Т-64бм
Содержание:
- Применяемые боеприпасы основного вооружения
- Т-64Е
- Танки других стран
- Технические характеристики
- Надежное шасси
- В подмосковной Кубинке начинает работу форум «Армия-2016»
- История разработки украинских танков
- Система управления огнем и приборы для прицеливания
- Основной боевой танк Булат
- Per aspera ad astra, или как я строил ракету. Часть 1. Делаем движки и запускаем ракеты
- Esso Atlantic
- БРОНИРОВАННЫЙ «БУЛАТ»
- Какие танки состоят на вооружении Украины
- История
- Напиши централизованное тестирование
Применяемые боеприпасы основного вооружения
До Т-64Б на Т-64А применялось три типа снарядов: кумулятивный, осколочно-фугасный и бронебойный подкалиберный.
В середине 70-х годов на вооружение Т-64Б принимается комплекс управляемого вооружения «Кобра». Управляемый снаряд с кумулятивной боевой частью размещался в «карусели» автомата заряжания, при этом снаряд был разделён — в лотке снаряда укладывалась головная часть (боевая часть + двигательный отсек), в лотке заряда — отсек управления + вышибной заряд. Механическое соединение снаряда (включая коммутацию электрических цепей) происходило автоматически в казённике пушки при выполнении цикла заряжания. Запуск производился через ствол пушки, в качестве вышибного заряда использовался алюминиевый поддон штатного выстрела, снаряжённый минимальным зарядом. Двигательная установка снаряда запускалась на расстоянии примерно 70 м от среза ствола.
Бронепробиваемость кумулятивного снаряда на Т-64Б составляла 450 мм.
Т-64Е
В 2010 году ГП «Харьковский бронетанковый ремонтный завод» предложил свой
вариант модификации танка Т-64 до модели с индексом Т-64Е. Однако, по имеющимся
данным, стоимость Т-64Е, по состоянию на 2011 год, была существенно выше
стоимости «Булата» и составляла 1,12 млн. долларов (в том же 2011 году
модернизация «Булата» стоила около 900 тысяч долларов).Танк Т-64Е получил
модернизированную СУ01А33-1 «Обь» с квантовым прицел-дальномером 1Г42М,
баллистическим вычислителем 1В517М и стабилизатором 2Э42. У наводчика был
установлен панорамный прицел с тепловизионным каналом, у командира — ПНК-3.
Т-64Е
Танк может вести огонь из основного вооружения — 125-мм пушки КБАЗ —
бронебойно-подкалиберными, кумулятивными, осколочно-фугасными снарядами, а также
ПТУР «Комбат» и «Рефлекс». Кроме того, на башне дополнительно могут
устанавливаться различные вынесенные, дистанционно управляемые боевые модули.
Например, пушечно-пулеметный модуль ГШ-23, включающий двухствольную 23-мм пушку
ГШ-23 с боекомплектом из 300 снарядов и спаренный с ней 7,62-мм танковый
пулемет, пулеметно-гранатометный боевой модуль «Блик-2», включающий гранатомет
АГС-17 Пламя, и пулеметы
НСВ-12,7 Утёс и
ПКТ. Может сохраняться и «штатная» ЗПУ с
НСВ-12,7 Утёс.Бронирование передней части башни и корпуса
было доведено до 750 мм. Для усиления защищенности на машину устанавливается
комплект ВДЗ «Нож» («Дуплет»), а также комплекс активной защиты «Заслон».
Улучшение подвижности обеспечивает модернизированный двигатель 5ТДФ-М мощностью
850 л.с.
Танки других стран
Сравнительные ТТХ современных основных танков
Т-90А | БМ «Оплот» | Абрамс M1A2 SEP | Леопард 2A6M | AMX-56 Леклерк | Челленджер 2 | Ариете | PT-91M |
---|
Внешний вид | ||||||||
Год принятия на вооружение | 2005 | 2009 | 2000 | 2004 | 1992 | 2002 | 1995 | 2010 |
Боевая масса, т | 46,5 | 51,0 | 63,0 | 68,5 | 54,6 | 62,5 | 54,0 | 45,5 |
Экипаж | 3 | 3 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 3 |
Калибр пушки, мм | 125 | 125 | 120 | 120 | 120 | 120 | 120 | 125 |
Панорамный прицел | нет | ПНК-6 | есть | PERI-R-12 | SFIM VS-580 | SFIM VS-580 | ATTILA | нет |
Управляемое вооружение | Рефлекс-М | Комбат | нет | нет | нет | нет | нет | нет |
Боекомплект, выстрелов | 43 | 46 | 42 | 42 | 40 | 52 | 42 | 40 |
Скорострельность, выстр/мин | 7 | 8 | н/д | н/д | 10—12 | н/д | н/д | 7 |
Динамическая защита | Контакт-5 | Дуплет | TUSK ARAT | есть | нет | ROMOR | нет | ERAWA |
Активная защита | Штора-1 | Варта | AN/VLQ-6 MCD / Трофи | MUSS | н/д | н/д | н/д | OBRA-3 |
Мощность двигателя, л. с. | 1000 | 1200 | 1500 | 1500 | 1500 | 1200 | 1275 | 1000 |
Удельная мощность, л. с./т | 21,5 | 23,5 | 23,8 | 24,0 | 27,5 | 19,2 | 23,6 | 22,0 |
Максимальная скорость, км/ч | 60…70 | 70 | 67 | 72 | 72 | 56 | 65 | 65 |
Запас хода по шоссе, км | 550…700 | 500 | 425 | 550 | 550 | 400 | 550 | 480 |
Меркава Mk.4М | Арджун Mk.I | Аль-Халид | Зульфикар | Сонгун-915 | K2 | Тип 99А2 | Тип 10 |
---|
Внешний вид | ||||||||
Год принятия на вооружение | 2009 | 2011 | 2001 | 1997 | 2009 | 2014 | 2011 | 2012 |
Боевая масса, т | 65,0 | 58,5 | 48,0 | 36,0 | 44 | 55,0 | 58,0 | 44,0 |
Экипаж | 4 | 4 | 3 | 3 | н/д | 3 | 3 | 3 |
Калибр пушки, мм | 120 | 120 | 125 | 125 | 125 | 120 | 125 | 120 |
Панорамный прицел | есть | нет | есть | нет | нет | есть | есть | есть |
Управляемое вооружение | LAHAT | LAHAT | нет | нет | Bulsae-3 | KSTAM | Рефлекс | нет |
Боекомплект, выстрелов | 48 | 39 | 39 | н/д | н/д | н/д | 41 | н/д |
Скорострельность, выстр/мин | н/д | 6—8 | 8 | н/д | н/д | 10 | 7 | н/д |
Динамическая защита | есть | нет | есть | нет | есть | есть | есть | нет |
Активная защита | Трофи | нет | Варта | нет | нет | есть | JD-3 | н/д |
Мощность двигателя, л. с. | 1500 | 1400 | 1200 | 780 | 1200 | 1500 | 1500 | 1200 |
Удельная мощность, л. с./т | 23,5 | 23,9 | 25,0 | 21,7 | 27,3 | 27,3 | 25,9 | 27,3 |
Максимальная скорость, км/ч | 70 | 70 | 70 | 70 | 70 | 70 | 70 | 70 |
Запас хода по шоссе, км | 500 | 450 | 500 | 450 | н/д | 450 | 450 | н/д |
Технические характеристики
Новые танки Украины в сравнении с аналогичными образцами бронетехники России выглядят вполне достойно. Но если заявления украинской стороны о примерном соответствии «Булата» по боевым возможностям танкам Т-90А вызывают обоснованные сомнения экспертов, то танк «Оплот» оценивается как весьма серьёзная машина, по совокупности характеристик уступающая лишь новейшим версиям Т-90СМ. Для «Булата» более объективным выглядит сопоставление с Т-72Б-3.
Двигатель и трансмиссия
На танке «Булат» установлен многотопливный, пятицилиндровый дизельный двигатель 5ТДФМ объёмом 13,6 литра и мощностью 850 л.с. Этот двигатель имеет один из самых «холодных» выхлопов в мире, что делает данную боевую машину менее уязвимой для оружия, наводящегося по тепловому следу.
Танк «Оплот» получил в оснащение шестицилиндровый многотопливный дизельный двигатель 6ТД-2Е объёмом 16,3 литра и мощностью 1200 л.с., с наддувом, прямоточной продувкой и непосредственным впрыском топлива. Благодаря компактности силового агрегата и особенностям его конструкции, он размещается соосно с бортовыми КПП. Благодаря этому не требуется центровка двигателя при его замене, значительно упрощается трансмиссия танка и обеспечивает небольшие размеры МТО.
Коробка передач
Оба новых танка оснащены коробкой передач планетарного типа с 7 передачами вперёд. В то же время «Оплот», помимо автоматического переключения передач, обладает редкой для танка способностью 4-скоростного регулирования передач назад. Комплексная система управления движением этого танка работает при помощи штурвала вместо рычагов.
Запас и расход топлива
Параметры | Значения | |
Т-64БМ «Булат» | БМ «Оплот» | |
Запас топлива во внутренних баках | 730 л | 575 л |
Запас топлива в наружных баках | 540 л | 570 л |
Расход на 100 км | 406 л | 300-370 л |
Запас хода | 385 км | 350-400 км |
На корме корпуса танков могут устанавливаться две дополнительные топливные бочки, вмещающие 380 литров топлива.
БМ «Оплот»
Стоимость танков
По состоянию на 2004 год стоимость модернизации одного Т-64Б/БВ до уровня танка «Булат» оценивалась в 470 тысяч долларов. Осенью 2014 года эта сумма заявлялась уже на уровне 1 миллиона долларов за танк.
Габариты и вес
Параметры | Значения | |
Т-64БМ «Булат» | БМ «Оплот» | |
Боевая масса | 45 тонн | 51 тонна |
Длина корпуса, мм | 6540 мм | 7075 мм |
Длина с пушкой вперёд, мм | 9295 мм | 9720 мм |
Ширина, мм | 3560 мм | 3400 мм |
Высота, мм | 2184 мм | 2285 мм |
Клиренс, мм | 500 мм | 470-500 мм |
Габариты БМ «Оплот» в боевом положении увеличиваются: ширина по съёмным защитным экранам — до 4176 мм, высота по командирскому прицелу — до 2800 мм.
Надежное шасси
При разработке техники инженеры должны были добиться не только повышенной проходимости, но и хорошей маневренности. Именно поэтому их выбор пал на проверенное шасси 6×6 грузовых машин КамАЗ. Высокая надежность узлов и агрегатов этих грузовиков доказана не только временем, но и многочисленными победами в престижных мировых гонках.
Проект получил безрамную конструкцию, рессорная подвеска крепится непосредственно к корпусу. Как и в КамАЗах, имеется система аварийной подкачки колес. Это дает возможность передвигаться на расстояние до 50 км даже на поврежденных колесах.
Применение в качестве «донорской» машины серийных КамАЗов позволило значительно упростить ремонт и обслуживание этих бронетранспортеров. Для водителей не требуется проводить дополнительное обучение, а механики в полной мере изучили шасси и агрегаты на более ранних версиях армейских грузовиков.
В подмосковной Кубинке начинает работу форум «Армия-2016»
История разработки украинских танков
Харьковское КБ по машиностроению (ХКБМ) после 1992 года, параллельно с работами по совершенствованию техники советского производства, направило значительные усилия на создание собственных конструкций новых танков. Такими разработками стали боевые машины «Булат» и «Оплот».
«Булат»
К 1999 году в Харькове были выпущены разработанные ХКБМ первые прототипы глубоко модернизированных советских основных танков Т-64. «Объект 447АМ-1» представлял собой более глубокий вариант модернизации, в которой танку на его основе предполагалось присвоить индекс Т-64У, хотя одновременно отрабатывался и упрощённый вариант «Объект 447АМ-2», изначально именуемый версией Т-64БМ-2. Тогда же на сайте ХКБМ появилась информация о том, что обновленный танк получит название «Булат».
Данная разработка была окончательно завершена в 2003 году, а официальное принятие нового танка с индексом Т-64БМ на вооружение ВСУ состоялось в июле 2005 года. В дальнейшем широкие планы модернизации нескольких сотен танков Т-64 до уровня «Булата» были существенно урезаны, ограничившись госзаказом на 85 машин. Большинство из них было передано ВСУ в 2008 году, а окончательное производство оставшихся в силу экономических проблем затянулось вплоть до 2014 года.
Готовые танки «Булат» в период их производства в Харькове
«Оплот»
Первым заметным итогом работы ХКБМ в условиях государственной независимости Украины стало переименование Т-80УД в Т-84, произведённое в 1994 году. Танки конструктивно почти не изменились, но получили в оснащение двигатель увеличенной, с 1000 до 1200 л.с., мощности. Танк Т-84 в серийное производство не пошёл, но его дальнейшая модернизация продолжилась.
Прототип «Объект 478ДУ9» получил в оснащение новую конструкцию башни с повышенными характеристиками прочности, усовершенствованные приборы прицеливания и наблюдения и систему оптико-электронного подавления ПТУР противника «Варта» (аналог советской «Шторы»). Танк Т-84У «Оплот» был принят на вооружение, но в итоге было изготовлено лишь несколько машин для проведения госиспытаний, по итогам которых, в частности, в 2003 году была опробована и установлена новая динамическая защита «Нож».
Минобороны Украины нацелило харьковских танкостроителей на дальнейшее совершенствование танка Т-84, которое выразилось в создании на базе «Объекта 478ДУ9» единственного прототипа, получившего название «Оплот-М». Танк, получивший новую систему управления огнём и динамическую защиту «Дуплет», был принят на вооружение в мае 2009 года под индексом Т-84БМ «Оплот».
Система управления огнем и приборы для прицеливания
СУО «Булата» в значительной степени увеличивает точность огня по сравнению с аналогичной системой танка Т-64Б. Достигается это путем стабилизации поля зрения, а также автоматического ввода углов прицеливания и упреждения. Кроме того, в разы сократилось время, необходимое на прицеливание в темное время суток. Эффективная дальность стрельбы танка «Булат», по сравнению с советским вариантом, также возросла: с 2 до 2,5 км днем и с 0,6 до 1,5 км ночью.
СУО «Иртыш», устанавливаемая на данный танк, включает в себя:
- Прицельный комплекс 1А43У «Рось». Предназначается для прицеливания пушки, в том числе спаренного пулемета и ПТУР (противотанковых управляемых ракет). Состоит из дневного прицела наводчика «Промінь» и баллистического танкового вычислителя модели 1В528-1. Кратность прицела «Промінь» составляет 2,7-12х. Он оснащается независимой стабилизацией по двум плоскостям, лазерным дальномером, а также каналом полуактивного управления ПТУР «Комбат».
- Ночной комплекс наведения «Буран-Е». Позволяет вдвое увеличить эффективность огня и в 2-3 раза сократить время подготовки к выстрелу. Это достигается благодаря замене механической связи между головным зеркалом и пушкой на электрическую, введению стабилизации поля зрения, а также автоматическому вводу углов прицеливания и упреждения. Конструкция предусматривает возможность установки на него тепловизора модели «Буран-Катрин», однако в стандартное оснащение тепловизор не входит из финансовых соображений.
- Стабилизатор основного вооружения модели 2Э42М. Позволяет увеличить точность прицеливания в два раза. Стабилизатор разработан сотрудниками киевского научно-исследовательского института «Квант». Производство налажено на харьковском машиностроительном .
- Прицельно-наблюдательный комплекс «Агат». Благодаря вертикальной стабилизации, обеспечивает дублирование огня из пушки и пулемета, спаренного с ней, днем и ночью.
- Прицел и привод наведения зенитной установки.
- Комплекс управляемого вооружения модели ТАКО-621. Позволяет вести стрельбу из ПТУР «Комбат» с расстояния до 5 километров.
В будущем планируется произвести замену прицельного комплекса «Агат» на более современный «Агат-СМ», в состав которого входит лазерный дальномер и прибор ввода бокового упреждения. Прицелы, которыми оснащается танк, представляют собой модернизированные варианты советских комплексов и приборов «Буран», «Агат» и «Иртыш», отличающиеся новыми комплектующими, в значительной степени повышающими возможности устройств. Все приборы и прицелы серийно выпускаются на двух украинских предприятиях: Черкасском научно-производственном комплексе «Фотоприбор», а также Изюмском приборостроительном заводе.
Основной боевой танк Булат
Украинский основной боевой танк Т-64БМ Булат появился в результате желания обновить устаревшую технику ВСУ и обеспечить армию современными машинами. Новые БМ Оплот полностью подходили практически по всем параметрам за исключением высокой стоимости. Поэтому было принято решение в очередной раз модернизировать советский Т-64, создав таким образом дешёвый, но способный удовлетворить потребности армии, танк.
Впервые широкая публика увидела Булаты 24 августа 1999 года, когда 6 Т-64БМ проехало по Киеву на параде в честь дня независимости. В 2001 году была уже целая рота, а в 2005 году появилось официальное заявление о том, что на вооружение украинской армии принятые первые Т-64БМ Булат.
Модернизация проводилась таким образом, чтобы затронуть все ключевые характеристики танка.
В момент своего выхода Т-64 обладал отличной защитой, поскольку получил комбинированную броню, но на сегодняшний день она не способна противостоять большинству противотанковых средств. Поэтому на Булат установили как пассивную дополнительную броню, так и активную.
Первая представляет из себя дополнительные накладные бронелисты, установленные на лоб и борта башни, повышающие таким образом общую толщину защиты.
Вторая состоит из традиционных контейнеров встроенной динамической защиты (ВДЗ) Нож, установленных на лбу, бортах корпуса и крыше башни. Это третьего поколения, обеспечивающая лёгкий монтаж и обслуживание, при этом представляющаяся некоторыми источниками как значительно превосходящая Контакт-5, Реликт и Blazer в защите и надёжности срабатывания. Её масса составляет около 3,5 тонн, а монтаж требует примерно 6 часов.
Установленная броня повысила защищённость Булата по сравнению Т-64Б в 1,9 раза от кинетических поражающих средств и в 2,2 раза от кумулятивных.
Дополнительно на танк установили быстродействующую систему пожаротушения.
Пушка КБА-3 по совместительству является пусковой установкой для управляемых ракет Комбат, работающих в полуавтоматическом режиме и поражающих цели на дистанциях до 5 километров. Механизм заряжания остался прежним, боекомплект танка составляет 36 выстрелов раздельного заряжания.
Вспомогательное вооружение состоит из дистанционно управляемого зенитного 12,7 мм пулемёта КТ с боекомплектом 300 патронов и спаренного с пушкой 7,62 мм пулемёта КТ с боекомплектом 1250 патронов.
Большое внимание было уделено системе управления огнём, в результате чего на танк БМ Булат была установлена СУО Иртыш, значительно повысившая точность и поднявшая дальность стрельбы до 2500 метров при хорошем освещении и до 1500 метров ночью. Кроме того, электрический привод башни модернизировали, увеличив скорость вращения в 2 раза, до 40 градусов в секунду
Кроме того, электрический привод башни модернизировали, увеличив скорость вращения в 2 раза, до 40 градусов в секунду.
Для увеличения подвижности на танк установили дизельный двигатель 5ТДФМ, развивающий мощность до 850 л.с. Поскольку он требует большего расхода воздуха, то переделка влечёт за собой замену воздухоочистителя на более производительный и доработку выпускной системы.
В украинской армии имелось около 85 Булатов вместо изначально запланированных 400. Однако гражданская война внесла свои коррективы и большое количество танков оказалось уничтожено и захвачено.
Стало очевидно, что ранее рекламируемая броня БМ Булата как минимум не соответствует заявлениям, а сам танк не отличается совершенством. Впрочем, при цене модернизации старого Т-64 всего в 900000$ , заявления о том, что он способен конкурировать с лучшими ОБТ в мире, всегда выглядели предвзятыми и оторванными от реальности. Чудес не бывает.
У харьковских инженеров получился танк, уступающий лучшим образцам современной бронетехники, но при этом отличающийся крайне низкой ценой и давно налаженным производством комплектующих вместе с запчастями. Однако даже этого не оказалось достаточным для его принятия на вооружение в достаточном количестве.
Т-64БМ Булат сохранил преимущества в виде управляемого вооружения, высокой скорострельности, простоты в обслуживании и дешевизны, получив при этом современную систему управления огнём, новый двигатель и лучшую защиту. Но никуда не пропали и недостатки в виде механизма заряжания, обрекающего мехвода на смерть в случае невозможности открытия своего люка, капризности ходовой и недостаточной для защиты от современных противотанковых средств брони.
Per aspera ad astra, или как я строил ракету. Часть 1. Делаем движки и запускаем ракеты
Эту знаменитую фразу К.Э.Циолковского не забывают и по сей день. NASA, ESA, Роскосмос, SpaceX и множество других космических компаний отправляют автоматические миссии на другие планеты, запускают людей в космос и стремятся воплотить в жизнь слова Константина Эдуардовича.
Но что делать, если разработка новой ракеты занимает долгое время, а запустить ее хочется здесь и сейчас? Тогда стоит заняться ракетомоделированием и самим построить и запустить ракету мечты. А о своем опыте проектирования ракет я с удовольствием вам расскажу в этой статье.
Esso Atlantic
БРОНИРОВАННЫЙ «БУЛАТ»
Возможно комплектование автомобиля прожектором-искателем с дистанционным управлением, фильтровентиляционной установкой, аппаратурой подавления радиолиний управления взрывными устройствами, а также приборами ночного вождения и системы кругового видеонаблюдения, системой спутниковой навигации.
«Булат» является переднемоторным автомобилем. Под его капотом размещается 8-цилиндровый двигатель КАМАЗ 740.31-240 с турбонаддувом. Это дизель массой 885 кг имеет мощность 240 л.с. при рабочем объёме 10,85 л.
Корпус броневика с открытыми верхними крышками люков (вверху) и капотом
Бронеавтомобиль «Булат» на выставке «Оборона и защита-2012». Показательное преодоление препятствия
Вместе с ним используется модернизированная десятиступенчатая коробка передач модели 152, состоящая из основной пятиступенчатой коробки передач и переднего двухступенчатого редуктора-делителя, который имеет высшую и низшую передачи. Такое сочетание с основной коробкой позволяет получать десять передач переднего хода и две – заднего. Применение делителя передач улучшило тяговоэкономические качества автомобиля, облегчило управление, так как при его использовании уменьшается частота переключения передач рычагом переключения.
Двигатель защищён бронёй; имеет систему пожаротушения. Топливные баки ёмкостью по 125 л размещены с обеих его сторон.
Корпус «Булата» – цельносварной стальной – имеет рациональные углы наклона броневых листов. Их края при изготовлении укладываются «внакладку», а только затем свариваются между собой. Проёмы окон в бортах усилены броненакладками, а двери имеют рёбра жёсткости. Изнутри корпус должен иметь подбой из арамидной ткани «Кевлар» – синтетического волокна высокой механической и термической прочности. Лишь самые высокопрочные сорта стали со специальной обработкой приближаются к нему по своей разрывной прочности, которая может доходить до 280 и даже 550 кг/мм2. У стали, для сравнения, этот параметр находится в пределах 50- 150 кг/мм2.
Корпус машины рассчитан на защиту экипажа от стрелкового оружия по 6-му классу ГОСТ Р 50963-96. Это означает, что обеспечена безопасность бойцов от оружия, подобного снайперской винтовки Драгунова (СВД). По ГОСТ броневой лист должен выдерживать выстрелы из СВД патронами 7Н13, произведённые на расстоянии всего 5 – 10 м.
Корпус «Булата» защищён по 6-му классу по всему периметру, однако крыша машины выдерживает пулю СВД лишь при попадании под углом менее 60°, но её не может пробить пуля, выпущенная из автомата, даже со стальным сердечником. Кроме того, исключаются поражения от осколков гранат гранатомётов, ручных гранат.
Отделение управления бронеавтомобиля
Десантное отделение бронеавтомобиля
Специальная противоминная защита на автомобиле не ставилась. Хотя ей способствует некоторая V-образность днища бронекапсулы и её жёсткость, подвесные антитравматические кресла в десантном отсеке. Всё это суммарно предохраняет от последствий подрыва под колесом броневика противопехотной, противотранспортной мины или самодельного заряда с массой взрывчатого вещества до 2 – 4 кг в тротиловом эквиваленте, а также от воздействия 1 кг тротила – под днищем или ручной гранаты – на крыше.
Таким образом, класс защиты для крыши и днища определяется как 5-й по ГОСТу, моторный отсек также имеет 5-й класс.
Следует отметить, что 6-й класс защиты по нашему ГОСТу соответствует 3-му уровню натовского стандарта STANAG 4569 от января 2004 г., а 5-й класс – 2-му уровню.
Конструкция броневика предполагает возможность размещения на его крыше ракетных комплексов различного назначения, пулемётной установки с дистанционным управлением или даже небольшой башенки с вооружением, например, ПБУ-1, как на БТР-80.
Первый образец бронеавтомобиля «Булат» собрали в Подмосковье на предприятии корпорации «Защита» в феврале 2012 г., тогда же провели и заводские испытания. Впервые автомобиль показали специалистам на выставке «Оборона и защита», прошедшей в Нижнем Тагиле в 2012 г.
«Булат» может эксплуатироваться в любых климатических условиях по всем зонам нашей страны. Эта машина соответствует требованиям Министерства обороны РФ, предъявляемым к транспортным средствам такого класса.
В. ТАЛАНОВ
Рекомендуем почитать
- ЛЕГЕНДАРНАЯ «С-56» «Владивосток, 6 (корр. «Правды» Ю. Макеев). На Корабельной набережной краевого центра установлена на пьедестале легендарная подводная лодка «С-56»…» Газета «Правда» от 7/XII 1972…
- СТЕЛЛАЖ НАД КОМПЬЮТЕРОМ Проблемы малогабаритных квартир, именуемых в народе «хрущёбами», вынуждают постоянно изыскивать «излишки» жилплощади. Вот и на этот раз, когда приобрёл принтер, пришлось привлечь…
Какие танки состоят на вооружении Украины
Вооружённые силы Украины (ВСУ) унаследовали от СССР колоссальное количество бронетехники, находившейся на вооружении Киевского, Прикарпатского и Одесского военных округов. По размеру танкового парка в 1992 году (около 7 тысяч единиц) Украина в Европе уступала только России и совсем немного Германии. Основу украинских танковых сил составили весьма современные танки Т-64, Т-72 и Т-80 в достаточно современных на то время модификациях.
Излишки танкового парка широко распродавались Украиной по всему миру, а бремя содержания собственных танковых частей стабильно снижалось за счёт их периодических сокращений. К 2014 году страна располагала около 700 танками в составе вооружённых сил (причём многие из них были небоеспособными) и примерно 1450 машинами на базах хранения.
С целью унификации основным танком ВСУ признан Т-64, причём не только в силу его количественного преобладания. «Шестьдесятчетвёрки» в различных модификациях и их «прямые наследники» Т-80, как и двигатели к ним, производились в Харькове, танковые пушки — в Сумах. Танки семейства Т-72 на Харьковском заводе не собирались, их изначально имелось относительно небольшое количество.
Т-64БМ «Булат» ВСУ, подбитый в районе Луганского аэропорта
После событий 2014 года и активных боевых действий в районе Донбасса украинская сторона безвозвратно потеряла как минимум 230 танков. Множество остальных машин получили основательные повреждения либо оказались сильно изношены. Командованию ВСУ для компенсации потерь пришлось проводить масштабные изъятия с баз хранения бронетехники, существенная часть которой уже представляла собой фактически металлолом.
В итоге к настоящему времени ВСУ располагает 680 танками, согласно штатному оснащению своих частей, хотя значительная часть из них и сейчас находится в небоеспособном состоянии. По типам машины распределяются следующим образом:
- 475 танков Т-64Б, Т-64БВ, Т-64БМ;
- 143 танка Т-72АВ, Т-72Б1;
- 62 танка Т-80БВ, Т-80УД.
Боевые возможности всех украинских танков считаются достаточно высокими. Восстановление, ремонт и пополнение действующего танкового парка Украины применительно к Т-64 производится по стандартам так называемой «модернизации образца 2020 года», в рамках которой танки по своим параметрам представляют собой версию Т-64БВ с более новыми тепловизорами, цифровыми радиостанциями, средствами спутниковой навигации и модулями динамической защиты. По данным Укроборонпрома, подобная модернизация технiки к настоящему времени проведена для более чем 150 танков, а с начала 2020 года аналогичные системы начали устанавливать на танки Т-80.
История
После распада СССР в период с по 1999 год в ХКБМ был разработан ряд проектов модернизации танков Т-64БВ. Целью модернизации было доведение боевых характеристик танка до уровня Т-84У с помощью установки унифицированной СУО 1А45 «Иртыш», ДЗ «Нож» и других мероприятий.
24 августа 1999 года на параде в честь независимости Украины были впервые показаны Т-64У («объект 447АМ-1», прототип танка Т-64БМ «Булат»).
В декабре 2003 года министерство обороны Украины выделило в военном бюджете на 2004 год 40 млн гривен на модернизацию танков Т-64 до уровня Т-64БМ «Булат». На рубеже 2003—2004 гг. завод им. Малышева начал модернизацию советских танков Т-64Б до уровня Т-64БМ «Булат». Первоначально, проект модернизации танкового парка предусматривал модернизацию до уровня «Булат» для вооружённых сил Украины около 400 Т-64Б/БВ.
В 2004 году «Булат» был принят на вооружение вооружённых сил Украины и министерство обороны Украины заказало модернизацию 85 танков Т-64Б/БВ до уровня «Булат». Как сообщил генеральный конструктор танка, генерал-лейтенант М. Д. Борисюк, первый серийный танк изготавливали в течение восьми месяцев, а общая стоимость работ по модернизации составила 500 тыс. долларов США. В этом же году на ЗТМ им. Малышева началось исполнение первого контракта стоимостью 8 млн. долларов США на модернизацию 17 танков (при этом, стоимость модернизации одного танка составляла около 470 тыс. долларов США). В дальнейшем, до конца 2008 года были выпущены ещё две партии (19 и 20 шт.), в результате к началу 2009 года общее количество поставленных танков «Булат» составило 56 единиц, при этом все 56 танков были поставлены с установленным комплектом динамической защиты «Нож».
В 2009 году был заключён контракт на модернизацию ещё 29 танков.
- Первые 10 из этих 29 танков были переданы министерству обороны 28 октября 2010 года, они были предназначены для 169-го учебного центра «Десна». Все 10 танков были поставлены без комплекта динамической защиты
- следующие 10 танков были изготовлены к 1 декабря 2011 года и переданы министерству обороны Украины 13-28 декабря 2011 года, они поступили в 1-ю отдельную танковую бригаду. Все 10 танков были поставлены без комплекта динамической защиты
- последние 9 танков планировали поставить в первом полугодии 2012 года, однако фактически танки были отправлены в 1-ю отдельную танковую бригаду лишь 28 марта 2014 года, при этом все 9 танков были поставлены без комплекта динамической защиты (комплекты ДЗ «Нож» для этих девяти танков были заказаны только 7 июля 2014 года).
По состоянию на 2011 год, стоимость модернизации одного Т-64Б до уровня «Булат» составляла , в дальнейшем стоимость модернизации увеличилась и по состоянию на октябрь 2014 года стоимость модернизации одного танка Т-64Б до уровня «Булат» составляла 14-16 млн гривен.
2 января 2013 года в ходе проверки 1-й отдельной танковой бригады специалистами Территориального Северо-Восточного управления внутреннего аудита и контроля Департамента внутреннего аудита и финансового контроля Министерства обороны была выявлена недостача 56 приборов ночного виденья ТВН-5 с танков Т-64БМ «Булат» общей стоимостью свыше 1,3 млн гривен, в результате расследования было установлено, что приборы похитил командир одной из танковых рот бригады. В августе 2013 все похищенные приборы были возвращены.
В июне 2014 года по заказу министерства обороны Украины был выполнен ремонт нескольких комплектов артиллерийского вооружения для танков «Булат» (36 тормозов отката и 10 накатников для танковой пушки Т-64БМ).
В ходе боевых действий на востоке Украины некоторое количество танков было уничтожено и свыше десяти получили повреждения, но в дальнейшем были эвакуированы и восстановлены. 6 декабря 2014 на полигоне в Чугуеве вооружённым силам передали более десяти отремонтированных танков Т-64БМ «Булат» (всего до 25 мая 2017 харьковским заводом им. Малышева были отремонтированы и возвращены в строй 50 Т-64БМ, повреждённых в ходе боевых действий на востоке Украины).
15 декабря 2014 спикер Министерства обороны Украины Виктория Кушнир сообщила, что войска получили 29 дополнительных комплектов активной защиты для установки на танки Т-64БМ «Булат».