«непростая история»: какие задачи в вмс сша будут решать корабли класса zumwalt
Содержание:
- Что тебе снится, крейсер?
- Корпус и общая компоновка
- Бортовое оборудование
- Концепция малозаметных кораблей
- Вопрос о стоимости
- DDG-1000 «ЗАМВОЛТ» – ЭСМИНЕЦ XXI ВЕКА
- Силовая установка
- Что такое Zumwalt
- Семь миллиардов, Карл!
- История немецкого флага
- Вооружение
- Тактико-технические характеристики
- Sea Jet
- История создания
- Оценка проекта
- Антология проблем
- Дорогой Zumwalt
- Ранние ошибки программы
Что тебе снится, крейсер?
«В итоге имеем супердорогой большой утюг, излучающий всеми своими антеннами сигнал «стреляйте в меня», не имеющий эффективных средств ПВО и несущий старые крылатые ракеты в качестве основного вооружения», — пишет о «Замволте» Mikle1.
А вот еще шутки про незадачливую «вундервафлю»:
Для справки: «вундервафлей» презрительно называют военную технику, претендующую на новаторство, но обычно не проработанную или проработанную очень плохо. Слово пошло от немецкого «вундерваффе» (Wunderwaffe) — термин, введенный в оборот министерством пропаганды нацисткой Германии в качестве названия для «чудо-оружия» Третьего рейха.
Корпус и общая компоновка
В борьбе за снижение физических полей корабля американские инженеры сделали очень рискованный и решительный шаг. Своей формой корпуса корабль стал больше похож на дредноуты начала 20-го века, чем на современный корабль. Обратный завал бортов и форштевня следствие применения хорошо забытых технологий (wave-piercing) и (tumblehome) позволяющих корпусу корабля прорезать волну не всходя на нее, при этом корпус меньше подвержен килевой качке, что ставит меньшие ограничения в применении палубной авиации и вооружения в шторм.
Надстройка и вертолетный ангар выполненные из композитных радиопоглощающих материалов и интегрированы с бортами корабля, все необходимые отверстия в корпусе и надстройке закрыты лацпортами, стволы двух 155мм и двух 57мм орудий выполнены убирающимися в башню.
Стоит особенно отметить весьма интересное техническое решение расположения вертикальных пусковых установок МК-57VLS, на DD(X) они расположены четырьмя группами вдоль бортов в носовой и кормовой части корабля, таким образом, уменьшая уязвимость корабля за счет переноса основного боезапаса из центра к бортам. На корабле применена система из двух бортов, так называемая коффердама с внутренним узким водонепроницаемым отсеком, между которыми и расположены ТПК с боезапасом, этот отсек и служит защитой от попадания ПКР, при этом, скорее всего внешний и внутренний борт корабля выполнены бронированными, причем внутренний более сильно, это не позволит попавшей в борт ПКР пройти во внутренние обитаемые отсеки корабля, растратив всю энергию на пробитие наружного борта и пусковых установок с ТПК, в таком случае последствия подрыва своего боезапаса будут минимизированы.
Благодаря переходу на полное электродвижение и переносу пусковых установок к бортам, удалось оптимально спланировать внутреннее пространство корабля, для обеспечения живучести энергетические отсеки разделены на два, основной и вспомогательный.
Для снижения жизненного цикла, корабль изначально проектировался по программе «smart ship» (умный корабль), это позволило снизить численность экипажа до 142 человек, для сравнения на его предшественнике эсминце типа «Орле Берк» экипаж составлял в первой серии 303 человека и 382человека во второй серии.
Бортовое оборудование
Для активного поиска целей эсминцы типа Zumwalt первоначально предполагалось оснастить двумя основными радиолокационными станциями. Первая из них – это AN/SPY-3, первый американский радар для кораблей с активной фазированной антенной решеткой (ФАР). Второй РЛС должна была стать AN/SPY-4S дециметрового диапазона, однако в 2010 году было принято решение отказаться от неё, чтобы снизить цену эсминца.
Места для установки РЛС (показаны красными стрелками).
В результате «противовоздушные» возможности корабля заметно снизились. Хотя «по паспорту» дальность обнаружения целей при помощи AN/SPY-3 составляет почти 400 км, на практике гарантированное целеуказание для зенитных ракет обеспечивается чуть более чем на 50 км.
Для поиска подводных лодок и морских мин на борту Zumwalt установлено следующее оборудование:
- Гидролокатор SQS-60. Работает на средних частотах.
- Гидролокатор SQS-61. Работает на высоких частотах.
- AN/SQR-20 – комплекс, состоящий из системы управления, антенной решетки, которая буксируется за кораблем и многофункционального гидролокатора.
Данные, собранные радиолокационными станциями, гидролокаторами и различными датчиками, поступают в бортовую компьютерную сеть, которая называется The Total Ship Computing Environment Infrastructure (TSCE или TSCEI). В сеть входит 16 основных компьютеров, работающих под управлением операционной системы, представляющей собой специальный вариант Linux.
Боевой информационный центр корабля оснащен многочисленными мониторами и напоминает скорее центр управления полетами космических кораблей, чем обычный корабельный мостик управления. Само это помещение сделано очень просторным.
Кроме того, Zumwalt оборудован системами пожаротушения, многочисленными видеокамерами и контрольными приборами. Вся эта техника максимально автоматизирована.
Концепция малозаметных кораблей
Лишний раз напоминать обо всех инновациях «Замволта» смысла, пожалуй, нет. Отметим лишь, что в основе концепции лежит уменьшение заметности. Специфическая форма корпуса позволяет скрывать его от обнаружения радиолокационными станциями. Согласно оценкам, эсминец имеет средства малозаметности, уменьшающие его эффективную площадь рассеяния примерно в 50 раз в сравнении с другими боевыми кораблями и морскими судами похожих размеров.
Казалось бы — достижение колоссальное. Но. Ни один корабль нельзя рассматривать в качестве «супергероя». Это не одинокий боец, а часть военно-морской составляющей, куда входят корабли самых разных типов. Пожалуй, лучший пример — это авианосная ударная группа или АУГ. В нее, как известно, входят авианосец (или авианосцы), крейсера, эсминцы, атомные подлодки, фрегаты и другие корабли и суда. АУГ флота США, например, может в себя включать один авианосец, до десяти кораблей охранения (крейсера, эскадренные миноносцы, фрегаты, подлодки) и суда обеспечения.
Представим, что американцам и впрямь удалось сделать максимально малозаметный крейсер и эсминец, а также произвести десятки таких кораблей. Что дальше? Сделать авианосную ударную группу малозаметной не получилось бы, в принципе. Это гигантская шумная «махина», главным достоинствам которой является не малозаметность, а тактический ударный потенциал в сумме с очень мощной противовоздушной обороной. Кстати, пока что этого вполне достаточно. И будет хватать, как уже говорилось, вплоть до появления у Китая нескольких АУГ.
При этом никто не говорит о том, что палубным самолетам малозаметность не нужна. Для них это как раз едва ли не ключевой показатель: в нынешних-то условиях скачкообразного развития возможностей ракет средней дальности класса «воздух-воздух» и ЗРК. Но это уже совсем другой разговор, не имеющий прямого отношения к «Замволту».
Вопрос о стоимости
Представьте ситуацию: “Для больницы уездного города Н. из средств городского бюджета был приобретен томограф стоимостью 500 млн. рублей”. История, наверняка, закончится тем, что молоденький врач пожалуется журналистам, что это никакой не томограф, а всего лишь рентгеновский аппарат. И он уже год стоит нераспакованным в помещении на первом этаже. Поднимется шум, набегут борцы с коррупцией и, есть немалый шанс, что полетят клочья с ответственных лиц.
В отличие от гражданского сектора, хоть как-то контролируемого общественностью, сфера военных заказов — неисчерпаемый источник для хищений и “откатов“ в особо крупном размере. 10-кратное завышение цены под глухой завесой секретности.
“Замволт” упрекают в том, что он неприлично дорог (4,24 млрд. долл.). И, этим якобы выделяется в худшую сторону. Взгляните на другие современные корабли — да там “замволты” на каждом шагу.
Озвученная стоимость модернизации ТАКРК “Адмирал Нахимов” — 50 млрд. руб., или 1,6 млрд. долл. Это по состоянию на 2013 г., будьте уверены, к моменту окончания работ смета на долгострой вырастет в несколько раз. Обычному человеку представить такие значения сложно.
Для сравнения: стоимость крупнейшего в мире круизного лайнера “Symphony of the Seas” составила 1,35 млрд. долл. (2018 г.). Только не говорите, что процесс постройки 16-палубного гиганта менее сложен и трудоёмок, чем постройка очередного “замволта”. Чего стоят одни беспрецедентные меры для обеспечения безопасности 6000 пассажиров!
Общая длина 362 м. Водоизмещение — как у двух атомных авианосцев.
Единственная “адекватная” статья расходов при реализации проектов военного кораблестроения — это научные исследования. Общая стоимость затрат на НИОКР по проекту DD-1000 составила около 10 млрд. долл, при этом применение результатов не ограничено одним “Замволтом”. К примеру, двухдиапазонный радиолокационный комплекс Dual-Band Radar (DBR) также установлен на авианосцах класса “Форд”.
При создании “эсминца будущего” был получен обширный задел в области проектировании корпусов необычной формы, методах снижения заметности, автоматизации, создании боевых информационно-управляющих систем, средств радиолокации и оружия нового поколения.
//
DDG-1000 «ЗАМВОЛТ» – ЭСМИНЕЦ XXI ВЕКА
Эсминец «Замволт» появился из проекта более крупного корабля будущего – DD-21, который начал разрабатываться США в 90-х гг. прошлого века, но по финансовым причинам так и не был реализован в полной мере.
В 2011 г. был заложен первый эсминец серии DDG-1000 «Замволт». Эти многофункциональные корабли предназначены, в первую очередь, для выполнения широкого круга задач в прибрежной зоне: от огневой поддержки частей морской пехоты и других наземных сил (ранее эту функцию выполняли ныне выведенные из состава флота линкоры типа «Айова»), противовоздушной и противоракетной обороны до эвакуации гражданского населения и обеспечения дипломатических миссий. При разработке эсминца акцент был сделан на возможности по завоеванию господства в прибрежной морской зоне, противовоздушной обороне и нанесению ударов по сухопутным объектам. Являясь составной частью комбинированных экспедиционных сил, эсминцы «Замволт» будут осуществлять передовое присутствие и «проекцию силы» США в любой точке земного шара.
После ввода в строй «Замволт» должен стать одним из самых эффективных боевых надводных кораблей в мире. В чем же заключаются те отличия, которые делают его «кораблем будущего»?
Обширная вертолетная площадка занимает всю заднюю половину корабля |
Прежде всего, при конструировании DDG-1000 во главу угла была поставлено максимальное снижение радиолокационной заметности. Это достигается рядом инженерных решений: максимально гладкая палуба без лишних деталей, «рубленый» корпус с пирамидальной надстройкой из композитных радиопоглащающих материалов, параллельность всех линий. Особая конструкция выхлопной системы и полный отказ от мачт также снижают заметность корабля в радиолокационном и инфракрасном спектрах. Корпус DDG-1000 имеет очертания, характерные для кораблей начала XX столетия: заваленные внутрь борт и необычный нос-волнорез. Это сделано для того, чтобы радиоволны, попадая на корпус корабля, отражались в небо, а не на воду. В результате эффективная площадь рассеяния эсминца при облучении радаром снизилась до уровня ЭПР рыбацкой шхуны. Таким образом, «Замволт» становится в значительной степени «невидимым» для современных средств радиоэлектронной разведки.
Отдельно следует остановиться на архитектуре надстройки, которая несет в себе ряд новшеств. Надстройка выполнена без выступающих частей. При этом в нее интегрированы все излучатели радаров и антенны связи. Вращающиеся части полностью отсутствуют.
Единая общекорабельная компьютерная сеть будет связывать все узлы и системы эсминца, обеспечивая управление кораблем, оружием, техническим обслуживанием и т.д. При этом DDG-1000 спроектирован по принципу «открытой архитектуры». На «Замволте» впервые применена так называемая «общая вычислительная корабельная среда», которая представляет собой практическую реализацию «Стратегии открытой архитектуры ВМС США». Последняя позволит ВМС США в будущем полностью перевести свои корабли на использование стандартизированного программного обеспечения, которое станет, вне зависимости от применяемого компьютерного «железа», универсальной базой для управления любым кораблем.
Продуманная интеграция корабельных систем, дальнейшая автоматизация и максимальное упрощение управления позволили сократить экипаж корабля до 148 человек – примерно вдвое меньше, чем на эсминце предыдущего поколения «Орли Берк».
