Межконтинентальная баллистическая ракета

Лучшие МБР мира

Межконтинентальные баллистические установки разделяют по нескольким важным для успешного поражения цели параметрам:

  1. Лучшая из мобильных установок – «Тополь М». Страна – Россия, запущена в 1994 г., твердотопливная, моноблочная.
  2. Самая перспективная для дальнейшей модернизации – Ярс РС-24. Страна – Россия, запущена в 2007 г., твердотопливная.
  3. Самая мощная МБР – «Сатана». Страна — СССР, запущена в 1970 г., двухступенчатая, твердотопливная.
  4. Лучшая из дальнобойных — БРПЛ Trident II D5. Страна – США, запущена в 1987 г., трехступенчатая.
  5. Самая скоростная – «Минитмен LGM-30G». Страна – США, запущена в 1966 г.

Межконтинентальная баллистическая ракета «Сатана»

«Воевода» межконтинентальная баллистическая ракета это самая мощная ядерная установка из существующих в мире. На Западе, в странах НАТО ее называют «Сатана». На вооружении в России состоит две технической модификации данной ракеты. Последняя из разработок может вести боевые действия (поражение заданной цели) при всех возможных условиях, в т. ч. при условии ядерного взрыва (или неоднократных взрывов).

МБР, что же это означает в плане общих характеристик. Например, то что «Воевода» превосходит по мощности запущенный недавно Американский «Минитмен»:

  • 200 м – погрешность попадания;
  • 500 кв. км – радиус поражения;
  • не инфицируется радарами из-за созданных при полете «ложных целей»;
  • в мире не имеется ПРО способного разрушить ядерную головку ракеты.

Межконтинентальная баллистическая ракета «Булава»

«Булава» МБР это последняя разработка российских ученых и инженеров. В технических характеристиках указано:

  • твердотопливная (применяется топливо 5-го поколения);
  • трехступенчатая;
  • астрорадиоинерциальная система управления;
  • запуск с подлодок, «на ходу»;
  • радиус воздействия 8 тыс. км;
  • вес при старте 36,8 т;
  • выдерживает попадание любого лазерного оружия;
  • испытания не окончены;
  • остальные технические характеристики засекречены.

Межконтинентальные ракеты мира

От того как летит межконтинентальная баллистическая ракета (амплитуда движения) зависят скоростные и ударные показатели. Помимо России и США существует еще несколько мировых держав, на вооружении которых стоят МБР, это Франция и Китай:

  1. Китай (DF-5A) – дальность полета 13 000 км, двухступенчатая, жидкотопливная.
  2. Китай (DF-31A) – дальность полета 11 200 км, твердотопливная, трехступенчатая.
  3. Франция (М51) – дальность полета 10 000 км, твердотопливная, запуск с подлодок.

Военная политика любого государства базируется на охране государственных границ, государственного суверенитета и национальной безопасности. Поэтому стоит задать вопрос: МБР — что это может означать для действенной охраны границ РФ? Российская военная доктрина предполагает право на ответную реакцию при применении в отношении ее агрессии. В связи с этим находящиеся на вооружении баллистические ракеты являются самым действующим средством сдерживание зарубежной агрессии.

MBR и GPT . Основные вопросы.

Показатели

Точность стрельбы МБР (круговое вероятное отклонение, КВО) является очень важной характеристикой, так как повышение точности в 2 раза позволяет использовать в 5 раз менее мощный боезаряд. Точность ограничивается точностью навигационной системы и имеющейся геофизической информацией. Многие правительственные программы, такие как GPS, ГЛОНАСС, спутники дистанционного зондирования Земли, используются в том числе для повышения точности навигационной информации

Самые точные баллистические ракеты имеют КВО менее 100 метров, даже при межконтинентальной дальности

Многие правительственные программы, такие как GPS, ГЛОНАСС, спутники дистанционного зондирования Земли, используются в том числе для повышения точности навигационной информации. Самые точные баллистические ракеты имеют КВО менее 100 метров, даже при межконтинентальной дальности.

Максимальная дальность полёта МБР 16 тыс. км, обеспечивая практически глобальную досягаемость для ракетного удара вне зависимости от расположения пусковой установки. Стартовая масса — 16—200 т, полезная нагрузка — до 10 тонн, апогей траектории — до 1000 км.

Спуск к цели происходит на скорости более 6 км/сек. Полетное время МБР наземного базирования от России до США лежит в диапазоне 25-30 мин. Для ракет подводного базирования полетное время может быть значительно меньше: до 12 мин.

Орбитальные ракеты (Р-36орб) имеют неограниченную дальность, но они сняты с вооружения по договору ОСВ-2.

Запуск ракеты «Днепр»

Эволюция и будущее

Апулия

Преимущества и недостатки

Эксплуатация

Самолёт после каждого вылета (и, соответственно, посадки на воду) требовал просушки — техники в водозащитном обмундировании выталкивали самолёт на сушу, где на побережье разводились костры, которыми прогревали песок, мешками с которым обкладывали корпус самолёта. Для просушки корпуса требовалось несколько часов, после чего самолёт был готов к вылету.

Рекорды
  • Экипаж военных летчиц (командир старший лейтенант Полина Осипенко, старший лейтенант Вера Ломако и штурман-радист лейтенант Марина Раскова на самолёте МП-1 в 1938 году совершили рекордный беспосадочный перелёт по маршруту Севастополь—Киев—Новгород—Архангельск протяженностью 2 416 км.
  • Самолёт авиалинии Одесса – Батуми совершил аварийную посадку в акватории Чёрного моря, где в течение девяти суток дрейфовал в штормовых условиях.

Об истории модели

В модельном ряде завода ЗИЛ-130 пришёл на смену ЗИЛ-164. 164-й ЗИЛ, глубокая модернизация ЗИС-150, запущенный в серию в 1957 году, получился лишь «временным решением». Народное хозяйство нуждалось в качественно новой грузовой машине. При смене основной модели место под капотом рядный шестицилиндровый двигатель ЗИС-120 уступил новому V-образному восьмицилиндровому мотору.

От опытных образцов до конвейера 130-й прошёл путь длиной в шесть лет. Грузовик по тем временам получился действительно новаторским, непохожим на предшественников, и, кстати, с невиданным для советского водителя уровнем комфорта. Рулевое управление было оборудовано гидроусилителем, а пятиступенчатая коробка передач оснащалась синхронизаторами всех, кроме первой, передач. Автомобиль спокойно трогался со второй, а первая ступень была нужна, фактически, лишь для бездорожья или очень крутых подъёмов.

Год 1962-й. Опытные образцы будущего бестселлера.

Внешний вид машины также получился чрезвычайно новаторским и смелым, обладающим яркой индивидуальностью, даже по международным меркам. Ещё одной особенностью нового массового ЗИЛовского грузовика стала расцветка – уже не тёмно-зелёная хаки (хотя выпускались и такие, конечно), а вполне «гражданская». Были разные варианты, но индивидуальной, «фирменной» расцветкой 130-х ЗИЛов стала небесно-голубая кабина с белым передком.

Нет сомнений в том, что в 1964 году в серийное производство была запущена качественно новая модель среднетоннажного грузовика, который по комплексу всех основных показателей находился в одном ряду с самыми современными, на тот момент, машинами европейских и американских фирм.

Автомобили ЗИЛ-130 первых годов выпуска (1964-1966 годов) оснащались одноимённым карбюраторным двигателем мощностью в 148 лошадиных сил, и изначально имели штатную грузоподъёмность 5 (впоследствии – 5,5 тонн) – для дорог с твёрдым покрытием, и 4 тонны – для грунта. Мотор имел заявленный рабочий ресурс в 135 тысяч километров до капитального ремонта.

После модернизации 1966-го года мощность двигателя достигла 150 лошадиных сил; его рабочий ресурс установлен в 200 тысяч километров пробега до капремонта. А грузоподъёмность машины была установлена в 5 тонн, вне зависимости от типа дорожного покрытия.

Модернизация 1976-го года довела грузоподъёмность базовой модели ЗИЛ-130 до шести тонн, а ресурс двигателя до капремонта – до 300 тысяч километров. Седельные тягачи, сделанные на базе ЗИЛ-130, использовались для буксирования прицепов общей массой 10,5 тонн (ЗИЛ-130В1); 12,4 тонн (ЗИЛ-130В1-66); 14,4 тонн (ЗИЛ-130В1-76). Вариант 1976-го года легко отличить по видоизмененной лицевой части (подфарники и передние фары поменялись местами). А в 1986-м году автомобиль получил другой производственный индекс – 431410, в соответствии с принятой в отрасли системой индексов.

80-е годы ХХ века. Шасси ЗИЛ-130 в цехе Завода имени Лихачёва.

В 1973 году государственная аттестационная комиссия приняла решение о присвоении марке ЗИЛ-130 Государственного Знака Качества СССР. Это было вполне закономерно, поскольку основная модель ЗИЛовского грузовика действительно регулярно получала множество благожелательных отзывов от предприятий и хозяйств, которые эксплуатировали эти грузовики.

На практических испытаниях ЗИЛ-130 показывал действительно впечатляющие результаты. И в большом пробеге по районам Крайнего Севера, и на масштабных ресурсных испытанияхв мае 1973 года на автополигоне НАМИ, когда дистанцию в 25 тысяч километров 130-е прошли за 12 дней, без единой поломки.

Юбилейный миллионный грузовик ЗИЛ-130 сошёл с конвейера лихачёвского завода в июне 1974 года, а в августе 1982 года был изготовлен двухмиллионный ЗИЛ-130. Интересно, что у обоих юбилейных 130-х был один и тот же «владелец».

Миллионный ярко-красный грузовик в торжественной обстановке преподнесли лучшему водителю Третьего автокомбината ГлавМосАвтотранса – Алексею Бесчастнову. А спустя годы, когда был собран двухмиллионный ЗИЛ-130, его вручили опять тому же самому водителю, не совершившему, кстати, за весь прошедший период на своём миллионном ЗИЛ-130 ни одной аварии, и оставшемуся в числе самых лучших водителей грузовиков в столице.

Кроме столичного предприятия, 130-е ЗИЛы выпускались, начиная с 70-х годов, также на Уральском автомоторном (г. Новоуральск Свердловской области) и Читинском автосборочном заводах.

Распространение

Первая в мире межконтинентальная баллистическая ракета Р-7 была успешно испытана в СССР 21 августа 1957 года, принята на вооружение в 1960 году. Американская межконтинентальная баллистическая ракета SM-65 Atlas была успешно испытана в 1958 году, принята на вооружение в 1959 году (на год раньше, чем Р-7). В настоящее время межконтинентальные баллистические ракеты имеются на вооружении России, США, Великобритании, Франции и Китая.

Израиль в вопросе наличия у него ракет межконтинентальной дальности придерживается той же политики, что и в вопросе обладания ядерным оружием — не подтверждает и не отрицает наличия таких ракет. Таким образом, Израиль извлекает из ситуации двойную выгоду: не присоединяясь к международному договору по контролю за распространением ракетных технологий и одновременно держа в напряжении страны региона относительно своих реальных возможностей. При этом, как российские источники, так и источники в других странах, учитывая наличие у этой страны отработанной трёхступенчатой твердотопливной космической ракеты-носителя Шавит, не сомневаются в возможностях Израиля по созданию МБР. Первые две ступени РН «Шавит» имеют «боевое» происхождение, в качестве таковых использованы ступени баллистической ракеты средней дальности . Достоверные данные о характеристиках ракеты , считающейся межконтинентальным боевым вариантом РН «Шавит», отсутствуют.

Ведут разработку своих МБР Индия, КНДР и Пакистан, причём:

  • Индия в апреле 2012 года успешно провела первое лётное испытание МБР типа Агни-V, её полномасштабное производство и принятие на вооружение были запланированы на 2014 год, а возможности небоевых индийских космических ракет-носителей (например, GSLV) давно превышают требуемые для МБР массо-энергетические характеристики;
  • Северокорейская МБР , начало работ над которой относят к 1987 году, считается рядом источников испытанной под видом космических ракет-носителей серии «Ынха».

Иран, по мнению некоторых обозревателей[каких?], при помощи программы освоения космоса разработает технологии, позволяющие создать собственную МБР. В частности, иранская космическая ракета-носитель Сафир-2 при запуске по суборбитальной траектории может доставить боезаряд на расстояние 4000-4500 км.

ЮАР для противостояния как странам советского блока, так и Запада в 1980-х годах разрабатывала МБР RSA-3 (при содействии Израиля), но отказалась от принятия её на вооружение после краха режима апартеида.

С какой скоростью летают ракеты?

Прежде, чем ответить на этот вопрос, давайте поймем в чем ее измеряют. Ракеты летают чертовски быстро и говорить о привычных км/ч или м/сек не приходится. Скорость многих современных летательных аппаратов измеряют в Махах.

Непривычная величина измерения скорости появилась не просто так. Название “число Маха” и обозначение “М” предложил в 1929 году Якоб Аккерет. Оно выражается как отношение скорости движения потока или тела к скорости распространения звука в среде, в которой происходит движение. Если учесть, что скорость распространения звуковой волны у поверхности земли примерно равна 331 м/сек (около 1200 км/ч), не трудно догадаться, что единицу можно получить только если поделить 331 на 331. То есть, скорость один Мах (М) у поверхности земли составляет примерно 1200 км/ч. С набором высоты скорость распространения звуковой волны падает из-за уменьшения плотности воздуха.

Таким образом, один Мах у поверхности земли и на высоте 20 000 метров отличается примерно на 10 процентов. Стало быть и скорость тела, которую оно должно развить, чтобы получить число Маха, уменьшается. Упрощенно среди обывателей принято называть число Маха скоростью звука. Если такое упрощение не применяется в точных расчетах, его вполне можно допустить и считать примерно равным величине у поверхности земли.

Ракеты могут запускаться с самолета.

Такую скорость не так легко представить, но крылатые ракеты могут летать на скорости до 5 Махов (примерно 7 000 км/ч в зависимости от высоты). Баллистические ракеты и вовсе способны развивать скорость до 23 Махов. Именно такую скорость на испытаниях показал ракетный комплекс Авангард. Получается, что на высоте 20 000 метров, это будет около 25 000 км/ч.

Конечно, такая скорость достигается на заключительной стадии полета при спуске, но представить, что рукотворный объект может перемещаться с такой скоростью, все равно сложно.

Как видим, ракеты перестали быть просто бомбой, которую кидают далеко вперед. Это настоящее произведение инженерного искусства. Вот только хотелось бы, чтобы эти разработки шли в мирное русло, а не предназначались для разрушения.

Стреловидное преимущество

Испытания МБР

Первая страна, приступившая к созданию баллистической ракеты, стала Немецкая Германия, но достоверных данных о возможно проведенных испытаниях не существует, работы были приостановлены на стадии разработки чертежей и создания эскизов. В дальнейшем испытания межконтинентальной баллистической ракеты проводились в следующем хронологическом порядке:

  1. США в 1948 г. произвели запуск прототипа МБА.
  2. СССР в 1957 г. произведен успешный запуск двухступенчатой ракеты «Семерка».
  3. США в 1958 г. была запущен «Атлас», в дальнейшем он стала первой в государстве МБР взятой на вооружение.
  4. СССР в 1962 г. произведен запуск ракеты из шахтной установки.
  5. США в 1962 г. прошли испытания, и была взята на вооружение первая ракета на твердом топливе.
  6. СССР в 1970 г. прошли испытания, и была принята на гос. вооружение ракета с тремя разделяющимися боевыми блоками.
  7. США с 1970 г. принят на гос. вооружение «Минитмен», единственный запускаемый с наземной базы.
  8. СССР в 1976 г. приняты на гос. вооружение первые ракеты мобильного запуска.
  9. СССР в 1976 г. приняты на вооружение первые ракеты, запускаемые с железнодорожных установок.
  10. СССР в 1988 г. прошла испытание, и принята на вооружение самая многотонная и мощная МБР в истории вооружения.
  11. Россия в 2009 г. произошел учебный запуск последней модификации МБР «Воевода».
  12. Индия в 2012 г. провела испытание МБР.
  13. Россия в 2013 г. проведен испытательный запуск нового прототипа МБР с мобильной установки для запуска.
  14. США в 2017 г. проведены испытание наземной «Минитмен 3».
  15. 2017 г. КНДР впервые испытала межконтинентальную баллистическую ракету.

Виды ракет России

Межконтинентальные баллистические ракеты

По типу размещения межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) делят на пускаемые:

  • из шахтных пусковых установок (ШПУ) — РС-18, PC-20;
  • с мобильных пусковых устройств на основе колесного шасси — «Тополь»;
  • с железнодорожных устройств — РТ-23УТТХ «Молодец»;
  • с морского / океанского дна — «Скиф»;
  • с подлодок — «Булава».

Межконтинентальная баллистическая ракета РС-20

Используемые сегодня ШПУ отлично защищают от поражающих факторов ядерного взрыва и довольно хорошо маскируют подготовку к пуску. Прочие способы размещения ракет гарантируют высокую мобильность и, соответственно, труднее обнаруживаются, но ограничивают армию и ВМФ в габаритах и массе МБР.

Крылатые ракеты высокой точности

Пять наигрознейших крылатых ракет отечественного производства:

  1. Семейство «Калибр». Преимущественно ими наносятся удары по живой силе и инфраструктуре боевиков «оппозиции» и откровенных террористов в Сирии. Разработка, стартовавшая в 1980-х годах на основе стратегической ядерной 3М10 и противокорабельной «Альфа», завершена в 1993 году. В НАТО кодифицируются как Sizzler. Дальность удара по морским объектам — до 350 км, по береговым — до 2600;
  2. Стратегическая ракета класса воздух-земля Х-101 (вариация с ядерной боеголовкой — Х-102). Спроектирована в КБ «Радуга» к 2013 году. Тоже применялась в Сирии по вышеуказанным целям. В основном входит в комплект вооружения бомбардировщиков Ту-22 и Ту-160. Точные параметры Х-101 скрыты от публики, но по неофициальным сведениям ее максимальная дальность — около 9 тыс. км;
  3. Противокорабельная П-270 «Москит» (в НАТО кодифицируется как SS-N-22 Sunburn). Создана в 1970-х в СССР. Может топить любые корабли водоизмещением до 20 тыс. тонн. Дальность — до 120 км по маловысотной и 250 км по высотной траектории. Для преодоления системы ПВО (ПРО) делает маневр «змейка»;
  4. Стратегическая авиационная Х-55, класса воздух-земля — для бомбардировщиков Ту-95 и Ту-160. Движется на дозвуковой скорости, огибая находящийся внизу ландшафт, чем сильно усложняет перехват. Мощность взрыва более чем в 20 раз превосходит показатель пресловутой Little Boy, сброшенной американцами в 1945-м на Хиросиму;
  5. П-700 «Гранит» — противокорабельная ракета большой дальности, для разгрома крупных корабельных и корабельно-авиационных группировок противника. Поражает объекты на дистанции до 550 км. Устройствами П-700 вооружен, среди прочих, тяжелый крейсер-авианосец «Адмирал Кузнецов».

Пуск противокорабельной ракеты П-700 «Гранит»

Противокорабельные ракеты

Помимо вышеупомянутых крылатых ПКР, нужно отметить ракету Х-35 вместе с РК «Уран», созданную в 1995 году госкомпанией «Звезда-стрела».

Х-35 способна топить корабли водоизмещением до 5 тыс. т. Благодаря компактным габаритам и небольшой массе используется в качестве вооружения кораблей любого класса, включая корветы и катера, а также вооружения различных летательных аппаратов, включая вертолеты и легкие истребители. Для пусков Х-35 созданы береговые РК «Бал».

Авиационные ракеты России

Особо грозное достояние российских ВВС — модернизированная вариация Р-37М «Стрела». Эта управляемая ракета типа воздух-воздух является № 1 в мире по дальности.

В НАТО она кодифицируется как AA-13 «Arrow».

Применяется в качестве вооружения:

  • тяжелых истребителей Су-27;
  • сверхманевренных истребителей Су-35;
  • истребителей-перехватчиков МиГ-31БМ.

Уникальными свойствами Р-37М являются динамическая неустойчивость и высочайшая маневренность. Они и позволяют ей, обойдя все вражеские противоракетные средства, поразить летучую цель, которая приблизилась к истребителю на 300 и менее километров.

По оценкам ряда военных экспертов, Р-37М и аналогичная китайская PL-15 способны с легкостью сбивать американские воздушные топливозаправщики, служащие для обеспечения беспосадочных полетов их стратегических бомбардировщиков, а также самолеты разведки, управления и радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Победы в сегодняшних войнах просто невозможны без перечисленных подсобных ЛА, при этом эффективность новейших ракет воздух-воздух России и КНР лишает США преимущества в воздухе.

Суперновое отечественное оружие класса воздух-поверхность — гиперзвуковая ракета Х-47М2 «Кинжал», предназначенная для разрушения наземных и наводных объектов. По информации авторитетных СМИ, РК «Кинжал» является авиационной модификацией семейства «Искандер». Дальность устройства с 500-кг боевой частью определяется свойствами бомбардировщика и составляет от 2 тыс. до 3 тыс. километров.

Самолет МиГ-31 с ракетой Х-47М2 «Кинжал»

МБР — что это такое?

Управляемая межконтинентальная баллистическая ракета имеет классность «земля-земля» и дальность полета более 5500 км. Ее оснащение – ядерные боевые части, которые предназначены для уничтожения исключительно важных, расположенных на других континентах стратегических объектов вероятного противника. Данный вид ракет по возможным способам базирования подразделяют на запускаемые с:

  • наземных станций — этот способ базирования в настоящее время считается устаревшим и не используется с 1960 г);
  • стационарной шахтной ракетной установки (ШПУ). Самый высокозащищенный стартовый комплекс от ядерного взрыва и иных поражающих факторов;
  • мобильных переносных, на базе колесного шасси установок. Этот и последующие базы являются самыми труднообнаружимыми, но имеющими размерные ограничения для самих ракет;
  • железнодорожных установок;
  • подлодок.

Qн = 0,01 x Hs x S x (1 + 0,01 x D)

Галерея

Лучшие МБР мира

Межконтинентальные баллистические установки разделяют по нескольким важным для успешного поражения цели параметрам:

  1. Лучшая из мобильных установок – «Тополь М». Страна – Россия, запущена в 1994 г., твердотопливная, моноблочная.
  2. Самая перспективная для дальнейшей модернизации – Ярс РС-24. Страна – Россия, запущена в 2007 г., твердотопливная.
  3. Самая мощная МБР – «Сатана». Страна — СССР, запущена в 1970 г., двухступенчатая, твердотопливная.
  4. Лучшая из дальнобойных — БРПЛ Trident II D5. Страна – США, запущена в 1987 г., трехступенчатая.
  5. Самая скоростная – «Минитмен LGM-30G». Страна – США, запущена в 1966 г.

Межконтинентальная баллистическая ракета «Сатана»

«Воевода» межконтинентальная баллистическая ракета это самая мощная ядерная установка из существующих в мире. На Западе, в странах НАТО ее называют «Сатана». На вооружении в России состоит две технической модификации данной ракеты. Последняя из разработок может вести боевые действия (поражение заданной цели) при всех возможных условиях, в т. ч. при условии ядерного взрыва (или неоднократных взрывов).

МБР, что же это означает в плане общих характеристик. Например, то что «Воевода» превосходит по мощности запущенный недавно Американский «Минитмен»:

  • 200 м – погрешность попадания;
  • 500 кв. км – радиус поражения;
  • не инфицируется радарами из-за созданных при полете «ложных целей»;
  • в мире не имеется ПРО способного разрушить ядерную головку ракеты.

Межконтинентальная баллистическая ракета «Булава»

«Булава» МБР это последняя разработка российских ученых и инженеров. В технических характеристиках указано:

  • твердотопливная (применяется топливо 5-го поколения);
  • трехступенчатая;
  • астрорадиоинерциальная система управления;
  • запуск с подлодок, «на ходу»;
  • радиус воздействия 8 тыс. км;
  • вес при старте 36,8 т;
  • выдерживает попадание любого лазерного оружия;
  • испытания не окончены;
  • остальные технические характеристики засекречены.

Межконтинентальные ракеты мира

От того как летит межконтинентальная баллистическая ракета (амплитуда движения) зависят скоростные и ударные показатели. Помимо России и США существует еще несколько мировых держав, на вооружении которых стоят МБР, это Франция и Китай:

  1. Китай (DF-5A) – дальность полета 13 000 км, двухступенчатая, жидкотопливная.
  2. Китай (DF-31A) – дальность полета 11 200 км, твердотопливная, трехступенчатая.
  3. Франция (М51) – дальность полета 10 000 км, твердотопливная, запуск с подлодок.

Военная политика любого государства базируется на охране государственных границ, государственного суверенитета и национальной безопасности. Поэтому стоит задать вопрос: МБР — что это может означать для действенной охраны границ РФ? Российская военная доктрина предполагает право на ответную реакцию при применении в отношении ее агрессии. В связи с этим находящиеся на вооружении баллистические ракеты являются самым действующим средством сдерживание зарубежной агрессии.

Принцип действия

Баллистические ракеты, как правило, запускают по траектории, близкой к оптимальной, учитывая меняющиеся с высотой плотность воздуха и силу земного притяжения. Обычно ракеты стартуют вертикально для более быстрого выхода из плотных слоёв атмосферы, так как на преодоление сопротивления воздуха расходуется до 17—20 % тяги двигателя. Получив после прохода тропосферы некоторую поступательную скорость в вертикальном направлении, ракета с помощью специального программного механизма, аппаратуры и органов управления постепенно из вертикального начинает переходить в наклонное положение в сторону цели.

К концу работы двигателя продольная ось ракеты приобретает угол наклона (тангажа), отвечающий наибольшей дальности её полёта, приблизительно 45°, который уменьшается с увеличением скорости ракеты, например при скорости в 7 км/с и дальности полёта несколько более 9000 км угол наклона составляет 26°, а скорость становится равной строго установленному значению, обеспечивающему эту дальность.

При полёте по оптимальной траектории при межконтинентальной дальности ракета поднимается на высоту до тысячи и более километров и при этом видна на радиолокаторах на очень большом расстоянии. Поэтому в реальных боевых условиях могут применяться более энергозатратные настильные траектории, высота апогея которых понижена до десятков километров[источник не указан 18 дней].

После прекращения работы двигателя весь дальнейший свой полёт ракета совершает по инерции, описывая в общем случае почти строго эллиптическую траекторию. На вершине траектории скорость полёта ракеты принимает наименьшее своё значение. Апогей траектории баллистических ракет обычно находится на высоте нескольких сотен километров от поверхности земли, где из-за малой плотности атмосферы практически полностью отсутствует сопротивление воздуха.

На нисходящем участке траектории скорость полёта ракеты за счёт потери высоты постепенно увеличивается. При дальнейшем снижении в плотные слои атмосферы ракета проходит с огромными скоростями. При этом происходит сильный разогрев обшивки баллистической ракеты, и если не будут приняты необходимые предохранительные меры, то может произойти её разрушение.

См. также

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector