Танки первой мировой войны

Советы по уходу

Хромовые сапоги, как и любая другая обувь, требуют определенного ухода:

  1. После каждого использования их рекомендовано мыть теплой водой с моющим средством. Чтобы в процессе они не промокли насквозь, лучше пользоваться губкой из поролона.
  2. При наличии пятен их нужно протереть составом из пищевой соды.
  3. После всех очищающих процедур обувь вытирают чистым и мягким кусочком ветоши. Для того чтобы избежать протеканий, скопления влаги устраняют при помощи ватных дисков.
  4. Начищают изделия глицерином или обувной косметикой. Блеск им придают с помощью бархотки со скипидаром. После сапоги тщательно полируют.
  5. Обувь просушивают около батареи, плиты или на солнце. Нельзя ставить ее вплотную к радиатору. Кроме того, лучше заполнить внутреннее пространство бумагой или надеть сапог на колодку.

Сапог надевают на руку, укрепив в области носка, затем его помещают на колено, а другой ладонью начинают обрабатывать. К вычищенной поверхности нельзя прикасаться, так как она должна блестеть

Особое внимание уделяется передней части обуви

В качестве парадных офицерских моделей хромовые сапоги не имеют себе равных. Они качественно выделаны, очень комфортные в носке, гибкие и вместе с тем прочные. Особого внимания заслуживает и внешний вид обуви – в ней любой представитель военной профессии выглядит достойно.

Танки 1965–1985 гг.

К 1960-м гг. стало ясно, что массовое применение ядерного оружия приведет человечество к гибели. США и СССР стали рассматривать ядерное оружие как средство взаимного «сдерживания», не исключая и возможности применения точечных ядерных ударов в локальных военных конфликтах. Война во Вьетнаме (1965–1975) и другие локальные войны показали, что надо уделять больше внимания «обычным» вооружениям. Основные боевые танки (ОБТ) оставались главным оружием сухопутных войск, и в их развитие вкладывали много сил и средств.

Калибр танковых пушек рос, снаряды становились все тяжелее, и работа заряжающего (член танкового экипажа, который закладывает снаряд в казенник пушки) становилась непосильной. Человек быстро уставал, и скорострельность танковой пушки падала. Кроме того, рабочее место заряжающего требовало объема 2 м3 , и, сократив этот объем, танк можно было сделать компактнее и легче. Попытки автоматизировать заряжание танковой пушки начались сразу после Второй мировой войны. Но первый серийный танк с автоматом заряжания (АЗ) – советский Т-64 – появился лишь в 1969 г., за ним последовал Т-72. А вот за границей к АЗ отнеслись скептически, и даже сейчас пушки большинства западных танков заряжаются вручную. Одна из причин – автоматика сложна, дорога и может отказать. Кроме того, без заряжающего членам экипажа втроем (командир танка, наводчик пушки и механик-водитель) трудно справиться с техобслуживанием боевой машины.

Т-64. 1969 г.

Т-72. 1973 г.

С ростом мощности традиционного для танков дизеля проявлялся общий недостаток поршневых двигателей – непропорционально большой рост массы. Поэтому в 1976 г. в СССР был создан танк Т-80 с газотурбинным двигателем (ГТД), подобный тем, которые использовались на вертолетах. При небольшой массе он имел высокую мощность, а также легко запускался в мороз, а его ресурс (время работы двигателя до ремонта) был в 2–3 раза больше, чем у танковых дизелей. Но у ГТД есть недостаток – большой расход топлива, поэтому, кроме Т-80 и американского М1 «Абрамс», современные танки все же имеют дизельные двигатели.

«Чифтен». Великобритания. 1965 г

Главным средством поражения танков были кумулятивные и бронебойные снаряды. Пушки становились мощнее, броню приходилось делать все толще, в результате танки становились все тяжелее. Выход был найден в замене монолитной брони на броню комбинированную (многослойную). В пространстве между двумя слоями брони размещался наполнитель – стеклотекстолит (стекловолокно, залитое пластиком), резина, бетон, стекло, керамика. Первым серийным танком с комбинированной броней стал все тот же Т-64. Западные конструкторы ответили появлением брони «Чобхэм» с наполнителем из керамики и нейлона. Первым новую защиту получил британский танк «Чифтен». А вот немецкий «Леопард-1» (1965 г.), один из самых удачных танков второй половины XX в., имел традиционную литую броню. «Обычную» броню могли дополнять комплексы активной защиты (КАЗ). Первым серийным КАЗ стал советский «Дрозд» (1963 г.). Он состоял из радиолокатора, вычислителя и пусковых установок неуправляемых ракет с осколочными боевыми частями (БЧ).

«Леопард-1». Германия. 1965 г.

М1 «Абрамс» – единственный современный зарубежный танк с ГТД. США, 1980 г.

Успехи противотанковых управляемых ракет (ПТУР) побудили конструкторов оснастить ими танки. Однако попытка замены снаряда на ракету не удалась – стрельба традиционной пушки была намного дешевле. Ракетный танк ИТ-1 (истребитель танков), созданный на базе Т-62 и не имевший пушки, оказался единственным в мире и продержался на вооружении недолго.

Выходом стало создание управляемого снаряда для гладкоствольной танковой пушки. В 1976 г. в СССР был принят на вооружение танковый снаряд 9М112 «Кобра» (не путать с ПТУР того же имени). Он был активно-реактивным (выбрасывался из пушки пороховым зарядом, затем запускался твердотопливный ракетный двигатель) и наводился по радиокомандам. Пушка все того же танка Т-64 могла стрелять и обычными, и управляемыми снарядами, используя дорогой управляемый боеприпас только по важным целям.

Т-80. СССР. 1976 г.

Легкий танк «Renault» FT-17 (Франция)

Легкий танк «Renault» FT-17

В июле 1916 г. главному идеологу французского танкостроения, полковнику Ж.-Б. Этьену, удалось убедить известного промышленника и конструктора Луи Рено взяться за проектирование легкого танка непосредственного сопровождения пехоты, который должен был стать отличным дополнением к средним танкам. Этьен пообещал Рено заказ на 150 машин, и тот принялся за дело.

Взяв за основу командирскую модель танка «Schneider» СА 2, который был разработан одноименной фирмой, но в серию не пошел, Рено быстро изготовил образец легкой боевой машины, в котором предусматривался экипаж из двух человек и пулеметное вооружение. Прошедшие весной 1917 г. испытания завершились успешно, и первоначальный заказ был увеличен до 1000 танков. Одновременно было принято решение поставить на часть из них вместо пулемета 37-мм пушку. Вскоре заказ вырос до 3500 машин. С таким крупным заказом одна фирма «Renault» справиться в установленные сроки не могла, поэтому к строительству танков пришлось подключить ряд других французских компаний. А США взялись изготовить у себя еще 1200 танков.

С марта 1918 г. новые танки, получившие официальное обозначение «легкий танк «Renault” FT модель 1917 г.» (в обиходе его сократили до более краткого FT-17), начали поступать в войска. Несомненно, это была одна из самых выдающихся конструкций в истории танкостроения, на многие годы определившая направление его развития. Компоновка, впервые примененная на танке «Renault» (двигатель, трансмиссия, ведущее колесо — сзади, отделение управления — спереди, а боевое отделение с размещением вооружения во вращающейся башне — в центре), до сих пор остается классической, и подавляющее большинство танков, выпущенных в мире с тех пор, выполнено именно по такой схеме.

Весной 1918 г. танки «Renault» FT-17 впервые были использованы в сражении — это был бой за лес Рец во время германского наступления на реке Энн

«Renault» FT-17 оказался не только новаторской, но и очень дешевой машиной, простой и надежной в производстве и обслуживании. Благодаря низкому удельному давлению на грунт он обладал хорошей проходимостью, однако скорость и запас хода, как и у предшественников, были невелики, из-за чего на поле боя танки чаще всего доставлялись на грузовиках. Для повышения проходимости через рвы и траншеи они оборудовались специальными съемными «хвостами».

«Renault» FT-17 выпускался в четырех вариантах: пулеметном, пушечном, командирском (с неподвижной прямоугольной рубкой, где находились радиостанция и три человека экипажа) и, наконец, огневой поддержки с 75-мм орудием, установленным в открытой спереди и сзади рубке и стрелявшим назад. Впрочем, последние в боях поучаствовать не успели.

Сверху на башнях танков «Renault» устанавливались командирские башенки, что также представляло собой новинку для того времени

Всего же до конца войны было построено 3177 танков «Renault» FT-17, что сделало их самой массовой машиной Первой мировой войны. За относительно короткий период — с 31 мая по 11 ноября 1918 г. — «Renault» FT-17 имели 3292 встречи с противником, в ходе которых 440 машин было потеряно.

Естественно, такая хорошая для своего времени боевая машина не могла не привлечь внимания военных всего мира. Первой иностранной армией, принявшей на вооружение танки FT-17 и успевшей испытать их в боях Первой мировой, стала американская — она получила 514 танков французского производства. Позднее, уже после окончания войны, «Renault» FT-17 был закуплен 20 странами, в том числе Бельгией, Бразилией, Канадой, Китаем, Японией, Испанией, Голландией, Польшей и Чехословакией.

Поделиться ссылкой

Форма ВМФ: обзор повседневной и парадной форменной одежды моряков

Чудеса оружейного дела: ракета в кармане

РАБСТВО. В ЧЁМ ПРИЧИНА? НОВЫЙ МИРОВОЙ ПОРЯДОК АКЦИОНЕРОВ ФРС

История создания Ил-38

Конец 50-х – начало 60-х годов XX века характеризуется новым витком напряжённости между США и СССР. Основной причиной этому явилась революция на Кубе, превратившейся из фактического сателлита США в союзника СССР. В этой связи руководство Советского Союза осознавало возросшую роль ВМФ в возможном будущем конфликте, особенно подводных лодок. В этой связи родилась идея создания противолодочного самолёта, который смог бы минимизировать риски со стороны подводных лодок противника и позволить очистить от них, например, целый район. Итогом всех этих соображений стало постановление Совета Министров СССР, изданное летом 1960 года, поручавшее опытно-конструкторскому бюро Ильюшина разработать противолодочный самолёт, который мог бы применяться в различных климатических условиях (как в условиях Севера, так и в тропическом климате).

Первоначально перед ОКБ Ильюшина встала задача определить базовую модель для будущего противолодочного самолёта. После рассмотрения нескольких вариантов было принято решение взять за основу пассажирский самолёт Ил-18. Данный самолёт обладал необходимыми аэродинамическими характеристиками, а также имел весьма подходящую компоновку. В ходе разработки было также решено отказаться от оборонительного вооружения, которым до этого в обязательном порядке вооружались противолодочные и противокорабельные самолёты. В опытно-конструкторском бюро это было мотивировано тем, что кормовая турельная пушечная установка при массе в 1-1,5 тонны существенно увеличить взлётную массу самолёта, что повлияет на его маневренность и необходимую длину взлётно-посадочной полосы.

Хотя Ил-38 и позаимствовал основные элементы конструкции от Ил-18, но в ходе разработок машина подверглась ряду серьёзных изменений:

  • крыло самолёта было перемещено на три метра вперёд, а также существенно изменено конструктивное наполнение самолёта;
  • для увеличения максимальной дальности полёта в фюзеляже Ил-38 расположили дополнительный топливный бак;
  • в фюзеляже самолёта было выделено два специальных помещения для торпед и бомб, а также для буев;
  • многие системы самолёта были кардинально переработаны. Также это касается и внутренней «начинки» самолёта: установлена специальная радиоэлектронная аппаратура и бортовые системы.

Период государственных испытаний Ил-38 начался летом 1965 года и продолжался почти 6 месяцев. После того как самолёт выдержал эти испытания, он был принят на вооружение Военно-морского флота. Серийное производство Ил-38 продолжалось пять лет – с 1967 по 1972 год. За этот период было выпущено 65 самолётов, что примерно в 4 раза меньше заявленной, на тот момент, потребности в них.

С самого начала эксплуатации Ил-38 вскрылся целый ряд его недостатков и проблем. Так, отказ поисково-прицельного комплекса самолёта, как правило, происходил уже примерно через два часа использования. Брак некоторых элементов оборудования (в частности, радиогидробуёв) также не способствовал надёжности самолёта. В итоге был сделан вывод, что боевая эффективность Ил-38 находится на очень низком уровне, ввиду чего уже в 1969 году было решено продолжать работы по его улучшению.

Первоначально для модернизации самолёта планировалась почти полная замена его бортового оборудования. Так, например, планировалось заменить прицельно-поисковой комплекс «Беркут-38» на более надёжный и точный «Коршун-М», устанавливавшийся на другом противолодочном самолёте — Ту-142М. Кроме этого, предусматривалось установить новый магнитометр, усовершенствованное радионавигационное оборудование, а также инфразвуковые буи, которые должны были иметь намного большую чувствительность.

Однако весь этот план развалился по причине полнейшей несовместимости комплекса «Коршун-М» с вычислительной системой «Пламя-264». Таким образом, стало ясно, что для проведения всего объема улучшений необходима и полная замена бортового электронного оборудования Ил-38, что в конечном итоге привело бы к растянувшимся на долгие годы работам. В конце концов, на самолёте был заменен лишь магнитометр.

Также в конце 80-х годов начались работы над современным противолодочным комплексом «Новелла», установка которого предполагалась именно на Ил-38. Однако после развала Советского Союза, из-за тяжёлой экономической ситуации, комплекс «Новелла» оказался никому не нужным в России. Впрочем он вызвал интерес в Индии, где новым комплексом были оснащены шесть противолодочных самолётов Ил-38 получивших обозначение SD — Sea Dragon. Лишь в 2010-х годах данный комплекс был использован и в России. Всего по состоянию на конец ноября 2020 года «Новеллой» было оснащено семь Ил-38, находящихся в составе российского Военно-морского флота.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ВОЙНА. МОЗГИ, ПРОМЫТЫ КУЛЬТОМ БОГАТСТВА

Stielhandgranate M-24 «Колотушка» — граната Второй Мировой войны: история создания, конструкция и ТТХ, модификации гранаты, преимущества и недостатки, варианты использования

Эволюция и будущее

Фото Ил-38

17-я моторизованная дивизия СС «Гётц фон Берлихинген»

Данная дивизия СС была названа в честь героя Крестьянской войны в Германии (1524-1526), имперского рыцаря Георга (Гёца, Гётца) фон Берлихингена (1480-1562), борца с сепаратизмом германских князей за единство Германии, предводителя отряда восставших крестьян и героя драмы Иоганна Вольфганга фон Гёте «Гётц фон Берлихинген с железной рукой» (рыцарь Гётц, потерявший руку в одном из сражений, приказал изготовить себе вместо нее железный протез, которым владел не хуже, чем иные – рукой из плоти и крови). Эмблемой дивизии служила сжатая в кулак железная рука Гётца фон Берлихингена (пересекающая щит-тарч справа налево и снизу вверх по диагонали).

Интересные факты

Название машины «танк» родилось в период первой мировой войны в результате скрытной работы над машиной. Для повышения секретности на производстве распространялись слухи, что завод собирает большую ёмкость для нагревания воды, по-английски «танк» – бочка. После выхода бронированной машины на поле боя название её так и осталось неизменным – танк.

Примечательно, что на вождение танка или гусеничного бронетранспортёра требуется специальный документ, в котором танк приравнивается к трактору.

Танковые войска имеют славную историю. Их много раз реорганизовывали, переименовывали, меняли тактику и стратегию ведения сражений. Но через все годы и испытания танкисты пронесли любовь к своим машинам и беспримерное мужество. Ведь если в танк попадает снаряд, бронебойный или кумулятивный, то, как правило, погибает сразу весь экипаж. Ибо от поражающих элементов снаряда, осколков брони, высокой температуры в тесном танке не спрятаться. В связи с этим танкисты в экипаже всегда воспринимали друг друга как братьев, семью. Они вместе сражались и вместе погибали.

Вечная память и слава героям-танкистам, защищавшим нашу Родину в Великой Отечественной войне и других локальных конфликтах по всему миру!

5 2 votes

Рейтинг статьи

Photos

Глава Банка России Эльвира Набиуллина: россиянам кажется, что цены в стране сильно растут…

Бой на Сомме. Первое применение танков

24 июня 1916 г. началась грандиозная битва на Сомме между армиями Германии, с одной стороны, и Британским экспедиционным корпусом и французскими дивизиями, с другой. Британский командующий Дуглас Хэйг планировал одним ударом покончить с немцами. Англичане и французы собрали огромное количество артиллерии. Подготовка была устрашающей: сотни орудий стреляли целую неделю. После того как артиллеристы отрапортовали, что израсходовано 3 миллиона снарядов, в бой пошла пехота… и снова увязла в плотной обороне немцев. Тогда было принято решение бросить в бой новое секретное средство.

Сэр Дуглас Хэйг — командующий британской армией во время сражения на Сомме летом-осенью 1916 г. Это первый в истории главнокомандующий, применивший танки в сражении

«Марк» I — первый в истории танк, реально применявшийся в бою

10 сентября 1916 г. в условиях чрезвычайной секретности на передовую было доставлено 49 британских танков «Марк» I. Правда, в бой смогли пойти только 32 из них, остальные застряли в грязи или просто поломались. Более того, уже в ходе самой атаки 5 машин увязли в болоте, а еще у девяти отказали различные механизмы. До германских окопов добралось только 18 из первоначальных 49 машин. Поначалу это казалось полным провалом.

Однако результат превзошел все ожидания. Германская пехота, до этого отличавшаяся стойкостью и мужеством, запаниковала. 28-тонные британские «чудовища», казалось, не обращали ни малейшего внимания на немецкие пулеметы, заливавшие их огнем. Танки останавливались над немецкими траншеями, обстреливали их из пушек и пулеметов и двигались дальше. «Против нас воюет сам дьявол!» — докладывали германские офицеры в свои штабы.

Чтобы уберечь слабобронированный верх своих танков от немецких гранат, англичане оборудовали его двускатными сетчатыми конструкциями. Благодаря им гранаты скатывались вниз и взрывались на земле, не причинив танку какого-либо вреда

Литература

  • Белянская О. Часть 4. 2000—2010 гг. Отдел № 0514 // 40 лет на страже отечества и мира. Книга очерков / Под ред. Споршева Г. М. — Юбилейное подарочное издание. — Нижний Новгород: ОАО «ЦНИИ „Буревестник“», 2010. — С. 85, 87, 103. — 106 с.
  • Авторский коллектив под руководством Панова В. В. 3 Центральный научно-исследовательский институт Министерства обороны Российской Федерации. Исторический очерк. 3 апреля 1947—2007 / Под ред. Константинова Е. И. — М., 2007. — 400 с. — 1000 экз.
  • За победу! // Газета открытого акционерного общества «Уральский завод транспортного машиностроения». — Екатеринбург, 2014. — Вып. 5332. — № 3.
  • Трембач Е. И., Есин К. П., Рябец А. Ф., Беликов Б. Н. Часть III. ЦКБ «Титан» на рубеже 21-го века // «Титан» на Волге. От артиллерии к космическим стартам / Под общей редакцией Шурыгина В. А. — Волгоград: Страница-2, 2000. — С. 105. — 1000 экз.
  • Ильин В. Нижний Тагил: Смотр оборонных технологий // Техника и вооружение: вчера, сегодня завтра. — М.: Техинформ, 2001. — № 10. — С. 43.
  • Foss J. C. Jane’s Armour and Artillery 2001—2002. — Jane’s Information Group, Inc., 2001. — 938 p. — ISBN 9780710623096.

Карпенко А. В. «Оружие России». Современные самоходные артиллерийские орудия. — СПб.: Бастион, 2009. — С. 54. — 64 с.

Т-28

Презентации из категории

«12 Злых вихрей»

производство

Авиация России

28 сентября 1961 года состоялся первый полёт первого опытного дальнего противолодочного самолёта Ил-38. Командовал экипажем заслуженный лётчик-испытатель СССР, дважды Герой Советского Союза Владимир Константинович Коккинаки.

Разработка самолёта началась в ответ на угрозу развертывания потенциальным противником в мировом океане атомных подводных лодок, несущих на борту баллистические ракеты с ядерными боезарядами.

18 июня 1960 года Совет Министров СССР принял постановление о разработке на базе пассажирского Ил-18 самолёта противолодочной обороны дальнего действия Ил-38 с радиогидроаккустической системой «Беркут».

Первый полёт первого опытного Ил-38 состоялся 28 сентября 1961 года, на полгода раньше срока, предписанного правительственным постановлением.

9 апреля 1963 года под управлением ведущего лётчика-испытателя Александра Михайловича Тюрюмина начался заводской этап государственных испытаний на базе Феодосийского филиала ГК НИИ ВВС – аэродроме Кировское.

«Разработка самолёта Ил-38 с автоматизированной системой «Беркут» с применением цифровой вычислительной машины явилась первым опытом работы нашей промышленности по создания авиационных противолодочных комплексов, значительно повышающих эффективность отечественной противолодочной авиации по борьбе с подводными лодками-ракетоносцами», — отмечалось в акте госиспытаний самолёта.

В декабре 1967 года был построен первый серийный Ил-38, с марта 1968 года началось освоение машины в войсках – первые Ил-38 поступили в 24-й отдельный противолодочный авиаполк дальнего действия Северного флота, базирующийся на аэродроме Кипелово в Вологодской области. Командовал полком подполковник Виктор Потапов, в 1988-1994 гг. – командующий авиацией ВМФ, генерал-полковник авиации. Предполагается, что один из модернизируемых в настоящее время самолётов Ил-38Н будет назван его именем.

17 января 1969 года Ил-38 был официально принят на вооружение авиации ВМФ.

Самолёты Ил-38 производились до 1972 года. Всего было выпущено 65 бортов для ВМФ СССР и ВМС Индии. Первый самолёт для индийских ВМС был передан 24 августа 1977 года.

https://www.youtube.com/watch?v=m7gxdYzZnV4

В 2012-2015 гг. ОАО «Авиационный комплекс им. С.В.

Ильюшина» выполнило государственный контракт на ремонт и серийную модернизацию первой партии противолодочных самолётов Ил-38 Морской авиации Военно-морского флота России до уровня Ил-38Н.

Всего по условиям контракта было модернизировано пять самолётов. С Министерством обороны Российской Федерации заключен новый контракт на модернизацию очередной партии противолодочных Ил-38.

Модернизация заключается в установке на самолёты новой поисково-прицельной системы «Новелла-П-38», что значительно расширило объём решаемых самолётами задач и их боевые возможности.

(3

Французские танки

Придуманный Уэллсом термин «сухопутный броненосец» оказался популярным не только в Великобритании. Его использовал, в частности, полковник Жан Батист Эжен Этьен (Jean Baptiste Eugene Estienne), направив в конце 1915 года генералу Жоффру, главнокомандующему французской армии, предложение о создании новой боевой машины, предназначенной для прорыва вражеской обороны. Эта инициатива получила полное одобрение.

Следует отметить, что во Франции хорошо знали о том, что в Англии планируют использовать гусеничные трактора Холта в военных целях. Эжен Брилье, главный конструктор компании Schneider-Creusot, сам наблюдал за испытаниями этих машин в начале 1915 года. После возвращения во Францию он приступил к разработке бронированной модификации одного из таких тракторов – малогабаритного Baby Holt. Но полковник Этьен полагал, что следует использовать более длинное шасси, и его мнение в конечном счете возобладало.

Первый французский танк получил название Char d’Assault-1 (CA-1), что можно перевести как «штурмовая колесница». Спроектировали его всего за два дня: 20 декабря 1915 года Этьен побеседовал с Брилье, а 22 декабря чертежи уже были готовы.

Французский танк Schneider CA-1.

При взгляде на CA-1 хорошо заметно, что он во многом похож на «маленького Вилли». Это вполне естественно, если учесть, что использовано одно и то же гусеничное шасси. Но если англичане затем отказались от него, то французы подвергли эту исходную основу сравнительно небольшим изменениям. Причин этого было две:

  1. Французским конструкторам приходилось «догонять» — работы в Британии начались намного раньше. Времени на переделку шасси просто не было.
  2. Полковник Этьен рассматривал новую машину прежде всего как мобильный носитель артиллерийского орудия, а не средство буквального «продавливания» оборонительных линий.

Получившийся в результате CA-1 оказался, пожалуй, самым неудачным из всех танков Первой Мировой войны. Размещение пушки в передней лобовой части, причем даже не по центру, а с правой стороны, резко огранило угол обстрела. Это обозначало, что в ходе боя танк придется то и дело поворачивать всем корпусом в сторону цели. Носовой выступ, предназначенный для прорыва проволочных заграждений, оказался слишком тяжелым, машина «клевала носом» при движении.

В дальнейшем танк, созданный компанией Schneider, попытались улучшить. Были разработаны модификации, получившие название CA-2 (облегченная машина с 47-мм орудием) и CA-3 (вариант с усиленным бронированием и более мощным двигателем), но успеха добиться не удалось – исходный проект оказался тупиковым.

Восстановленный французский танк «Сен-Шамон».

Как и CA-1, «Сен-Шамон» представляет собой скорее самоходную артиллерийскую установку, чем танк. Правда, орудие на сей раз установили по оси машины, что всё же несколько лучше.

Проходимость и маневренность «Сен-Шамона» были не на высоте. Танк оказался слишком тяжелым для своего двигателя и непомерно длинным. Последнее во многом было связано с размещением в задней части машины дублирующего поста управления. В ходе «доводки» конструкцию танка пришлось упростить, заменив поворотные башенки командира и водителя на обычные бронеколпаки. Кроме того, были сняты экраны, защищавшие ходовую часть.

В итоге и CA-1, и «Сен-Шамон» оказались явно хуже своих английских «собратьев». Но полковнику Этьену всё же удалось взять реванш – ведь именно он стал инициатором создания лучшего и самого перспективного танка Первой Мировой войны – Renault FT-17.

Впервые Этьен повстречался с Луи Рено еще до того, как обратился к услугам компании Schneider. Но в декабре 1915 года этот предприниматель отказался участвовать в создании танков, сославшись на полное отсутствие какого-либо опыта этой сфере. Но в июле 1916-го Этьен всё же смог переубедить Рено. На этот раз речь шла о создании несколько иной машины, а именно простого по конструкции лёгкого танка, на который можно было бы поставить обычный автомобильный двигатель.

В качестве исходной «базы» был использован CA-2, разработанный ранее инженерами компании Schneider, однако конструкцию все же пришлось в значительной степени переделать. Автором проекта новой боевой машины стал Родольф Эрнст-Мецмаир, однако в работах, особенно на начальном этапе, активно принимал участие и сам Луи Рено. Результатом этих усилий стал первый в мире танк классической компоновки.

Пулеметный вариант французского легкого танка Renault FT-17.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector