Структура
Содержание:
Где искать решения Федеральной антимонопольной службы
ФАС по результатам рассмотрения поступивших жалоб размещает на своём официальном сайте вынесенные решения.
Все вынесенные решения на данном сайте находятся в хронологическом порядке, однако, в случае, если известны реквизиты дела, по которому данное решение было вынесено, можно воспользоваться полем расширенного поиска и получить информацию по рассмотренным делам начиная с 2005 года (все дела постепенно оцифровываются и переводятся в электронный формат для удобства их изучения).
При переходе к каждому конкретному делу можно изучить документы, которые легли в основу формирования такого дела, а в случае наличия вынесенного решения – и само такое решение.
Как найти решение ФАС
Регламент по рассмотрению жалоб, поступивших на участников закупки, приведен в Приказе ФАС от 2014 года №727/14.
В случае принятия жалобы к рассмотрению ФАС должна принять соответствующее решение, уведомить о нем заявителя и разместить информацию в открытом доступе.
Но в некоторых случаях антимонопольная служба не разбирает поступившие обращения по существу, а возвращает их назад заявителю, согласно ч. 11 ст. 105 44-ФЗ. Например:
- если в документе отсутствуют нужные сведения по ч. 8 ст. 105 (контактные данные заявителя и пр.);
- документ подписало лицо, которое не имело прав на это;
- нарушены сроки подачи жалобы (так, на обжалование результатов торгов у участника есть 10 дней с момента подписания протокола) и пр.
Все поступившие в ФАС обращения регистрируются в специальном реестре жалоб, а итоги их обработки размещаются в базе. Все решения составляются со следующей структурой:
- Во вводной части приводится наименование всех участников, состав комиссии, реквизиты тендера, номер документа.
- В описательной части прописываются доказательства, которые учитывались в процессе работы комиссии.
- В мотивировочной части приводятся обстоятельства, которые были установлены при проведении проверочных мероприятий.
- В результативной части приводятся выводы о признании жалобы необоснованной, частично или полностью обоснованной.
В некоторых случаях дополнительно выносится решение о возбуждении административного дела или материалы передаются в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела.
Таким образом, Федеральная антимонопольная служба наделена широким перечнем полномочий в области контроля за сферой государственных закупок.
Иные полномочия
Отвечая на вопрос, чем занимает антимонопольная служба, нельзя не упомянуть и о том, что данное ведомство уполномочено также рассматривать обращения и заявления граждан и организаций по вопросам, которые входят в сферу ведения названной организации.
Она вправе проводить проверки соблюдения антимонопольного и другого подконтрольного ведомству законодательства различными организациями, в том числе органами власти различного уровня.
Кроме того, антимонопольная служба каждый год готовит доклад о состоянии конкуренции в стране, а также занимается нормотворческой деятельностью в установленных сферах ведения службы, подготавливает разъяснения о применении законодательства.
ФАС активно развивает международное сотрудничество по вопросам конкурентного правоприменения.
Как мы видим, ведомство обладает широким кругом полномочий и функций, что делает антимонопольную службу мощным и эффективным субъектом обеспечения экономической безопасности Российской Федерации в условиях современности.
Отдел антимонопольного контроля
Основными функциями отдела являются:
1. Контроль за соблюдением антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на товарных рынках (статья 10 Закона о защите конкуренции);
2. Контроль за соблюдением антимонопольного законодательства органами власти (статья 15 Закона о защите конкуренции);
3. Контроль за соблюдением порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества (статья 17.1 Закона о защите конкуренции);
4. Контроль за соблюдением порядка заключения договоров с финансовыми организациями (статья 18 Закона о защите конкуренции);
5. Контроль за соблюдением порядка предоставления государственных и муниципальных преференций (глава 5 Закона о защите конкуренции);
6. Рассмотрение жалоб на действия (бездействие) при осуществлении процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (пункты 2, 3 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции);
7. Осуществление государственного контроля за экономической концентрацией в соответствии со статьями 26.1, 27-29, 31-35 Закона о защите конкуренции;
8. Выдача заключений о соответствии или несоответствии создания унитарного предприятия либо изменения видов его деятельности антимонопольному законодательству (глава 7.1 Закона о защите конкуренции);
9. Проведение анализов конкуренции на товарных рынках;
10. Привлечение к административной ответственности за нарушение правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий, в том числе за препятствование перетоку энергоресурсов (ст. 9.21 КоАП);
11. Привлечение к административной ответственности за нарушение установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения (ст. 9.21 КоАП);
12. Привлечение к административной ответственности за нарушение стандартов раскрытия информации субъектами оптового рынка электрической энергии и мощности, розничных рынков электрической энергии (ст. 9.15 КоАП);
13. Привлечение к административной ответственности за нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (несоблюдение обязательных требований по установке, о замене, эксплуатации приборов учета нежилых помещений, расположенных в объектах капитального строительства, не относящихся к многоквартирным домам) (ст.9.16 КоАП);
14. Осуществление государственного антимонопольного контроля торговой деятельности согласно Федеральному закону от 28.12.2009 № 381-ФЗ;
15. Рассмотрение заявлений о согласовании изменений условий концессионного соглашения, в случае если концедентом по концессионному соглашению является г. Москва, от имени которого выступает орган государственной власти г. Москвы, либо муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления;
16. Участие в работе по реализации мероприятий, направленных на содействие развитию конкуренции в городе Москве.
Начальник отдела — Маслакова Анна АлександровнаЗаместитель начальника отдела —Белова Екатерина Олеговна; Мхитаров Кирилл ГеоргиевичЭлектронный адрес: to77@fas.gov.ru
Что такое Федеральная антимонопольная служба
ФАС РФ, или Федеральная антимонопольная служба – это особое ведомство, в задачи которого входит защита конкуренции или недопущение формирования монополии на современном рынке. Ведомство было утверждено по указу Президента №314 от 2004 года.
Порядок работы антимонопольной службы регламентируется следующими документами:
- Положением о ФАС, утвержденное Постановлением Правительства от 2004 года №331.
- Законом «О защите конкуренции» от 2006 года №135-ФЗ.
- Постановлением Правительства «Вопросы ФАС» от 2004 года №189.
- Локальными нормативно-правовыми актами, в которых содержатся ссылки на законодательство о рекламе, торговле и пр.
Функции службы
ФАС РФ в сфере закупок является основным контрольным органом. Понятие о контролере в сфере закупок приведено в п. 13 ст. 3 ФЗ-44. Контрольная инстанция наделена правами осуществления деятельности на разных уровнях власти: региональном, федеральном и местном.
Функции контролера в сфере госзакупок прописаны как в самом законе о контрактной системе, так и отдельными нормативно-правовыми актами. В своей деятельности Федеральная антимонопольная служба опирается на Положение №331, утвержденное Постановлением Правительства и некоторыми иными постановлениями Правительства, которые редактировали его положения.
В Постановлении Правительства №1489 от 2014 года детально прописан функционал, которым наделена ФАС. Это выполнение контрольно-надзорных мероприятий в части исполнения закона:
- О конкуренции на товарных и финансовых рынках.
- О рекламе.
- О гособоронзаказе.
- В сфере закупок.
- О естественных монополиях.
Правительство наделило ФАС согласовывать закрытые процедуры, контролировать иностранные инвестиции и разрабатывать определенные правовые документы.
Помимо государственного контроля со стороны ФАС, сфера госзакупок и закупок отдельными видами юрлиц контролируется со стороны уполномоченного ведомства или общественности.
Основные полномочия
Под полномочиями ФАС понимается определенный перечень прав, предоставленных данной инстанции для выполнения определенных действий, которые направлены на реализацию ее функционала.
ФАС РФ по российскому законодательству наделена следующими полномочиями:
- Сбор информации о контролируемых субъектах: заказчиках, контрактных управляющих, комиссиях по закупке, операторов ЭТП, уполномоченных органов, специализированных инстанций.
- Проведение плановых и внеплановых проверок заказчика. Они проводятся не чаще раза в полгода.
- Возбуждение административных дел в процессе выявления нарушений антимонопольного законодательства и их рассмотрение.
- Оформление предписаний при выявлении правонарушений (например, при совершении нарушений, которые ведут к нарушению конкуренции).
- Участие в судебных заседаниях.
- Оформление предписаний и предложений об устранении законодательных недочетов.
Если рассмотрение жалоб по 44-ФЗ фигурирует в указанном документе в качестве отдельного полномочия антимонопольной службы, то про 223-ФЗ здесь нет упоминания. При этом рассмотрение поступивших обращений по этому вопросу можно включить в перечень «иных полномочий» ФАС. Проверки заказчика или закупочной комиссии могут осуществляться не чаще раза за весь период проведения закупки.
Для инициации внеплановой проверки заказчика у ФАС должны быть веские основания. Это могут быть:
- Поступившая жалоба на действия (бездействие) заказчика со стороны участников закупочных мероприятий.
- Полученная информация о нарушении закупочного законодательства.
- Окончание срока для устранения замечаний в предписании по п. 2 ч. 22 и п. 3 ч.2 7 ст. 99.
В ходе проверочных мероприятий ФАС может пользоваться результатами предыдущих проверок. Полномочия ФАС не распространяются на гособоронзаказ и закупки, сведения которых образуют гостайну.
Судебная практика ФАС
За тринадцать лет существования ФАС были рассмотрены сотни тысяч жалоб и проведены десятки тысяч служебных и судебных экспертиз. Ежегодно федеральная антимонопольная служба России публикует доклад о результатах своей работы.
Проведя анализ этих докладов можно составить рейтинг самых громких дел и результативных расследований, которые скажут о качестве работы ФАС.
ООО «Доктор Веб»
В октябре 2009 года было возбуждено уголовное дело в отношении ООО «Доктор Веб». Причинами возбуждения дела стали претензии ФАС к ценовой политики предприятия. Проявилось это в ценовой политики ООО «Доктор Веб», которая, согласно договоров, распространялась даже на товары, которые подлежали перепродаже через третьи лица.
В результате в 2010 году, путем тщательной проведения тщательной работы, ООО «Доктор Веб» выиграл суд и продолжает придерживаться того же ценового направления на свою продукцию.
ЗАО «Русская рыбная компания»
В октябре 2012 года ФАС были вынесены обвинения ЗАО «Русская рыбная компания» в сговоре с несколькими поставщиками однотипного товара (норвежская форель и семга). Целью нарушения закона было устранения прочих поставщиков этого вида товара на российский рынок. Проходило ото путем заключения с прямыми поставщиками дополнительного соглашения, в котором они не имели право в течении пяти лет реализовывать свой товар каким-либо иным предприятиям Российской Федерации.
Однако в суде, предприятие смогло доказать предвзятость специалистов ФАС и дело закончилось победой ЗАО «Русская рыбная компания» в суде.
Администрация МО «Всеволожский муниципальный район»
В январе 2013 года суд Ленинградского УФАС принял правомерными обвинения ФАС в отношении администрации МО «Всеволожский муниципальный район».
Причиной возбуждения судебного делопроизводства стало обвинение в дискриминационных действиях. Местными органами управления были переданы часть полномочий, которые касались отвод земельного участка для захоронения, а так же отслеживание деятельности похоронных услуг в регионе, коммерческой организации, которая была заинтересована в непосредственном участии в этих же процессах. Произошло это потому, что коммерческая организация сама оказывала ритуальные услуги, поэтому захватила управление этой деятельностью в этом регионе только в своих целях.
ОАО «Ленэнерго»
В декабре 2014 года был вынесен приговор ОАО «Ленэнерго», в котором предприятие было признано виновным и обязано было выплатить штраф в размере 1,8 миллиона рублей.
Уголовное дело было заведено на основании многочисленных заявлений простых граждан, которые обратились в ОАО «Ленэнерго» с заявлениями на подключение временнее, однако так и не получили договоров.
Суд признал в действиях предприятия нарушения связанные с бездействие и систематические нарушения принятых на себя договорных обязательств по технологическому присоединению к электрическим сетям в период с 2009 по 2011 год.
Microsoft
В ноябре 2016 года было возбуждено очередное уголовное дело в отношении Microsof. Дело заведено по причинам злоупотребления лидирующей позиции на рынке товаров. Причиной возбуждения дела, стало заявление от компании «Лаборатория Касперского». Microsof сократил период адаптации посторонних антивирусных программ (кроме собственных) с трех месяцев до недели.
Тем самым, так как ответчики являются крупнейшими поставщиками операционных программ в России, это приведет к тому, что на большей части компьютеров, возможно, будет установить только антивирус производства Microsof.
Решения суда по данному делопроизводству ещё не было вынесено.
Как видно из судебной практики, не всегда федеральная антимонопольная служба России принимает верные решения и служит поддержкой честного отечественного бизнеса. Но и положительные результаты, безусловно, присутствуют, поэтому можно сделать вывод, что действующая система не совершенна, однако имеет право на существование.
Почему погибла Атлантида?
Так погибла Атлантида. |
Нет согласия и при выяснении причин гибели острова.
Кроме базовой, хоть и абсолютно нереальной версии о падении гигантского метеорита, большой популярностью пользуется гипотеза о мощнейшем землетрясении. В истории известны случаи резкого оседания земли на несколько метров в результате подобного стихийного бедствия. Например, гибель пиратской столицы Порт-Рояль на Ямайке в 1692 году, когда город погрузился в море на 15 метров. Сильные землетрясения, особенно с эпицентром на морском дне, могут вызвать цунами. Типичный пример подобной катастрофы — цунами в результате извержения вулкана Кракатау в Индонезии в 1883 году, когда высота волны составила около 40 метров. Такая волнища вполне способна погрести под собой прибрежную зону материка или даже целый остров.
Кроме более-менее научных объяснений, существуют и оккультно-фантастические теории об Атлантиде, иногда весьма специфические. Например, члены секты «Поднимающиеся Атланты», основанной в 70-х годах прошлого века, верят, что атланты — потомки инопланетян, положившие затем начало египетской цивилизации.
В бестселлерах жутко популярного среди части россиян врача-офтальмолога Эрнста Мулдашева тоже содержатся потрясающие открытия. Оказывается, атланты владели экстрасенсорикой, и 75000 лет назад с помощью психокинетической энергии возвели египетские пирамиды. Ряд великих личностей — Кришна, Будда, Христос — также были атлантами. А где-то в глубинах Тибета в пещерах уцелевшие атланты до сих пор спят в особом виде анабиоза — сомати.
Основные функции
Федеральная антимонопольная служба еще на этапе своего создания была наделена главной функцией – контролем за осуществлением различных действий участников рынка с целью защиты существующего уровня конкуренции в различных сферах экономико-хозяйственной деятельности.
С момента формирования механизма осуществления государственных и муниципальных закупок, а особенно с момента принятия Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» на Федеральную антимонопольную службу была возложена еще одна группа функциональных обязанностей – по контролю за деятельностью государственных и муниципальных заказчиков в сфере осуществления закупочной деятельности.
Осуществлять свои функции ФАС имеет право на всех властных уровнях – от федерального до местного, так как контролировать заключение контрактов и их исполнение следует вне зависимости от того, на каком из таких уровней они были заключены.
Если говорить о функции по контролю за исполнением действующего законодательства в сфере закупочной деятельности, которая на сегодняшний день является одной из основных для Федеральной антимонопольной службы, то наделение этой функцией данного государственного органа произошло еще в рамках Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе». Кроме того, после внесения соответствующих изменений в Постановление Правительства №331 от 2004 года оно также стало отражать информацию о данной контролирующей функции ФАС РФ.
Дополнительной функцией Федеральной антимонопольной службы в сфере контроля за исполнением государственного закупочного законодательства является согласование проведения закупочных процедур закрытого типа, а также заключение контрактов, подписание которых возможно по итогам несостоявшихся процедур, например, при наличии только одного участника.
Кроме полномочий в сфере государственных закупок, у Федеральной антимонопольной службы имеются и другие полномочия, а именно:
- контроль за исполнением законодательства о защите конкуренции на различных видах рынков;
- наблюдение за исполнением законодательства, регулирующего производство и демонстрацию различных видов рекламы;
- контроль за заключением контрактов в сфере государственного оборонного заказа и исполнением законодательства в данной сфере;
- регулирование исполнения законодательства в сфере функционирования естественных монополий.
При необходимости перечень функций Федеральной антимонопольной службы может быть расширен на основании специально принятых нормативных актов Правительства Российской Федерации.
Как рассматриваются дела?
Рассмотрение дела происходит следующим образом:
- Специально для рассмотрения дела созывается комиссия. В ее составе — работники антимонопольного органа (не менее 3 сотрудников). Председателем комиссии становится или начальник данной территориальный структуры или его заместитель.
- Если рассматривается дело в отношении кредитной организации, то в состав комиссии приглашают представителей Центробанка России.
- Дело обязательно рассматривается с участием как заявителя, так и ответчика. Они излагают собственные позиции и доказательства в их защиту.
- После своих сообщений стороны удаляются. В их отсутствие члены комиссии принимают решение на основании большинства голосов в защиту той или иной позиции.
- Если для принятия окончательного решения требуется предоставление дополнительной доказательной информации, привлечение определенных заинтересованных лиц, проведения экспертизы, то рассмотрение дела откладывается на определенный срок.
- По результатам рассмотрения комиссией производство по делу может быть прекращено в двух случаях. Первый — члены комиссии не нашли в действиях ответчика нарушения антимонопольного законодательства. Второй — ответчик признается нарушившим нормы российских законов. В этом случае ему выдается соответствующее предписание, обязательное для выполнения.
Как решения, так и предписания органа ФАС в РФ возможно обжаловать в суде.