А-10 thunderbolt ii
Содержание:
- Содержание
- Бесплатные способы связи с авиакомпанией Победа
- Описание A-10 Thunderbolt II
- Львиная доля (2001)
- Сабля
- История создания
- Конструкция штурмовика
- Применение в кулинарии
- Происшествия
- Особенности конструкции и боевого применения
- ТТХ берегового ракетного комплекса «Бастион»
- Конструкция
- История создания A 10 Thunderbolt II
- Тактико-технические характеристики A-10 Тандерболт 2
- Боевое применение
- Примечания
- Автор: МАТВЕЙ СОТНИКОВ БИТВА ЗА ЗАГЛАВАК
- A-10 Thunderbolt Cockpit
- Эксплуатация
- Внешние ссылки
Содержание
Бесплатные способы связи с авиакомпанией Победа
Описание A-10 Thunderbolt II
A-10 Thunderbolt II – это низкоплан, выполненный по нормальной аэродинамической схеме с двухкилевым вертикальным оперением и силовой установкой, состоящей из двух двигателей.
Фюзеляж самолета типа полумонокок, в его передней части находится кабина пилота, ее форма и расположение обеспечивает летчику хороший обзор вперед, вниз и в стороны. Кабина пилота закрыта мощной титановой броней и выполнена в виде ванны, она способна защитить летчика от снарядов калибра 37 мм. Катапультное кресло обеспечивает эвакуацию пилота на любой скорости и высоте.
К центральной части фюзеляжа с помощью специальных пилонов крепятся мотогондолы двух турбовинтовых двигателей. Такое расположение силовой установки уменьшает вероятность попадания в двигатели посторонних предметов во время взлета и посадки, упрощает их обслуживание, а также дает дополнительную защиту от огня с земли. Выхлопные газы двигателя проходят над плоскостью стабилизатора, что уменьшает заметность А-10 в тепловом диапазоне. Подобное размещение двигателей позволило разместить топливные баки около центра тяжести самолета и отказаться от системы перекачки топлива.
«Тандерболт» имеет прямоугольное крыло значительной площади, которое состоит из центроплана (34%) и двух консолей трапециевидной формы. Крыло самолета оснащено трехсекционными закрылками Фаулера и элеронами. Форма и площадь крыла позволяет штурмовику активно маневрировать на малых скоростях и нести большую полезную нагрузку.
Стабилизатор самолета имеет прямоугольную форму и довольно большую площадь (20% от площади крыла), что обеспечивает машине хорошие маневренные характеристики. На концах стабилизатора размещены два вертикальных киля с рулями направления. Подобная конструкция хвостового оперения повышает живучесть самолета: он может продолжать управляемый полет при потере одного из килей и даже одной из консолей стабилизатора.
А-10 «Тандерболт» имеет трехопорное убирающееся шасси с передней стойкой. Все стойки одноколесные, в убранном состоянии они несколько выступают (примерно на треть) за обводы фюзеляжа, что облегчает вынужденную посадку машины. Конструкция шасси А-10 позволяет самолету использовать аэродромы с грунтовым покрытием.
Силовая установка штурмовика состоит из двух двигателей ТРДД General Electric TF34-GE-100, каждый из которых имеет тягу 4 100 кгс.
А-10 оснащен двумя независимыми гидравлическими системами, которые обеспечивают работу элементами механизации крыла, выпускают и убирают шасси, вращают ствол 30-мм носового орудия.
«Тандерболт» имеет систему пожаротушения, которая для борьбы с огнем использует инертный газ фреон.
Радиоэлектронное оборудование А-10 можно назвать простым, по сравнению с другими американскими боевыми самолетами. В состав комплекса бортового радиоэлектронного оборудования входит: системы ближней и дальней навигации, радиокомпас, радиовысотомер, радиопеленгатор, автопилот, индикатор на лобовом стекле, система посадки по приборам. В распоряжении пилота несколько радиостанций разного диапазона, а также система предупреждения о радиолокационном облучении.
Рядом с носовой стойкой шасси находится система обнаружения целей, подсвеченных лазерным лучом. Она способна обнаруживать объекты на дистанциях до 24 км. Также на штурмовик может быть установлен контейнер с аппаратурой РЭБ.
Штурмовик А-10 «Тандерболт» вооружен мощнейшей 30-мм пушкой GAU-81A, которая установлен в носовой части самолета, практически на его оси симметрии. Орудие выполнено по схеме Гатлинга и имеет семь вращающихся стволов. Гильзы снарядов пушки изготовлены из алюминия, что позволило значительно уменьшить вес боезапаса. Полный вес пушечной установки вместе с боеприпасами составляет 1830 кг.
Пушка GAU-81A имеет гидравлический привод, беззвеньевую систему подачи боеприпасов и магазин барабанного типа. Снаряды орудия имеют пластиковые ведущие пояски, что существенно повышает ресурсы стволов. Пилот может задавать разную скорострельность орудия: от 2100 до 4200 (позже верхний порог был снижен до 3900) выстрелов в минуту. В реальных условиях пилот обычно ограничивается несколько залпами длительностью по несколько секунд каждый. В противном случае возможен перегрев стволов. Чтобы не повредить корпус самолета, использованные гильзы не выбрасываются наружу, а собираются в барабан.
Львиная доля (2001)
Сабля
История создания
Интерес к самолёту-штурмовику проявляла в первую очередь Армия США, однако инициатива была перехвачена ВВС США, которые крайне негативно относились к возможности появления у Армии своей собственной авиации. В 1966 году ВВС начали исследования требований к такому самолёту в рамках программы A-X (Attack eXperimental — ударный экспериментальный). 6 марта 1967 года в 21 авиастроительную фирму были отправлены условия конкурса на проектирование относительно недорогого бронированного штурмовика, который должен был иметь скорость не менее 650 км/ч, высокую манёвренность на малой высоте, возможность базирования на грунтовых аэродромах, мощное пушечное вооружение и большое число узлов внешней подвески.
Серийное производство A-10 было завершено в 1984 году после постройки 715 самолётов. Цена одного самолёта — 4,1 млн долларов в ценах 1977 года, или 16,25 млн долларов в ценах 2016 года.
Всего изготовлено 715 самолётов: два прототипа, 6 предсерийных YA-10A и 707 серийных A-10 (по другим данным изготовлено 708 серийных самолётов).
Конструкция штурмовика
Конструктивно одноместный штурмовик A-10 Thunderbolt II представляет собой низкоплан, обладающий трапециевидным крылом и двухкилевым вертикальным оперением. Фюзеляж боевого самолета простой конструкции типа полумонокок изготавливался в основном из сплавов алюминия, которые отличались высокой коррозийной стойкостью к дефолиантам (смесь дефолиантов и гербицидов составляла печально известный Agent Orange), широко использовавшимся американцами во Вьетнаме. Фюзеляж самолета отличается достаточно высокой живучестью: он не должен был разрушаться при повреждении двух диаметрально противоположных лонжеронов, а также двух прилегающих к ним панелей обшивки.
Трехлонжеронное низкорасположенное крыло состояло из прямоугольного центроплана, в котором находились топливные баки, и двух трапециевидных консолей. Простота конструкции крыла штурмовика была достигнута использованием большого количества прямых лонжеронов, одинаковых нервюр и обшивки, которая производилась методом штамповки. В местах изменения толщины обшивки по размаху крыла конструкторы предусмотрели использование прямых соединений внахлест. Законцовки крыла самолета A-10 Thunderbolt II были отогнуты вниз, что позволило увеличить крейсерскую дальность полета на 8%. Само крыло выделялось большой относительной кривизной и толщиной, что обеспечивало ему на малых скоростях полета оптимальную величину подъемной силы.
Пилот и критически важные системы управления штурмовиком надежно защищены полуторадюймовой титановой броней, которая в состоянии выдержать попадание 37-мм снарядов. При этом бронекабина летчика изготовлена в форме «ванны», собранной на винтах из титановых бронелистов. Бронестекло фонаря кабины в состоянии выдержать попадание 23-мм снаряда такой ЗСУ как «Шилка».
На концах центральной части крыла самолета были установлены обтекатели, предназначенные для размещения основных стоек шасси, убирающихся вперед. Ниши обтекателей стоек после их уборки не закрываются щитками, поэтому колеса шасси несколько выступают наружу, что делает аварийную посадку штурмовика более безопасной. Хвостовое оперение самолета было спроектировано конструкторами таким образом, чтобы при потере одного киля или даже одной из половин стабилизатора A-10 Thunderbolt II мог продолжать свой полет.
Новой и интересной для боевых самолетов была схема установки двигателей, которые разместили в отдельных гондолах по бокам хвостовой части фюзеляжа штурмовика. К достоинствам подобной схемы расположения можно было отнести снижение радиолокационной и тепловой заметности двигателей, снижение вероятности попадания в воздухозаборник посторонних предметов с ВПП и пороховых газов при стрельбе из артиллерийской установки. Также подобная компоновка силовой установки позволяла обслуживать штурмовик и подвески вооружения при работающих двигателях и обеспечивала удобство при ее эксплуатации и замене. К тому же центральная часть фюзеляжа штурмовика A-10 оставалась свободной для размещения вблизи центра тяжести самолета топливных баков, что позволило обойтись без системы перекачки топлива для обеспечения необходимой центровки самолета.
Достоинством такого расположения было и повышение живучести штурмовика. Подтверждение этому было получено в боевых условиях. В 1999 году с авиабаз, расположенных на территории Италии, штурмовики A-10 Thunderbolt II принимали участие в военной операции НАТО против Союзной Республики Югославии. В рамках проведения данной операции американские военные не признали ни одной потери штурмовиков A-10. В то же время 2 мая 1999 года в аэропорту Скопье (Македония) аварийную посадку совершил один из штурмовиков этого типа. Самолет сел на одном двигателе, второй двигатель был начисто отстрелен, позднее его демонстрировали по югославскому телевидению.
Высокая маневренность штурмовика на низких высотах давала машине неплохие шансы на уклонение от ЗУР и атак истребителей противника. Хорошая маневренность в совокупности с обзором из кабины и сравнительно низкой скоростью полета позволяли самолету поражать даже сравнительно малоразмерные цели с одного захода. Стрельба из артиллерийской системы по целям типа танк велась с высоты 100-150 метров с расстояния в 1800 метров, по небронированным целям огонь можно было открывать с дистанции 3000-3600 метров.
Применение в кулинарии
В азиатских странах из муки на основе дробленого ореха делают выпечку и традиционные десерты. Популярной сладостью в Корее считается желе тотхоримука. Довольно распространенным блюдом является питательная каша из ореховой крупы, томленная в горшочке с солью и топленым маслом.
Необычный компонент используется для изготовления крошки, напоминающей по вкусовым свойствам обжаренный арахис.
Гурманы во всем мире по достоинству оценили модернизированный рецепт лепешек времен американских индейцев. Готовится кушанье из сухой перетертой сердцевины с добавлением сметаны, яйца, сыра. Массу выпекают на сковороде в виде аккуратных небольших блинчиков.
Происшествия
- 10 мая 2010 года — A-10 «Тандерболт» II (сер. номер 79-0141 75-й эскадрильи, 23-го авиакрыла ВВС США) — Джорджия: самолёт разбился в 16:58 при взлёте с авиабазы Муддис. Пилот катапультировался.
- 1 апреля 2011 года в нескольких сотнях метров от западногерманской коммуны Лауфельд потерпел крушение штурмовик ВВС США A-10 Thunderbolt. Пилот успел катапультироваться, погибших нет.
- 26 сентября 2011 года — A-10С «Тандерболт» II (26-е истребительное авиакрыло армии ВВС США) — Джорджия: самолёт разбился в окрестностях города Кук Кантри при выполнении тренировочного полёта после взлёта с базы ВВС Муди (Джоржия). Пилот катапультировался и был госпитализирован в госпиталь Адель.
Особенности конструкции и боевого применения
В 1978 году компания Embraer приступила к разработке учебно-боевого самолёта, EMB 312 Tucano первый опытный образец которого в воздух подняли в 1980 году, а с 1984 года он активно выпускается на экспорт. Лёгкий штурмовик с турбовинтовым двигателем EMB 314 Super Tucano отличается от этого учебного самолёта более длинным фюзеляжем, более объёмной кабиной экипажа и ещё, пожалуй, усиленным планером.
Машина получила мощный турбовинтовой двигатель Pratt&Whitney PT6A-68\3 в 1600 лошадиных сил, разгоняющий штурмовик до скорости 590 км/час. Кабина экипажа защищена кевларовой бронёй и оснащена катапультируемыми креслами, есть климатическая установка и кислородное оборудование. На самолёте применён принцип «стеклянной кабины», пилотыиспользуют два ЖК-дисплея и новый комплекс электронного оборудования. Штурмовик оборудован автопилотом, помогающим пилотам в длительных патрульных полётах.
Корпус машины отличается хорошей устойчивостью к коррозии и обладает отличными характеристиками по прочности, самолёт выдерживает положительные перегрузки величиной до 7g, а отрицательные до – 3.5g
Штурмовик надёжно эксплуатируется при высоких температурах окружающей среды и повышенной влажности, что особенно важно для латиноамериканских стран, где находит наибольшее применение эта машина
Как заявляет компания производитель, остекление кабины пилотов надёжно защищено от повреждения при столкновении с птицами даже на скорости 500 км/час. Кроме брони из кевлара, на помощь экипажу и штурмовику приходят современные информационные системы, предупреждающие пилотов о ракетной атаке и о работе станций радиолокационного обнаружения.
В строевых частях бразильских ВВС пилоты знают эту машину в одноместном варианте под обозначением A-29A Super Tucano, а её двухместная версия проходит как A-29B Super Tucano. Версия штурмовика с одним пилотом не пользуется такой популярностью, поскольку один лётчик не может эффективно действовать при длительных полётах на патрулирование, а потом принимать участие в бою в качестве ударного самолёта.
В таком варианте в месте второй кабины располагается дополнительный топливный бак, обтянутый протектированной резиной и как считает Embraer, установив соответствующее оборудование для ночных полётов, данная версия становится эффективным ночным истребителем, настоящей грозой для легкомоторных машин наркоторговцев и контрабандистов. Также в этом варианте самолёт успешно используется против вертолётов противника.
Наибольшей популярностью пользуется A-29B Super Tucano с двухместной кабиной.
Двухместный вариант A-29B почитается уже тем, что один ум хорошо – а два лучше. Наличие второго пилота в изматывающих патрульных полётах весьма полезно в тех случаях, когда они завершаются ударным воздействием на противника.
ТТХ берегового ракетного комплекса «Бастион»
Береговой ракетный комплекс «Бастион» отличается следующими техническими характеристиками:
- предельным количеством ракет в боекомплекте — 24;
- минимальным временным промежутком между выстрелами — 2,5 с;
- временем возврата в боеготовное состояние из транспортного — до 5 минут;
- периодом автономности — в течение суток;
- продолжительностью автономности при поддержке машиной обеспечения — до 30-ти суток;
- защищаемой длиной береговой линии — до 600 км;
- предельным удалением от побережья — до 200 км;
- продолжительностью эксплуатации — 10 лет;
- скоростью транспортировки — до 80 км/ч;
- предельной дальностью марша — до 1000 км.
Продолжительность автономности установки зависит от наличного запаса топлива. При использовании передвижной дозаправки, время боевого дежурства системы существенно возрастает.
Подвижная пусковая установка, снаряженная двумя ракетными контейнерами, включая заправленные топливные баки и экипаж, весит сорок одну тонну.
Экипаж системы ПРК «Бастион» включает командира установки, пускового оператора и водителя. Перед запуском контейнеры приводятся в вертикальное положение. Залповая стрельба с одной установки предполагает максимальную продолжительность интервала от двух до пяти секунд.
Характеристики приведены для подвижного варианта системы «Бастион». Параметры стационарного исполнения аналогичны, за исключением отсутствия времени на развертывание в состояние боеготовности, поскольку данная техника, находящаяся на дежурстве может быть задействована в любой момент.
На многочисленных фото и видео в интернете представлены комплексы «Бастион» во время проведения парадов и в процессе ведения огня.
Конструкция
Планер Самолета
Фюзеляж военного самолета выполнен в виде полумонокока. Традиционно кабина расположена в носовой части самолета. Хорошую обзорность обеспечивает смещенный вниз выпирающий фонарь. Прямо под кабиной находится блок стволов авиапушки. За крыльями располагаются две мотогондолы с моторами. Такое необычно расположение двигателя обосновывается тем, что самолет лучше управляется за счет лучшего потока воздуха.
Удачно расположение двигателей также способствовало снижению попадания тепла в оружие с инфракрасным наведением. Хвост имеет два вертикальных киля и рулевое управление.
Шасси
Поворотное колесо расположено в передней части самолета. Два основных колеса находятся снаружи центроплана. Колеса на крыльях убираются в специальную нишу, когда самолет начинает взлет. Механизм приводится в движение при помощи гидропривода и складывается против движения перпендикулярно оси корпуса. Сложенные колеса выступают за обводы корпуса примерно на 1/3 объема. Такое техническое решение позволяет совершить экстренную посадку.
Поворотное колесо спереди расположено в 40 сантиметрах от центра, так как посередине располагается пушка. Рычажная стойка при взлете полностью убирается в отсек. Давление в шинах составляет 4 кгс/см2 для передвижения на грунтовой дороге.
Силовая установка
Самолет приводят в движение два турбореактивных двигателя General Electric TF34-GE-100, которые также используются в гражданской авиации под индексом CF34. Агрегаты были созданы компанией GE Aircraft Engines. Конструктивную основу составляет одноступенчатый вентилятор, который управляется четырехступенчатой турбиной пониженного давления. Вес одного агрегата составляет 654 кг.
Топливная система
Баки «Бородавочника» имеют хорошую броню. Чтобы избежать возгорания, топливные баки заполняют специальной противовзрывной пеной. Два резервуара с топливом располагаются в фюзеляже и два в крыльях. Топливные баки в общей сложности вмещают в себя 4840 кг топлива. Кроме того, на штурмовик можно дополнительно установить три подвесных бака с топливом, общая емкость которых составляет 2280 литров.
Еще одним достоинством считается возможность дозаправки самолета в воздухе.
Пневмосистема и гидросистема
Пневматическая система в Тандерболт А10 служит для вентиляции кабины пилота и отсека с авиапушкой. В ее функциональность также входят препятствие обледенению.
За управление самолетом, шасси, а также вращением ствола пушки, на самолете была применена гидравлическая система с независимыми насосами. Давление в системе может достигаться свыше 200 кгс/см2. Насосы приводятся в движение от привода авиадвигателя.
Противопожарная система и электрооборудование
В случае возникновения пожара на борту самолета, включается автоматическая противопожарная система на основе фреона, который, в свою очередь, является хладагентом.
Электронику «Thunderbolt A10» питают два генератора переменного тока, которые обладают выходным напряжением в 120/200В. Также имеется аккумуляторная батарея с зарядом 34 А/ч. Ее напряжение составляет 24В. Батарею можно применять, как аварийный источник питания.
Среди электрооборудования также имеется автономный генератор.
Навигационное и радиоэлектронное оборудование
В штурмовике установлена навигационная система TACAN AN/ARN-84. Для поддержания связи на большом удалении от точки доступа, в самолете установлена радиостанция LORAN C/D AN/ ARN-101.
В система радиоэлектронного оборудования также присутствует компас AN/ARA-50, пеленгатор DF-301E/DA, а также система расчета аэродинамических параметров CPU-16.
Для радиолокационного распознавания, штурмовик оснащали системой радиолокационного оборудования AN/UPN-25. В случае возникновения плохих погодных условий, посадить самолет поможет система AN/ARN-108, которая работает совместно с показаниями приборов. Также присутствует автопилот.
Кабина пилота A-10A
История создания A 10 Thunderbolt II
В 1966 году в связи с тем, что американский Т-28 «Троян» не смог выстоять против советской системы ПВО, было принято решение о разработке нового бронированного штурмовика. В марте 1967 года был объявлен конкурс, в котором принимали участие 21 авиастроительная компания. ВВС США было поставлены следующие условия:
- скорость не должна быть менее 650 км/ч;
- должна обеспечиваться хорошая маневренность в воздухе;
- приземление могло осуществляться на любой местности;
- большое количество узлов подвески снаружи.
В дальнейшем были изменены условия и минимальные требования к скорости поднялись до 740 км/ч, что привело выбыванию проектов с турбовинтовыми моторами.
Основным орудием штурмовика стала 30 мм пушка GAU-8
Американские конструкторы приняли во внимание успешный опыт израильских пушек DEFA, которые поражали арабские танки
В мае 1970 определилось два финалиста — «Fairchild» и «Northrop». Fairchild на разработку прототипа YA-10A получил 41,2 млн долларов, а Northrop 28,9 млн на YA-9.
В 1972 году первые два YA-10A были готовы и оснащены пушками «Вулкан» М61, диаметр которых составлял 20 мм, вместо 30 мм, поскольку последних попросту не было. 10 мая состоялся первый подъем самолета в воздух. Пилотом был Говард «Сэм» Нельсон. YA-9 впервые взлетел спустя 20 дней. Второй прототип YA-10 взлетел 21 июня 1972 года. Конкурент взлетел лишь 23 августа.
В октябре 1972 года начались испытания на авиабазе Эдвардс, в ходе которых выяснилось, что YA-9 более маневренный, легкий и скоростной. YA-10, в свою очередь, обладает более простой конструкцией, что упрощает обслуживание. Также он потребляет меньше топлива. На авиабазе Райт-Паттерсон самолеты испытывали на живучесть, используя оружие, произведенное в СССР.
18 февраля 1973 года было объявлено о победе YA-10A. Fairchild получает 159 млн на производство 6 предсерийных самолетов. В 1973 году в конкурсе по производству пушки, победил «Дженерал Электрик», который в этом же году создал 30 мм GAU-8.
В августе 1974 года A-10A были проведены испытания с ракетами «воздух-поверхность» AGM-65A «Maverick», которые обладают телевизионным самонаведением. Впервые контрактный испытательный штурмовик поднялся в воздух в феврале 1975 года. В сентябре была заменена пушка с 20 мм «Вулкана» на 30 мм «Мститель». Огромная GAU-8 занимает половину фюзеляже и по этой причине шасси пришлось расположить немного в стороне. Пушка успешно поражает цель с расстояния до 1,2 км.
21 октября 1975 года в воздух поднялся первый серийный «Thunderbolt». Масса штурмовика оказалось больше, чем была рассчитана ранее. По этой причине самолет пришлось усиливать.
В марте 1976 года самолет принят на вооружение ВВС США. Через год были поставлены первые серийные версии. В октябре 1977 года была создана первая эскадрилья «Бородавочников».
В 1977 году Тандерболт был модифицирован, получив всепогодную версию. В новой разработке была добавлена вторая кабина прямо над боекомплектом пушки. Самолет может быть пилотирован из обеих кабин. Кроме того, в комплектацию добавлены следующие опции:
- Вестингауз WX-50 — бортовая радиолокационная станция предназначена для выявления мелких наземных целей;
- Texas Instruments AN/AAR-42 — это тепловизионная станция;
- Ферранти 105 — лазерный дальномер;
- Литтон LN-39 — навигационная система на инерциальной основе.
4 мая 1979 года всепогодная версия впервые поднялась в воздух, но из-за низкой востребованности в серийное производство так и не вошла.
Thunderbolt A-10 имел свои «детские болячки». Одна из них была решена в 1981 году. В двигателе самолета скапливался порох из-за недогоревших частиц, которые осаждались на вентиляторе после выстрелов. Через каждые 1000 выстрелов у самолета падала тяга на 1%.
В 1983 году штурмовик оснастили новым оборудованием специально для европейского климата.
В 1984 году было готово 715 Тандерболтов, каждый из которых обошелся по 4 миллиона. 707 из них были серийными, 6 предсерийных и 2 прототипа.
Спустя два года были произведены испытания с управляемыми ракетами AIM-9 «Sidewinder».
Где-то в середине 1990-х штурмовики были модифицированы. Благодаря новым изменениям самолет стал более маневренным и легким, так как была убрана часть брони и пассивная лазерная система «Пейв Пенни».
A-10, 1975. (U.S. Air Force photo)
Тактико-технические характеристики A-10 Тандерболт 2
— Первый полёт: 10 мая 1972 года
— Начало эксплуатации: A-10A 1977 год, A-10С 2007 год
— Годы производства: 1975 — 1984
— Единиц произведено: 715
Стоимость A-10 Тандерболт 2
— $11,8 млн (1994 год)
Экипаж A-10 Тандерболт 2
— 1 пилот
Размеры A-10 Тандерболт 2
— Длина: 16,26 м
— Размах крыла: 17,53 м
— Высота: 4,47 м
— Площадь крыла: 47,01 м²
— Профиль крыла: NACA 6716 — корень крыла, NACA 6713 — законцовка
— Удлинение крыла: 6,54
— Нагрузка на крыло: 449,88 кг/м² (максимальная)
— База шасси: 5,40 м
— Колея шасси: 5,25 м
Вес A-10 Тандерболт 2
— Масса пустого: 9176 кг
— Масса снаряжённого: 10 515 кг
— Нормальная взлётная масса: 13 628 кг (с 6 × 227 кг бомбами)
— Максимальная взлётная масса: 21 148 кг
— Масса топлива во внутренних баках: 4830 кг
— Объём топливных баков: 6200 л
Двигатели A-10 Тандерболт 2
— 2 × ТРДД General Electric TF34-GE-100
— Тяга: 2 × 40,32 кН (4112 кгс)
— Тяговооружённость: 0,6 (при нормальной взлётной массе)
Скорость A-10 Тандерболт 2
— Максимально допустимая скорость: 834 км/ч
— Максимальная скорость: 722 км/ч у земли
— Крейсерская скорость: 555 км/ч у земли
— Скороподъёмность: 30,5 м/с
— Длина разбега: 1152 м (с максимальной боевой нагрузкой)
— Длина пробега: 623 м
Дальность полета A-10 Тандерболт 2
— Боевой радиус непосредственная авиационная поддержка: 463 км
— Боевой радиус сопровождение: 484 км
— Боевой радиус воздушная разведка: 803 км
— Практическая дальность: 740 км (с максимальной боевой нагрузкой)
— Перегоночная дальность: 4647 км
Практический потолок A-10 Тандерболт 2
— 13 380 м
Вооружение A-10 Тандерболт 2
Стрелково-пушечное: 1 × 30-мм семиствольная пушка GAU-8/A с 1350 патронами 30×173 мм
Точки подвески: 11 узлов подвески вооружения (8 под крылом, 3 под фюзеляжем) может быть задействовано в вылете только 10:
— (под фюзеляжем вооружение может подвешиваться либо на центральный пилон, либо на пару боковых)
— центральный подфюзеляжный с нагрузкой 2268 кг
— 2 боковых подфюзеляжных и 2 внутренних крыльевых с нагрузкой 1587 кг каждый
— 4 средних крыльевых с нагрузкой 1134 кг каждый
— 2 внешних крыльевых с нагрузкой 453 кг каждый
Боевая нагрузка: 7257 кг
Управляемые ракеты:
— ракеты «воздух-воздух»: 2 × AIM-9
— ракеты «воздух-поверхность»: 6 × AGM-65
Неуправляемые ракеты:
— 4 × блока LAU-61/LAU-68 (с 19× / 7× 70 мм ракетами Hydra 70)
— 6 × блоков LAU-10 (с 4× 127 мм ракетами Zuni)
Бомбы свободнопадающие:
— фугасные: 24 × 227 кг Mk 82 или 6 × 908 кг Mk 84
— зажигательные: 8 × 340 кг BLU-1 или 340 кг BLU-27/B с напалмом
— кассетные: 20 × Mk-20 Rockeye II, 20 × 350 кг CBU-52, 20 × 370 кг CBU-71, 10 × CBU-38 или 16 × CBU-70
Бомбы управляемые: 4 × GBU-8 или GBU-10 или 6 × GBU-12
Подвесные артиллерийские установки: 2 × SUU-23 с 20 мм пушкой GAU-4/A
Подвесные топливные баки: 3 × 2271 л: пара под крылом, один под фюзеляжем.
Боевое применение
Дата, событие | Расклад сил до… | …и после | Ущерб противнику |
1983
Войны в Гренаде — Первое использование |
Простая поддержка сухопутных войск | ||
1991
Войны в Персидском заливе — Первое боевое использование |
144 самолёта, 8100 боевых вылетов, уровень боеготовности — 95,7%, |
7 сбито (одна потеря на 1350 вылетов), 15 повреждено
Прилетали со страшными ранами в крыле, двигателе и хвосте (но прилетали!) |
Танков — более 1000, другой техники — более 2000,
стволов артиллерии — более 1200. Результаты лучше, чем у всех прочих самолётов и даже противотанкового вертолёта «Апач» (АН-64) |
«Буря в пустыне» | 2 штурмовика, 1 вылет | Танки — 23 уничтожено, 10 повреждено | |
Охота за пусковыми установками «Скад» | 1 ночь | Ноль установок, 2 вертолёта (Ми-8 и MBB Bo 105) | |
1999
«Союзническая сила» — военная операция НАТО против Югославии. С авиабаз на территории Италии |
Более 30 тысяч снарядов с урановым сердечником | В начале 2001 – скандал: угроза здоровью миротворцев НАТО и мирного населения в Косово | |
2001
|
Успешно применяется и поныне для уничтожения талибов | ||
март-апрель 2003
Операция «Свобода Ираку» |
60 штурмовиков | 1 сбит 7 апреля, 1 тяжело повреждён, пилот спаслась |
24 танка Т-54 и Т-55, до 13 единиц бронетанковой техники |
Успешно применяются «Тандерболты» и против ИГИЛа, особенно по колоннам бензовозов.
Отметки на фюзеляже А-10 «Тандерболт»: 1 пусковая установка «Scud», 3 радиолокационных станции, 11 танков и 42 единицы бронетехники.
В светлое время А-10 показал высокую точность: с 1,2 км 80% снарядов попадают в круг 6 м диаметра. По танкам стрельба велась с 1,8 км (на высоте 100-150 м), по небронированным целям — с 3-3,5 км.
Ночью и в сложных метеоусловиях (а также при запыленности и задымленности) эффективность была крайне низкой. Известны случаи и «дружественного огня»:
Дата | Атакованная цель | Результат |
1991, сражение за Рас-эль-Хафджи | Американский бронетранспортёр LAV-25 (лётчик и наводчик перепутали его с БТР-60) | 6 погибших американцев |
Британские боевые машины пехоты | 5 раненых и 1 погибший британец | |
2001, сражения за Насирию | Подразделение морских пехотинцев (из-за ошибки авианаводчика) | 1-10 погибших |
28 марта 2001 | Четыре боевые британских машины | 1 погибший |
2003, возле Газни | Дом предполагаемого террориста | 9 детей, игравших неподалёку |
Примечания
Комментарии:
- На обшивке хвостовой части фюзеляжа следы осколочных поражений готовыми осколками БЧ ракеты
- Самое сложное — была посадка самолёта, которая походила на цирковой трюк. При отказе всей гидравлики не работали воздушные тормоза, тормоза и рулевое управление. Согласно оценке Ричарда Майерса, председателя Объединённого комитета начальников штабов, Кэмпбелл — одна из нескольких пилотов, которые когда-либо совершили посадку на A-10, используя ручное управление.
- ↑
- . U.S. Air Force Air Combat Command. Дата обращения: 29 сентября 2015.
- . spec-naz.org. Дата обращения: 30 ноября 2017.
- . Fishki.net — Сайт хорошего настроения. Дата обращения: 30 ноября 2017.
- . army-news.ru. Дата обращения: 29 ноября 2017.
- Bell, 1986, p. 17
- Bell, 1986, p. 6
- Jenkins, 1998, p. 42
- Flight, 1976, vol. 109, N 3497.
- Operation Desert Storm: Evaluation of the air campaign. Report to the Ranking Minority Member, Committee on Commerce, House of Representatives. United States General Accounting Office, p.94.
- Operation Desert Storm: Evaluation of the air campaign. Report to the Ranking Minority Member, Committee on Commerce, House of Representatives. United States General Accounting Office, p.151.
- . the Guardian. Дата обращения: 2 января 2016.
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 8 июня 2011.
- Myers, General Richard . United States Air Force Academy (1 мая 2003). Дата обращения: 23 декабря 2014.
- International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 47,48. — ISBN ISBN 9781857438352.
Автор: МАТВЕЙ СОТНИКОВ БИТВА ЗА ЗАГЛАВАК
A-10 Thunderbolt Cockpit
The single-seat cockpit is protected by all-round armour, with a titanium ‘bathtub’ structure to protect the pilot that is up to 3.8cm thick. The cockpit has a large bulletproof bubble canopy, which gives good all-round vision.
The cockpit is equipped with a head-up display, which is used for targeting and weapon aiming, a Have-Quick secure radio communications system, inertial navigation and a tactical air navigation (TACAN) system.
“The single-seat cockpit is protected by all-round armor, with a titanium ‘bathtub’ structure.”
Lockheed Martin has begun delivery of 21 USAF A-10 aircraft with the embedded global positioning system / inertial navigation system (EGI), which pinpoints the exact location of the aircraft. The aircraft are also to be fitted with BAE Systems terrain profile matching systems (TERPROM).
The pilot is equipped with night-vision goggles and also the infrared imaging display of the Maverick AGM-65.
Эксплуатация
Первый серьезный конфликт, в котором участвовали самолеты «Thunderbolt A10» — это война в персидском заливе. Всего было задействовано 144 машины, которые совершили более 8100 вылетов. Было сбито 7 самолетов и 15 сильно повреждены. Однако урон, который нанесли «Бородавочники» не сравнив с потерями: более 1000 танков и 2000 другой военной техники было уничтожено. Около 1200 артиллерийских установок также были уничтожены.
Серьезным испытанием стала операция «Буря в пустыне», во время которой один из самолетов вернулся с такими повреждениями крыла, с которыми не смог бы вернуться ни один самолет.
Среди недостатков «Thunderbolt A10» называют ошибочное ведение огня по своим объектам. Таким образом, один из «Бородавочников» уничтожил бронетранспортер LAV-25, в которой находились американские пехотинцы. Также пострадали и британские вооруженные силы. Штурмовик по ошибке нанес удар по британской бронетехнике, в которой погибло 9 человек.
Слабым местом самолета является ведение боя в ночное время суток.