Су 25 грач
Содержание:
- Техническое описание Су-25УТГ
- Состоит на вооружении
- История создания
- Описание самолета и его конструкции
- Аварии и катастрофы на Су-25
- Модификации Су-25
- От химер до «шишиги»
- Автор: МАТВЕЙ СОТНИКОВ БИТВА ЗА ЗАГЛАВАК
- Фронт
- Семипалатинский полигон
- Численность воинских подразделений (взвод, рота, батальон, полк и другие)
- Боевое применение Су-25
- Как откосить от армии по здоровью?
- Модификации
- Навигация
- История
- Внешние ссылки
- Львиная доля (2001)
- Интересные факты[править | править код]
- Заключение
Техническое описание Су-25УТГ
Самолет создан для проведения летчиками посадки и взлета на наземном комплексе с механизмом укороченного взлета – наклонной рампы-трамплина, отработки посадки – аэрофинишера и проведения контроля летчиков и курсантов строевых частей и летных училищ.
Летно-технические характеристики Су-25УТГ практически не имеют особого отличия от характеристик учебного Су-25УБ. Благодаря установленному на воздушный аппарат оборудованию пилотажно-навигационного назначения обеспечивается отработка взлета и посадки самолета при любых метеоусловиях для учебно-тренировочных полетов.
Су-25УТГ сильно схож с серийным Су-25УБ в отношении аэродинамической компоновки, силовой установки и ее систем, габаритно-весовых характеристик, оборудования, самолетных систем и конструкции планера со структурой шасси.
Процесс тренировочных полетов Су-25УТГ заключается в исполнении поставленных задач летной подготовки:
-
Взлет с трамплина.
-
Посадка на аэрофинишер с использованием цепляющего гака.
-
Проработка техники пилотирования в любое время суток и при любых метеоусловиях.
-
Совершение полетов по приборам и проведение «слепого полета».
-
Обучение принципу действий в том случае, когда произошло чрезвычайное происшествие, или с имитацией отказа навигационно-пилотажного оборудования.
-
Самолетовождение (дневное и ночное).
-
Изначальное обучение в летных центрах и училищах.
Боевой серийный самолет Су-25УТГ имеет ряд отличий от базовой учебной модели. Различия в основном касаются элементов и систем конструкции. На Су-25УТГ отсутствуют блоки прицельного оборудования и систем управления вооружением, установки с пушками, балочные держатели и пилоны, бронеэкраны двигателей, радиостанции связи, блоки и элементы системы обороны. Но в то же время в хвосте фюзеляжа установили посадочный гак, который представляет собой крюк для торможения с боковыми стабилизаторами и демпфером-подъёмником. Прикрепили модифицированную хвостовую балку фюзеляжа, способную воспринимать нагрузки от посадочного гака.
Поскольку парашютно-тормозную установку сняли, пришлось укоротить законцовку хвостовой балки. Нишу, предназначенную для пушечной установки, зашили (размещена в головной части). Во вторую кабину установили перископ обзора переднего (ПОП-1), а в центральной части заменили бронированные люки плитами из алюминиевого сплава. Вместо убранных боевых пультов вмонтировали заглушки и иллюминаторы дальномера.
Когда самолет перебазировали, решили сохранить возможность установки четырех топливных подвесных баков. Каждый из них мог вместить в себя 800 л. ПТБ-800 размещались по два под каждым крылом, с учетом возможной аварийной ситуации их можно сбросить.
Когда самолет взлетает с трамплина, он выводится на полетные значения угла атаки с учетом кривизны трамплина. Благодаря этому длина разбега существенно сокращается. Перед взлетом пилот выруливает и ставит самолет на задержник, потом производит включение максимального режима работы двигателей и опускает стабилизатор к взлетному положению. После команды воздушная машина освобождается от задержника и производит разгон по взлетной полосе по направлению к трамплину. Вывод во взлетное положение угла атаки осуществляется после схода с трамплина, и через три секунды разгоняется до полетной скорости.
НОСП (наземно-оптическая система посадки) отвечает за процесс ввода самолета в зону посадки. Попав в луч оптической системы, летчик при помощи приборов переводит машину в режим снижения высоты по заданной глиссаде. Полет по ней совершается на рассчитанном угле атаки с выдержкой максимальной скорости. Процесс происходит до момента прикасания колес шасси к взлетно-посадочной полосе.
Во время посадки крюк тормозного гака скользит по верху взлетно-посадочной полосы и цепляется за трос аэрофинишера. После зацепки троса самолет проходит дистанцию в 90 метров с самым большим значением перегрузки во время торможения (4-5 единиц).
Состоит на вооружении
- Россия – 80 Су-25,100 Су-25СМ/CM3,15 Су-25УБ и 5 Су-25УТГ на начало 2016 года
- Азербайджан – 16 Су-25 и 3 Су-25УБ по состоянию на 2016 год:180
- Ангола – 8 Су-25 и 2 Су-25 УБ по состоянию на 2016 год:430
- Армения- 13 Су-25 и 2 Су-25УБК:179
- Белоруссия- 12 Су-25К/Су-25УБК по состоянию на 2016 год:182
- Болгария – 10 Су-25К и 4 Су-25УБК по состоянию на 2016 год:83
- Гамбия – 1 Су-25 по состоянию на 2008 г.
- Грузия – 3 Су-25, 7 Су-25К, 2 Су-25Б по состоянию на 2016 год:184
- Демократическая Республика Конго – 4 Су-25:266
- Ирак – Более 6 Су-25/Су-25К и 1 Су-25УБК по состоянию на 2016 год:332
- Иран – 7 Су-25К и 3 Су-25УБК по состоянию на 2016 год:330
- Казахстан – 12 СУ-25 и 2 СУ-25УБ по состоянию на 2016 год:186
- КНДР – 34 Су-25/Су-25УБК по состоянию на 2016 год:266
- Кот-д’Ивуар – 2 Су-25 на хранении:439
- Нигер – 2 Су-25 :460
- Перу – 10 Су-25А и 8 Су-25УБ по состоянию на 2016 год:411
- Туркмения – 12 Су-25МК по состоянию на 2016 год:204
- Узбекистан – 20 Су-25/Су-25БМ по состоянию на 2016 год:208
- Украина – 28 по состоянию на 2016 год:206
- Судан – 9 Су-25 и 2 Су-25УБ по состоянию на 2016 год:471
- Чад – 8 Су-25 и 2 Су-25УБ по состоянию на 2016 год:437
- Экваториальная Гвинея
- Эритрея – 2 Су-25 и 2 Су-25УБ:443
- Эфиопия
Состояли на вооружении
- Болгария – 4 Су-25УБК сняты с вооружения в конце 2014 года:83
- Кот-д’Ивуар
- Македония
- Словакия
- СССР
- Чехия
- Чехословакия
На вооружении ВВС РФ
В ВВС России самолетами Су-25 всех модификаций вооружены полки
- 368-й ШАП — аэродром Будённовск
- 960-й ШАП — аэродром Приморско-Ахтарск
- Авиационная группа 3-го Командования — аэродром Черниговка
- 266-й ШАП — аэродром Степь-Оловянная
- 279-й ОИАП — Североморск-3
- 37-й смешанный авиационный полк (аэр. Гвардейское) эскадрилья Су-25СМ
- 4-й Центр боевого применения и переучивания летного состава (Липецк) – штурмовая эскадрилья
История создания
В конце 80-х годов, когда уже завершалась постройка авианесущего крейсера проекта 1143.5 «Тбилиси», потребовался самолёт для обучения взлёту и посадке на палубу. Разработка самолёта Су-25УТГ (фирменное обозначение Т8-УТГ) была поручена ОКБ им. Сухого.
За основу конструкции был взят двухместный штурмовик Су-25УБ. При этом учитывался опыт создания гражданского учебно-тренировочного самолёта Су-28, также разработанного на базе Су-25УБ.
Первый прототип Т8-УТГ1 был изготовлен в начале 1988 года на авиазаводе в Улан-Удэ (переоборудован из серийного Су-25УБ). В марте он был своим ходом перебазирован в ЛИС ОКБ, где на него установили посадочный гак и произвели тарировку КЗА. В сентябре того же года он был облётан лётчиком-испытателем И.В.Вотинцевым. В октябре Т8-УТГ1 перегнали в Саки, где началась отработка программы по посадке на палубу с зацепом за трос аэрофинишёра на комплексе «Нитка». 1 ноября 1989 года лётчики-испытатели И.В.Вотинцев и А.В.Крутов впервые совершили на нём ппосадку на палубу ТАКР «Тбилиси». Программа испытаний на «Тбилиси» (позже переименован в «Адмирал Кузнецов») была продолжена в 1991 году и завершена в 1992 году в Североморске, куда был перебазирован корабль.
Конструкция самолёта аналогична Су-25УБ. Самолёт отличают складывающиеся крылья (на самолётах ранних выпусков крылья не складывались), усиленная хвостовая балка и наличие посадочного гака, представляющего собой тормозной крюк с демпфером-подъёмником и боковыми стабилизаторами. Вооружение, прицельное оборудование, радиостанция связи с сухопутными войсками, бронеэкраны двигателей и топливных баков отсутствуют. Ниша пушечной установки зашита. Во второй кабине установлен перископ переднего обзора. Для дальних перелётов предусмотрена подвеска до 4 ПТБ-800 с возможностью их аварийного сброса.
Су-25УТГ предназначен для обучения и контроля лётчиков строевых частей и курсантов лётных училищ технике пилотирования, самолётовождению и групповой слётанности в любое время суток и в любых погодных условиях. Особенностью самолёта является возможность отработки взлёта и посадки с устройствами укорочения взлёта (наклонная рампа-трамплин) и посадки (аэрофинишёр). Основные лётно-технические характеристики самолёта соответсвуют характеристикам Су-25УБ.
При взлёте с трамплина самолёт выводится на взлётные значения угла атаки за счёт кривизны трамплина, чем существенно сокращается длина разбега. Перед стартом лётчик выруливает и устанавливает самолёт на задержник, переводит двигатели на максимальный режим, отклоняет стабилизатор на взлётное положение. По команде самолёт освобождается от задержника и начинает разгон с выходом на трамплин. После схода с трамплина самолёт выводится на взлётное значение угла атаки и через 2-3 с разгоняется до взлётной скорости.
В 1990-1991 годах в Улан-Удэ была выпущена серия из 12 самолётов Су-25УТГ. 10 самолётов поступили в Саки. Затем 5 из них были переданы на Северный флот в состав 279 полка. Они используются лётчиками Су-33 для тренировок. Из 5 украинских 3 позже были переданы России в обмен на Су-25УБ.
Описание самолета и его конструкции
Основные летно-технические характеристики самолета Су-25УТГ практически не отличаются от соответствующих характеристик учебно-боевого самолета Су-25УБ. Установленное на самолете пилотажно-навигационное оборудование обеспечивает отработку взлета и посадки, обучение и контроль при всех метеоусловиях проведения учебно-тренировочных полетов.
Самолет Су-25УТГ имеет максимальную преемственность с серийным самолетом Су-25УБ в части аэродинамической компоновки, габаритно-весовых характеристик, силовой установки и ее систем, конструкции планера (включая конструкцию опор шасси), оборудования и самолетных систем.
Конструктивные отличия заключаются лишь в отсутствии боевой части самолёта.
При перебазировании самолета сохранена возможность установки четырех подвесных топливных баков емкостью по 800 литров каждый (4хПТБ-800), по два бака под каждой консолью крыла, с обеспечением возможности их аварийного сброса.
Аварии и катастрофы на Су-25
Пилоты на штурмовиках Су-25 различных модификаций часто становились участниками аварийных ситуаций. Вот несколько наиболее известных случаев, происшедших в военно-воздушных силах России:
- 09.06.2000 г. Пилот 368 ШАП ВВС РФ, капитан А.Морозов погиб при катапультировании, отводя падающий самолёт от жилых домов поселка Башанта (Ставропольский край). Возможная причина аварии — отказ двигателя.
- 14.06.2001 г. Близ Итум-Кали (Чеченская республика) из-за плохих погодных условий произошло столкновение пары Су-25 с горами на высоте более двух километров. Погибли оба пилота — подполковник Ю.Якименко и капитан А.Подсидков.
- 20.03.2008 г. В Приморском крае во время учений из-за попадания ракеты, выпущенной с ведомого самолёта, потерпел катастрофу Су-25 187 ГШАП ВВС РФ. Погиб пилот — подполковник С.Яковенко.
- 23.09.2013 г. Выполняя тренировочный полёт в Краснодарском крае Су-25СМ потерял управление. Пилот погиб при катапультировании.
- 29.02.2016 г. Су-25 упал в безлюдном районе Ставропольского края при выполнении тренировочного полёта. Пилот, майор А.Курикалов, погиб при катапультировании.
- 03.02.2018 г. Ракетой сбит Су-25 контингента ВКС РФ в Сирии. Пилот, майор Р.Филипов, катапультировался и погиб, отстреливаясь в бою с террористами группировки «Джебхат ан Нусра». За мужество и героизм удостоен звания Героя России.
Пилот Су-25, Герой РФ, гвардии майор Р.Филипов
Модификации Су-25
- Су-25 – Боевой одноместный штурмовик.
- Су-25К – Коммерческий — экспортный вариант Су-25. В период 1984—1989 построено 180 самолётов. Также Су-25К назывался проект корабельного варианта
- Су-25Т- Созданный в 1984 на основе Су-25УБ противотанковый штурмовик. Усилена центральная секция, в гаргроте на месте второй кабины размещено радиоэлектронное оборудование, изменена носовая часть, добавлен прицельный комплекс И-251 «Шквал», установлен ИЛС, добавлена возможность использовать современные высокоточные боеприпасы, кабина герметизирована.
- Су-25УБ – ВВС Грузии Учебно-боевой двухместный штурмовик.
- Су-25СМ – Модернизированный боевой одноместный штурмовик. Обновлена авионика, добавлен ИЛС и МФД.
- Су-25СМ3 – Модернизированный боевой одноместный штурмовик. Добавлена системой спутниковой навигации ГЛОНАСС (GPS) с возможностью программирования конечной точки с точностью до десяти метров, позволяет автономно действовать летчику при «нулевой» видимости. Оснащается подсистемой СВП-24-25 (он же «Гефест»). СВП-24 создана для Су-24М, но адаптирована для Ту-22М3 (СВП-24-22) и Су-25 (СВП-24-25)). СВП-24 позволяет повысить точность неуправляемых авиационных средств поражения до уровня управляемого оружия.
- Су-25КМ – Модернизированный Израилем Грузинский штурмовик. Обновлена авионика, добавлена возможность применения боеприпасов НАТО.
- Су-28 – Учебно-тренировочный самолёт. Серийно не производился.
- Су-25УТГ – Учебно-тренировочный самолёт для обучения взлету и посадке на палубу авианосцев.
- Су-39 – Противотанковый штурмовик, дальнейшее развитие Су-25Т. Оснащается радиолокационной станцией «Копьё-25» в подвесном контейнере.
- Су-25УБМ – Модернизированный двухместный штурмовик, создаваемый в качестве учебно-боевого варианта Су-25СМ и Су-39. В самолёте реализованы все наработки предыдущих модификаций. Основой для нового самолёта стал двухместный Су-25УБ. Радиоэлектронное оборудование пополнено комплексом бортового оборудования «Барс-2», а также планировалось дополнить РЛС «Копьё» (на прототипе РЛС отсутствует). Предполагается, что самолёт сможет использоваться как в качестве тренировочного для одноместных модификаций, так и в качестве самостоятельной боевой единицы. Причём в последнем случае Су-25УБМ сможет проводить разведку, наведение и координацию действий своих одноместных собратьев, превращаясь в воздушный командный пункт. Первый полёт новый самолёт совершил 6 декабря 2008 года в подмосковной Кубинке. В настоящее время завершён первый этап ГСИ самолёта в 2011 году. Впервые самолет будет оборудован мощной системой РТР и РЭБ, а также комплексом БКО
- Су-25М1 – Украинская модернизация Су-25. Установлено модернизированное оборудование украинских производителей — спутниковая навигация, новая система СВС, модернизированная радиостанция, современные счетчик прицела. Аналоговый прицел заменен на цифровой. Это позволяет повысить точность прицеливания приблизительно на 30%. Самолет способен теперь использовать штатное вооружение по наземным целям днем и ночью, в условиях плохой видимости и не выходя из-за облаков. Существенно, почти в 3 раза, повышена высотность применения вооружения. Установлен модуль воздушных параметров и бортовой регистр цифровых параметров БРЦП. Модернизированные одноместные штурмовики Су-25М1 получают новый «цифровой» камуфляж. Производство по модернизации штурмовика, развернуто в Запорожье, на аэродроме Государственного предприятия «Запорожский государственный авиаремонтный завод».
- Су-25УБМ1 – Украинская модернизация Су-25УБ аналогичная Су-25 М1.
От химер до «шишиги»
Что касается ГАЗ-33, ГАЗ-34 и ГАЗ-62, то впоследствии эти индексы неоднократно использовали на ГАЗе для обозначения опытных и порой очень удачных конструкций. но ни одна из этих технических химер, объединявших в себе узлы и агрегаты от разных машин, так и не пошла в массовое производство. Лишь один – последний ГАЗ-62 образца 1959 г. в десантном варианте – дошел до конвейера, но из-за отказа от него военных в пользу более тяжелого ГАЗ-66, прозванного позже в народе «шишигой», был выпущен в количестве 80 ед. Не в последнюю очередь судьба ГАЗ-62 в пользу «шишиги» была предопределена увеличением грузоподъемности в транспортной авиации и развитием новых систем десантирования техники. /Ю.П./
Автор: МАТВЕЙ СОТНИКОВ БИТВА ЗА ЗАГЛАВАК
Фронт
Представляет собой крупнейшее воинское формирование, больше которого может быть только такое понятие, как «театр военных действий» во главе с верховным главнокомандующим. А фронтом командует генерал либо маршал. Вне войны формирование такого типа носит название округ. В составе фронта количеством более чем в 150000 человек обычно начитывается две и более армии, а также различные корпуса, дивизии, полки и батальоны всех возможных родов войск. Фронт может иметь различный состав, но в нем не может присутствовать подразделений в зависимости от родов войск.
Ранее встречались такие военные формирования, как «отряд» и «команда». Наименование «команда» употребляли для того, чтобы обозначить специально сформированные войска с численностью, примерно равной роте (например, войска связистов либо саперов), которые находятся в числе общевоинских формирований.
Определение «отряд» употребляли для средних по размерам формирований, похожих на батальон. Иногда может применяться и в наше время для наименования группировки из воинских подразделений, сформированной на какое-либо время (обходящий отряд либо отряд прикрытия).
Кроме обозначений конкретных подразделений, часто можно встретить объединяющие, либо по-другому группирующие формирования. Остановимся на них по подробнее.
Семипалатинский полигон
Численность воинских подразделений (взвод, рота, батальон, полк и другие)
Боевое применение Су-25
Как откосить от армии по здоровью?
Модификации
За 35 лет эксплуатации было выпущено несколько различных модификаций самолёта. Коротко остановимся на фото и характеристиках наиболее известных:
Су-25УБ, Су-25УБМ, Су-25УБК |
Двухместный вариант Су-25 выпускается для осуществления обучения курсантов лётных училищ и переподготовки лётчиков строевых частей ВВС. Машина имеет минимальные отличия от серийного Су-25: Кабина – двухместная, для чего в средней и передней части фюзеляжа переработана конструкция планера и фонаря.
Уменьшено количество закачиваемого топлива. Продублирована сигнализация, система кондиционирования и основные элементы управления. Установлено два катапультируемых кресла К-36Л. УБМ от УБ отличается установкой нового ПНК «Барс». Боевой радиус самолёта – 300км. Количество узлов подвески – 10. Боевая нагрузка — 4,4 т. Продавался на экспорт в варианте УБК |
Су-25УТ (Су-28) |
Учебно-тренировочный самолёт взамен L-39 чехословацкого производства (1987 г.). С планера демонтированы все боевые системы. В нос самолёта вмонтирован балласт (Су-28М). Экипаж — 2 человека. Серийно не выпускался |
Су-25УТГ |
Модификация, созданная для отработки корабельных взлётов/посадок. Оборудован аэрофинишёром |
Су-25Т, Су-25ТК |
Усовершенствованный противотанковый вариант Су-25. В гаргрот вместо кресла второго пилота установлен усовершенствованный радиоэлектронный комплекс (И-251 «Шквал»).
Кабина пилота герметизирован. Изменена номенклатура используемых боеприпасов. Поставлялся на экспорт |
Су-25ТМ (Су-39) |
Всепогодный вариант штурмовика. Усовершенствовано навигационное оборудование. Тактико-технические характеристики штурмовика СУ-25 и вооружение самолета соответствуют серийному Су-25 |
Су-25СМ, Су-25СМ2, Су-25СМ3 |
Наиболее усовершенствованный вариант серийного самолёта. Установлена система ГЛОНАСС. Лётчик может действовать, если видимость из кабины штурмовика близка к нулю.
Произведено обновление бортового радио-электронного оборудования. Произведено оснащение ПНК СВП-25-25 (повышает уровень точности бомбометания) |
Кроме описанных выше модификаций производились малыми сериями самолёты Су-25М, Су-25УБМ, Су-25БМ.
Навигация
История
Внешние ссылки
Львиная доля (2001)
Интересные факты[править | править код]
- Альфред Великий, король Уэссекса, добился таких успехов в создании флота, что берега его королевства перестали подвергаться набегам викингов. Даже в правление его сына, Эдуарда Старшего, флот Уэссекса господствовал в Ла-Манше.
- «Англосаксонская хроника» сообщает, что разбив флот датского конунга Уббы, Альфред захватил чудотворное знамя Рагнара Лодброка с изображением ворона бога Одина, созывающего воинов в победный поход.
- Единственной супругой Альфреда была королева Эльсвита, родившая ему пятерых детей: сыновей Эдуарда и Этельварда и дочерей Этельгифу, Этельфледу и Эльфтриту.
- В сериале Альфред мучится припадками с последующей потерей сознания. Скорее всего, король страдает эпилепсией (т. н. «падучая»).