Силовая установка
Электрическая энергия, необходимая для работы бортового оборудования «эсминцев 21 века», вырабатывается двумя генераторами Curtiss-Wright, которые подключены к газотурбинным двигателям Rolls-Royce MT30. Мощность каждого из них составляет 47 500 л.с. (35,4 МВт). Кроме того, в состав силовой установки входят два вспомогательных турбогенератора Rolls-Royce RR4500 мощностью по 3,8 МВт
Схема боевого информационного центра USS Zumwalt.
Гребные винты приводятся во вращение асинхронными электродвигателями AIM, изготовленными компанией Converteam. Первоначально предполагалось использовать более «тихие» и лёгкие синхронные моторы с постоянными магнитами DRS Technologies.
Что такое Zumwalt
Военные корабли проекта DDG-1000 Zumwalt относятся к последнему поколению американских многоцелевых эскадренных миноносцев с ракетным вооружением. Корабли этой серии предназначены для ведения боевых действий в прибрежных акваториях, для поражения наземных целей, для борьбы с авиацией противника и для огневой поддержки действий сухопутных войск. Корабль назван в честь героя Вьетнамской и других войн адмирала Элмо Р. Зумвалта.
Первые контракты на строительство кораблей этого класса ВМС США заключили в 2008 году. Первоначально планировалось построить семь эсминцев данного проекта, потом заказ «усох» до трех кораблей. Все заказы разместили на верфи Bath Iron Works. Общая стоимость программы оценивается в 22,4 млрд долларов, в настоящее время продолжается строительство второго и третьего кораблей серии.
Спуск на воду DDG-1000 Zumwalt прошел еще 29 октября 2013 года, однако «в армию» его до последнего времени никак не могли призвать — устраняли недоработки.
Семь миллиардов, Карл!
Еще в мае 2016 года автор блога «Великая Русь» Mikle1 предупреждал, что толку от нового американского «утюга» не будет.
«Утюг — мореходность отвратительная, днище не имеет противоминной защиты, бронирование отсутствует как таковое. Рубка, вы не поверите, пробивается из Макарова. По некоторым данным, она вообще деревянная. То есть, она еще и горит», — писал блогер.
«Американский «утюг» Zumwalt снова поломался. Теперь он, обесточенный, застрял в Панамском канале, — отреагировал Mikle1 на последние новости о злополучном эсминце. — Да, вы все правильно поняли: «самый-самый» высокотехнологичный эсминец флота США Zumwalt в очередной раз подвел ожидания адмиралов. Впрочем, разработчиков это волнует меньше всего, ведь свои 7 (семь, Карл!) миллиардов долларов за «тушку» они уже получили. Какая-то троянская лошадь, а не эскадренный миноносец. И да, он деревянный».
История немецкого флага
Все знают, как выглядит флаг Германии. Это идущие подряд три полосы – чёрная, алая и золотая (перечисление цветов сверху вниз). Он был принят в 8 мая 1949 года. Решение принял Парламентский совет, который собрался в Бонне. На следующий день на территории республики впервые за последние 16 лет над зданием, где проходили все государственно важные собрания, был поднят чёрно-красно-золотой флаг. Спустя довольно долгое время, в 1996-м году, было принято решение о том, что федеральный триколор можно использовать и вертикально. Таким образом, слева шла чёрная полоса, посередине – алая, а справа – золотая.
Вооружение
Состав вооружения эсминцев DD(X) подобран исходя из новой тактики осуществления огневой поддержки десанта, поражения стратегических объектов и инфраструктуры противника (Land Attack Destroer).
Главным калибром эсминца являются 20 универсальных вертикальных пусковых установок AVLS MK-57 расположенных как ранее и писалось вдоль бортов корабля, каждая из пусковых установок состоит из 4 стрельбовых ячеек и двух газоотводящих шахт, таким образом, корабль оборудован 80 стрельбовыми ячейками под ракеты разных типов, таких как зенитные Standart SM-3, Evolved Sea Sparrow ESSM и управляемые ракеты для атак наземных целей Advanced Land Attack Missile и новая тактическая ракета BGM-109 Tomahawk.
Артиллерийское вооружение эсминца состоит из двух автоматических 155-мм орудий AGS (Advanced Gun System), с полным боезапасом 920 артиллерийских выстрелов и скорострельностью 10 выстрелов в минуту на каждое орудие и дальностью до 80 миль. Орудие может использовать как обычные баллистические снаряды с дальностью до 22 миль, так и управляемые с помощью GPS снаряды LRLAP и ХМ982 на максимальную дальность, управляемые снаряды будут храниться в специальных контейнерах по 8 выстрелов и автоматически подаваться из погреба на автомат заряжения.
Кормовые углы корабля закрывают две 57-мм артиллерийские установки Мк110 Mod 0 установленные на крыше вертолетных ангаров. 57-мм установки используют универсальный боеприпас Мк 295, способный срабатывать в зависимости от типа выбранной цели. Максимальная дальность артиллерийской установки составляет 15 км и скорострельность 220 выстрелов в минуту.
Ангар эсминца рассчитан на базирование двух вертолетов МН-60R, либо двух беспилотных летательных аппаратов вертикального взлета VTUAV и одного MH-60R. В качестве радиолокационного вооружения будет установлена новейшая РЛС с активной фазированной решеткой AN/SPY-3, которая должна совместить в себе сразу несколько РЛС от навигационной до РЛС управления огнем. В перспективе зарезервировано место и для многоцелевых безэкипажных боевых катеров «Protector» .
Тактико-технические характеристики
Sea Jet
В программу разработки перспективного эсминца входило создание его масштабной 50 метровой самоходной модели демонстратора AESD водоизмещением 120 тонн, получившего название Sea Jet. Весь проект создания демонстратора финансировался центром Военно-морских исследований ONR. 24 августа 2005г в городе Бэйвью на озере Lake Pend Oreille, состоялась официальная церемония по началу испытательных работ. Sea Jet оборудован дизельгенераторами и аккумуляторами для бесшумного хода во время акустических замеров, имеет два гребных электродвигателя. Скорость полного хода на дизелях 8 узлов, а на аккумуляторах 16. В качестве движителей в разный период проходили испытания сразу два разных винто-рулевых комплекса, сперва стояли маневренные и экономичные водометы AWJ-21 предназначенные для улучшения маневренности корабля на мелководье и улучшения акустической скрытности, а позже были установлены новейшие винторулевые колонки с электродвигателями на постоянных магнитах. RIMJET разработка General Dynamics Electric Boat, где использован погружной электродвигатель-винт со статором в кольцевой насадке и ротором размещенным на концах лопастей винта, по утверждению GD Electric Boat такой вариант обладает большим крутящим моментом на низких оборотах, лучшим КПД винта за счет небольшого сердечника, меньших размеров и массы всей колонки, высоким порогом кавитации за счет работы винта на низких оборотах и препятствию образованию вихревых потоков с помощью кольцевой насадки. Однако модель послужила не только для испытаний в области электродвижения, а и в измерении физических полей, для этого алюминиевая надстройка модели была заменена на надстройку аналогичную по форме и размерам, но из радиопоглощающих композитных материалов.
История создания
Сама по себе история данного проекта – история постоянной борьбы с непрерывно растущей ценой и уменьшения его серийности, а также упрощения конструкции и снижения тактико-технических характеристик (ТТХ). Все началось, наверное, еще в конце 70-х годов, когда умами в штабах ВМС США овладела идея «корабля-арсенала» – корабля с минимумом надстроек, с пониженной ЭПР, зато набитого максимальным числом ячеек унифицированных шахтных пусковых установок для различного вооружения, в основном ударного, для атаки наземных целей.
Новая концепция перспективных тяжелых кораблей ВМС США SC-21 появилась после 1991 года. Она состояла из перспективного крейсера CG21 (затем CG(X)) и перспективного эсминца DD21 (затем DD(X)). Основной идеей была универсальность – предполагалось, что и крейсер, и эсминец должны были иметь способность выполнять любые задачи, как боевые (поддержка десанта, удары по наземным целям или борьба с надводными кораблями, подводными лодками, обеспечение ПВО корабельного соединения), так и небоевые (например, эвакуация мирных граждан из «проблемной» страны).
Необходимость этих кораблей была в новых условиях не очевидной, да и цена начала взрывообразно расти. Разумеется, рост цены вел к сокращению серии, а сокращение серии влекло повышение цены, т. к. общие издержки распределялись по меньшему числу корпусов. Первой жертвой Конгресса пал крейсер, который сначала отложили, а теперь и вовсе не вспоминают. Считается, что замены у крейсеров типа «Тикондерога» не будет, точнее, их заменят эсминцы типа «Арли Берк» последних серий.
Затем начали урезать и эсминец. Сначала серию, планировавшуюся из 32 кораблей, сократили на восемь. Затем их осталось 11, потом семь, в конечном же итоге серию сократили до двух кораблей. А потом лоббистам проекта удалось вымолить еще один. Цена, конечно, тоже выросла. Только на разработку проекта затрачено около 10 млрд долларов. Вместе с распределением расходов на опытно-конструкторские работы по трем корпусам цена за корабль составляет порядка 7 млрд долларов за первую единицу, это не считая стоимости жизненного цикла.
Естественно, с течением времени не только росла цена, но и сокращались возможности проекта. В конечном итоге DD(X) переименовали в DDG1000, одновременно сократив водоизмещение и вооружение. Причем результаты этих сокращений вызывают довольно-таки двойственное отношение.
Оценка проекта
Вся история создания и строительства «кораблей будущего» представляет собой цепь вынужденных компромиссов, обусловленных главным образом перерасходом финансовых средств. Заявления о том, что «Замволты» якобы станут основой американского военного флота 21-го века, время от времени появляющиеся в различных СМИ, выглядят довольно нелепо, если учесть, что построено только три корабля, и закладка новых не планируется.
Главной неудачей проекта, безусловно, стал отказ от использования 155-мм орудий, ради которых поначалу всё и затевалось. В результате корабль, исходно предназначенный для огневой поддержки десантных операций, пришлось уже после его ввода в состав флота переориентировать на решение совсем другой задачи – борьбы с надводными судами противника. При этом о размещении на борту необходимых для этого ракет LRASM до сих пор официально не сообщалось.
Два первых эсминца типа Zumwalt, включенных в состав ВМФ США.
Кроме того, до сих пор не ясен смысл использования широко разрекламированной технологии «стелс». Чем незаметность может помочь подобному кораблю, непонятно, тем более, что сразу же после включения радара или запуска ракеты эсминец неизбежно выдаст себя.
Еще одно слабое место «Замволта» — это его радиолокационная станция. Из-за того, что от радара дециметрового диапазона отказались, дальнее обнаружение стало проблемным, а подсветка целей для ракет осуществляется лишь на средних дистанциях. В результате корабль потенциально может защитить себя от подлетающих ПКР, но и только. Поражение самолетов и ракет противника на дальних дистанциях возможно только при внешнем целеуказании. Кроме того, Zumwalt не способен взаимодействовать с системой Aegis, что также ограничивает его возможности.
По размеру боекомплекта «корабль 21 века» более чем в полтора раза уступает эсминцам типа «Арли Бёрк», на борту которых размещается до 128 ракет «Томагавк». Какое-то время в СМИ муссировалась версия о том, что Mk 57 VLS могут быть задействованы для запуска гиперзвуковых ракет, однако впоследствии оказалось, что габариты этого перспективного оружия слишком велики даже для удлиненных ячеек периферийных установок вертикального запуска «Замволта».
Периферийные установки вертикального пуска Mk 57.
Столь пренебрежительное отношение к этим кораблям едва ли оправдано. Действительно, рассчитывать на то, что три эсминца типа «Замволт» радикально усилят американский флот, не приходится. Но на этих кораблях уже сейчас успешно отработан целый ряд новых технологий, которые, безусловно, найдут широкое применение в будущем. В конце концов, это далеко не первый прецедент такого рода. Американская армия не получила ни бомбардировщиков «Валькирия», ни вертолетов «Команч», ни автоматов OICW, однако все эти проекты оставили после себя богатое наследие, которое было использовано в более успешных образцах оружия.
Автор статьи:
Akiva Content
Антология проблем
«Солдаты поднялись на край бруствера, но не обнаружили врага…» Ввиду отсутствия в ближайшие десятилетия сколько-нибудь равного соперника, ВМС США свернули программу по созданию эсминцев следующего поколения.
Ввиду того, что проект находился в высокой стадии готовности, было решено построить ограниченную серию из трёх эсминцев, т.е. по американским меркам даже не приступали к строительству. Следующим шагом стало сокращение функционала. Если “Замволты” не являются заменой для всей флотилии эсминцев, можно отказаться от ряда дорогостоящих систем. “Корабли будущего” лишились трех решеток РЛС общего обзора, — задачи зональной ПВО/ПРО возложены на десятки других эсминцев с комплексом “Иджис”.
Далее возник вопрос: что делать с “белыми слонами”? Как отмечалось выше, это не просто эксперимент. “Замволты” — полноценные боевые единицы. Из-за отсутствия РЛС дальнего обзора, они не вписывались в классические АУГ. С другой стороны, малая заметность, сочетание ракетно-пушечного вооружения и серьезные оборонительные возможности (многофункциональный радар с АФАР + высокоманевренные зенитные ракеты ESSM малой и средней дальности) делали “Замволт” подходящим для одиночных действий у побережья противника. Огневая поддержка подразделений армии и КМП, ведущих бой в прибрежной полосе, неожиданные ракетно-пушечные удары по целям на побережье.
Отказ от высокоточных артиллерийских боеприпасов типа LRLAP повлек за собой новые изменения в концепции.
155-мм корабельные пушки Advanced Gun Systems (AGS) стали настоящей катастрофой. Американцы немыслимым образом извратили идею корабельной артиллерии. Хотя в самой идее было рациональное зерно. Артиллерия имеет свою область применения, в которой превосходит по эффективности любые другие средства. Из преимуществ: полная невосприимчивость к погодным условиям, средствам ПВО и РЭБ, высокая плотность огня — огонь крейсера времен ВМВ был сопоставим по плотности с авиакрылом современного авианосца, высочайшее время реакции, ничтожная стоимость арт. боеприпасов — обычная “болванка” в 1000 раз дешевле крылатой ракеты.
Автоматическая пушка Mk.71 калибра 203 мм — апофеоз развития корабельной артиллерии. Испытания на эсминце “Халл“ (1975 г.)
«Замволт» не имеет ничего подобного. Его великолепные пушки законсервированы, до появления приемлемого боеприпаса, отвечающего требованиям практичности и экономической оправданности применения. Концепция AGS изначально была ошибочна: артиллерии не нужно соперничать с ракетами, устанавливая рекорды в дальности и точности стрельбы.
В настоящее время “Замволты” примеряют на себя роль “истребителей” вражеских эскадр в морском бою. По расчетам адмиралов, меньшая заметность позволит им скрытно выходить на дистанцию пуска ПКР и первыми наносить удар.
Основным противокорабельным оружием должна стать зенитная ракета RIM-174 ERAM (SM-6), способная поражать загоризонтные воздушные и морские цели. По официальным данным, дальность пуска по надводной цели может достигать 268 миль. Относительная слабость боевой части (64 кг) компенсируется малым временем реакции и высокой скоростью полета 3,5М по квазибаллистической траектории. Ракета принята на вооружение в 2013 году. В военный бюджет на 2019 год заложена сумма в размере 89,7 млн. долларов на адаптацию “Замволта” под ракеты SM-6.
О применении с борта “Замволта” другой перспективной разработки, противокорабельной ракеты AGM-158C LRASM с мультиспектральной ГСН, новыми алгоритмами атаки и дальностью пуска свыше 300 миль, речи пока не идет. Испытания AGM-158 находятся в стадии завершения, по официальным данным, её принятие на вооружение ожидается в 2018-2019 гг.
Смена приоритетов происходит только на бумаге. Современный боевой корабль класса “эсминец”, обладающий водоизмещением >10 тыс. тонн, достаточно универсален для борьбы с любым подводным, надводным, воздушным и наземным противником.
Но сам факт поиска подходящих задач для построенных кораблей неопровержимо свидетельствует о просчетах их создателей. Главной ошибкой является избыточность самих ВМС США, оперирующих флотом из 90 крейсеров и эсминцев. На этом фоне янки, естественно, не могут понять, зачем построили к этой армаде еще три “нестандартных” корабля.
Дорогой Zumwalt
Головной корабль проекта, эскадренный миноносец USS Zumwalt (DDG-1000), вынужден был дважды проходить официальную приёмку. Корабль был заложен в 2011 году, в 2013-м его спустили на воду. В 2016 году DDG-1000 был введён в строй, но после начала нового этапа испытаний вскрылось множество серьёзных технических проблем. В итоге после многолетних испытаний USS Zumwalt был официально принят на вооружение ВМС США в Сан-Диего 24 апреля 2020 года.
Второй корабль класса Zumwalt, заложенный в 2013 году USS Michael Monsoor, сейчас также находится в Сан-Диего, где проходит активацию боевых систем. Третий эсминец — Lyndon B. Johnson — строится на верфях General Dynamics в штате Мэн.
- Эскадренный миноносец класса Zumwalt
- AFP
Скромное количество серийных кораблей этого проекта объясняется кардинальным пересмотром плана их производства. Когда проект был одобрен в начале 1990-х годов, Пентагон рассчитывал получить 32 корабля класса Zumwalt. Однако затем заказ был сокращён до 24 единиц, а в середине 2000-х Минобороны США сократило план производства до семи единиц. В 2010 году после очередного сокращения программа Zumwalt была урезана до трёх кораблей.
Также по теме
Мечтатели из Пентагона: как армия США впустую потратила $58 млрд на оружие будущего
Заместитель министра обороны США Фрэнк Кендалл опубликовал отчёт, согласно которому Пентагон c начала 90-х годов потратил около $58…
Сделано это было главным образом из-за чрезвычайно высокой стоимости проекта. По данным USNI, стоимость строительства одного корабля увеличилась с $1,4 млрд до $4 млрд. По состоянию на 2017 финансовый год расходы на три эскадренных миноносца оценивались в $12,73 млрд (в 2009 году — $8,9 млрд), а общие инвестиции в программу Zumwalt составили $22,5 млрд.
Противоречивый характер проекта признают и авторы публикации USNI.
«Непростая история разработки кораблей типа Zumwalt и их интеграции в состав флота США освещалась весьма обширно. Изначально в 1990-х планировалось построить 32 корабля для осуществления надводной огневой поддержки, однако с тех пор число кораблей этого типа сократили до трёх, а их передовые артиллерийские установки были выведены из эксплуатации из-за чрезвычайно высокой стоимости боеприпасов», — отмечают эксперты.
Однако, по мнению военного аналитика Дмитрия Литовкина, один или два корабля такого класса не могут решить возлагаемые на них задачи.
«Данный проект потерпел неудачу, потому что эти корабли в своё время не смогли показать нужного результата. Соответственно, средства перенаправили на другие проекты. У США много денег, поэтому они запросто могут их потратить на любые свои капризы и, соответственно, переоборудовать данный проект в командные корабли», — рассказал эксперт в разговоре с RT.
Ранние ошибки программы
Конечно, политические изменения нельзя однозначно отнести к недостаткам конкретного типа военной техники. Однако в нашем случае именно усиление глобальной роли США оказало решающий эффект. Напомним, что новый эсминец появился в рамках программы SC-21 (Surface Combatant for the 21st century), подразумевавшей поставку флоту целого ряда надводных кораблей-«невидимок» нового поколения. Сюда же входил перспективный крейсер CG(X), от которого отказались совсем. Удивительней всего то, что столь масштабная программа появилась в 1994 году, уже после холодной войны. И задумывалась как орудие новой политики. Говоря простым языком, в идеале SC-21 должна была быть экономичной, но не стала ею.
Сейчас в это сложно поверить, но сначала военные хотели получить 32 новейших эсминца, сделав Zumwalt одной из рабочих лошадок ВМС США. Потом это число уменьшили до 24, потом до семи, а в конечном итоге и вовсе до трех единиц. То есть, всего три корабля типа «Зумволт»: головной — USS Zumwalt, USS Michael Monsoor и USS Lyndon B. Johnson. Последний спустили на воду в 2017 году.
При этом только на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по состоянию на 2016 год США потратили около пяти миллиардов долларов, а стоимость всей программы еще в далеком 2015 году оценивали в 22 миллиарда долларов США. Цена одного корабля при столь малой партии превысила фантастические четыре миллиарда долларов: мягко скажем, сомнительный результат за такие деньги. Не будем сейчас детально разбирать техническую начинку «Замволта», однако и так понятно, что три эсминца не смогут принципиально повысить боевой потенциал ВМС США. А вот стать проблемой в эксплуатации — смогут.
Таким образом, можно с уверенностью говорить, что программа SC-21 не вписалась в новую политику американцев. Так как сначала США переоценивали внешние угрозы, а потом — недооценивали их. Возможно, появись она сейчас, когда китайцы начали резко усиливать свои морские силы, судьба программы была бы другой.