Федеральный закон «о воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 n 53-фз (ред. от 22.12.2020)
Содержание:
- Общие положения
- Военная подготовка граждан
- Обеспечение воинской обязанности должностными лицами
- О повестке, вручении повестки в военкомат по закону
- Изменения в законе о воинской обязанности
- Закон о службе срочников в горячих точках, за границей, в Сирии
- Статья 5.1. Медицинское освидетельствование и медицинское обследование граждан в связи с исполнением воинской обязанности, поступлением на военную службу по контракту или поступлением в мобилизационный людской резерв
- Медицинская комиссия в военкомате
- Контракт военнослужащего российской федерации закон
- Финансы, модернизация, наука
- Обязательная и добровольная подготовка граждан к воинской службе
Общие положения
Федеральный закон N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» был принят Государственной Думой РФ и одобрен Советом Федерации РФ в марте 1998 года.
Предметом регулирования настоящего закона являются вопросы, связанные с воинской обязанностью, реализацией гражданами России их конституционного долга по защите Родины, а также с порядком поступления на военную службу и прохождения ее иностранными гражданами.
Структурно закон представлен девятью разделами, содержащими 65 статей. Рассмотрим краткое содержание, отметив основные тезисы данного нормативно-правового акта:
- Общие положения содержат информацию о правовой основе воинской обязанности и военной службы, обязанностях военнослужащих, должностных лиц органов государственной власти и организаций по обеспечению исполнения гражданами своего долга по защите Отечества и соответствующих мероприятиях, о медицинском освидетельствовании и обследовании при поступлении (т.н. «медкомиссии»), материальном обеспечении граждан, которые служат по контракту или поступили в мобилизационный людской резерв;
- Воинский учет: организация, первоначальная постановка на учет и связанные с ним обязанности граждан;
- Подготовка гражданина к службе: обязательная, добровольная, получение начальных знаний в сфере обороны, подготовка по военным основам в учреждениях среднего и средне-специального образования, а также в учебных пунктах, военно-патриотическое воспитание, подготовка по профильным специальностям, занятия по военно-прикладным видам спорта, обучение несовершеннолетних по дополнительным предпрофессиональным программам, на военных кафедрах;
- Призыв: указан перечень граждан, подлежащих призыву, освобождение от призыва и от исполнения воинской обязанности, отсрочка, сроки призыва, состав призывной комиссии, ее обязанности и порядок работы, обязанности граждан, подлежащих призыву;
- Поступление на службу по контракту: представлено понятие контракта, требования к лицам (в том числе иностранцам), прибывающим на службу по контракту, обучение в военных профессиональных образовательных организациях (военных училищах и академиях), заключение с учащимися контракта, испытание при поступлении для служащих по контракту;
- Военная служба: описаны особенности прохождения службы, исполнения обязанностей, сроки (для поступивших по срочному призыву и по контракту), форма одежды, знаки отличия, присяга, должности и порядок назначения, перевод военнослужащих, составы и воинские звания, их присвоение и лишение, предельный возраст пребывания на службе;
- Увольнение: основания и порядок осуществления обозначенного действия;
- Запас Вооруженных Сил РФ, ФСБ и Службы внешней разведки РФ: зачисление в запас, состав, военные сборы и освобождение от таковых, порядок их проведения, присвоение воинских званий гражданам, находящимся в запасе;
- Мобилизационные людские резервы Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов: граждане, находящиеся в резерве, заключение соответствующего контракта, срок и порядок его заключения, аттестация резервиста, квалификационный экзамен, обязанности и ответственность лица в связи с пребыванием в резерве, а также основания для исключения из обозначенного списка лиц. Также полезная информация содержится в ФЗ №324. Подробности тут:;
- Заключительные положения: особенности правового регулирования сферы исполнения воинской обязанности отдельными категориями граждан РФ, о воинских званиях, не предусмотренных настоящим законом и др.
В 2017 году изменения в настоящий закон вносились многократно. Самые последние правки датируются 27 декабря прошлого года. Рассмотрим подробнее.
Военная подготовка граждан
ФЗ №309 от 03.08.2018 внес новую редакцию в статью №20 №53 от 28.03.1998. Теперь обучение граждан в учебных центрах по программам военной подготовки происходит следующим образом:
- Военнообязанные студенты ВУЗов очной формы обучения в возрасте до 24 лет могут обучаться по контракту с Минобороны РФ в военном учебном центре по программе подготовки офицеров для последующего (после окончания ВУЗа) прохождения службы. Гражданам, обучающимся по такой программе, выплачивается дополнительная стипендия, зависящая от уровня их успеваемости в учебном центре.
- После обучения в ВУЗе гражданин обязан заключить контракт на прохождения военной службы, а в случае отказа обязан возместить средства, потраченные на его обучение по программе. При подписании контракта, согласно статье №38 ФЗ №53 от 28.03.1998, Минобороны РФ присваивает гражданину, прошедшему такое обучение, офицерское звание.
- Гражданин, проходивший обучение в военном учебном центре и отчисленный за нарушения устава или правил, а также гражданин, не заключивший контракт на службу после окончания ВУЗа, должен возместить государству средства, потраченные на его обучение, в соответствии с правилами, установленными Правительством РФ на данный момент, условия которых должны быть включены в договор об обучении.
- Студенты ВУЗов очной формы обучения младше 30 лет, годные к службе, но имеющие небольшие ограничения по здоровью, отвечающие требованиям Минобороны РФ и прошедшими конкурсный отбор, могут заключить договор на обучение в военном центре по программе подготовки офицеров запаса, сержантов, старшин запаса, солдат или матросов запаса.
- Студенты ВУЗов очной формы обучения, имеющие непогашенную судимость или на данный момент подвергающиеся уголовному преследованию, не могут проходить обучение в военном учебном центре.
- Порядок приема граждан на обучение в военные центры осуществляется, согласно правилам, определяемым уполномоченным органом исполнительной власти.
- Программы обучения в военных учебных центрах могут предполагать обучение девушек.
- Студенты мужского пола, обучающиеся в военных центрах, участвуют в учебных сборах, которые приравниваются к военным сборам.
- Минобороны РФ совместно с ВУЗами подбирают и назначают военнослужащих в качестве преподавателей в учебных центрах.
Обеспечение воинской обязанности должностными лицами
ФЗ №8 от 06.02.2019 привнес дополнения в список обязанностей ответственных должностных лиц за военно-учетные мероприятия (статья №4 ФЗ №53 от 28.03.1998). Так, должностные лица обязаны:
- осуществлять оповещения граждан о повестках комиссариатов;
- содействовать гражданам в возможности обеспечения явки по повесткам комиссариатов;
- направлять в комиссариаты в течение двух недель информацию о военнообязанных гражданах по запросу;
- направлять в комиссариаты в течение двух недель информацию о выявленных гражданах, которые не состоят на воинском учете;
- направлять граждан, не состоящих на воинском учете, в комиссариат на постановку на учет, согласно статье №8 ФЗ №53 от 28.03.1998.
О повестке, вручении повестки в военкомат по закону
Законодательство говорит о призывниках, и вносит обязанность получать повестку под расписку из рук сотрудников военкомата или органов муниципальной власти. Вручение повестки проходит по месту регистрации (постоянного проживания) призывника, по месту учебы или на работе.
В повестке изложено, какие правовые последствия наступят для гражданина в случае игнорирования приглашения, а также обозначаются ключевые законодательные требования к призывнику. Госдума в настоящий момент рассматривает возможность отправлять повестки заказным письмом. Обновленный проект закона вступит в силу уже в 2019 году, если принятие одобрит Президент.
Изменения в законе о воинской обязанности
С 5 февраля 2018 года в ФЗ-53 внесен ряд корректировок. В частности, самым масштабным изменениям подверглись две статьи:
- Статья В нее добавлен пункт 2.1, в котором идет речь о том, что граждане, уволенные с обязательной службы независимо от причин, имеют право освобождения от воинских сборов на последующие 24 месяца. Однако если пользователь находится в мобилизационном запасе, уклониться от прохождения сборов он не сможет (новые правила призыва).
- Статья 8. Данный норматив, разрешающий организацию воинского учета, меняется не впервые. Согласно новым правилам, все жители РФ должны состоять на учете в специальном журнале. Для отдельных лиц данное требование необязательно (номер им не присваивается). Речь идет о заключенных, женщинах без воинского образования, освобожденных от призыва и граждан, проживающих и работающих за границей.
Отдельно указывается, что для осуществления первичного учета муниципальные структуры обязаны выполнить следующий порядок действий:
- подача запроса во все компании и организации с целью получения информации для заполнения необходимых бумаг;
- составление списка пригодных к прохождению воинской повинности;
- приглашение всех граждан в учреждения для определения военных комиссариатов.
В свою очередь, чтобы провести правовой учет граждан муниципальные власти должны собирать, хранить и определять информацию воинского учета. Кроме того, требуется своевременно проводить операции по актуализации информации. Если были внесены какие-либо изменения, в течении 14 дней о них нужно уведомить комиссариат.
Закон о службе срочников в горячих точках, за границей, в Сирии
С 9 января 2018 года вступили в силу последние поправки в ФЗ-53 (ст.38 и 51), согласно которым солдат-срочников могут отправлять на прохождение службы в горячие точки, за границу и в Сирию. Данное правило будет использовано в случае неблагоприятной ситуации для Российского государства, если имеется соответствующий приказ главнокомандующего.
Пока что участвовать в боевых операциях в горячих точках могут только те призывники, которые приняли решение заключить краткосрочные контракты. Они бывают продолжительностью от 1 до 12 месяцев. О продлении сроков пока речь не идет, на более длительные поездки могут рассчитывать только контрактники.
Статья 5.1. Медицинское освидетельствование и медицинское обследование граждан в связи с исполнением воинской обязанности, поступлением на военную службу по контракту или поступлением в мобилизационный людской резерв
1. Граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении, предусмотренного пунктом 1 или 4 статьи 20 или пунктом 1 статьи 20.2 настоящего Федерального закона, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости — врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинской организации) для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи-специалисты. Медицинское освидетельствование граждан, поступающих на военную службу по контракту, поступающих в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, включает в себя проведение химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.
1.1. Медицинское освидетельствование граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи и являющихся детьми-инвалидами, инвалидами I группы или имеющих иную группу инвалидности без указания срока переосвидетельствования, в связи с исполнением ими воинской обязанности с их согласия или с согласия их законных представителей проводится заочно на основании документов, перечень которых определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утверждаемым уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
2. Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям:
А — годен к военной службе;
Б — годен к военной службе с незначительными ограничениями;
В — ограниченно годен к военной службе;
Г — временно не годен к военной службе;
Д — не годен к военной службе.
3. Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе.
4. В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.
5. В случае необходимости гражданин при постановке на воинский учет может быть направлен в медицинскую организацию для проведения лечебно-оздоровительных мероприятий в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья.
6. Финансовое обеспечение медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
7. Финансовое обеспечение медицинского обследования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья.
Медицинская комиссия в военкомате
Прежде чем говорить об отправке на прохождение военной службы, призывник в обязательном порядке направляется на медицинское освидетельствование. По результатам врачебного осмотра призывной комиссией принимается итоговое решение касательно годности призывника к службе.
После осуществления медицинской проверки врачебная комиссия дает заключение о годности призывника по следующим категориям:
- А – призывник годен к армейсокй службе;
- Б – имеются незначительные ограничения;
- В – ограничения из-за неудовлетворительного физического состояния;
- Г – временно не годен к службе, призывник получает отсрочку на определенный период (забирать в армию не будут);
- Д – состояние пациента неудовлетворительное, выдается рекомендация об освобождении от воинской повинности.
Контракт военнослужащего российской федерации закон
Для граждан, желающих служить Родине в добровольном порядке, предусматривается контракт на военную службу. Все вопросы, касающиеся данной тематики, регулируются разделом 5 ФЗ-53. Здесь указаны условия заключения контрактов, требования к потенциальным военнослужащим и варианты расторжения контрактных обязательств.
Статья 28 ФЗ-53
Данная статья Федерального закона рассматривает обязанности призывной комиссии по призыву граждан. В частности, большое значение уделяется результатам медицинского освидетельствования, по итогам которого выдается окончательный вердикт.
Итоговое решение призывной комиссии может иметь следующую форму:
- призыв в армию;
- прохождение альтернативной военной службы;
- отсрочка от призывной кампании с указанием причины, позволяющий такое решение;
- освобождение от призыва;
- зачисление в запас;
- полное освобождение от исполнения воинских обязанностей.
Итоговое решение может быть обжаловано согласно с действительными правилами российской законодательной базы.
Если призывник подает жалобу, комиссия временно не исполняет свои обязанности в его отношении. В течении 5-дневного срока выносится решение по жалобе в судебном порядке, и выданное судебное предписание будет обязательным к исполнению.
Финансы, модернизация, наука
Американцы не жалеют денег на свою армию. Ни одна страна в мире даже близко не приблизилась к суммам военных расходов, которые позволяет себе Белый дом. В таблице (данные на 2014 г.) можно увидеть, насколько велик этот разрыв (данные приведены в долларах США).
1 | США | 526 800 000 000 |
2 | Китай | 114 200 000 000 |
3 | Россия | 71 200 780 000 |
4 | Великобритания | 58 985 000 000 |
5 | Франция | 58 244 330 000 |
И это только официальные цифры. Кроме утвержденного бюджета, есть еще масса различных организаций – и частных, и государственных, которые косвенно и прямо финансируют различные военные разработки и проекты. Поэтому общая сумма, вкладываемая в армию, значительно выше публикуемых данных.
Огромные средства инвестируются в модернизацию и военно-научные исследования. Десятки мощных НИИ работают исключительно на ВС США. Существует множество небольших, закрытых лабораторий, решающих какие-то отдельные задачи, поставленные перед ними ВПК страны. Причем у американцев очень хорошо отлажена технология привлечения лучших умов планеты в свои научные программы. Тут в ход идут любые аргументы, главный из которых, конечно, деньги. И надо признать, что наниматели, как правило, добиваются своей цели.
Обязательная и добровольная подготовка граждан к воинской службе
Подготовка граждан к военной службе – это совокупность специальных мероприятий, которые проводятся органами государственной власти, учреждениями и организациями независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности, должностными лицами, отвечающими за подготовку граждан к службе. Существует два вида подготовки:
- обязательная – предусматривает получение знаний в области обороны, медицинское обследование и освидетельствование, подготовку по основам военной службы и военно-патриотического воспитания (статья 11 Закона);
- добровольная – предусматривает занятия военно-прикладными видами спорта, обучение по дополнительным образовательным программам, обучение студентов по программе офицеров запаса на военных кафедрах при образовательных учреждениях и т.д. (статья 17 Закона).