Су-34

Родом из 1980-х

История создания Су-34 началась с открытия нескольких программ модернизации тяжёлого истребителя Су-27УБ (учебно-боевой. — RT) в середине 1980-х годов. ВВС СССР требовался многофункциональный ударный самолёт, способный вести бомбардировку наземных, надводных и подводных целей в любых погодных условиях и на различных высотах.

В отличие от других многофункциональных самолётов, Су-34 не применяется для воздушного прикрытия и завоевания господства в воздухе. Он уступает по манёвренности Су-30СМ и Су-35, но его вооружение позволяет защититься от атаки вражеского истребителя.

Также по теме

«Одна из лучших универсальных машин в мире»: какими преимуществами обладает многофункциональный самолёт Су-35

Минобороны РФ получило сотый по счёту многофункциональный истребитель поколения 4++ Су-35С. Об этом сообщила Объединённая…

Работы над проектом стартовали в рамках постановления Совмина СССР от 19 июня 1986 года. Ключевую роль в разработке Су-34 сыграли конструкторы ОКБ Сухого Михаил Симонов и Роллан Мартиросов. Эскиз самолёта был подготовлен в 1988 году, первый прототип (Т-10В-1, борт №42) появился в 1990-м.

13 февраля 1992 года машина была представлена первым лицам стран СНГ на авиавыставке в Мачулищах (Белоруссия). Летом 1995 года самолёт принял участие во французском авиасалоне Ле-Бурже. Однако в России проект Су-34 оказался невостребованным из-за недостатка финансирования.

К проекту Су-34 вернулись лишь в середине 2000-х. Испытания самолёта проходили в 2006—2011 годах. Специалисты ОКБ Сухого существенно доработали машину, обновив в первую очередь её бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО). В 2014 году Су-34 был официально принят на вооружение. Серийное производство машины развёрнуто на Новосибирском авиационном заводе им. Чкалова.

По мнению эксперта, Су-34 — это «по-настоящему уникальная машина» в парке оперативно-тактической авиации ВКС. Её характеристики позволяют надёжно защищать рубежи нашей страны и наносить удары по противнику даже за тысячи километров от места взлёта. 

  • Су-34 в сборочном цеху
  • РИА Новости

По информации Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК), Су-34 может выполнять задачи в условиях огневого и информационного противодействия. По своим боевым возможностям самолёт относится к поколению 4+. Наличие системы активной безопасности и новейших компьютеров обеспечивают прицельное бомбометание и маневрирование. 

«Цифровое радиоэлектронное бортовое оборудование самолёта построено по принципу открытой архитектуры, что позволяет достаточно просто проводить замену его комплексов и систем на вновь разработанные», — говорится в материалах ОАК.

Су-34 способен применять широкий арсенал вооружения: высокоточные ракеты, включая противокорабельные и противорадиолокационные, неуправляемые и корректируемые авиабомбы, ракеты класса «воздух — воздух», 30-мм пушку для ближнего боя. Некоторые эксперты предполагают, что Су-34 станет одним из носителей гиперзвуковой ракеты «Кинжал».

Вооружение Су-34 размещается на 12 точках подвески (у Су-27 — на десяти). Самолёт может уничтожить как хорошо укреплённый объект, так и малоразмерную цель. Максимальная взлётная масса машины составляет около 45 т (против 30,5 т у Су-27), максимальная скорость — 1,9 тыс. км/ч (против 2,5 тыс. км/ч у Су-27).  

Новые глаза и уши

Поставки Су-34 НВО начнутся в нынешнем году — это следует из протокола совместного решения Министерства обороны, Новосибирского авиазавода и ОКБ «Сухого» (документ есть в распоряжении «Известий»).

Как рассказал источник в военном ведомстве машины будут производиться в рамках контракта, который планируется подписать в ближайшее время. В настоящий момент авиастроители и военные уточняет его параметры. В том числе и количество Су-34 НВО, которое закупит оборонное ведомство, а также конкретные сроки их поставки в войска.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

Источник изображения: iz.ru

Помимо обновленной авионики, вооружения и средств радиоэлектронной борьбы, на «Защитниках» появятся универсальные контейнеры разведки (УКР), созданные в рамках опытно-конструкторской работы «Сыч». Они радикально увеличат возможности самолета по обнаружению наземных и воздушных целей.

Сравнение

В той нише, которую занимает истребитель-бомбардировщик Су-34, его по праву можно назвать лучшим самолетом. Есть всего лишь несколько самолетов различных стран способных на равных попытаться воевать с российским самолетом.  Понятно, что его основное предназначение — это уничтожение сил противника за счет ракетных и бомбовых ударов.

У Су 34 очень мощное современное радиолокационное оборудование, вся номенклатура ракет типа «воздух-воздух», а также высокие технические и летные характеристика. Самолет весьма страшен для противника в воздушном бою.

Для удобства сравнения Су-34 с иностранными аналогами можно рассмотреть таблицу с различными данными и характеристиками.

Сравнительная таблица основных характеристик

Характеристика Су-34 Cy-24M F-111F «Торнадо» F-15E
Год создания прототипа 1990 1970 1964 1974 1986
Годы серийного производства с 1993 1979-1993 c 1976 1986-1991
Длина самолета, м 23.3 24.59 22.4 16.7 19.43
Размах крыла, м*1 14.7 17.64/10.37 19.2/9.74 13.9/8.6 13.05
Площадь крыла, кв.м*1 62.0 55.16/51.0 61.07/48.77 29.7/28.1 56.5
Высота на стоянке, м 6.0 6.19 5.22 5.7 5.63
Масса, кг: максимальная взлетная 45000*2 39700 45400 27200 36700
топлива во внутренних баках 9800 14700 4700 5950
боевой нагрузки 8000 8000 14200 9000 10600
Максимальная скорость полета на большой высоте, км/ч 1900 1700 2220 2300 2650
Максимальное число М 1.8 1.6 2.1 2.2 2.5
Максимальная скорость полета у земли, км/ч 1400 1400 1400 1480 1480
Практический потолок, м 15000*2 11000 13700 15000 18300
Максимальная эксплуатационная перегрузка 7*2 6.5 6 7.5 9
Дальность полета с полной заправкой, км: на большой высоте 4000** 2850 2260 3890 4445
у земли 1400** 1340 1420
Длина разбега, м 1150-1250 900-910
Длина пробега, м 950-1000 730-915 370
Посадочная скорость, км/ч 280-290 200 220
Тип двигателей АЛ-31Ф АЛ-21Ф-3 TF30-P-100 RB199-34R F100-PW-220
Тяга на форсаже, кгс 2×12800 2×11200 2×11400 2×8000 2×10600

*1 — Для самолетов с крылом изменяемой геометрии в числителе приведены значения размаха и площади крыла при минимальном угле стреловидности, в знаменателе — при максимальном угле стреловидности.*2 — Оценочные данные.

Основной ударный самолёт ВКС России

Список материалов
РуПОра→

Су-34 бомбит боевиков в Сирии

   

Су-34СМ в Латакии

Пилотская
кабина Су-34

Входе военной операции России в Сирии в составе Авиационной группы ВВС России в Сирии используются
новейшие отечественные самолёты Су-34. Группа из шести самолетов Су-34 из состава 120-го смешанного авиационного полка авиабазы Домна (Забайкальский край) выполнила перелет в Латакию минуя Азербайджан — через Каспийское море, Иран и Ирак.

Работы по созданию новой ударной машины четвёртого поколения,
разрабатывавшейся под шифром Т-10В (впоследствии самолёту присвоили
официальное наименование Су-27ИБ , то есть, истребитель-бомбардировщик),
возглавил генеральный конструктор М. П. Симонов, а главным конструктором
машины был назначен Р. Г. Мартиросов, под непосредственным руководством
которого было проведено проектирование самолета.
Первый лётный прототип истребителя-бомбардировщика Т-10В-1 был создан путём переоборудования серийного учебно-боевого Су-27УБ. На НАПО им. В.
П. Чкалова в Новосибирске изготовили новую носовую секцию фюзеляжа с
бронированной кабиной экипажа, которую затем установили на модернизированный планер спарки.
Из-за рядного расположения экипажа носовая часть в сечении имела не
круглую, а сплющенную форму с острыми боковыми кромками, плавно
переходящими в наплывы перед консолями переднего горизонтального
оперения Передняя стоика шасси имела совершенно иную конструкцию из-за
принципиально измененной компоновки кабины экипажа и того что вход в
кабину осуществлялся не сверху через открытый фонарь а снизу через
большой люк в нише стоики и дверь в задней стенке кабины В связи с
возросшим весом головной части фюзеляжа опора шасси имела два колеса
Существенному изменению подверглись воздухозаборники, сделанные
нерегулируемыми (высокая максимальная скорость на большой высоте не
имела особого значения для истребителя-бомбардировщика, работающего
преимущественно у земли) Замене подверглись также двигатели и
мотогондолы.
На Т-10В для защиты членов экипажа применили кабину из титановой брони
Был также бронирован и расходный топливныи бак. Испытания новой кабины
на обстрел показал ее полную надежность Лишняя масса брони самолета
Т-10В составила 1480 кг.
Первый опытный экземпляр Су-27ИБ (Т-10В-1 синий бортовой номер 42)
поднял в воздух с аэродрома ЛИИ 13 апреля 1990 года один из лучших
пилотов фирмы, Заслуженный летчик-испытатель СССР Анатолий Иванов. Машина
проходила летные испытания в 1990-1991 годах.

Большинство новых конструктивных уз лов и систем самолета долгое время
отрабатывалось в ОКБ на различных стендах На одном из них например был
установлен планер истребителя Су-27 оборудованный выдвижным контейнером
тормозного парашюта Надежность срабатывания парашютной системы
торможения испытывали под набегающим потоком воздуха Особого внимания к
себе потребовала система аварийного покидания, которая даже после
установки ее на опытную машину нуждалась в доработке, по сравнению с
системой спасения экипажа бомбардировщика

>

Особенности конструкции бомбардировщика Су-34

Данная машина спроектирована как продольный триплан, который имеет интегральную компоновку. Крылья аппарата сопряжены с корпусом машины по интегральной схеме. Они имеют трапециевидную форму, а передняя их кромка стреловидной формы. Хвостовая часть самолета практически такая же, как и в предыдущей версии.

Кабина имеет места для пилота и штурмана, она полностью герметичная и бронированная. Кабина отапливается и имеет кондиционер. Для лучшего взаимодействия летчиков их места расположены рядом. Место пилота установлено слева, а штурман сидит с правой стороны по борту. Чтобы попасть в кабину, пилоты поднимаются через нишу для переднего шасси по специальному откидному трапу.

Шасси самолета изготовлено по тележному типу, а колеса расположены тандемным способом, что повышает качество взлета с аэродромов, которые плохо подготовлены. Передняя опора шасси является управляемой и оснащена двумя колесами. Все стойки шасси при полете убираются в ниши. Задние стойки машины оснащены тормозными системами.

Силовая установка самолета представлена двумя двигателями турбореактивного типа, которые оснащены двумя форсажными камерами. Двигатели типа АЛ-31, которые установлены на самолете Су-34, развивают мощность до 14 000 кгс.

Топливная система представлена в этом самолете тремя баками в средине фюзеляжа: одним в средине центроплана, а еще два бака размещены в консолях крыльев. Топливные насосы, которыми оснащена топливная система, поставляют топливо к двигателям, независимо от расположения машины в воздухе. На перегонах можно устанавливать дополнительные подвесные баки, которые в случае необходимости можно сбросить прямо во время полета. Что касается топливной системы и длины перелетов, то тут нужно отметить тот факт, что самолет оснащен системой дозаправки прямо в воздухе. Дозаправку можно осуществлять с аналогичных самолетов типа Су-34 или же с танкеров типа Ил-78.

Самолет оснащен новейшей системой интегральной навигации, которая позволяет поддерживать связь со спутником. Для более легкого управления машина имеет многоканальную систему СДУ. Она способна самостоятельно производить анализ перегрузок и углов атаки, а также осуществляет управление ПГО и при всем этом эффективно гасит все колебания. Система безопасности настолько качественная, что автоматически может предотвращать столкновения с другими объектами или землей.

Для решения всех боевых задач самолет оснащен системой БРЭО последнего поколения, она практически полностью автоматическая. Все системы информации, которые расположены на борту, скомпонованы в автономном варианте.

История создания истребителя Су 34

В 1986 году назначенный руководителем проекта главный конструктор Су 34 Мартиросов приступил к его разработке. На базе Су 27УБ нужно было построить такую машину, которая сочетала бы такие противоречивые качества, как дальность полёта и большую боевую нагрузку вместе с сохранением высокой скорости и маневренности.

Су 34

По ходу разработок постепенно вырисовывалась общая концепция самолёта. Изменили положение пилотов в кабине – они теперь располагались рядом друг с другом, что разрешило повысить эргономические качества и создать выгодные условия для дальних перелётов. Самолёт оснастили новейшим РЛО, установили ПГО и изменили геометрию крыла, сделав новый наплыв, поставили нерегулируемые заборники воздуха. Разработчики разместили в носовой части приёмную штангу системы топливной дозаправки в полёте.

Эскизный проект машины был готов в 1989 году, а первый прототип построили в 1990 году, но в связи с распадом СССР работы по проекту прекратились. Лишь в 1994 году на Новосибирском авиапредприятии изготовили первый серийный самолёт и опробовали в воздухе. В 1995 году истребитель-бомбардировщик Су 34 показали на авиационной выставке во Франции.

Возможность провести государственные испытания появилась только в 2006 году, они затянулись до 2011 года и, наконец, в 2014 году Су 34 в штате ВВС России.

История «Защитника»

Работы по созданию двухместного Су-34 (по кодификации НАТО — Fullback, «Защитник») начались в ОКБ Сухого (ныне — ПАО «Компания «Сухой») в начале 1980-х годов под руководством Михаила Симонова, сформировавшего основную концепцию самолета.

Главным конструктором был Роллан Мартиросов (29 февраля 2020 года ушел из жизни — прим. ТАСС), который осуществлял техническое руководство процессами разработки, постройки, испытаний, доводки самолета и внедрения его в серийное производство. Именно под его непосредственным руководством разработаны и воплощены основные технические решения Су-34, которые позволили создать комплекс, удовлетворяющий требованиям тактико-технического задания Минобороны России.

Главный конструктор ОКБ Сухого Роллан Мартиросов и начальник летно-испытательной и доводочной базы Ф.Б. Шагизиганов на фоне самолета Су-34

Источник изображения: Владимир Яцина/ТАСС

Первый полет опытного экземпляра Т-10В-1 состоялся 13 апреля 1990 года, пилотировал заслуженный летчик-испытатель СССР Анатолий Иванов. Впервые публичный показ самолета под экспортным обозначением Су-32 состоялся весной 1995 года на международном авиакосмическом салоне в Ле-Бурже (Франция).

Фронтовой бомбардировщик Су-34, 1994 год

Источник изображения: Владимир Яцина/ТАСС

Под обозначением Су-34 поступил в опытную эксплуатацию в декабре 2006 года. Первый контракт на поставку был заключен с Минобороны России в 2008-м. Спустя четыре года машина была принята на вооружение.

С 2006 года серийную сборку Су-34 осуществляет Новосибирский авиационный завод им. В.П. Чкалова. 25 февраля 2012 года был заключен тот самый мегаконтракт на почти сотню бомбардировщиков со сроком исполнения 2020 год, с чем завод успешно справлялся — в некоторые годы поставки его в войска осуществлялись даже с перевыполнением плана. 20 марта 2014 года Су-34 был официально принят на вооружение постановлением правительства Российской Федерации.

Сборка самолета Су-34 на Новосибирском авиационном заводе им. В.П. Чкалова, 2005 год

Источник изображения: Владимир Зинин/ТАСС

Су-34 уже сейчас составляет основу ударной мощи российской фронтовой авиации. Он стал достойной сменой всепогодного круглосуточного фронтового бомбардировщика Су-24М.

Возможности применения Су-9

У перехватчиков Су-9 и Су-11 не было аналогов: их скорость, высота, дальность захвата и обнаружения цели были по тем временам непревзойденными. Именно такие самолеты были нужны для охраны советских границ, вдоль которых постоянно летали иностранные воздушные разведчики. Поэтому в строевых частях ПВО «сухие» занимались боевой работой. Они вылетали на перехваты самолетов и автоматических дрейфующих аэростатов, которые вторгались в советское воздушное пространство. Перехватчики Су-9 и Су-11 служили в частях ПВО страны до начала 80-х годов. Всего было построено около 1100 таких машин.

В 60-х годах на аэродроме Крайний звено перехватчиков-истребителей Су-9 несло боевое дежурство для обеспечения противовоздушной обороны космодрома Байконур. На смену семейства истребителей Су-9 пришли более совершенные истребители П. Сухого. Эти самолеты могли перехватывать любые цели – от стратегических бомбардировщиков до крылатых ракет.

«Умудрялись попадать в «тачанку»

Разработка Су-34 стартовала в соответствии с постановлением Совета министров СССР от 19 июня 1986 года. Самолёт создавался на базе новейшего на тот момент тяжёлого истребителя Су-27. Генеральным конструктором машины был назначен Михаил Симонов (1929—2011), главным конструктором — Роллан Мартиросов (1935—2020).

Также по теме

Режим сверхманёвренности: какие задачи может выполнять российский истребитель пятого поколения Су-57

Военнослужащие ВКС России полностью освоили истребители пятого поколения Су-57 на всех режимах полёта, сообщает Минобороны РФ. Экипажи…

Из-за горбатой и приплюснутой в основании формы кабины Су-34 получил название «Утёнок». Новый самолёт разрабатывался на замену тактического фронтового бомбардировщика Су-24, предназначенного для нанесения ударов в любых метеоусловиях.

В феврале 1992 года Су-34 продемонстрировали публике на выставке военной техники стран СНГ в белорусских Мачулищах. Весной 1995 года российская машина приняла участие в международном салоне в Ле Бурже под шифром Su-32FN.

Несмотря на объективные трудности, связанные с распадом СССР и экономическим кризисом в стране, конструкторы ОКБ продолжали работу над машиной, рассчитывая на запуск серийного производства. Незадолго до презентации в Ле Бурже, 28 декабря 1994 года, со взлётно-посадочной полосы Новосибирского авиазавода им. В.П. Чкалова поднялся в небо первый серийный образец Су-34.

Однако конструкторам не удалось реализовать амбициозные для 1990-х годов планы. В условиях отсутствия спроса предприятие смогло выпустить только четыре самолёта установочной серии. Вторую жизнь «Утёнок» получил в середине 2000-х, когда интерес к нему проявило Минобороны РФ.

Официальная передача ВВС России первых двух серийных Су-34 состоялась 15 декабря 2006 года на аэродроме Новосибирского авиазавода. В 2008 году ОКБ получило от военных контракт на поставку 32 машин. Параллельно продолжались опытная эксплуатация и государственные испытания «Утёнка». На вооружение Су-34 был принят 20 марта 2014 года.

В августе 2008 года экипажи Су-34 участвовали в югоосетинском конфликте, а осенью 2015 года были отправлены в Сирию. По словам командующего войсками Центрального военного округа генерал-полковника Александра Лапина, принимавшего участие в операции в САР, самолёт прекрасно проявил себя в борьбе с террористами.

«Как участник операции в Сирии, скажу, что наши Су-34 хорошо себя зарекомендовали. С высоты 6 тыс. метров (лётчики. — RT) умудрялись попадать в «тачанку» (пикап, на котором устанавливается зенитное вооружение или пулемёт. — RT) террористов», — рассказал журналистам Лапин в марте прошлого года.

Хит сезона

По словам экс-командующего 4-й армией ВВС и ПВО генерал-лейтенанта Валерия Горбенко, каждая модификация или тем более новый самолет имеет больше боевых возможностей по сравнению с предыдущими, в данном случае перед Су-30.

— Обновленная двигательная установка, во-первых, дает уменьшение расхода горючего, во-вторых, за счет этого при одном и том же запасе топлива увеличивается дальность полетов. Усовершенствованный радар усиливает возможности по точности определения и дальности обнаружения противника, — рассказал он.

Су-30СМ для российских вооруженных сил создавали на базе прекрасно отработанной экспортной версии Су-30МК, ставшей хитом на международном оружейном рынке на рубеже веков. Более 300 самолетов этого семейства были поставлены в Индию, Алжир и Малайзию. Использование такой платформы позволило быстро создать ее модификацию для нашей страны и быстро развернуть серийное производство.

Тяга к лучшему

Самолет Су-30МК

Фото: ТАСС/Ведомости/Евгений Стецко

В марте 2012 года Минобороны подписало первый контракт на поставку 30 истребителей Су-30СМ. Уже в ноябре 2013-го стартовая тройка поступила на вооружение.

Ранее «Известия» сообщали, что в части ВКС поступили первые модернизированные бомбардировщики Су-34 НВО. Одно из главных новшеств в современной версии — мощная разведывательная аппаратура и система целеуказания. Это увеличивает возможности экипажа по обнаружению целей и позволяет самолету применять расширенный арсенал ударных средств. Еще одной из важнейших особенностей Су-34 НВО стала возможность использования унифицированных подвесных разведывательных контейнеров. Разработано три их варианта: оптико-электронный, радиотехнический и радиолокационный. С их помощью самолет сможет самостоятельно обнаруживать наземные, морские и воздушные цели в любую погоду на большем, чем раньше, расстоянии.

Сквозь облака

Для Су-34 разработано три контейнера с разной разведывательной нагрузкой. Вариант УКР-РТ предназначен для ведения радиотехнической разведки, УКР-ОЭ — для оптико-электронной и УКР-РЛ — для радиолокационной. Все они используют единую шину данных для взаимодействия с самолетом и поэтому взаимозаменяемы.

Ранее генеральный директор НИИ «Кулон» Владимир Максимов заявлял, что контейнер радиоэлектронной разведки УКР-РЛ с радаром четвертого поколения «Пика-М» завершил государственные испытания и уже опробован в реальной обстановке. Он позволит самолету обнаруживать наземные цели на большей дальности в любое время суток даже сквозь облачность.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

Источник изображения: iz.ru

Как рассказал «Известиям» военный эксперт Дмитрий Болтенков, другой контейнер для Су-34, УКР-РТ, создан на базе аппаратуры радиотехнической разведки М400а. ­Это уменьшенный вариант более сложной системы «Фракция», которой оборудованы новейшие самолеты-разведчики Ту-214Р.

— Для контейнерного исполнения пришлось уменьшить габариты и вес «Фракции», но при этом заявлено, что технические характеристики удалось сохранить, — уточнил специалист.

Считается, что с помощью своей современной разведывательной системы Ту-214Р может обнаруживать излучение радаров, радиосвязь и даже работу сотовых телефонов на расстоянии в сотни километров. Эти самолеты активно привлекалась к операции в Сирии.

Боевое применение

В сражениях впервые показал себя в 2008, на Пятидневной войне с Грузией. Выполнял функцию прикрытия ударной части авиации, с его помощью была разбита большая часть радиолокационных станций. В марте 2012 вступил в борьбу против боевиков в Дагестане и Южной Осетии. Наши имели колоссальное преимущества за счет высокоточно наносимых ударов. Более подробные детали этой операции находятся под секретом, но руководством были выделены удовлетворительные способности к ведению боя, большего результата в горной и лесной местности добиваются не многие. Из арабских средств массовой информации в сентябре 2015 стали известны факты о прибытии су-34 на базу в провинции Латакия. Боевикам группировки ИГИЛ удалось обезвредить из зенитной пушки один из шести прилетевших самолетов. Члены экипажа смогли совершить катапультирование, одного взяли в плен, другого не нашли, судьба его осталась неизвестной. Весной 2016 года прекрасно показали себя ттх су 34 в устранении ледовых глыб на реке Северная двина, расположенной в Архангельской и Вологодской областях.

Выдающиеся возможности

Из линейки машин ОКБ Сухого Су-34 выделяется «горбатой» кабиной и приплюснутой носовой частью. Из-за этой особенности машину стали называть «Утёнок». Столь необычными формами бомбардировщик обязан нетрадиционной для боевых самолётов двухместной компоновкой кабины по принципу «плечом к плечу» (как правило, лётчики располагаются по тандемной схеме, сидя друг за другом. — RT).

Су-34 отличается повышенным комфортом для экипажа. Лётчик или штурман-оператор имеют возможность отдохнуть, разместив в проходе между креслами матрац, подогреть пищу (в кабине находится СВЧ-печь) и воспользоваться туалетом. Также кабина оснащена кондиционером.

  • Су-34 совершает взлёт с аэродрома Хмеймим в Сирии
  • РИА Новости

Как полагает эксперт, в Су-34 воплощены оригинальные решения для оперативно-тактической авиации, которые не имеют аналогов в мире. По мнению Литовкина, самолёт зарекомендовал себя в Сирии с самой лучшей стороны, хотя в арабской республике не возникало необходимости в длительных перелётах. В САР «Утёнок» выполнял задачи по уничтожению складов с оружием, наливняков, инженерных сооружений, лагерей подготовки боевиков, командных пунктов и скоплений бронетехники.

В материалах ОАК отмечается, что выдающиеся лётно-технические характеристики Су-34 обеспечиваются благодаря высокоэкономичным двухконтурным турбореактивным двигателям АЛ-31Ф, системе дозаправки в воздухе, а также подвеске дополнительных топливных баков. «Утёнок» может находиться в воздухе до десяти часов без потери работоспособности экипажа.

Также по теме

«Работа прямой наводкой»: как будет выглядеть новый штурмовик российских ВКС

7 ноября 1974 года советские конструкторы собрали первый прототип будущего штурмовика Су-25, получившего прозвище «Грач». Боевая…

В 2018 году Новосибирский авиазавод приступил к модернизации стоящих на вооружении Су-34. На бомбардировщики устанавливают более совершенные прицельно-навигационные комплексы, средства связи и радиоэлектронной борьбы (РЭБ).

«Теперь он (Су-34. — RT) получил возможность групповой защиты самолётов. Также экипажи Су-34 смогут в автоматическом режиме обмениваться информацией с межвидовыми группировками войск на земле и другими летательными аппаратами — самолётами и беспилотниками», — заявил в мае руководитель пресс-службы Западного военного округа полковник Игорь Мугинов.

Выдающиеся возможности Су-34 привлекают внимание зарубежных стран. В марте прошлого года замминистра обороны Юрий Борисов сообщил, что детище ОКБ Сухого обладает большим экспортным потенциалом

По сообщениям западных СМИ, Су-34 могут приобрести Алжир, Индия и Китай.

В отечественных ВКС Су-34 будет постепенно вытеснять фронтовые бомбардировщики Су-24М, которые также активно применялись в Сирии, считают эксперты. Кроме того, в настоящее время обсуждается возможность создания штурмовика нового поколения на замену Су-25СМ3 «Грач».

«Штурмовик всегда будет нужен. Су-25 модернизировали до варианта СМ3, у него надёжнейший планер, огромный модернизационный и ремонтный потенциал. Думаю, он будет летать ещё лет 10—15. Естественно, со временем его надо будет менять, сегодня рассматриваются разные варианты», — сказал в ноябре 2017 года руководитель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, экс-главком ВКС Виктор Бондарев.

  • Самолёт Су-34 во время тренировочного полёта

По мнению сенатора, штурмовик необходимо разрабатывать на базе Су-34. Такая машина должна получить одноместную кабину и двигатели «Утёнка». Бондарев призвал начать работу над проектом, чтобы успеть создать новый штурмовик до исчерпания эксплуатационного ресурса Су-25.

В экспертной среде предложение экс-главкома ВКС вызвало противоречивую реакцию. Часть специалистов поддержали инициативу Бондарева. Те же, кто не разделяет мнение сенатора относительно будущего штурмовика, посетовали на высокую стоимость Су-34 (около 1 млрд рублей. — RT).

История создания Airbus A340

Разработка аэробуса A340 началась в 1987 году. С самого начала консорциум Airbus позиционировал будущий самолёт в качестве «собрата» для A320. Также новый самолёт, получивший наименование A340, должен был стать конкурентом Boeing-747 в качестве дальнемагистрального пассажирского лайнера. Первый полёт A340 (Airbus A340-300) был осуществлён 25 ноября 1991 года, а уже в 1993 году началось коммерческое использование самолёта.

Модификация аэробуса A340-500, представленная как самый дальнобойный самолёт в мире, была сертифицирована в декабре 2002 года, а уже в 2003 году началась её эксплуатация. В то же самое время разрабатывался и самолёт Airbus A340-600, обладавший наибольшей среди семейства A340 пассажировместимостью. Первый полёт Airbus A340-600 состоялся в апреле 2001 года, а уже летом 2002 года началось его коммерческое использование.

Однако, ввиду меньшей экономичности самолёта по сравнению с самолётами фирмы Boeing, его спрос стал серьёзно снижаться, особенно с подорожанием авиационного топлива. В результате ряда попыток снизить топливозатратность A340 и увеличить его популярность, компания Airbus осенью 2011 года была вынуждена заявить о прекращении производства аэробуса.

История

Разработка Су-34 началась в СССР в связи с тем, что страны НАТО вооружились большим количеством легких истребителей типа F-15 и F-16. Необходимость обеспечения прикрытия бомбардировщиков как Су-24 эскортом истребителей требовала больших затрат. Отсюда возникла концепция бомбардировщика способного самостоятельно защищаться от истребителей. Фактически уничтожение российского бомбардировщика Су-24 в небе над турецко- сирийской границей легким истребителем F-16 доказало на практике концепцию необходимости бомбардировщиков способных уничтожать легкие истребители самостоятельно.

Другим аспектом для разработки Су-34 стал неожиданно успешный опыт применения штурмовиков, хотя многие военные аналитики считали, что концепция штурмовиков устарела в виду применения высокоточного оружия. Однако аналитиками не учитывалось, что современные конфликты обычно идут по сценарию локальной войны, где одна из сторон фактически изначально имеет господство в воздухе. Так Су-25 показал себя блестяще в Афганистане. Неожиданно эффективное боевое применение A-10 оказавший действенную поддержку действиям сухопутных сил во время операции «Буря в Пустыне», сделало также старый штурмовик легендарным. Низкая стоимость использования штурмовиками неуправляемого оружия, а также совсем дешевое истребление бронетехники противника штурмовиком из автоматической пушки, послужило дополнительным аспектом создания Су-34 и определило наследование технологий бронирования, живучести и 30-мм пушку от Су-25. При этом Су-34 не разрабатывался как классический штурмовик из-за высоты полета и маневренности присущей истребителям, а также дальности полета присущей лучшим бомбардировщикам. Интересным фактом является то, что Пентагон пришел к осознанию ошибочности отказа от разработки самолетов способных выполнять роль бронированных штурмовиков в локальных войнах и фактически аналогом Су-34 в этом сценарии будет все тот же A-10 созданный в 1972 году и являющийся легкой жертвой для современных истребителей и ПВО

Для увеличения грузоподъемности конструкторами была применена аэродинамическая схема «Утка» для большего запаса топлива, а также средств комфорта экипажа для длительных перелетов. 19 июня 1986 года началась разработка под кодовым названием Т-10В. Идея бомбардировщика способного дать отпор истребителям предопределила то, что самолет стал разрабатываться на базе проекта истребителя Су-27. Довольно интересно, что Пентагон признал удачной концепцию построения «бомбардировщика-штурмовика на базе истребителя» и планирует разработать замену A-10 также на базе платформы истребителя F-35. Первый полёт прототипа Су-34 (Су-27ИБ «истребитель-бомбардировщик») — Т-10В-1 состоялся 13 апреля 1990 года. Весной 1995 года Су-34 показали во Франции на международном авиасалоне в Ле Бурже. Государственная программа испытаний проходила в несколько этапов одновременно с производством самолета с 30 октября 2006 года до 19 сентября 2011 года. 20 марта 2014 года принят на вооружение ВВС РФ и устранены недостатки выявленные во время испытаний.

Гаубица М-30 образца 1938 года 122-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Размеры. Вес

Батарея советских 122-мм гаубиц М-30 образца 1938 года ведет огонь по Берлину.

122-мм гаубица М-30, известная также на Западе под обозначением M1938, — это стойкий ветеран. Она была разработана еще в 1938 году, и уже в следующем году началось ее промышленное производство. Выпускавшаяся тысячами и широко использовавшаяся в боевых действиях во время Великой Отечественной войны. М-30, практически не изменившаяся, до сих пор широко распространена в странах СНГ и многих других государствах, хотя в настоящее время во многих армиях она используется только в учебных целях или переведена в резерв.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector