Ту-16
Содержание:
Ту-16 встает на крыло
За создание новой машины отвечал заместитель Андрея Туполева опытный авиаконструктор Дмитрий Марков. 27 апреля 1952 года на подмосковном аэродроме в Жуковском опытный самолет «88-1» впервые оторвался от взлетной полосы и выполнил первый полет продолжительностью 12 минут. Заслуженный летчик-испытатель СССР Анатолий Бессонов потом вспоминал: «В этот день на аэродром приехало много высоких гостей во главе с министром авиационной промышленности Петром Дементьевым. Было очевидно, что событие предстояло значительное. Машин, подобных Ту-16, в мире не было тогда. В тот день погода долго не позволяла экипажу летчика-испытателя Николая Рыбко сделать первый вылет. Высокие гости ходили около машины и время от времени спрашивали у Туполева: «Когда полетим?» Поначалу Андрей Николаевич отмалчивался, а потом ответил: «Ну что вы ко мне подходите? Вон к кому подходите!» – и указал на Рыбко. Туполев считал, что летчик и только летчик мог в такой ситуации сказать, приемлема ли та или иная погода для столь ответственной работы».
Заводские испытания прототипа Ту-16 продолжались в течение полугода, всего было выполнено 46 полетов. В ходе испытаний была достигнута скорость 1020 км/ч и дальность 6050 километров, что было выше заданных параметров.
Еще на этапе разработок прочнисты и конструкторы перестраховались, взлетная масса «88-1» была увеличена более чем на 10 тонн, что потребовало от ОКБ А.Н. Туполева заранее провести необходимую работу по облегчению самолета. Это было сделано на втором экземпляре самолета − дублере под индексом «88-2». Но сам факт того, что еще до окончания государственных испытаний самолет был одобрен для серийного производства, говорит о высоком качестве машины.
Для организации производства пришлось значительно перестроить казанский авиационный завод №22. Применялись новые методы и технологии. Например, был внедрен математический метод построения кривых и поверхностей, который сэкономил много сил и времени. Все наработки, реализованные в Казани, позже были перенесены в два других центра производства нового самолета − завод №1 в Куйбышеве и завод №64 в Воронеже. В процесс создания будущего главного «стратега» страны были включены сотни предприятий и заводов Союза, поставлявших различные системы, оборудование и комплектующие.
Первый серийный бомбардировщик Ту-16 поднялся в небо 29 октября 1953 года. Широкая публика увидела самолет на параде 1 мая 1954 года. Весной 1954 года Ту-16 стал поступать в строевые части. Через год на параде в Тушино в небе пролетели уже 54 самолета. Всего за последующие 10 лет, пока производство не прекратили, было выпущено 1509 бомбардировщиков Ту-16.
Самолет получился очень запоминающимся, со стремительным силуэтом, длинным стреловидным крылом и и стреловидным хвостовым оперением. Гондолы двигателей были утоплены в фюзеляж. В машине были применены современные материалы и множество новаторских решений. Например, благодаря шасси с двумя четырехколесными поворотными тележками Ту-16 мог садиться на грунтовые и снежные посадочные полосы.
Известные несчастные случаи
- 25 мая 1968 года ВВС СССР Той-16 Badger-F пилотировал полковник Андрей Плиев гудел авианосец ВМС США USS Essex (CV-9) в Норвежском море. Ту-16 сделал четыре прохода, а на последнем крыле обрезается на море , и он упал без каких – либо выживших. Части трех тел были обнаружены в США.
- 28 августа 1978 г. ранняя модель Ту-16 разбился на острове Hopen в Свальбард , Норвегия. Все семь экипажа погибли в результате несчастного случая. Он был обнаружен четыре человек норвежец погода прогнозирования команды в. СССР отказался признать потерю самолета , пока тела экипажа не были даны им. Норвегия расшифрована содержимое самописец на возражения Советского правительства.
- 27 июня 1980 г. советские ВВС Ту-16 Badger на Токио Экспресс полета разбился под авиабазе Komatsu в префектуре Исикава в Японском море . Там не было в живых. Остатки трех членов экипажа были обнаружены в японском Maritime силы самообороны корабля Немура.
Продолжение табл. 5
Номинальный размер проволоки по стороне «в» | Максима л ь-ныи размер провода по стороне «В» | Номинальный размер проволоки по стороне «а» | ||||||||
2,80 | 3,00 | 3,15 | 3,35 | 3,55 | 3,75 | 4,00 | 4,25 | 4,50 | ||
Максимальный размер провода по стороне «А» | ||||||||||
3,35 | 3,77 | 3,20 | — | — | — | — | — | — | — | — |
3,55 | 3,97 | 3,20 | — | — | — | — | — | — | — | |
3,75 | 4,17 | 3,20 | — | — | — | — | — | — | — | — |
4,00 | 4,42 | 3,20 | — | — | — | — | — | — | — | |
4,25 | 4,67 | 3,20 | — | — | — | — | — | — | — | — |
4,50 | 4,92 | 3,20 | 3,40 | 3,55 | 3,77 | 3,97 | — | — | — | |
4,75 | 5,17 | 3,20 | — | 3,55 | — | 3,97 | — | — | — | — |
5,00 | 5,42 | 3,20 | 3,40 | 3,55 | 3,77 | 3,97 | 4,17 | 4.42 | — | — |
5,30 | 5,72 | 3,20 | — | 3,55 | 3,97 | 4,42 | — | — | ||
5,60 | 6,02 | 3,20 | 3,40 | 3,55 | 3,77 | 3,97 | 4,17 | 4,42 | 4,67 | 4,92 |
6,00 | 6,42 | 3,20 | — | 3,55 | — | 3,97 | 4,42 | — | 4,92 | |
6,30 | 6,72 | 3,20 | 3,40 | 3,55 | 3,77 | 3,97 | 4,17 | 4,42 | 4,67 | 4,92 |
6,70 | 7,14 | 3,20 | — | 3,55 | 3,97 | 4,42 | — | 4,92 | ||
7,10 | 7,54 | 3,20 | 3,40 | 3,55 | 3.77 | 3,97 | 4,17 | 4,42 | 4,67 | 4,92 |
7,50 | 7,94 | 3,20 | — | 3,55 | — | 3,97 | 4,42 | — | 4,92 | |
8,00 | 8,44 | 3,20 | 3,40 | 3,55 | 3,77 | 3,97 | 4,17 | 4,42 | 4,67 | 4,92 |
8,50 | 8,94 | 3,20 | — | 3,55 | — | 3,97 | 4,42 | — | 4,92 | |
9,00 | 9,44 | 3,20 | 3,40 | 3,55 | 3,77 | 3,97 | 4,17 | 4,42 | 4,67 | 4,92 |
9,50 | 9,94 | 3,20 | — | 3,55 | 3,97 | 4,42 | — | 4,92 | ||
10,00 | 10,44 | 3,20 | 3,40 | 3,55 | 3,77 | 3,97 | 4,17 | 4,42 | 4,67 | 4,92 |
10,60 | 11,04 | 3,20 | — | 3,55 | — | 3,97 | 4,42 | — | 4,92 | |
11,20 | 11,64 | 3,20 | 3,40 | 3,55 | 3,77 | 3,97 | 4,17 | 4,42 | 4,67 | 4,92 |
11,80 | 12,24 | 3,20 | — | 3,55 | — | 3,97 | 4,42 | — | 4,92 | |
12,50 | 12,94 | 3,20 | 3,40 | 3,55 | 3,77 | 3,97 | 4,17 | 4,42 | 4,67 | 4,92 |
13,20 | 13,67 | 3,20 | — | 3,55 | — | 3,97 | 4,42 | — | 4,92 | |
14,00 | 14,47 | 3,20 | 3,40 | 3,55 | 3,77 | 3,97 | 4,17 | 4,42 | 4,67 | 4,92 |
Примечание — Удвоенная толщина изоляции минимальная -0,25 мм; номинальная — 0,30 мм. |
История Ту-16
Первым дальним бомбардировщиком СССР в послевоенное время стал поршневой Ту-4. Однако спустя короткое время после его выпуска стало понятно, что будущее дальних истребителей за турбовинтовыми и турбореактивными двигателями. Результаты корейской войны показали, что хорошо оснащенную ПВО противника тяжело прорвать хорошо вооруженными, но тихоходными В-29.
К тому же советский военно-морской флот требовал появления самолета, способного сдерживать атаки превосходящих по вооружению судов западных флотов.
В 1948 г. были определены следующие требования к проектному Ту-16:
рабочая дальность полета − 3000 км;
- полет на околозвуковой скорости;
- бомбовая нагрузка − 3-7 тонн;
Единственной проблемой на то время стало отсутствие двигателя, способного обеспечить вышеперечисленные характеристики.
В ОКБ им. Туполева проводятся работы по созданию прототипов Ту-16. Среди них фронтовой двухдвигательный бомбардировщик со стреловидным крылом − модель «82». Он не попал в серийное изготовление из-за выхода более досконального аппарата Ил-28 КБ Ильюшина. Однако наработки, идеи и технические решения, которые были применены в процессе его проектирования, послужили базой для создания Ту-22. Предшественником Ту-16 стал самолет «86», построенный к лету 1949 г. Он мог нести 2 тонны бомб на расстояние до 4000 км, максимальная скорость составляла 980 км/ч, а практический потолок – 13 400 м.
После разработки и серийного производства в СССР новой ядерной бомбы РДС-3 потребовалось создать самолет, который мог перенести это оружие весом 5 тонн на дальние расстояния. Проект «86» не мог справиться с таким заданием. Расчеты, проведенные в ОКБ Туполева, показали, что нужно увеличивать массо-габаритные показатели самолета и тягу двигателей в 1,5-2 раза. В инициативном порядке туполевское бюро приступило к проектированию модели «88», которая в серийном производстве обрела название Ту-16. 5.07.1951 был окончательно утвержден эскизный проект.
Во время проведения испытаний были выявлены некоторые недостатки, и самолет направили на доработки. Они были направлены на облегчение конструкции и обеспечение защиты от поражения ядерным взрывом.
На вооружение Советской Армии самолет поступил в 1953 г. Серийное производство Ту-16 стартовало в октябре 1953 г. и проводилось с 1953 по 1963 г. на трех авиационных заводах. Казанский авиазавод выпустил 800 машин, Куйбышевский №1 – 543, Воронежский – 166.
В ходе эксплуатации в самолет внедрялись новые системы оборудования и вооружения. Ту-16 снят с вооружения России в начале 90-х годов. Бомбардировщики, собранные в Китае (Xian H-6K) до сих пор эксплуатируются.
Видео: 10 духовно-рыцарских орденов
Конструкция Ту-16
По компоновке самолет Ту-16 – моноплан, который имеет стреловидное среднерасположенное крыло. В состав силовой установки входят два двигатели АМ-3, общей тягой 8750 кг. С 1958 г. устанавливались авиамоторы РД-3М с тягой 9520 кг, которые размещались в мотогондолах по бокам фюзеляжа.
Фюзеляж Ту-16 имеет сигарообразную форму с круглым сечением в носовой части и овальным – ближе к корме. Он технологически разбит на 6 отсеков и включает в себя фонарь, переднюю гермокабину, центроплан, отсек вооружения, задний технический отсек и гермокабину.
Крыло самолета кессонного типа, двухлонжеронное, в районе моторов размещены силовые расы.
В конструкции применяются алюминиевые сплавы В-95, АК-6, АК-8, стеклотекстолит и магниевые сплавы. Обшивка самолета и стекатели газов выполнены из нержавеющей стали.
В состав топливной системы входят 10 групп баков, общая емкость которых – 43 800 литров топлива. Как пусковое топливо в турбостартерах двигателей применялся бензин Б-70. Топливные насосы центробежного типа. Система оснащена автоматикой расхода и емкостными топливомерами. Централизованной системы заправки не было. Каждый из 27 баков заправляли отдельно с применением раздаточного пистолета.
На самолете установлена безбустерная классическая система управления, сдвоенная с механической проводкой. Управление по крену проводилось за счет элеронов, по тангажу – рулем высоты, курсовое – рулем направления. В конструкции применен непереставной стабилизатор. Снятие загрузок выполнялось за счет триммеров с дублирующей тросовой проводкой и электроприводом. В проводку управления входили рулевые электрические машинки. Однощелевые закрылки также оснащены электроприводом.
На самолете применена трехопорная конструкция шасси, имеющая носовую стойку и пару колес. Убирание передней стойки осуществляется в нишу передней ноги, основных стоек – в гондолы шасси.
Колодочные камерные тормоза приводятся в действие элементами гидросистемы, имеют привод от педалей управления и антиюзовую автоматику. Во избежание повреждений носовой части во время грубой посадки выпускается дополнительная кормовая опора. Уменьшение пробега на посадке Ту-16 осуществляется за счет парашютной тормозной системы ПТ-16, которая имеет два тормозных парашюта. Парашютный контейнер фиксируется под хвостовой частью фюзеляжа. Выпуск тормозных парашютов выполняется пиропатронами ПП-3. За выпуск и уборку стоек шасси отвечает гидравлическая система.
В состав самолета входят две гидросистемы, которые работают на гидравлическом масле АМГ-10 и оснащены насосными электроприводными станциями. Одна из систем – основная, вторая – дублирующая. Ее предназначение – это привод створок грузового люка, шасси, тормозов, балочного фюзеляжного держателя. Также за счет гидросистемы выполняется привод стеклоочистителей кабины экипажа и разворот передних колес, которые управляются с рабочего места летчика от штурвальчика.
Ту-16 характеристики:
Модификация | Ту-16 |
Размах крыльев, м | 33.0 |
Длина, м | 34.8 |
Высота, м | 10.4 |
Площадь крыла, м2 | 164.65 |
Масса, кг | |
пустого самолета | 37200 |
нормальная взлетная | 72000 |
максимальная взлетная | 79000 |
Топливо, кг | 36000 |
Тип двигателя | 2 ТРД РД-3М |
Тяга, кгс | 2 х 9500 |
Скорость, км/ч | |
максимальная | 1050 |
крейсерская | 850 |
Перегоночная дальность, км | 7200 |
Дальность полета, км | 5925 |
Боевой радиус действия, км | 3150 |
Практический потолок, м | 12300 |
Экипаж, чел | 6 |
Вооружение: | семь 23-мм пушки АМ-23 ( три спаренные башенные установки с дистанционным управлением и одна неподвижная пушка в носовой части). |
Боевая нагрузка — 9000 кг в отсеке оружия | |
Бомбы до ФАБ-9000 |
Боевое применение
На протяжении десятилетий Ту-16 оставался основным самолётом в авиационной компоненте сил стратегического сдерживания СССР. Ту-16 морской авиации выполняли задачи слежения и сопровождения авианосных ударных групп СШАво всем Северном полушарии. Иногда эти полёты приводили к авариям и катастрофам. Так, 25 мая 1968 года на глазах у моряков авианосца «Эссекс» погиб самолёт-разведчик Северного флота в Норвежском море. Согласно некоторым российским источникам, 26 июля 1980 года пара разведчиков Тихоокеанского флота потеряла один из самолётов при невыясненных обстоятельствах во время слежения за американским авианосцем в Японском море. По западным данным, катастрофа произошла 27 июня (возможно, опечатка в источнике, и должно быть 27 июля) в 13 часов 50 минут по токийскому времени на глазах моряков японского десантного корабля «Нэмуро». При выполнении правого разворота на сверхмалой высоте самолёт зацепился крылом за воду. В результате поисково-спасательной операции японская береговая охрана в тот же день подняла из воды тела двух лётчиков и фрагменты тела третьего.
Во время Шестидневной войны 1967 года израильские ВВС, благодаря использованию фактора внезапности, уничтожили на аэродромах 30 Ту-16 египетских ВВС, а один иракский бомбардировщик был сбит над территорией Израиля. Самолёты египтян находились на открытых стоянках и уничтожались израильтянами напалмовыми и бомбовыми кассетами во время пролёта вдоль рулёжной полосы. После этого вся советская военная авиация начала переводиться на капонирные стоянки.
В арабо-израильской войне 1973 года египетские Ту-16 приняли ограниченное участие, выпустив в общей сложности 25 ракет КСР-2 и КСР-11, из которых своих целей достигли лишь 5. Были потеряны два самолёта, оба экипажа погибли.
Бомбардировщики Ту-16 принимали также участие в ирано-иракской войне, базируясь на авиабазе Аль-Валид возле сирийской границы и периодически участвуя в налётах на иранские города.
Во время Афганской войны Ту-16 неоднократно применялись для бомбардировки территории Афганистана. В апреле 1984 года самолёты 1225-го тяжелобомбардировочного авиаполка 31-й ТБАД участвовали в панджшерской операции по подавлению группировки моджахедов Ахмад Шаха Масуда. Вместе с бомбардировщиками Ту-22М2 и фронтовой авиацией 40-й армии они создали невиданную в истории плотность авиации над Панджшерской долиной — обзорный радиолокатор Баграмского аэродрома, предназначенный для сопровождения 100 целей одновременно, «захлёбывался» от перегрузки. Основным вооружением Ту-16 во время этой операции были фугасные бомбы ОФАБ-250.
Летом 1986 года перед Дальней авиацией была поставлена задача подавлять опорные пункты моджахедов, расположенные в пещерах. Бомбометание обычными калибрами не приносило результатов, так как пещеры были выдолблены в камне и бетонированы. Было принято решение использовать самые тяжёлые из серийных обычных авиабомб — ФАБ-9000, аналог британской Grand Slam. К тому времени единственным самолётом советских ВВС, который мог нести ФАБ-9000, был Ту-16 (все 3М и М-4 были переделаны в танкеры, а ТУ-95 использовались для патрулирования с атомным вооружением,хотя и могли нести ФАБ-9000). Задачу поставили перед 251-м тяжелобомбардировочным полком из Белой Церкви. Бомбометание тяжёлыми фугасами по склонам дало впечатляющий эффект: сход сотен тонн камней хоронил устья пещер и подходы к ним, на дно ущелий валились карнизы, немногочисленные дороги и тропы упирались в нагромождения скальных глыб, и на поиск обходных путей противнику приходилось тратить недели.
По неофициальным данным, за период эксплуатации в вооружённых силах СССР в результате лётных происшествий было потеряно 145 самолётов Ту-16, в результате чего погибло 709 человек.
На вооружении
Состоит на вооружении
Россия
ВВС России — 16 Ту-160 стоят на вооружении 121-й гвардейского тбап 22-й гвардейской тбад 37-й воздушной армии Верховного Главного командования (аэродром Энгельс-2), по состоянию на 2012 год. До 2015 года будут модернизированы и отремонтированы все Ту-160 находящиеся в эксплуатации ВВС России, так же парк до 2020 года пополнится новыми типами стратегических бомбардировщиков.
Состоял на вооружении СССР
ВВС СССР — Ту-160 состояли на вооружении вплоть до распада страны в 1991 году
Украина
ВВС Украины — 19 Ту-160 на вооружении 184-й гвардейского тбап на авиабазе Прилуки, по состоянию на 1993 год. Утилизировано 10 Ту-160, один Ту-160 передан в музей, остальные 8 были переданы России.
16 ноября 1998 года Украина приступила к утилизации Ту-160 по программе Нанна-Лугара (Nunn-Lugar Cooperative Threat Reduction). В присутствии американских сенаторов Ричарда Лугара и Карла Левина был разрезан Ту-160 с бортовым номером 24, выпущенный в 1989 году и имевший 466 часов налёта. Вторым был утилизирован Ту-160 с бортовым номером 13, построенный в 1991 году и имевший налёт менее 100 часов.
8 сентября 1999 года в Ялте был подписан межправительственное соглашение между Украиной и Россией про обмен 8 Ту-160, 3 Ту-95МС, около 600 крылатых ракет и аэродромного оборудования в уплату украинского долга за поставленный природный газ на сумму $285 млн.
5 ноября 1999 года Ту-160 с бортовым номером 10 стал первым, который перелетел в Россию, на авиабазу «Энгельс-2».
21 февраля 2000 года последние 2 Ту-160, проданные России, вылетели курсом на авиабазу «Энгельс-2».
30 марта 2000 года Ту-160 ВВС Украины с бортовым номером 26 перелетел в Полтавский музей дальней авиации. Впоследствии бомбардировщик был приведён в небоеспособное состояние. Это единственный Ту-160, который остался на территории Украины.
2 февраля 2001 года был разрезан десятый Ту-160, последний из стратегических бомбардировщиков ВВС Украины, которые должны были быть утилизированы по договоренности с США и РФ.
ВВГнг(А), ВВГзнг(А), ВВГ-Пнг(А), ТУ 16.К13-030-2003
Главная → Каталог продукции, кабели и провода: → Кабели силовые → ВВГнг(А), ВВГзнг(А), ВВГ-Пнг(А), ТУ 16.К13-030-2003
Описание Цена
Кабели силовые предназначены для передачи и распределения электрической энергии в стационарных установках на номинальное переменное напряжение 0,66 и 1 кВ частотой до 100 Гц.
Климатическое исполнение УХЛ и Т, категорий размещения 1-5 по ГОСТ 15150-69.
ВВГ-Пнг(А)
ВВГнг(А), ВВГзнг(А)
Конструкция:
- Токопроводящая жила – медная проволока.
- Изоляция – ПВХ пластикат пониженой пожароопасности.
- Заполнение – ПВХ пластикат пониженой пожароопасности (для ВВГзнг(А)).
- Оболочка – ПВХ пластикат пониженой пожароопасности.
Кабели применяются для прокладки в кабельных сооружениях и помещениях для обеспечения пожарной безопасности кабельных цепей при прокладке в пучках.
Кабель ВВГнг(А) и ВВГ-Пнг(А) применяется для прокладки в воздухе при отсутствии опасности механических повреждений в ходе эксплуатации; для прокладки в сухих или сырых помещениях (тоннелях), каналах, кабельных полуэтажах, шахтах, коллекторах, производственных помещениях, частично затапливаемых сооружениях при наличии среды со слабой, средней и высокой коррозионной активностью; для прокладки на специальных кабельных эстакадах, по мостам и в блоках. Кабели предназначены для вертикальных, наклонных и горизонтальных трасс. Кабели могут использоваться в местах, подверженных вибрации.
Кабель марки ВВГзнг(А) применяют для электроснабжения электроустановок, требующих уплотнения кабелей при вводе в электрооборудование.
Технические и эксплутационные характеристики
Температура окружающей среды при эксплуатации | от +50°С до –30°С |
Относительная влажность воздуха (при t° +35°С) | 98% |
Длительно допустимая t° нагрева жил при эксплуатации | +70°С |
Максимально допустимая t° жил при коротком замыкании (4 сек.) | +160°С |
Минимальная t° прокладки кабеля без предварительного подогрева | — 15°С |
Минимально допустимый радиус изгиба при прокладке:
— одножильного кабеля — многожильного кабеля |
10 диам. кабеля
7,5 диам. кабеля |
Срок службы | 30 лет |
Гарантийный срок эксплуатации | 5 лет |
Кабели соответствуют ТУ 16.К13-030-2003
Число жил, сечение, мм² | Номинальный наружный диаметр, мм | Расчетная масса, кг/км | ||||
ВВГнг(А) | ВВГ-Пнг(А) | ВВГзнг(А) | ВВГнг(А) | ВВГ-Пнг(А) | ВВГзнг(А) | |
2х1,5 | 7,6 | 5,0х7,6 | 7,6 | 91 | 72,8 | 94 |
3х1,5 | 8,0 | — | 8,0 | 109 | — | 113 |
4х1,5 | 9,2 | — | 9,2 | 143 | — | 148 |
5х1,5 | 10,0 | — | — | 173 | — | — |
2х1,5+1х1,0 | 7,9 | — | — | 105 | — | — |
3х1,5+1х1,0 | 9,2 | — | — | 140 | — | — |
4х1,5+1х1,0 | 10,0 | — | — | 168 | — | — |
2х2,5 | 8,4 | 5,4х8,4 | 8,4 | 121 | 97,1 | 125 |
3х2,5 | 9,4 | — | 9,4 | 161 | — | 166 |
4х2,5 | 10,2 | — | 10,2 | 195 | — | 200 |
5х2,5 | 11,0 | — | — | 234 | — | — |
2х2,5+1х1,5 | 9,4 | — | — | 154 | — | — |
3х2,5+1х1,5 | 10,2 | — | 10,2 | 187 | — | 193 |
4х2,5+1х1,5 | 11,0 | — | — | 227 | — | — |
2х4,0 | 10,3 | 6,1х9,8 | 10,3 | 187 | 138- | 194 |
3х4,0 | 10,8 | — | 10,8 | 229 | — | 235 |
4х4,0 | 11,8 | — | 11,8 | 280 | — | 187 |
5х4,0 | 12,9 | — | — | 343 | — | — |
2х4,0+1х2,5 | 10,8 | — | — | 218 | — | — |
3х4,0+1х2,5 | 11,8 | — | 11,8 | 269 | — | 276 |
4х4,0+1х2,5 | 12,9 | — | — | 334 | — | — |
2х6,0 | 11,3 | 6,6х10,8 | 11,3 | 244 | 182 | 251 |
3х6,0 | 11,9 | — | 11,9 | 304 | — | 311 |
4х6,0 | 13,0 | — | 13,0 | 376 | — | 383 |
5х6,0 | 14,2 | — | — | 462 | — | — |
2х6,0+1х2,5 | 11,5 | — | — | 264 | — | — |
2х6,0+1х4,0 | 11,9 | — | — | 289 | — | — |
3х6,0+1х2,5 | 12,6 | — | 12,6 | 337 | — | 344 |
3х6,0+1х4,0 | 13,0 | — | 13,0 | 360 | — | 368 |
4х6,0+1х2,5 | 14,2 | — | — | 436 | — | — |
4х6,0+1х4,0 | 14,2 | — | — | 446 | — | — |
2х10,0 | 13,8 | — | — | 378 | — | — |
3х10,0 | 14,6 | — | — | 477 | — | — |
4х10,0 | 16,0 | — | — | 593 | — | — |
5х10,0 | 17,6 | — | — | 686 | — | — |
2х10,0+1х4,0 | 13,8 | — | — | 404 | — | — |
2х10,0+1х6,0 | 13,9 | — | — | 424 | — | — |
3х10,0+1х4,0 | 15,0 | — | — | 511 | — | — |
3х10,0+1х6,0 | 15,4 | — | — | 542 | — | — |
4х10,0+1х4,0 | 17,6 | — | — | 622 | — | — |
4х10,0+1х6,0 | 17,6 | — | — | 642 | — | — |
2х16,0 | 15,6 | — | — | 530 | — | — |
3х16,0 | 16,5 | — | — | 681 | — | — |
4х16,0 | 18,6 | — | — | 873 | — | — |
5х16,0 | 20,5 | — | — | 1012 | — | — |
2х16,0+1х6,0 | 15,6 | — | — | 572 | — | — |
2х16,0+1х10,0 | 16,6 | — | — | 639 | — | — |
3х16,0+1х6,0 | 17,0 | — | — | 734 | — | — |
3х16,0+1х10,0 | 18,6 | — | — | 831 | — | — |
4х16,0+1х6,0 | 20,5 | — | — | 910 | — | — |
4х16,0+1х10,0 | 20,5 | — | — | 954 | — | — |
3х25,0 | 20,4 | — | — | 993 | — | — |
4х25,0 | 22,4 | — | — | 1273 | — | — |
5х25,0 | 25,1 | — | — | 1617 | — | — |
2х25,0+1х10,0 | 19,2 | — | — | 812 | — | — |
2х25,0+1х16,0 | 20,4 | — | — | 880 | — | — |
3х25,0+1х10,0 | 21,0 | — | — | 1108 | — | — |
3х25,0+1х16,0 | 21,6 | — | — | 1171 | — | — |
4х25,0+1х10,0 | 25,1 | — | — | 1464 | — | — |
4х25,0+1х16,0 | 25,1 | — | — | 1521 | — | — |
3х35,0 | 22,4 | — | — | 1285 | — | — |
4х35,0 | 25,1 | — | — | 1685 | — | — |
5х35,0 | 27,7 | — | — | 2112 | — | — |
2х35,0+1х16,0 | 21,3 | — | — | 1092 | — | — |
3х35,0+1х16,0 | 24,2 | — | — | 1493 | — | — |
4х35,0+1х16,0 | 27,7 | — | — | 1851 | — | — |
3х50,0 | 28,6 | — | — | 1939 | — | — |
4х50,0 | 31,6 | — | — | 2456 | — | — |
5х50,0 | 35,4 | — | — | 3120 | — | — |
2х50,0+1х16,0 | 26,9 | — | — | 1576 | — | — |
2х50,0+1х25,0 | 27,2 | — | — | 1675 | — | — |
3х50,0+1х16,0 | 29,5 | — | — | 2089 | — | — |
3х50,0+1х25,0 | 30,4 | — | — | 2193 | — | — |
4х50,0+1х16,0 | 35,4 | — | — | 2776 | — | — |
4х50,0+1х25,0 | 35,4 | — | — | 2871 | — | — |
Сохранившиеся экземпляры
Экземпляры |
|||
Тип |
Бортовой номер |
Местонахождение |
Изображение |
Ту-16 |
без б/н |
пос. Болбасово, Витебская обл., Беларусь |
|
Ту-16 |
4200703 |
Белая Церковь, Украина |
|
Ту-16 |
н/д |
п. Кульбакино, Николаевская область, Украина |
|
Ту-16 |
4200704 |
авиабаза Воздвиженка, Приморский край |
|
Ту-16К |
без б/н |
Энгельс, Саратовская область |
|
Ту-16К |
10 |
Технический музей ОАО «АвтоВАЗ», Тольятти |
|
Ту-16 |
05 |
Светлоград (Северный), Ставропольский край |
|
Ту-16А |
без б/н |
Смоленск |
|
Ту-16А |
без б/н |
авиабаза Шайковка, Калужская область |
|
Ту-16А |
25 |
Музей дальней авиации, Полтава, Украина |
|
Ту-16 |
21 |
Прилуки, Украина |
|
Ту-16Е |
04 |
Музей дальней авиации, авиабаза Дягилево, Рязань |
|
Ту-16 |
05 |
ЛИИ им. М.М. Громова, Жуковский |
|
Ту-163 |
50 |
Музей дальней авиации, авиабаза Дягилево, Рязань |
|
Ту-16Р |
12 |
ГЛИЦ имени В. П. Чкалова, Ахтубинск, Астраханская обл. |
|
Ту-16 |
50 |
Центральный музей Военно-воздушных сил РФ, Монино |
|
Ту-16К |
53 |
Центральный музей Военно-воздушных сил РФ, Монино |
|
Ту-16К |
1625 |
Музей авиации, Джокьякарта, Индонезия |
Боевое применение
Стратегический бомбардировщик Ту-16 на протяжении десятилетий оставался одним из основных самолётов Вооружённых Сил Российской Федерации.
В период «холодной войны», Ту-16 являлся одним из основных сил ядерного сдерживания. В эти годы боеготовность полков Ту-16 была доведена до высокого уровня. Именно благодаря Ту-16-ым сложился примерный паритет между ядерными потенциалами СССР и США.
К счастью применять ядерное вооружение пришлось только на полигонах. Ту-16-ые были главными участниками советских ядерных испытаний. Проверка спецвооружения происходила на полигонах под Семипалатинском и на Новой земле. За 1957 год было испытано не менее 5 сбросов атомных бомб: 8 марта, 22 и 26 августа, 13 и 26 сентября. Уже в следующем году было проведено 8 бомбардировок: 4 января, 13, 14, 15, 18, 20 и 22 марта. Наибольшее количество сбросов произвели в 1962 году. Также, хочется отметить, что на полигоне №2 под Семипалатинском была испытана первая советская термоядерная бомба. Хотя бомба и была подорвана в не полном снаряжении, её тротиловый эквивалент составлял 1,6 мгт. Последние испытание атомной бомбы в СССР состоялся в конце 1962 года, с борта Ту-16, перед вступлением в силу Договора о запрещении ядерных испытаний.
Афганская война
Несмотря на свой долгий срок службы — почти 40 лет, единственной войной, в которой участвовали Ту-16 была Афганская война. В этой войне в основном принимали участие такие самолёты как: Ту-16А, Ту-16КСР-2-5 и Ту-16КСР-2-5-11, Ту-16Р — разведчик, Ту-16П — постановщик помех. В ходе боевых действий в Афганистане Ту-16 наносили бомбовые удары по районам прилегающим к городам Герат и Кандагар. Типовое вооружение самолётов состояло из 12 бомб ФАБ-500 калибром 500 мм. Также Ту-16 использовались во время масштабной Панджшерской операции 1984 года. В этой операции было задействовано 24 ракетоносца Ту-16КСР-2-5, с вооружением ФАБ-250, и 2 эскадрильи 200-го Гв.ТБАП Бобруйска и 251-го Гв.ТБАП из Белой Церкви.
В 1986 году Ту-16 вновь были привлечены к боевым действиям в Афганистане. Их целью стали базы, на которые опирались разросшиеся формирования крупных полевых командиров. Так как склады и оружейные мастерские располагались в труднодоступных ущельях авиация 40-ой Армии не давали ощутимых результатов. А Ту-16, благодаря своей боевой мощи, без проблем могли накрыть всю территорию Афганистана. В налётах принимали участие Ту-16 и МиГ-21 в качестве прикрытия.
В последние месяцы войны, Ту-16-ые, активно использовались в качестве прикрытия выводимых наземных частей. В группу прикрытия входила эскадрилья Ту-16 из 251-го ТБАП Белой Церкви.
Зарубежные конфликты
Помимо Афганской войны Ту-16 применялись и в зарубежных конфликтах между странами.
Перед «шестидневной войной», между Египтом и Израилем, в июне 1967 года ВВС Египта получили 20 бомбардировщиков Ту-16К. Но Египет так и не смог реализовать боевой потенциал бомбардировщиков. Командование Израиля, понимая на что способны Ту-16, при помощи истребительно-бомбардировочной авиации нанесла массированный удар по аэродромам Египта, в результате чего не один Ту так и не поднялся в воздух.
В 1973 году египетские ВВС получили на вооружение новые машины Ту-16У-11-16 вместо уничтоженных в 1967 году. В боевых действий приняли участие 16 бомбардировщиков базировавшихся на аэродромах к югу от Синая, вне досягаемости израильской авиации. После разрыва военного договора между Египтом и СССР в 1976 году египетские Ту-16 оказались без запасных частей, для бомбардировщиков. Тогда Египет обратился за помощью к Китаю. В обмен на истребитель-бомбардировщик МиГ-23БН Китай поставлял необходимое оборудование.
В ходе ирано-иракской войны Ту-16К-11-16 иракских ВВС наносили неоднократные ракетно-бомбовые удары по объектам в глубине иранской территории (в частности, ими был совершен налет на аэропорт в Тегеране). В ходе боевых действий в районе Персидского залива в 1991 г. иракские Ту-16, почти вылетавшие ресурс, оставались на земле, где частично были уничтожены авиацией союзников.
Конструкция Ту-95
Стратегический ракетоносец-бомбардировщик Ту-95МС сделан на основе Ту-142МК. По типу конструкции – это свободнонесущий цельнометаллический среднеплан, который имел четыре турбовинтовых двигателя, которые поместили в стреловидные крылья.
Каждый двигатель был сложен из двух соосных металлических четырехлопастных винтов. В конструкции самолета предусмотрена электрическая система обогрева стабилизатора, носков крыла, воздушных винтов и киля. Средняя часть фюзеляжа отведена под грузовой отсек.
Самолет Ту-95МС имеет трехопорное шасси. На передней опоре установлены два нетормозных колеса, основные опоры комплектуются четырьмя тормозными колесами.
Носовая стойка убирается в нишу фюзеляжа, основные – в крыльевые гондолы. За выпуск, убирание носовой стойки отвечает гидросистема или в аварийной ситуации – пневмосистема. Основные опоры шасси приводятся в действие посредством электромеханизмов МПШ-18МТ, в состав которых входят два двигателя суммарной мощностью 5200 Вт.
Для расположения членов экипажа отведены две гермокабины, которые не комплектовались катапультными креслами. В аварийной ситуации предусматривается покидание экипажем самолета сквозь люк нижней опоры шасси, который находится под передней гермокабиной. Эвакуация с задней гермокабины производится через задний входной люк.
На бомбардировщике установлены наиболее мощные в мире турбовинтовые двигатели НК-12. В их состав входит 14-ступенчатый компрессор и высокоэкономичная пятиступенчатая турбина. За регулировку компрессора отвечает система клапанов пропуска воздуха. Турбина двигателя имеет самый высокий КПД среди авиационных моторов – 34 %. В данном самолете была впервые внедрена единая система регуляции подачи топлива, которая локализировалась в едином блоке.
Особенности мотора, такие как конструкция винтов и высокая мощность, порождают сильный шум во время полета. Ту-95 относят к самым шумным самолетам мира, однако это не мешает эксплуатировать его как сверхдальний ракетоносец-бомбардировщик.
Винты двигателя защищены электротепловой противообледенительной системой переменного тока 115 В.
В состав топливной системы Ту-95 входит 11 баков, которые размещаются в крыльях и фюзеляже.
Несмотря на недоскональные аэродинамические параметры конструкции, самолет легко брал дальние расстояния благодаря высокому КПД силовой установки.
Ту-95 (Ту-20) – стратегический бомбардировщик был создан в конструкторском бюро А. Н. Туполева в начале 1950-х гг. В 1955 г. он был уже показан публично на воздушном параде Ту-95 (второе название, рабочее, Ту-20).
Первый полет самолета состоялся 11 ноября 1952 г., испытания провел летчик А. Д. Перелет. Ту-95 является одним из лучших в мире. Он выпускался серийно в версиях «чистого» бомбардировщика, ракетоносца, дальнего разведчика, военное транспортного самолета, топливного заправщика. Боевые дежурства бомбардировщика с ядерным оружием на борту вблизи государственных границ потенциального противника являлись серьезным фактором обеспечения мира на планете. Самолет Ту-95 стоит на вооружении и в XXI в.
Ту-95 фото
Силовая установка: четыре турбовинтовых двигателя конструкторского бюро Н. Д. Кузнецова НК-12М, мощность каждого — 15 000 л. с. Воздушные винты четырехлопастные, по два сносных на каждый двигатель, вращающиеся в разные стороны.
Ту-95 кабина
Тактико-технические характеристики Ту-95:
-
Размах крыла, м 51
-
Длина самолета, м 49
-
Высота, м 13
-
Площадь крыла, м2 310
-
Стреловидность крыла 35°
-
Скорость полета максимальная, км/ч 1000
-
Скорость рейсовая, км/ч 900
-
Стартовая масса, кг 160 000
-
Практический потолок, м 17 000
-
Дальность полета, км 15 000
Ту-95 схема
Вооружение: пушки, бомбы размещенные в бомбоотсеках или снаружи под фюзеляжем, ракеты класса «воздух-поверхность»
На базе военного самолета был разработан гражданский вариант — Ту-114. Силовая установка у обеих версий самолета не отличалась, геометрические размеры имели, соответственно, небольшие различия.