Бронетранспортер «hanomag» («ганомаг») sd.kfz.251

Боевое применение[править]

Машина нашла широкое применение в самых разных частях вермахта. Её значимость в ходе Второй мировой войны трудно переоценить. Прежде всего она использовалась как бронетранспортёр для быстрого перемещения пехоты и в этом качестве особенно хорошо себя показала на пересечённой местности Северной Африки и Восточного фронта благодаря высокой проходимости полугусеничного движителя. Также Sd Kfz 251 активно использовался для буксировки орудий (в том числе и тяжёлых), для подвоза боеприпасов. На большинство машин устанавливались пулемёты MG-34 или MG-42, что позволяло эффективно использовать их в качестве подвижных огневых точек против живой силы противника и небронированных целей, а модификации с зенитными и полевыми орудиями использовались для уничтожения низколетящих самолётов и танков противника.

Стендовый моделизмправить

БТР «Ганомаг» широко представлен в стендовом моделизме. Сборные пластиковые модели-копии в масштабе 1:35 выпускаются фирмами Звезда (Россия), Тамия (Япония), Драгон (Китай), Трумпетер (Китай).

Бронетехника Третьего рейха


1914 — 1918 → 1919 — 1945 → 1946 — 1991 → 1991 г. — настоящее время

Лёгкие танки:

Krupp LeichttraktorRheinmetall LeichttraktorLeichttraktor ChristieKleintraktorLa.S.2-cm Kleintraktor • PzKpfw I Ausf.A • PzKpfw I Ausf.B • PzKpfw I Ausf.C • PzKpfw I Ausf.F • PzKpfw II • PzKpfw 35(t) • PzKpfw 38(t) Ausf.A • PzKpfw 38(t) Ausf.B • PzKpfw 38(t) Ausf.C • PzKpfw 38(t) Ausf.D • PzKpfw 38(t) Ausf.E • PzKpfw 38(t) Ausf.F • PzKpfw 38(t) Ausf.S • PzKpfw 38(t) Ausf.G • PzKpfw 38(t) Ausf.G (trop) • PzKpfw 38H 735(f) • Luchs • T-15PzKpfw 38(t) n.A.VK 16.02 Leopard

Средние танки:

Grosstraktor • PzKpfw III • MKAPzKpfw III/IV • PzKpfw IV • PzKpfw S35 739 (f) • VK 30.01 (H)VK 30.01 (P)VK 30.01 (D)VK 30.02 (D)VK 30.02 (MAN) • Panther • Panther IIE-50

Тяжёлые танки:

NeubaufahrzeugDW IDW IIVK 36.01 (H)VK 65.01 (H)VK 45.01 (P)Porsche Typ 102Typ 130 (P)Tiger (P)VK 45.01 (H) H1VK 45.01 (H) H2 • Tiger I • VK 45.02 (P)VK 45.02 (P) Ausf. AVK 45.02 (P) Ausf.BVK 45.02 (H)VK 45.03 (H) • Tiger II • E-75E-75 TS

Сверхтяжёлые танки:

LöweVK 100.01 (P)K.3381K.3382K.3384MäuschenVK 168.01 (P)K.3387Porsche Typ 205/1Porsche Typ 205/2 • Maus • Tiger-MausE-100Landkreuzer P. 1000 RatteLandkreuzer P. 1500 MonsterPzKpfw IXPzKpfw X

Штурмовые орудия:

StuG III • StuH 42 • StuIG 33B • StuG auf Leopard • StuG IV • Sturmpanzer IV • PzSf IVbHeuschrecke 10Sturmtiger

Истребители танков:

LTr Rheinmetall Selbstfahrlafette • Panzerjäger I • Leichte Panzerjäger • Panzerjäger 35R • Marder I • Marder I 39H(f) • Marder I FCM36(f) • Marder II • Marder III • Nashorn • Sturer EmilDicker Max • Ferdinand • Elefant • Grille 12Grille 15 • Jagdpanzer IV/48 • Jagdpanzer IV/70 (A) • Jagdpanzer IV/70 • Jagdpanzer 38(t) Hetzer • Jagdpanther • Jagdtiger • 8,8 cm Pak 43 Jagdtiger • E-10E-25E-25 (P)

Самоходные гаубицы:

Sturmpanzer I • GPz Mk VI (e) sFH 13 • Sturmpanzer II • VK 302 mit 10,5 cmVK 302 mit 15 cmWaffenträger Leopard • SdKfz 135/1 • Wespe • Grille • Hummel • Geschutzwagen PantherGerät 809

Реактивные системы залпового огня:

Panzerwerfer 42 • Wurfrahmen 40

Зенитные самоходные установки:

Kfz 4 • SdKfz 10/4 • SdKfz 6/2 • Flakpanzer I • Flakpanzer T-34 (r) • VFW 8,8 cm FlaK 41VFW 8,8 cm FlaK 37 • Flakpanzer 38(t) • Möbelwagen • Wirbelwind • Ostwind • KugelblitzFlakpanzer LeopardFlakpanzer V

Бронеавтомобили:

SdKfz 13 • ADGZ • SdKfz 231 (6-Rad) • SdKfz 221 • SdKfz 222 • SdKfz 231 (8-Rad) • PzSpWg L201(h) • Saurer RK9Kugelpanzer • SdKfz 254 • SdKfz 233 • SdKfz 234 • SdKfz 234/2 Puma

Боевые разведывательные машины:

PzBefWg III • Artillerie-Pzerbeobachtungswagen • PzBefWg IV • PzBeobWg Panther

Бронетранспортёры:

Gepanzerter Kraftwagen • SdKfz 250 • SdKfz 251 • SdKfz 247

Бронированные ремонтно эвакуационные машины:

Bergepanzer III • Bergepanther • Bergetiger

Грузовые автомобили:

Borgward B 3000 • Büssing-NAG G31 • Büssing-NAG 3GL6 • Büssing-NAG 500S • Büssing-NAG 500A • Büssing-NAG 4500S • Büssing-NAG 4500A

Артиллерийские тягачи:

Radschlepper Ost • sWS

Бронетракторы:
5cm PaK 38 auf CatSchS(f)

Спецтехника:

KlPzBfWg • PzKpfw I Ausf.B Ladunsleger

Ганомаги в бою

Хотя промышленность Германии изготовила около 15 000 SdKfz-251, или «ганомагов» для вермахта, это количество далеко не полностью удовлетворяло потребности в оснащении моторизированных частей.

На протяжении всей войны вермахт страдал от хронического недостатка снаряжения, так что когда «ганомаги» шли в бой, потребности их тылового обеспечения удовлетворялись кошмарной смесью захваченных французских и советских автомобилей. Хотя машина рассчитывалась на 12 человек, это редко выполнялось. В действительности в отделение для пехоты едва помещалось восемь солдат в полном боевом снаряжении.

Характер действий «ганомагов» быстро развивался в течение войны. В первые годы «блицкрига» пехотинцы часто действовали самостоятельно. С танковыми частями, прорвавшимися сквозь оборону противника и в их тылу, пехотинцы прикрывали опасно открытые фланги танковых подразделений против контратак. Это вынуждало их покидать свои машины, чтобы занять оборонительные позиции, а затем опять грузиться в них после нейтрализации противника.

С 1942 г., с появлением более мощно укрепленных фортификационных сооружений, тактику изменили. Танкам стало очень опасно штурмовать противотанковые укрепления, поэтому они начали действовать в тесном взаимодействии с панцергренадирами. Теперь уже задачей пехоты стало прорваться впереди танков, чтобы рассеять противотанковые подразделения, обезвредить противотанковые минные поля и, как правило, быть глазами слепых на близких дистанциях танкистов.

С SdKfz-251 была только одна проблема: их не хватало. Выпускаемого количества явно не хватало, чтобы оснастить ими каждое панцергренадирское подразделение. В основном только один из четырех или шести панцергренадирских батальонов в танковых дивизиях размешался на полугусеничных машинах, основная масса войск оставалась в грузовых автомобилях. Это несколько снижало способность гренадиров действовать в бою вместе с танками.

Их грузовики, не защищенные броней, были уязвимы для огня противника и сдерживали мобильность при передвижении по пересеченной местности. Батальон на бронетранспортерах не мог быть везде одновременно. По иронии, соотношение между бронетранспортерами и танками, предназначенными защищать танковые дивизии, за время воины несколько возросло, потому что количество танков в каждом подразделении часто оказывалось меньше положенного.

Бронетранспортер Sd.Kfz.251 Ausf.D

Последняя модификация, внешне отличавшаяся от предыдущих измененной конструкцией кормовой части машины, а также ящиками ЗИП, которые полностью вписались в броневой корпус. С каждой стороны корпуса бронетранспортера имелось по три таких ящика.

Другими конструктивными изменениями стали: замена блоков наблюдения смотровыми щелями и изменение формы выхлопных труб. Главное изменение технологического характера заключалось в том, что корпус бронетранспортера стал выполняться методом сварки. Помимо того, множество технологических упрощений позволяли значительно ускорить процесс серийного производства машин. Начиная с 1943 года, было выпущено 10602 единиц Sd.Kfz.251 Ausf.D в различных вариантах от Sd.Kfz.251/1 до Sd.Kfz.251/23

Назад — Вперед >>

< Назад

Бронетранспортер Sd.Kfz.251 Ausf. А

Первая модификация бронетранспортера Sd.Kfz.251. Ausf.А, весила 7,81 т. Конструктивно машина представляла собой жесткую сварную раму, к которой снизу был приварен бронелист. Бронекорпус, изготавливаемый главным образом сваркой, собирался из двух секций, линия членения проходила за отделением управления. Передние колеса подвешивались на эллиптических рессорах. Стальные штампованные диски колес снабжались резиновыми шипами, тормозов передние колеса не имели. Гусеничным движитель состоял из двенадцати, расположенных в шахматном порядке, стальных штампованных опорных катков (по шесть катков на борт), все опорные катки снабжались резиновыми бандажами. Подвеска опорных катков — торсионная. Ведущие колеса переднего расположения, натяг гусениц регулировался перемещением ленивцев заднего расположения в горизонтальном плоскости. Траки в целях снижения массы гусениц были сделаны смешанной конструкции — резино-металлические. Каждый трак на внутренней поверхности имел один направляющий зубец, а на внешней — резиновую подушку. Соединялись траки между собой посредством смазываемых подшипников.

Корпус сваривался из бронелистов толщиной от 6-мм (днище) до 14,5-мм (лоб). В верхнем листе капота был устроен большой двустворчатый люк для доступа к двигателю. По бокам капота на Sd.Kfz.251 Ausf.А были сделаны вентиляционные лючки. Левый лючок мог открывать специальным рычагом водитель прямо из кабины. Боевое отделение выполнено открытым сверху, крышей накрывались только места водителя и командира. Вход и выход в боевое отделение обеспечивала двустворчатая дверца в кормовой стенке корпуса. В боевом отделении по всей его длине вдоль бортов монтировались две лавки. В лобовой стенке рубки были устроены два наблюдательных отверстия для командира и водителя со сменными смотровыми блоками. В бортах отделения управления устроили по одной небольшой смотровой амбразуре. Внутри боевого отделения имелись пирамиды для оружия и стеллажи для иного военно-личного имущества. Для защиты от непогоды предусматривалась установка над боевым отделением тента. В каждом борту имелось по три смотровых прибора, включая приборы командира и шофера.

Бронетранспортер снабжался 6-цилиндровым двигателем жидкостного охлаждения с рядным расположением цилиндров мощностью 100 л.с. при частоте вращения вала 2800 об/мин. Двигатели выпускались фирмы «Майбах», «Норддойче Моторенбау» и «Ауто-Юнион,» который снабжался карбюратором «Солекс-Дуплекс», четыре поплавка обеспечивали работу карбюратора при экстремальных градиентах наклона машины. Радиатор двигателя был установлен в передней части капота. Воздух к радиатору подавался через жалюзи в верхнем бронелисте капота и выпускался через отверстия в бортах капота. Глушитель с выхлопной трубой монтировался за передним левым колесом. Крутящий момент от двигателя к трансмиссии передавался через сцепление. Трансмиссия обеспечивала две скорости заднего хода и восемь переднего.

Машина снабжалась ручным тормозом механического типа и пневматическими сервотормозами, установленными внутри ведущих колес. Пневматический компрессор был поставлен слева от двигателя, а воздушные баллоны — подвешены под шасси. Развороты с большим радиусом выполнялись поворотом передних колес посредством поворота рулевого колеса, на разворотах с малыми радиусами подключались тормоза ведущих колес. Рулевое колесо было снабжено указателем положения передних колес.

Вооружение машины состояло из двух 7,92-мм пулеметов «Рейнметалл-Борзинг» MG-34, которые монтировались в передней и задней части открытого боевого отделения.

Чаще всего полугусеничный бронетранспортер Sd.Kfz.251 Ausf.А выпускался в версиях Sd.Kfz.251/1 — транспортер пехоты. Sd.Kfz.251/4 — артиллерийский тягач и Sd.Kfz.251/6 — штабная машина управления. В меньших количествах выпускались модификации Sd.Kfz. 251/3 — машины связи и Sd.Kfz 251/10 — бронетранспортеры, вооруженные 37-мм пушкой.

Серийное производство транспортеров Sd.Kfz.251 Ausf.А осуществлялось на заводах фирм «Боргвард» (Берлин-Борзигвальде, номера шасси от 320831 до 322039), «Ганомаг» (796001-796030) и «Ганза-Ллойд-Голиаф» (до 320285)

литература

  • Вольфганг Флейшер, Рихард Эйерманн: Мотострелки и танковые гренадеры немецкой армии 1935-1945 гг. Podzun-Pallas Verlag, ISBN 3-7909-0687-5 .
  • Питер Чемберлен, Хилари Л. Дойл: Энциклопедия немецких танков — Вторая мировая война , Arms & Armor Press, 1978, ISBN 978-0853682028
  • Карстен Ян: филин и сокол. Разработка приборов ночного видения для бронетанковых войск Управлением вооружений (армии) немецкого Вермахта . В: Клаус Кристиан Рихтер: (Ред.): Панцергренадеры. Филиал службы в зеркале своей истории . Freundeskreis der Panzergrenadierruppe, Munster / Örtze 2004, ISBN 3-00-014858-2 , стр. 197-211.
  • Хорст Шайберт: бронетранспортер. Том 64, Podzun-Pallas-Verlag, ISBN 3-7909-0137-7 .
  • Вальтер Дж. Спилбергер: Полугусеничные машины немецкой армии, 1909-1945 гг. Том 6, Motorbuch Verlag Stuttgart, ISBN 3-87943-403-4 .
  • Положение D 660/4, средний бронетранспортер, (Sd.Kfz.251), на шасси Zgkw 3t, тип Hkl 6p, (базовая машина среднего бронетранспортера и варианты), описание устройства и инструкция по эксплуатации для шасси, 1943 г.

История создания

Во время Второй мировой войны немецкая армия первой в мире массово приняла на вооружение бронетранспортеры и очень эффективно их использовала, заставив союзников разработать похожие машины, а затем и перенять тактику их применения. Основным бронетранспортером, применявшимся немцами, стал полугусеничный Sd.Kfz. 251, обычно называемый «Ганомаг» (по названию предприятия-изготовителя). Его использовали для транспортировки пехоты (мотопехота) и тяжёлого вооружения (миномёты, крупнокалиберные пулемёты, пушки, огнемёты и пусковые ракетные установки), на его базе создавались санитарные, штабные машины и машины связи. Бронетранспортеры состояли на вооружении немецкой армии в течение всей Второй мировой войны и применялись на всех театрах войны. После войны модификация Sd.Kfz. 251 — ОТ 810 состояла на вооружении чехословацкой армии.

Дальним предком Sd.Kfz. 251 был полугусеничный грузовой автомобиль фирмы Даймлер. Этот грузовик, изготавливаемый немцами для Португалии, был оснащен резиновыми лентами, соединявшими ведущие колеса с дополнительной парой направляющих колес. Такая примитивная гусеница позволяла машине уверенно двигаться по мягкому грунту.

В 1915—1916 годах появились очередные модели полугусеничных машин — «Бременваген» и «Мариневаген» I и II. Эти машины состояли на вооружении Sturm-Panzerkraftwagen-Abteilung (батальон штурмовых бронеавтомобилей). В 1917 году фирма Бенц представила полугусеничный артиллерийский тягач «Крафтпротце», которых впоследствии было выпущено 42 штуки. В 1919 году один такой автомобиль получил бронирование и был передан полиции. В период Веймарской республики работы над новыми конструкциями полугусеничных автомобилей были продолжены.

На базе шасси стандартного 3-тонного артиллерийского тягача фирма «Рейнметалл-Борзиг» разработала полностью бронированный гусеничный автомобиль, вооруженный размещенной в броне-башне пушкой 3.7 cm KwK L/70 калибра 37 мм. Вспомогательное вооружение составлял спаренный с пушкой пулемет MG 34 калибра 7,92 мм, такой же пулемет мог быть установлен на зенитной турели на башне машины.

В июле 1934 года был завершен первый опытный образец полугусеничного артиллерийского тягача, получившего обозначение HK 600p. В движение тягач приводился двигателем Боргвард KJ54 мощностью 68 кВт/92 л. с. В 1934 году тягач был переименован в HL KI 2, а весной 1936 года началось его серийное производство. Первые машины были направлены в 23-й полк легкой артиллерии. Всего было выпущено 505 таких тягачей.

Во второй половине тридцатых годов появились первые полугусеничные бронетранспортеры. Самый известный из них — HI6 — был разработан гамбургской фирмой «Ганза-Ллойд». В 1936 году лицензию на эту машину выкупила ганноверская фирма «Ганомаг». Бронетранспортер был разработан на базе 3-тонного полугусеничного артиллерийского тягача, о котором упоминалось выше. Шасси бронетранспортера изготавливали на фирме «Ганомаг», бронекорпус — на фирме «Бюссиг» в Берлине-Обершёневайде, а окончательную сборку производили на других предприятиях.

Первые машины, получившие обозначение HKL 6р, были выпущены в 1937 году, а бронетранспортеры нуль-серии — в 1938 году. Название бронетранспортера полностью звучало так — «mitteler gepanzert Mannschaftstransportwagen» (MTW) — то есть средний бронетранспортер. Первые серийные образцы Sd.Kfz. 251 поступили в части летом 1939 года.

Бронетранспортеры Sd.Kfz. 251 выпускались в четырех модификациях — Ausf. А, В, С и D, и в 23 специализированных вариантах, отличавшихся друг от друга вооружением и оборудованием. Варианты были обозначены цифрами, например Sd.Kfz. 251/3 или Sd.Kfz. 251/16. Следует особо отметить, что специализированный вариант бронетранспортера мог принадлежать любой из четырех модификаций, например Sd.Kfz. 251/3 выпускался на базе Ausf. А и Ausf. D. То, какая модификация была использована для постройки специализированного варианта, можно, в принципе, установить только по году выпуска конкретного экземпляра.

История создания бронетранспортера «Ганомаг» Sd.Kfz.251

В 30-е годы пальму первенства в производстве машин на колесно-гусеничном ходу перехватила Германия. Наступательная стратегия войны требовала повышения мобильности полевой артиллерии, кроме того, колесно-гусеничное шасси могло использоваться и для вспомогательных боевых машин специального назначения, таких как БРЭМ и т.д. Особо заманчивой была идея создания полугусеничного бронетранспортера — ведь в боевых условиях обычный грузовик вещь не слишком надежная — защиты пассажирам не обеспечивает, вооружения не имеет, да и проходимость машины оставляет желать лучшего.

Базой для проектирования первых германских полугусеничных бронетранспортеров стали легкие артиллерийские тягачи Sd.Kfz.10 и Sd.Kfz.11. Последний из них поступил в производство в 1936 г., отличался дешевизной, высокими ходовыми качествами и простотой конструкции, став наиболее массовой колесно-гусеничной машиной вермахта, выпущенной в количестве 9028 единиц. Также он послужил основой для разработки спецмашин дезактивации, дегазации и химической разведки, и вообще, зарекомендовал себя очень хорошо.

В 1936 г. в Ганновере приобрела у Hansa-Lloyd-Goliath, разработавшей Sd.Kfz.11, лицензию на производство бронетранспортера, новый корпус для которого подготовили в фирме Bussing-NAG. БТР, получивший обозначение Sd.Kfz.251 «Ганомаг» , предназначался для транспортировки мотопехотного отделения в составе 9 человек.

Эта надежная и во всех отношениях удачная машина прошла всю войну и была изготовлена громадной серией в 15252 машины 4-х модификаций (A, B, C, D), однако самой многочисленной была именно последняя.

Навигация

Литература

Примечания

  1. Радиоконтроль — Тачанка / . — М. : Военное изд-во М-ва обороны СССР, 1980. — 693 с. — (Советская военная энциклопедия :  ; 1976—1980, т. 7). — С. 532.
  2. ЭСБЭ[уточнить]
  3. Приложение № 4 : Рисунки должностных знаков различия для младшего и выше командного и командно-политического состава ВМС РККА // Форма одежды личного состава Военно-морских сил РККА / УВМС РККА ; отв. ред. С. В. Курков. — Л. : Отдел Издательства НКО СССР ; М., 1934. — Младший начсостав. — С. 58. — 70 с. — 5000 экз.

if(typeof __ez_fad_position != ‘undefined’){__ez_fad_position(‘div-gpt-ad-tanks_encyclopedia_com-box-3-0’)};The Ausf.D

This version was introduced in the spring of 1943 as a set of small changes in design for mass-production. The previous versions, also known as the “Alte” (around 4650 from June 1939 to September 1943) included the A, B and C, but the Ausf.D, also known as “Neue” was different, and 10,602 were built by Hanomag, MNH, Schichau Wumag, Weserhätte, Borgward, Evans+Pistor, Deutsche Werke and Büssing-NAG between 1943 and ’45. The modifications included many changes in production design. The number of armored panels was reduced from 19 to 9, permanent stowage boxes with padlocked access traps were added, replacing the former rear mufflers. Simple vision slits, simple flat engine hood panels with relocated air intakes under the hull, simplified reverse sloping rear end with flat door panels and many other minor modifications allowed the simplification of construction while offering the same protection, and it was far less labor-intensive. A feet of engineering required in times of increasing Allied bombings and exhausting metal supplies. However, the internal configuration was unchanged since the Ausf.C, and the FuG Spr Ger f radio was still in use. By this stage in the war, the Ausf.D was more and more required for ad hoc modifications and conversions due to a dramatic increase in the need of fire support platforms of all kind.

Hanomag SS-100

Hanomag SS-55

Немецкая фирма Hanomag (Hannoversche Maschinenbau AG) основанная в 1835 году, ведет свою историю с небольшого предприятия по производству паровых двигателей. К концу века компания перешла на выпуск сельскохозяйственных машин, паровозов и другой железнодорожной техники. В 1905 году фирма получила первый военный заказ на поставку паровых грузовиков в немецкую армию. С активным развитием поршневых ДВС, Hanomag перешла на выпуск тракторов и автомобилей, в том числе легковых. В 1931 году компания освоила выпуск колесного трактора WD 26 с дизельным двигателем мощностью 36 л.с.

Наработав опыт по тракторам, в 1933 году фирма выпустила свой первый тягач — Hanomag SS-55. Он представлял собой короткобазный грузовик с колесной формулой 4х2 и двухскатной ошиновкой задней оси. Автомобиль оснащался 5,2-литровым дизельным двигателем мощностью 55 л.с., двухместной кабиной и лебедкой с тяговым усилием в 3,5 т. Тягач мог буксировать прицепы массой до 15 тонн.

Hanomag SS-100 буксирует прицеп автоцистерну

В 1937 году компания выпустила более совершенный тягач Hanomag SS-100. Он получил мощный 6-цилиндровый дизель объемом 8,5 л на 100 л.с. Он работал в паре с четырехступенчатой МКПП, момент от которой, как и в случае с предшественником, передавался только на задние колеса. В основе машины лежала мощная рама на U-образных лонжеронах. Подвески на полиэллиптических рессорах, тормоза всех колес гидравлические с резервным пневматическим контуром. В вермахт Hanomag SS-100 начал поступать в 1940 году. В военном исполнении тягач получил двухрядную, дерево-металлическую 7-местную кабину закрытого типа. Сразу за ней находилась площадка на которую укладывался балласт.

Hanomag SS-100 был способен буксировать прицепы массой до 20 тонн. Для вермахта он выпускался в различных модификациях, в том числе и с 3,5-тонной лебедкой. В основном SS-100 служил в люфтваффе в качестве аэродромного тягача. Кроме того машину можно было встретить в инженерных войсках где она перевозила понтоны или иное военное оборудование. Но самое интересное ей применение нашли немецкие ракетчики.

History

Devblog

By 1942, German engineers recognized the need of the Wehrmacht for a light SPAAG to provide cover for frontline troops against low flying aircraft and set about developing a suitable vehicle on the chassis of available halftrack designs. In 1943, this need became even more emphasized with limited German production capacities being unable to produce the required number of Flakpanzers that the Wehrmacht had been requesting.

Subsequently, German engineers decided to outfit the widely used Sd.Kfz. 251 halftrack with a three-barrel AA mount, initially equipped with 15 mm, later with 20 mm cannons, in order to meet the Wehrmacht’s demand. The new modification became known as the Sd.Kfz 251/21 and went into production in 1944.

By the time the Sd.Kfz. 251/21 entered service, troops more widely used it as a support vehicle in the late stages of the war, with the vehicle performing well in this role. Nonetheless, over 380 units of the Sd.Kfz. 251/21 were produced until the end of the war, many of which through conversion of older modifications.

Стеклотекстолит в броне: дёшево и сердито

Модификации

Для обозначения модификаций германской бронетехники используется термин Ausführung – модель, после которого следует буквенное обозначение версии. Первый вариант бронетранспортера Ausf.A легко отличить по дополнительным смотровым приборам, расположенным на верхней части корпуса боевого отделения. Антенна и фара «Нотек» располагались на крыле машины.

На последующей модели Ausf.В число смотровых приборов сократилось, они остались только у водителя и радиста. Антенна перенесена на верхний лист, в район рабочего места радиста. Фара «Нотек» получила кронштейн, установленный на верхнем боковом листе моторного отделения машины.

Выпуск новой версии С, отличающейся конструкцией лобовой части корпуса, начался в 1940 году. Причем в этот момент к выпуску подключились несколько новых предприятий (как минимум, Schichau и M.N.H).

https://www.youtube.com/watch?v=8xG1cVB6OY4

Но параллельно шел выпуск машин и предыдущих версий, который завершился только в середине следующего года. Для бронетранспортеров версии С характерным внешним признаком является глухой плоский лобовой лист моторного отсека и броневые кожухи каналов выброса горячего воздуха, расположенные по бокам от капота. Последняя модификация Ausf.D начала производиться с осени 1943 года.

Машина отличается расширенным корпусом (только сварной конструкции) с плоским наклонным кормовым листом. Новый корпус Sd.Kfz.251состоял из меньшего числа деталей и был проще в изготовлении, что позволило нарастить производство. Всего было собрано более 10,6 тыс. экземпляров Ausf.D, для сравнения – общий объем предыдущих модификаций бронетранспортера составил 4,65 тыс. машин.

На основе базовых модификаций выпускалось 23 версии машины Sd.Kfz.251. Причем некоторые версии могли использовать по несколько шасси, а некоторые монтировались на базе только поздней модификации бронетранспортера Ausf.D.

Серийные варианты:

  • 251/1, стандартный вариант для перевозки 10 пехотинцев, вооружен одним или двумя пулеметами MG34 или 42, оснащенными броневым щитком;
  • 251/2, версия, предназначенная для установки 8-см миномета и перевозивший боекомплект на 66 выстрелов;
  • 251/3, бронетранспортер, оборудованный дополнительными радиостанциями (машина связи);
  • 251/4, вариант использовался для перевозки полевых гаубиц, расчета и небольшого запаса снарядов;
  • 251/5, ранний саперный вариант машины;
  • 251/6, бронетранспортер, приспособленный для эксплуатации в роли командного пункта крупных армейских частей;
  • 251/7, поздний саперный вариант, дополненный штурмовыми мостами по бортам корпуса;
  • 251/8, санитарная машина, отличалась окраской с красным крестом;
  • 251/9, штурмовой вариант с короткоствольным 75 мм орудием KwK 37 или К51 (аналог применявшегося на ранних PanzerIV);
  • 251/10, версия с усиленным вооружением (противотанковая 37 мм пушка Pak 36 с укороченным по высоте штатным щитомили противотанковое ружье PzB 39);
  • 251/11, укладчик телефонного кабеля;
  • 251/12, версия командной машины для артиллерийских частей;
  • 253/13 и 251/14, редкие варианты, предназначенные для ведения звуковой разведки;
  • 251/15, версия разведывательной светометрической машины;
  • 251/16, на бронетранспортере дополнительно установлены два огнемета, резервуар для смеси и мотопомпа;
  • 251/17, смонтирован 20 мм зенитный комплекс Flak 38, отличается конструкцией бортов корпуса;
  • 251/18, связная и наблюдательная бронемашина;
  • 251/19, передвижной пункт телефонной связи;
  • 251/20, бронетранспортер с установкой инфракрасного прожектора для подсветки целей;
  • 251/21, зенитный вариант машины с установкой трех пушек MG151 (со стволами калибром 15 или 20 мм);
  • 251/22, самоходная установка с противотанковым орудием Pak40;
  • 251/23, вариант с установкой поворотной башни Hangelaffete 38 со спаркой из пушки MG151 и пулемета MG42.

Кроме перечисленных выше бронетранспортеров Sd.Kfz.251, встречались фронтовые кустарные конструкции, изготовленные в единичных экземплярах.

General info

Survivability and armour

Armourfront / side / back

Hull14 / 8 / 8

Turret14 / 14 / 0

Crew4 people

Visibility88 %

Describe armour protection. Note the most well protected and key weak areas. Appreciate the layout of modules as well as the number and location of crew members. Is the level of armour protection sufficient, is the placement of modules helpful for survival in combat? If necessary use a visual template to indicate the most secure and weak zones of the armour.

Armour type:

Armour Front (Slope angle) Sides Rear Roof
Hull 14.5 mm (6°) Engine compartment 14.5 mm (30°) Driver cabin 8 mm (41°) Lower glacis ___ mm Top ___ mm Bottom ___ mm ___ — ___ mm
Turret ___ — ___ mm Turret front ___ mm Gun mantlet ___ — ___ mm ___ — ___ mm ___ — ___ mm
Cupola ___ mm ___ mm ___ mm ___ mm

Notes:

Mobility

Speedforward / back

AB57 / 12 km/h

RB and SB53 / 11 km/h

Number of gears8 forward

2 back

Weight8.0 t

Engine power

AB191 hp

RB and SB100 hp

Power-to-weight ratio

AB23.9 hp/t

RB and SB12.5 hp/t

Game Mode Max Speed (km/h) Weight (tons) Engine power (horsepower) Power-to-weight ratio (hp/ton)
Forward Reverse Stock Upgraded Stock Upgraded
Arcade 57 12 8 142 191 17.75 23.88
Realistic 53 11 88 100 11 12.5

Modifications and economy

Repair costBasic → Reference

AB1 150 → 1 422

RB1 510 → 1 867

SB2 280 → 2 820

Total cost of modifications13 960

33 100

Talisman cost860

Crew training16 000

Experts55 000

Aces270

Research Aces250 000

Reward for battleAB / RB / SB

60 / 90 / 130 %

130 / 130 / 130 %

Modifications

Mobility Protection Firepower

Tracks

Research:
690

Cost:
1 600

80

Suspension

Research:
620

Cost:
1 500

80

Brake System

Research:
620

Cost:
1 500

80

Filters

Research:
1 200

Cost:
2 800

150

Transmission

Research:
1 500

Cost:
3 600

180

Engine

Research:
1 500

Cost:
3 600

180

Parts

Research:
690

Cost:
1 600

80

FPE

Research:
620

Cost:
1 500

80

Crew Replenishment

Research:
1 200

Cost:
2 800

150

Horizontal Drive

Research:
690

Cost:
1 600

80

15mm_ger_he_ammo_pack

Research:
690

Cost:
1 600

80

Adjustment of Fire

Research:
620

Cost:
1 500

80

15mm_ger_ap_ammo_pack

Research:
620

Cost:
1 500

80

Elevation Mechanism

Research:
1 200

Cost:
2 800

150

15mm_ger_apcr_ammo_pack

Research:
1 500

Cost:
3 600

180

Meillerwagen


В походном положении ракета транспортировалась хвостом вперед

По мере создания баллистической ракеты Фау-2 в высшем немецком командовании велись ожесточенные споры о том как эти ракеты применять: со стационарных или мобильных пусковых установок. Первоначально выбор был сделан в пользу стационарных, однако время показало ошибочность решения. Интенсивные бомбардировки союзников не дали завершить строительство капитальных стартовых столов, и немцы перешли на развертывание ракет с мобильных позиций.

В результате для запуска Фау-2 был разработан мобильный пусковой установщик — Meillerwagen. Он представлял собой 14-метровый прицеп в основе которого находилась трубчатая рама, а поверх нее располагался лафет для ракеты Фау-2. В передней части прицепа (относительно носа ракеты), находилась поворотная двухосная тележка с одинарными колесами с независимыми подвесками на поперечных рычагах и рессорах. Сзади располагалась ось с двухскатной ошиновкой, на полуэллиптических продольных рессорах. В основании рамы находился механизм подъема лафета в вертикальное положение. Он состоял из двух телескопических гидроцилиндров, гидронасоса, бензинового двигателя Volkswagen мощностью 14 л.с. и маслобака на 70 л. Все его компоненты (за исключением мотора) и прицеп в целом были производства фирмы Meiller-Kipper GmbH. Кстати компания существует и по сей день и занимается производством высококачественных самосвальных кузовов и прицепов.


Эскиз прицепа Meillerwagen

Сценарий использования Meillerwagen был следующий. Мобильный стартовый комплекс в составе командирского полугусеничного тягача Sd.Kfz.7, бронетранспортера охраны Sd.Kfz.251, топливозаправщиков Opel-Blitz T-Stoffwagen и тягача Hanomag SS-100 (или иного) с прицепом Meillerwagen с ракетой Фау-2, выдвигались к месту пуска. Там в течение 110 минут происходил монтаж ракеты на стартовый стол, ее заправка, подготовка к старту и пуск. Затем комплекс полным составом покидал место старта.

Возможностей Hanomag SS-100 хватало, чтобы буксировать прицеп с ракетой, общей массой 15476 кг с максимальной скоростью в 45 км/ч. Всего же было выпущено около 200 установщиков Meillerwagen. Сколько было произведено тягачей Hanomag SS-100, достоверно не известно, но счет идет на сотни единиц. После войны тягач в модернизированном виде выпускался вплоть до 1951 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector