Конституционный суд рф: назначение, функции и полномочия
Содержание:
- ТОП лучших многолетних пряных трав для открытого грунта
- О Конституционном суде РФ
- Гибискус после цветения
- Полномочия
- Конституционный суд Российской Федерации и ЕСПЧ
- Система заземления TT
- Экспериментальные учения с БМПТ «Терминатор-2» пройдут в июне в Чебаркуле
- АЕК-971, или Основной конкурент АК-12
- Интересные факты
- Структура
- Переезд из Москвы в Санкт-Петербург
- Состав
- Принципы работы
- Переезд из Москвы в Санкт-Петербург
- Принципы деятельности
- Функции КС РФ
- Можно ли вырастит культуру из черешка?
- Состав Конституционного суда России
- История появления
- Состав Конституционного суда России
- Полномочия Конституционного суда Российской Федерации
ТОП лучших многолетних пряных трав для открытого грунта
О Конституционном суде РФ
Фасад здания Конституционного суда РФ в Санкт-Петербурге.
В Конституционный суд РФ состав входит 19 представителей Фемиды. Кандидатов на эти должности представляет Президент страны. Вопрос о назначении и утверждении рассматривается Советом Федерации.
Законодательством допускается, что рассматриваемый судебный орган может осуществлять свои функции при наличии неполного состава. Но при этом обязательно должно быть не менее 13 судей. Продолжительность полномочий органа не ограничена.
Функции Конституционного суда РФ
Функции Конституционного суда РФ весьма специфичны, но отвечают его названию. В частности, он рассматривает соответствие Основному закону страны следующих актов:
- Принятых или рассматриваемых для принятия высшим органом законодательной власти федеральных законов;
- Выданных правительством и субъектами страны, Советом Федерации;
- Выданных указов и распоряжений Президента.
Все эти акты не должны противоречить Конституции страны. В противном случае орган имеет право признать их незаконными.
Полномочия Конституционного суда РФ
Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного суда РФ определяются Конституцией РФ.
Полномочия конституционного суда РФ также рассматривает соответствие Основному закону положений:
- Договоров, которые приняты между органами власти страны, в том числе и с субъектами РФ;
- Международных соглашений, действие которых еще не вступило в законную силу.
Инициировать рассмотрение этих вопросов может:
- Президент, направив соответствующее заявление;
- Совет Федерации при условии, что обращение согласовано не меньше, чем с 20% его членов;
- Высший законодательный орган при условии, что обращение согласовано не меньше, чем с 20% его депутатов;
- Правительством страны;
- Верховным судом.
Другие полномочия рассматриваемого органа:
- Ведение споров, предметом которых является компетенция государственных органов, как федерального, так и регионального уровня. Обязательное условие – такая компетенция установлена положениями Конституции, разрешить спор другими способами невозможно;
- Интерпретация, разъяснение положений Основного закона;
- Установление правильности применения конкретного закона в соответствии с конституционными нормами. Инициируется заявлениями и жалобами граждан, чьи права и свободы нарушены;
- Определение конституционности закона, который применяется судом при рассмотрении конкретного спора.
Также Конституционный суд рассматривает соответствие действующему законодательству порядок предъявления Президенту страны обвинений о совершении тяжелого преступления. Например, это касается тех случаев, когда руководитель государства обвиняется в государственной измене.
Гибискус после цветения
Когда период цветения у гибискуса окончен, его следует подготовить к зимнему периоду.
Практически все его гибриды устойчивы к зимам, но все-таки дополнительное утепление ему не помешает:
- Куст обрезается до уровня поверхности, обильно поливается и окучивается землей. Для надежности укрывают опилками или опавшими листьями.
- Если же предусматривается холодная зима, то рекомендовано выкопать куст, поместить его в специальный контейнер или горшок, припрятывая в прохладное помещение или погреб до весны.
- Еще один вариант надежного утепления при холодной зиме — укрытие гибискуса хвойными ветками, которые накапливают на себе снег, предотвращая перегрев и опрелости. Если вы решили оставить куст на улице, то следует его обрезать, связать ветки и укутать дерюжным мешком. Теперь укладываем ветки в три слоя друг на друга. Но при таком способе, в укрытии могут завестись мыши. Чтобы избежать этого — поставьте мышеловки или посыпьте отравленную пшеницу вокруг растения.
Полномочия
Некоторые полномочия Конституционного Суда перечислены в Конституции России . Конституционный суд объявляет законы, президентские и правительственные указы и законы субъектов Федерации неконституционными, если считает, что они противоречат Конституции (т.е. нарушают определенные права и свободы граждан, перечисленные в Конституции и защищаемые ею). В таких случаях этот конкретный закон становится не имеющим исковой силы, и государственные органы не могут его применять. Кроме того , перед тем, как международный договор будет ратифицирован Государственной Думой , то конституционность договора может наблюдаться Конституционным Судом. Конституционный суд не вправе судить о конституционности законов по собственной инициативе; Закон может быть внесен в Конституционный Суд Президентом России , Правительством России , Государственной Думой , Советом Федерации России , одной пятой депутатов Государственной Думы или Совета Федерации, Верховным Судом Российской Федерации. Федерация , Высший Арбитражный Суд Российской Федерации или законодательный орган субъекта Федерации . Любой федеральный суд может потребовать от Конституционного суда судить о конституционности закона, если закон подлежит применению в деле, и судья федерального суда сомневается в том, противоречит ли закон Конституции. Также любой частный гражданин может подать в Конституционный суд иск, оспаривающий конституционность того или иного закона, если этот закон был применен в конкретном случае и, таким образом, нарушил права этого гражданина.
Еще одно полномочие Конституционного суда — разрешать споры, касающиеся компетенции государственных органов. Всякий раз , когда президент России будет привлечен к ответственности , Конституционный Суд оказывает резолюцию о соблюдении надлежащих порядка обвинительного заключения.
Конституционный суд Российской Федерации и ЕСПЧ
ЕСПЧ не рассматривает жалобу в Конституционный суд Российской Федерации как эффективное средство правовой защиты. Поэтому перед подачей жалобы в ЕСПЧ заявитель может не обращаться в Конституционный суд Российской Федерации. Вместе с тем наличие поданной жалобы в ЕСПЧ не лишает заявителя права обраться с жалобой по тому же вопросу в Конституционный суд Российской Федерации.
Вместе с тем в 2000-е годы обозначились ситуации, когда решение ЕСПЧ по делу заявителя противоречит решению Конституционного суда Российской Федерации, вынесенному по тому же делу того же заявителя.
12 апреля 2011 года ЕСПЧ вынес решение по делу «Республиканская партия России против России», в котором раскритиковал позицию Конституционного суда Российской Федерации по тому же делу (Постановление Конституционного суда Российской Федерации № 1-П от 1 февраля 2005 года). Раскритикованная ЕСПЧ позиция Конституционного суда Российской Федерации была следующей:
В этом же решении ЕСПЧ фактически не согласился с позицией Конституционного суда Российской Федерации (Постановление № 11-П от 16 января 2007 года) о том, что федеральный законодатель вправе установить требования к численности партии и ее региональных отделений. В итоге решение ЕСПЧ было исполнено — Республиканская партия России была зарегистрирована, а минимальная численность членов, необходимых для регистрации партии в 2012 году законодательно снижена с 50 тыс. до 500 человек.
Вторым делом, где разошлись позиции Конституционного суда Российской Федерации и ЕСПЧ стало дело Константина Маркина. Конституционный суд Российской Федерации в Определении от 15 января 2009 года указал, что отсутствие у военнослужащих-мужчин права отпуска по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста (при наличии такого права у женщин) не нарушает положения Конституции России о равенстве вне зависимости от пола. ЕСПЧ признал это положение дискриминационным и присудил Маркину компенсацию в 200 евро (увеличена Большой палатой ЕСПЧ до 6150 евро).
Система заземления TT
Система ТТ — это система, в которой нейтраль источника питания глухо заземлена, а открытые проводящие части электроустановки заземлены при помощи заземляющего устройства, электрически независимого от глухозаземленной нейтрали источника.
Система заземления TT схема:
В соответствии с пунктом 1.7.59. ПУЭ питание электроустановок по системе ТТ, допускается только в тех случаях, когда условия электробезопасности в системе TN не могут быть обеспечены. Кроме того в таких электроустановках должно быть выполнено автоматическое отключение питания с обязательным применением УЗО. При этом должно быть соблюдено условие:
Rа Iа ≤ 50 В
где Iа — ток срабатывания защитного устройства; Ra — суммарное сопротивление заземлителя и заземляющего проводника, при применении УЗО для защиты нескольких электроприемников — заземляющего проводника наиболее удаленного электроприемника.
Экспериментальные учения с БМПТ «Терминатор-2» пройдут в июне в Чебаркуле
АЕК-971, или Основной конкурент АК-12
Сегодня у нового образца автомата Калашникова появился серьезный конкурент. Конструкторы из Коврова использовали принципиально новую схему, которая значительно уменьшает отдачу от оружия. Стрельба, благородя меньшей отдаче, более плавная, однако вес несколько больше, нежели у АК-12. Но если сравнивать в целом, то кучность стрельбы двух моделей практически одинакова. Хотя мощность АК несколько большая. Нельзя не заметить, что АЕК-971 имеет такое существенное преимущество, как новый режим стрельбы – короткими очередями. Но и у АК-12 такая возможность присутствует, тем не менее есть некоторые отличия. Однако как с одной стороны, так и с другой говорится о том, что хорошо бы было принять на вооружение оба образца и опытным путем определить, какой лучше в реальных боевых условиях. В любом случае новейшее военное оружие России будет поставлено на вооружение в 2015 году наряду с комплектом «Ратник».
Интересные факты
- Решение Конституционного суда Российской Федерации (определение или постановление) по той или иной норме закона обычно является окончательной трактовкой. В дальнейшем, если на эту норму права поступают новые жалобы, то Конституционный суд Российской Федерации отказывается их принимать к рассмотрению со ссылкой на ранее вынесенное определение или постановление. Однако, иногда суд идет навстречу заявителям и может в порядке исключения вновь рассмотреть уже проверенную ранее норму закона. Например, в 2015 году Конституционный суд Российской Федерации принял к рассмотрению жалобу С. В. Махина на статью 237 УПК РФ, указав следующее: «поставленный заявителем вопрос ранее уже затрагивался в жалобах, направляемых в Конституционный Суд Российской Федерации, по которым принимались решения, однако в связи с продолжающимся поступлением обращений о нарушении конституционных прав граждан указанными нормами, а также учитывая сложившуюся практику их применения Конституционный Суд Российской Федерации полагает возможным вернуться к вопросу об их конституционности и принять жалобу С. В. Махина к рассмотрению». По жалобе С. В. Махина Конституционным Судом Российской Федерации была дана новая трактовка указанной нормы, а также признано, что судебные решения по его делу подлежат пересмотру.
- Только за один день 19 ноября 2015 года Конституционный суд Российской Федерации вынес 186 решений. При этом за весь ноябрь 2015 года судом вынесено 192 решения (6 из них датированы 5 ноября, а остальные 186 — 19 ноября).
Структура
Главой Конституционного суда Российской Федерации является председатель.
В соответствии со статьей 23 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ
(ред. от 25.12.2012) «О Конституционном Суде Российской Федерации»:
- Председатель Конституционного суда Российской Федерации назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда Российской Федерации.
- Председатель Конституционного суда Российской Федерации имеет двух заместителей, которые назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации сроком на шесть лет из числа судей Конституционного суда Российской Федерации.
- Председатель и заместители председателя Конституционного суда Российской Федерации по истечении срока их полномочий могут быть назначены на должность на новый срок.
Штатная численность на 2016 год составляет 233 ед.
Переезд из Москвы в Санкт-Петербург
Бывшее место пребывания Конституционного Суда, сейчас — представительство в Москве
Настоящее место пребывания Конституционного Суда — Санкт-Петербург, здание, где ранее находились Сенат и Синод (почтовая марка 2011 год.)
С предложением о переносе Суда из Москвы в Санкт-Петербург выступил в октябре 2005 года Председатель Совета Федерации Сергей Миронов.
23 декабря 2007 года был издан Указ Президента Российской Федерации «О месте постоянного пребывания Конституционного суда Российской Федерации», которым устанавливалось, что переезд Суда должен быть осуществлён в сроки с 1 февраля по 20 мая 2008 года.
Суд разместился в здании Сената.
Состав
Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей, один из которых является председателем (в настоящее время — Валерий Зорькин ), а другой — заместителем председателя. Председатель отвечает за распределение дел между палатами, обладает значительными полномочиями в вопросах назначения и дает первоначальные рекомендации в отношении дисциплинарных мер, в частности, увольнения.
Судьи назначаются Президентом и назначаются Советом Федерации на 12 лет. Для того , чтобы стать судьей Конституционного суда человек должен стать гражданином в России , по крайней мере 40 — летнего возраста, имеют юридическое образование, служили в качестве адвоката в течение по крайней мере 15 лет и иметь «признал высокую квалификацию» (цитата из Закон о Конституционном суде) в законе.
Конституционный суд состоит из двух палат с 10 и 9 судьями соответственно. Председатель председательствует в одной из палат, а заместитель председателя — в другой палате. Конституционность законов, споры о компетенции государственных органов, импичмент президенту России и предложения Конституционного Суда по законодательству должны рассматриваться на пленарном заседании. Конституционный Суд также может по своему усмотрению выносить на пленарные заседания любой другой вопрос.
Принципы работы
Решения Конституционного суда окончательны и обжалования не подлежат.
Конституционный суд декларирует следующие принципы своей работы:
- Независимость. Судьи КС РФ независимы, при рассмотрении дел они руководствуются только положениями основного закона страны и нормами законодательства.
- Коллегиальность. Все решения принимаются судом только в коллегиальном порядке.
- Гласность. Рассмотрение дел является открытыми.
- Устность судебных разбирательств.
- Непрерывность судебных заседаний. Рассмотрение отдельных дел в суде происходит непрерывно, исключая время, необходимое для подготовки участников, изучения материалов или отдыха судей.
- Состязательность сторон. Все участники процессов имеют равные права по отстаиванию своих позиций.
Решения суда вступают в силу сразу после их оглашения.
Переезд из Москвы в Санкт-Петербург
Бывшее место пребывания Конституционного Суда, сейчас — представительство в Москве
Настоящее место пребывания Конституционного Суда — Санкт-Петербург, здание, где ранее находились Сенат и Синод (почтовая марка 2011 год.)
С предложением о переносе Суда из Москвы в Санкт-Петербург выступил в октябре 2005 года Председатель Совета Федерации Сергей Миронов.
23 декабря 2007 года был издан Указ Президента Российской Федерации «О месте постоянного пребывания Конституционного суда Российской Федерации», которым устанавливалось, что переезд Суда должен быть осуществлён в сроки с 1 февраля по 20 мая 2008 года.
Суд разместился в здании Сената.
Принципы деятельности
Работа КС осуществляется только с учетом некоторых важнейших принципов, которые нельзя нарушать по каким-либо причинам. К этим принципам относится:
- Независимость. Во время принятия решения судьи КС должны учитывать исключительно собственные полномочиями, которыми они наделены соответствующими нормативными актами. Они не имеют право представлять интересы государственных органов, общественных объединений, партий, движений, а также государственных, общественных или частных предприятий. Судьи не могут представлять интересы граждан или компаний, социальных групп или наций. Каждое решение выражает правовую позицию судей на основании требований Конституции, поэтому они не имеют право учитывать собственное мнение, политические пристрастии или вероисповедание. Не допускается какое-либо воздействие на свободу волеизъявления. Судьи не могут пользоваться чужими указаниями, а также вмешательство в их деятельность приводит к привлечению к уголовной ответственности.
- Коллегиальность. Решение по любому делу, которое рассматривается судьями КС, принимается исключительно коллегиально. Для этого привлекается несколько судей, участвующих в изучении и рассмотрении материалов дела во время проведения судебных заседаний. Для принятия решения требуется не меньше 2/3 судей от общего количества, если осуществляется пленарное заседание. Если же проводится заседание палаты, то требуется присутствие как минимум ¾ от общего состава. Во время расчета кворума не учитываются судьи, которые были отстранены от рассмотрения материалов дела или судьи, у которых по разным причинам приостановлены полномочия.
- Гласность. Все дела, рассматриваемые КС, рассматриваются исключительно открыто. Поэтому любой человек имеет право присутствовать на заседании. Исключением выступают ситуации, предусмотренные законодательством. Все решения оглашаются публично, причем даже при условии, если они приняты на закрытом заседании.
- Устность. Все разбирательства, которые проводятся судьями КС, осуществляются в устном виде. Судьи запрашивают от сторон объяснения, прослушивают показания экспертов или свидетелей, а также вслух читают информацию из полученных документов. Оглашению подлежат исключительно документы, которые были представлены суду заранее и касаются рассматриваемого дела.
- Использование русского языка. Конституционное судопроизводство осуществляется только на русском языке. Если среди участников имеется иностранец, не понимающий по русскому, то он может давать объяснения на родном языке, а также привлекать к разбирательству переводчика.
- Непрерывность заседаний. По каждому делу проводится непрерывное судебное заседание, поэтому оно может занимать много времени. В качестве исключения выступает время, которое предназначено для отдыха участников заседания или для подготовки к дальнейшей дискуссии. Иногда требуется перерыв для устранения обстоятельств, которые выступают в качестве препятствия для нормального проведения разбирательства.
- Состязательность и равноправие участников. У каждого участника заседания имеются равные права и привилегии для отстаивания собственных прав и свобод.
Внимание! Одновременно в КС рассматривается только одно дело, поэтому до принятия решения невозможно изучать материалы по другим делам.
Функции КС РФ
Деятельность КС направлена на защиту конституционного строя, поэтому представители данного органа наделены определенными полномочиями, а также должны выполнять некоторые обязательные действия.
К основным функциям КС относится:
- Рассмотрение дел, касающихся конституционного строя или нарушения конституционных прав граждан. При этом учитываются не только положения Конституции, но и других нормативных актов, представленных федеральными законами, письмами и постановлениями Президента, Госдумы, Правительства или Совета Федерации. Дополнительно при рассмотрении каждого дела берется в расчет информация из конституций республик или нормативных актов регионов, международных договоров и контрактов, подписанных между разными органами власти.
- Разрешение споров, которые относятся к определению компетенции тех или иных государственных органов. Обычно такие разногласия возникают между федеральными органами власти, а также между высшими органами субъектов. Нередко приходится решать споры, образующиеся между федеральными и региональными органами власти.
- Изучение жалоб, в которых приводится информация о нарушении конституционных прав или свобод россиян. Проверка конституционности разных нормативных актах на основании запросов других судов.
- Толкование разных статей Конституции.
- Формирование заключения, в котором приводится информация о том, был ли соблюден правильный порядок выдвижения обвинения Президента страны в госизмене или совершения тяжелого преступления.
- Направление различных инициатив в области законодательства.
Справка! Иные полномочия суду предоставляются Конституцией, причем все вопросы, решаемые судьями, касаются исключительно права.
Можно ли вырастит культуру из черешка?
Состав Конституционного суда России
Почтовая марка России, 2001 год
См. также: Судьи Конституционного Суда Российской Федерации
- Зорькин, Валерий Дмитриевич — председатель
- Хохрякова, Ольга Сергеевна — заместитель председателя
- Маврин, Сергей Петрович — заместитель председателя
- Арановский, Константин Викторович
- Бойцов, Александр Ильич
- Бондарь, Николай Семенович
- Гаджиев, Гадис Абдуллаевич
- Данилов, Юрий Михайлович
- Жаркова, Людмила Михайловна
- Казанцев, Сергей Михайлович
- Князев, Сергей Дмитриевич
- Кокотов, Александр Николаевич
- Красавчикова, Лариса Октябриевна
- Мельников, Николай Васильевич
- Рудкин, Юрий Дмитриевич
- Ярославцев, Владимир Григорьевич
Отставки судей в конце 2009 года
2 декабря 2009 года Совет судей России принял самоотвод судьи Конституционного суда Российской Федерации Владимира Ярославцева как члена Совета судей, который в августе этого года выступил с жесткими обвинениями в адрес руководства страны и созданной им вертикали власти. При этом В. Г. Ярославцев остался судьей Конституционного Суда Российской Федерации.
Судья Анатолий Кононов написал заявление об уходе со своей должности с 1 января 2010 года. Причина ухода — несогласие с нарушением принципа независимости судей со стороны исполнительной власти России.
История появления
Впервые функции КС были возложены на Комитет конституционного надзора СССР еще в 1989 году. С 1991 года начинает функционировать республиканский КС РСФР, деятельность которого регламентировалась законом РСФСР «О КС». На Съезде народных депутатов было избрано 13 судей. До 1993 года представители данного судебного органа занимались урегулированием конституционного кризиса. Для этого судьи вели переговоры с президентом страны и чиновникам Верховного Совета.
В сентябре 1993 года представители КС приняли решение отрешить Ельцина от должности, но президент приостановил деятельность судебного органа. В 1994 году принят новый нормативный акт, регулирующий деятельность суда.
Бесплатная консультация Юриста
+7 800 350-51-81
Теперь этот орган не может самостоятельно оценивать или рассматривать дела, касающиеся конституционности действий должностных лиц или политических партий. После этого было назначено 6 новых судей. За этот период было рассмотрено около 200 дел, касающихся конституционности принятых законов. Примерно 30 исков было удовлетворено, поэтому неконституционными признавались статьи УПК.
Состав Конституционного суда России
Почтовая марка России, 2001 год
См. также: Судьи Конституционного Суда Российской Федерации
- Зорькин, Валерий Дмитриевич — председатель
- Хохрякова, Ольга Сергеевна — заместитель председателя
- Маврин, Сергей Петрович — заместитель председателя
- Арановский, Константин Викторович
- Бойцов, Александр Ильич
- Бондарь, Николай Семенович
- Гаджиев, Гадис Абдуллаевич
- Данилов, Юрий Михайлович
- Жаркова, Людмила Михайловна
- Казанцев, Сергей Михайлович
- Князев, Сергей Дмитриевич
- Кокотов, Александр Николаевич
- Красавчикова, Лариса Октябриевна
- Мельников, Николай Васильевич
- Рудкин, Юрий Дмитриевич
- Ярославцев, Владимир Григорьевич
Отставки судей в конце 2009 года
2 декабря 2009 года Совет судей России принял самоотвод судьи Конституционного суда Российской Федерации Владимира Ярославцева как члена Совета судей, который в августе этого года выступил с жесткими обвинениями в адрес руководства страны и созданной им вертикали власти. При этом В. Г. Ярославцев остался судьей Конституционного Суда Российской Федерации.
Судья Анатолий Кононов написал заявление об уходе со своей должности с 1 января 2010 года. Причина ухода — несогласие с нарушением принципа независимости судей со стороны исполнительной власти России.
Полномочия Конституционного суда Российской Федерации
Конституционный суд Российской Федерации согласно статье 125 Конституции:
- По запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации или одной пятой его членов, Государственной думы или одной пятой её депутатов, Правительства Российской Федерации, Верховного суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной думы, Правительства Российской Федерации, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам ведения Российской Федерации и совместного ведения, договоров между органами государственной власти, не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.
- Разрешает споры о компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
- По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, применённого или подлежащего применению в конкретном деле.
- По запросу Президента, Государственной думы, Правительства, Совета Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации даёт толкование Конституции Российской Федерации.
- По запросу Совета Федерации даёт заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента Российской Федерации.
Также Конституционный суд Российской Федерации осуществляет иные полномочия, предоставленные ему Конституцией (например, согласно ст. 104 он также вправе выступать с законодательной инициативой по вопросам своего ведения) и федеральными конституционными законами (например, по запросу Президента Российской Федерации или Верховного Суда проверяет конституционность референдума Российской Федерации согласно статьям 15 и 23 закона «О референдуме Российской Федерации»).