Международное агентство по атомной энергии

Содержание

Мохаммед аль-Барадеи

В настоящее время организацию возглавляет Мохаммед аль-Барадеи (Mohamed ElBaradei) — профессиональный дипломат из Египта. Аль-Барадеи заступил на этот пост в и был переизбран дважды — в и .

США определённое время выступали категорически против переизбрания Мохаммеда аль-Барадеи на ещё один срок в 2005.

При этом США ссылались на так называемое «Женевское правило» — договорённость 14 крупнейших стран-доноров о том, что одно лицо не может возглавлять международные организации более двух сроков. Сам же аль-Барадеи пользовался поддержкой подавляющего большинства членов Совета управляющих МАГАТЭ, в том числе России.

По всей видимости, подлинной причиной того, что США выступали против переизбрания аль-Барадеи, является конфликт между ним и американским руководством в отношении ядерных программ Ирака и Ирана (более подробно см. Мохаммед аль-Барадеи).

Тем не менее 9 июня 2005 государственный департамент США объявил, что будет голосовать за избрание Мохаммеда аль-Барадеи. По-видимому, США не смогли набрать необходимое для его смещения количество голосов стран — членов Совета управляющих МАГАТЭ, и аль-Барадеи оказался единственным кандидатом, выдвинутым в установленные регламентом сроки.

Типы

МАГАТЭ: ликвидация аварии в Чернобыле

В апреле 1986 года в СССР случилось чрезвычайное происшествие – прогремел взрыв на АЭС в Чернобыле. МАГАТЭ как международная организация не могла остаться в стороне.

Ее усилиями собирались финансовые и материальные средства, которые направлялись в Советский Союз для устранения последствий страшной катастрофы. Сотрудники МАГАТЭ проводили всевозможные экспертизы по выявлению причин взрыва на электростанции. На сегодняшний день Чернобыль остается в зоне внимания МАГАТЭ. Регулярно проводятся экспедиции в аварийное место, где эксперты проверяют состояние саркофага, который был сооружен на месте аварии в 1986 году.

Чернобыльская катастрофа послужила причиной разработки рекомендаций на случай техногенных происшествий.

Проблемы организации

Агентство время от времени подвергается критике. Объектом нападок становится устаревшая структура МАГАТЭ, не способная в полной мере обеспечить контроль за безопасностью эксплуатации ядерной энергии. Несмотря на расширение организации, в ней не были в полной мере проведены работы по реструктуризации и реорганизации, из-за чего МАГАТЭ оказывается неспособна проводить требуемое количество проверок и инспекций.

Другая причина, по которой часто критикуют агентство — появление ядерного оружия у Индии, Пакистана, Южноафриканской Республики и Израиля. Нужно заметить, что подобные обвинения часто политически ангажированы. Несмотря на критику, следует признать, что МАГАТЭ удалось добиться крупных успехов в своей сфере.

Именно эта организация разработала ряд необходимых норм по эксплуатации объектов, а её многочисленные инспекции позволяют предотвращать крупные техногенные катастрофы. Являясь структурным подразделением ООН, организация не страдает от нехватки бюджета, а потому может ответственно подходить к решению вопросов атомной энергетики.

Автор статьи:
Никифоров Владислав

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ, WHO)

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ, англ. World Health Organization, WHO) – ООН, состоящее из 194 государств-членов, основная функция которого лежит в решении международных проблем здравоохранения населения Земли. Она была основана в 1948 году со штаб-квартирой в Женеве в Швейцарии.

В специализированную группу ООН, кроме ВОЗ, входят ЮНЕСКО (Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры), Международная организация труда (МОТ), ЮНИСЕФ (Фонд помощи детям).

Страна-член ООН становится членом ВОЗ, приняв Устав. Страна не член ООН принимается в члены ВОЗ простым большинством голосов Генеральной ассамблеи здравоохранения. Территории, не правомочные выступать субъектами международных отношений, могут быть приняты в ВОЗ в качестве ассоциативных членов на основании заявлений, сделанных от их имени членом ВОЗ или другим полномочным органом, ответственным за международные отношения этих территорий.

Задачи ВОЗ:

  • предоставление международных рекомендаций в области здравоохранения;
  • установление стандартов здравоохранения;
  • сотрудничество с правительствами стран в области усиления национальных программ здравоохранения;
  • разработка и передача соответствующих технологий, информации и стандартов здравоохранения.

Сферы деятельности ВОЗ:

  • укрепление и совершенствование национальных служб здравоохранения;
  • предупреждение неинфекционных и инфекционных заболеваний и борьба с ними;
  • охрана и оздоровление окружающей среды;
  • охрана здоровья матери и ребёнка;
  • подготовка медицинских кадров;
  • развитие медико-биологических исследований;
  • санитарная статистика.

 Сайт: http://www.who.int/ru/

Ссылки

Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швеция, Эстония.

Стр.722, Международное право: Учебник/ответственный редактор Ю.М.Колосов, Э.С.Кривчикова – 2-е изд., переработанное и дополненное – М.: Международные отношения, Юрайт- Издат., 2007, 816с.

Стр.722, Международное право: Учебник/ответственный редактор Ю.М.Колосов, Э.С.Кривчикова – 2-е изд., переработанное и дополненное – М.: Международные отношения, Юрайт- Издат., 2007, 816с.

Стр.722, Международное право: Учебник/ответственный редактор Ю.М.Колосов, Э.С.Кривчикова – 2-е изд., переработанное и дополненное – М.: Международные отношения, Юрайт- Издат., 2007, 816с.

ec.europa.eu/programmes/horizon2020/en/official documents

ec.europa.eu/energy/en/topics/nuclear-energy

Новым председателем Комиссии был избран заместитель Министра энергетики Республики Беларусь М.И.Михадюк. Данное решение вступило в действие с 1 января 2015 года.

Участники: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан, Украина.

1. Экспертная группа по координации выполнения Рамочной Программы в области мирного использования атомной энергии на период до 2020 года.

2. Методологическое обеспечение реализации проектов в рамках деятельности Комиссии

4. Гармонизация нормативной правовой и нормативно-технической базы в области мирного использования атомной энергии государств — участников СНГ. Рабочая группа в настоящее время разрабатывает две концепции: Концепцию комплекса соглашений и других нормативных актов, устанавливающих требования к контролю поставок продукции для атомных отраслей государств-участников СНГ и Концепцию создания межгосударственного интеграционного центра по сбору, анализу информации и методическому обеспечению вопросов нормативного правового и нормативно-технического регулирования в области мирного использования атомной энергии.

5. Адаптация и внедрение в странах СНГ международных стандартов в области применения промышленных радиационных технологий и обеспечения радиационной безопасности.

6. Создание системы управления интеллектуальной собственностью в области мирного использования атомной энергии с целью формирования и эффективного использования интеллектуального капитала государств – участников СНГ.

Генеральные директора МАГАТЭ

Со дня основания организации по 1961 год руководителем МАГАТЭ являлся американец Стерлинг Коул. После него на пост генерального секретаря Агентства поднимались два шведа – Сигвард Эклунд (1961-1981 годы) и Ханс Бликс (1981-1997 годы).

Пожалуй, самой заметной фигурой на посту генсека был четвертый по счету руководитель – египтянин Мохаммед эль-Барадеи, который работал с 1997 по 2009 годы. Время его работы запомнилось конфликтом с США по вопросу наличия ядерного оружия у Саддама Хусейна в Ираке. Как показала история, Агентство было право. А в 2005 году МАГАТЭ и эль-Барадеи получили Нобелевскую премию мира за деятельность по недопущению распространения использования ядерной энергии в военных целях.

Нынешним генеральным секретарем МАГАТЭ является японец Юкия Амано, избранный 1 декабря 2009 года.

Эль Барадеи и Юкия Амано на вручении Нобелевской премии мира

Международная комиссия по радиационной защите (МКРЗ, ICRP)

За первые попытки применения рентгеновских лучей и радиоактивности на практике человечество заплатило высокую цену. Уже через год после открытия рентгеновских лучей появились сообщения о лучевых ожогах у исследователей, работавших на первых рентгеновских установках. Но сначала на это не обращали внимания.

К 1923 году было зарегистрировано уже сто двадцать случаев гибели рентгенологов в результате лучевого поражения. В 1928 году был создан Международный комитет по защите от рентгеновских лучей и радия. В 1950 году комитет переименован в Международную комиссию по радиационной защите (МКРЗ; англ. – Interrnational Commission on Radiological Protection, ICRP).

Международная комиссия по радиологической защите (МКРЗ) cостоит из Главной Комиссии и пяти Комитетов по следующим направлениям:

  • радиационная защита;
  • дозы радиационного воздействия;
  • защита в медицине;
  • применение рекомендаций МКРЗ;
  • защита окружающей среды.

Все комитеты обслуживаются небольшим научным секретариатом.

В состав Главной Комиссии входят 12 членов и председатель Комиссии. Комитеты состоят из 15-20 членов. МКРЗ является независимой международной организацией с более чем двумястами волонтеров из тридцати стран. Это ведущие ученые и политики в области радиационной защиты. МКРЗ финансируется за счет текущих взносов организаций, заинтересованных в радиологической защите.

Международная комиссия по радиологической защите разработала международную систему радиационной защиты, которая используется во всём мире в качестве общей основы для радиологических стандартов защиты, законодательства, принципов, программ и практики. МКРЗ, в соответствии со своей конституцией, при подготовке рекомендаций руководствуется основными принципами применения соответствующих мер радиационной защиты, оставляя национальным организациям по радиационной защите ответственность за формулирование специальных рекомендаций, законодательных и нормативных актов, отвечающих потребностям каждой страны

Несмотря на то, что МКРЗ не имеет формального права навязывать свои предложения кому-либо, практическое законодательство в большинстве стран в основном следует ее рекомендациям.

Основные задачи:

  • подготовка рекомендаций по нормированию и научному сопровождению мер радиационной защиты;
  • работа по предотвращению рака и других заболеваний и последствий, связанных с ионизирующим излучением;
  • защита окружающей среды.

 Сайт: http://www.icrp.org/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector