим разведывательный самолет нового поколения.

Тактико-технические характеристики А-100 в основном засекречены. Известно, что на нем будет использована РЛС с активной фазированной антенной решеткой, самолет сможет одновременно сопровождать до 300 целей на расстоянии до 650 километров. «Премьер» будет давать целеуказание не только авиации, но и ЗРК наземного и морского базирования. К слову, это первый в мире тяжелый самолет ДРЛОиУ с АФАР.

Такой самолет давно нужен в российских войсках, так почему же сроки его сдачи затягиваются? Если внимательно посмотреть, то проблема заключается в комплектующих и самих «носителях».

«Премьер» создается на основе Ил-76МД-90А. Этот модернизированный самолет сейчас очень востребован, но производственные мощности Ульяновского авиационного завода пока позволяют выпускать всего по 3 такие крылатые машины в год. Получается дефицит, требующий выбирать, что в приоритете: нужды ВТА, топливозаправщики или ДРЛОиУ. Вторая проблема – это степень готовности обновленного радиотехнического комплекса. Из-за разрыва промышленных связей с Украиной и западных санкций отечественным оборонщикам приходится спешно разрабатывать и производить собственные аналоги компонентов, а это дело непростое и небыстрое.

Тем не менее работа идет, и к 2024 году А-100 «Премьер» ожидается в строю.

Для чего создавался самолет ДРЛО А-50

Уже к началу 70-х годов стало очевидным, что самолет радиолокационного дозора и наведения (РЛДН) Ту-126, стоявший на вооружении войск ПВО, безнадежно устарел. Он не отвечал существующим на тот момент требованиям и значительно уступал своему американскому аналогу – самолету ДРЛО Е-3А. Бурное развитие зенитно-ракетных комплексов заставило боевую авиацию искать спасения у самой земли, где радиолокационный комплекс Ту-126 был бессилен.

В 1969 году появилось постановление советского правительства о начале работ над радиотехническим комплексом (РТК), способным находить и сопровождать воздушные цели на малых высотах. Его разработка была поручена Московскому НИИ Приборостроения. Военные настаивали, чтобы в качестве носителя РТК был взят обычный серийный тяжелый транспортный самолет. Именно из-за этого требования был отклонен проект КБ Туполева, которое предлагало использовать в качестве носителя переделанный пассажирский лайнер.

Конечно, вариант с пассажирским самолетом имел свои преимущества, но подобная машина была куда дороже в эксплуатации. Поэтому новый самолет решили создавать на базе транспортника Ил-76. Работа над этим проектом была поручена ОКБ-49, которым в то время руководил Константинов. Соответствующее правительственное постановление появилось в 1973 году.

Модификации

Название модели Краткие характеристики, отличия.
А-50 Первая серийная модификация.
А-50М Самолёт с модернизированным комплексом «Шмель-М»
А-50И Совместная российско-израильская модификация А-50, предназначенная для ВВС КНР. Для этого на ТАНТК был переоборудован один из серийных А-50, с последующим дооснащением РТК в Израиле. По разным причинам проект не был осуществлён и самолёт без РТК передали Китаю, где он был достроен собственными силами. Получил обозначение KJ-2000.
А-50ЭИ Экспортный вариант АК ДРЛО для ВВС Индии. Построен путем переоборудования самолета Ил-76ТД, на котором установили двигатели ПС-90А-76 и РТК с многофункциональной импульсно-доплеровской РЛС EL/W-2090 израильской фирмы Elta.
А-50У Вариант модернизации серийных самолетов А-50. Установлен новый радиотехнический комплекс с улучшенными параметрами по обнаружению низколетящих и малозаметных воздушных целей (в том числе сверхзвуковых и вертолётов, в условиях применения РЭП) построен с применением элементной базы Intel, снижена масса аппаратуры, за счёт этого увеличен запас топлива. Все ЭЛТ-дисплеи заменены на LCD. Оборудованы комнаты отдыха и кухня. Первый самолёт передан ВВС 31.10.2011 г. 7 марта 2017 года передан Российским ВКС четвёртый модернизированный самолёт с бортовым номером 41 и собственным названием «Таганрог»

Примечание. Самолёт «976 СКИП», несмотря на схожий с А-50 внешний вид, не имеет отношения к самолетам ДРЛО и предназначен для совершенно других задач: самолёты задействованы для контроля параметров при испытаниях баллистических и крылатых ракет. Базируются в Раменском 4 машины (на хранении).

Конструкция

Основное оборудование самолёта — радиотехнический комплекс «Шмель», построенный на базе БЦВМ «Аргон-50». В составе комплекса:

  • трёхкоординатная РЛС с пассивным каналом пеленгации
  • аппаратура съёма и отображения полученной информации
  • система активного запроса—ответа и передачи команд или информации целеуказания перехватчикам
  • цифровой вычислительный комплекс для решения задач управления, наведения истребителей на воздушные цели
  • аппаратура командной линии радиоуправления
  • система связи, ЗАС и телекодовая аппаратура
  • аппаратура документирования
  • система государственного опознавания

Вес аппаратуры — 20 тонн. С комплексом работают 10—11 операторов (командир РТК, старший штурман наведения, два штурмана наведения, старший оператор сопровождения и два оператора сопровождения, а также бортинженеры РТК, РЛС, средств связи). Лётный экипаж — 5 человек.

Помимо комплекса «Шмель», на самолёте установлен бортовой комплекс обороны, в составе которого средства активного и пассивного радиопротиводействия, а также системы постановки инфракрасных помех.

Планер самолёта получил следующие изменения в конструкции:

  • новый носовой обтекатель;
  • установлена штанга дозаправки;
  • вместо остекления штурманской кабины установлен радиопрозрачный обтекатель;
  • на левом борту отсутствуют дверь и люк аварийного выхода № 1;
  • перед крылом установлен обтекатель антенн спутниковой связи;
  • за крылом установлен на пилонах вращающийся грибообразный обтекатель антенны РЛС кругового обзора диаметром 10,5 м и высотой 2 м;
  • в основании киля установлен воздухозаборник систем охлаждения аппаратуры РТК;
  • увеличенные боковые обтекатели, для размещения дополнительного оборудования и более мощной ВСУ;
  • на боковых обтекателях установлены отражающие экраны, выполненные в виде аэродинамических поверхностей (крылышек);
  • зашиты створки грузового люка;
  • иллюминаторы основного и аварийных выходов, боковые и верхние окна кабины лётчиков, а также окна кабины штурмана имеют металлизацию для защиты экипажа от СВЧ-излучения.

Все серийные самолёты А-50 были построены на Ташкентском авиазаводе. Для этого на заводе была создана соответствующая инфраструктура.

После распада СССР дооснащение и модернизация этих самолетов выполнялись на ТАНТК имени Бериева.

Длинная дорога в небо

Переоборудование серийного Ил-76 в первый самолет А-50 завершилось только в конце 1978 года. В августе 1979 года начались государственные испытания машины, в ходе которых также осуществлялась доработка и доводка комплекса радиоэлектронного оборудования на борту самолета. До 1983 года на опытном заводе ОКБ-49 в Таганроге в А-50 было переоборудовано первые три Ил-76. Испытания продолжались до 1985 года, после чего машины были переданы в строевые части на опытную эксплуатацию. Еще раньше, в декабре 1984 года, было принято решение о начале серийного производства самолета на Ташкентском авиационном заводе.

Первая встреча А-50 с «вероятным противником» состоялась в декабре 1987 года: норвежский противолодочный самолет Р-3В Orion обнаружил «советский АВАКС» над акваторией Баренцева моря.

В 1987 году начались работы над созданием модернизированного радиотехнического комплекса «Шмель-2», для чего была переоборудована летающая лаборатория Ту-126ЛЛ. Однако в 1992 году работы над этим проектом заглохли.

В начале нулевых годов начались работы по модернизации А-50, причем велись они и над обновлением самолета, и над улучшением характеристик РТК. Результатом стало появление новой модификации самолета – А-50У с куда более продвинутыми летно-тактическими характеристиками. Первый А-50У был передан российским ВВС в 2011 году. Второй был принят в эксплуатацию в конце 2012 года. В марте 2017 года ВКС получили четвертый А-50У. До 2020 года планируется модернизировать и передать вооруженным силам 20 подобных машин.

С момента начала эксплуатации А-50 постоянно привлекались при проведении различных учений. Периодически эти самолеты участвуют в дистанционном контроле тех или иных сопредельных территорий. Так, например, А-50 проводили мониторинг ситуации в Ираке во время войны в начале 90-х годов. Во время первой и второй чеченской кампании эти самолеты контролировали воздушное пространство мятежной республики, предотвращая полеты с территории сопредельных государств. В 2020 году А-50 вошел в состав российской группировки ВКС в Сирии. Фото этого самолета на базе Хмеймим легко можно найти в интернете.

Модификации

Название модели Краткие характеристики, отличия.
А-50 Первая серийная модификация.
А-50М Самолёт с модернизированным комплексом «Шмель-М»
А-50И Совместная российско-израильская модификация А-50, предназначенная для ВВС КНР. Для этого на ТАНТК был переоборудован один из серийных А-50, с последующим дооснащением РТК в Израиле. По разным причинам проект не был осуществлён, и самолёт без РТК передали Китаю, где он был достроен собственными силами. Получил обозначение KJ-2000.
А-50ЭИ Экспортный вариант АК ДРЛО для ВВС Индии. Построен путём переоборудования самолёта Ил-76ТД, на котором установили двигатели ПС-90А-76 и РТК с многофункциональной импульсно-доплеровской РЛС EL/W-2090 израильской фирмы Elta.
А-50У Вариант модернизации серийных самолётов А-50. Установлен новый радиотехнический комплекс с улучшенными параметрами по обнаружению низколетящих и малозаметных воздушных целей (в том числе сверхзвуковых и вертолётов, в условиях применения РЭП) построен с применением элементной базы Intel, снижена масса аппаратуры, за счёт этого увеличен запас топлива. Все ЭЛТ-дисплеи заменены на ЖКИ. Оборудованы комнаты отдыха и кухня. Первый самолёт передан ВВС 31.10.2011 г. 7 марта 2017 года передан Российским ВКС четвёртый модернизированный самолёт с бортовым номером 41 и собственным названием «Таганрог». 6 декабря 2018 года передан Российским ВКС очередной модернизированный самолёт с бортовым номером 45 «Красный».

Примечание. Самолёт «976 СКИП», несмотря на схожий с А-50 внешний вид, не имеет отношения к самолётам ДРЛО и предназначен для совершенно других задач: самолёты задействованы для контроля параметров при испытаниях баллистических и крылатых ракет. Базируются в Раменском 4 машины (на хранении).

Основы выживания

Длинная дорога в небо

Переоборудование серийного Ил-76 в первый самолет А-50 завершилось только в конце 1978 года. В августе 1979 года начались государственные испытания машины, в ходе которых также осуществлялась доработка и доводка комплекса радиоэлектронного оборудования на борту самолета. До 1983 года на опытном заводе ОКБ-49 в Таганроге в А-50 было переоборудовано первые три Ил-76. Испытания продолжались до 1985 года, после чего машины были переданы в строевые части на опытную эксплуатацию. Еще раньше, в декабре 1984 года, было принято решение о начале серийного производства самолета на Ташкентском авиационном заводе.

Первая встреча А-50 с «вероятным противником» состоялась в декабре 1987 года: норвежский противолодочный самолет Р-3В Orion обнаружил «советский АВАКС» над акваторией Баренцева моря.

В 1987 году начались работы над созданием модернизированного радиотехнического комплекса «Шмель-2», для чего была переоборудована летающая лаборатория Ту-126ЛЛ. Однако в 1992 году работы над этим проектом заглохли.

В начале нулевых годов начались работы по модернизации А-50, причем велись они и над обновлением самолета, и над улучшением характеристик РТК. Результатом стало появление новой модификации самолета – А-50У с куда более продвинутыми летно-тактическими характеристиками. Первый А-50У был передан российским ВВС в 2011 году. Второй был принят в эксплуатацию в конце 2012 года. В марте 2017 года ВКС получили четвертый А-50У. До 2020 года планируется модернизировать и передать вооруженным силам 20 подобных машин.

С момента начала эксплуатации А-50 постоянно привлекались при проведении различных учений. Периодически эти самолеты участвуют в дистанционном контроле тех или иных сопредельных территорий. Так, например, А-50 проводили мониторинг ситуации в Ираке во время войны в начале 90-х годов. Во время первой и второй чеченской кампании эти самолеты контролировали воздушное пространство мятежной республики, предотвращая полеты с территории сопредельных государств. В 2020 году А-50 вошел в состав российской группировки ВКС в Сирии. Фото этого самолета на базе Хмеймим легко можно найти в интернете.

Летно-технические характеристики

Технические характеристики

Число мест:

  • Экипаж: 5 человек
  • Тактический экипаж: 10 человек
  • Длина: 48,27 м
  • Размах крыла: 50,5 м
  • Высота: 14,8 м
  • Максимальный диаметр фюзеляжа: 4,8 м
  • Площадь крыла: 300 м²
  • Нормальная взлётная масса: 190 000 кг
  • Объём топлива: 109 480 л
  • Двигатели: 4 ×  «Д-30КП

    Тяга максимальная: 4 × 12 000 кгс

    »

Лётные характеристики

  • Крейсерская скорость: 800 км/ч
  • Практическая дальность: 7500 км
  • длина разбега: 1540 м
  • длина пробега: 1050 м
  • Продолжительность полёта:

    • Максимальная без дозаправки: 9,3 ч.
    • Патрулирование на удалении 1000 км:

      • Без дозаправки: 4 ч.
      • С 1 дозаправкой: 7 ч.
  • Практический потолок: 12 000 м
  • Нагрузка на крыло: 633 кг/м²
  • Тяговооружённость: 0,34 кгс/кг

Радиолокационная станция

Источники

  • Дальность обнаружения воздушных целей:
    • факелы баллистических нестратегических ракет: 800 км (оптическими средствами)
    • бомбардировщиков: до 650 км
    • истребителей: 300 км
    • крылатых ракет (ЭПР = 1 м²): 215 км
  • Дальность обнаружения наземных целей:
    • одиночной цели типа пусковой установки оперативно-тактических ракет: до 300 км
    • групповой цели типа «колонна танков»: до 250 км
  • Дальность обнаружения морских целей (с ЭПР 250 м²): до радиогоризонта
  • Количество сопровождаемых воздушных целей: до 300
  • Диапазон частот:
    • радиотехнической разведки: 0,5~18 ГГц
    • радиоразведки: 50~500 МГц
  • Количество управляемых истребителей:
    • командное наведение: 12
    • бортовое наведение: 30

Пенсия

Какую пенсию получают полковники зависит от денежного довольствия. Оно состоит из оклада и надбавки за выслугу лет. Полученная сумма умножается на 69,4 %. Расчет может быть индивидуальным для каждого полковника. Средний уровень пенсии составляет 40-50 тыс. рублей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector