Подводные лодки проекта 885 «ясень»

Незаметность, как фактор боевой мощи

Наличие мощного вооружения ядерной субмарины и её современная техническая оснащённость сводятся к нулю при отсутствии важнейшей для современных подводных лодок характеристики – незаметности. Увы, но все без исключения подводные лодки, «шумят» винтами и турбинами, «фонят» работающими реакторами, создают магнитное поле и оставляют за собой тепловой след. Любой из перечисленных факторов в случае обнаружения может стать фатальным для лодки и её экипажа. К чести разработчиков «Ясеня», они создали одну из самых «невидимых» АПЛ. В частности, во избежание подрыва на магнитной мине, корпус лодки, изготовленный из специального стального сплава, был подвергнут размагничиванию.


Крылатая ракета «Калибр»

Максимально – на 15 дБ были снижены шумы, благодаря уникально скомпонованной энергосистеме. Значительно усилили незаметность «Ясеня» специальное покрытие лёгкого корпуса и особая технология при изготовлении гребного винта.

История создания АПЛ проекта 885 «Ясень»

Многоцелевая атомная подводная лодка Ясень, технические характеристики которой разработаны для оснащения крылатыми ракетами на борту — проект АПЛ 885М (08851), усовершенствованный вариант головной субмарины проекта АПЛ «Ясень» (по кодификации НАТО — «Graney», «Yasen»).

АПЛ 885М — усовершенствованный вариант проекта АПЛ «Ясень».

Согласно стратегическим планам руководства Вооружённых Сил РФ до 2020 года в состав ВМФ должны быть включены 7 единиц. Подлодки класса Ясень (проект 885) должны постепенно заменить многоцелевые лодки более ранних проектов. Первая АПЛ проекта 885 (К560 «Северодвинск») построена по первоначальному проекту. Строительство остальных лодок ведётся по проекту 885М.

История проекта берёт начало в далёком 1977 году. Военное руководство СССР разработало концепцию замены большого количества различных типов многоцелевых дизельных и атомных ПЛ второго и третьего поколений усовершенствованной лодкой четвёртого поколения.

Многоцелевая подводная лодка должна была выполнять различные стратегические и тактические задачи в любой точке Мирового океана. Новые подлодки России Ясень должны были стать адекватным ответом на разработку военно-промышленным комплексом США в последней четверти двадцатого века новейших многоцелевых субмарин классов Сивулф» и «Вирджиния».

1977 — Ленинградское закрытое КБ подводного флота (будущее Санкт-Петербургское Морское бюро машиностроения «Малахит») получает задание на проектирование многоцелевой атомной подводной лодки четвёртого поколения с минимальным уровнем шумности, вооружаемой крылатыми ракетами и торпедами.

1988 — в издаваемом в Ленинграде специализированном журнале «Гангут» впервые появляется фотография, информация о параметрах, описание ттх и особенностей подводной лодки четвёртого поколения, проектируемой под шифром 885 «Ясень». Автор статьи — заместитель главного конструктора МБМ «Малахит» А.М.Антонов.

1993 — на заложена первая лодка проекта 885. Она получила шифр К-560 и наименование АПЛ проекта 885 Ясень «Северодвинск».

1996 — работы по постройке лодки остановлены на неопределённое время из-за отсутствия финансирования.

2004 — строительство головной лодки проекта 885 возобновлено.

2009 — произведена закладка второй лодки проекта. Строительство решено вести по модернизированному проекту 08851 «Ясень-М». Корабль получил шифр К-561 и название «Казань».

24.06.2010 — многоцелевая атомная подводная лодка «Северодвинск» спущена на воду.

Вывод лодки К-560 из эллинга на

26.07.2013 — заложена третья АПЛ проекта «Ясень-М» — К-573 «Новосибирск».

12.09.2011 — начало швартовых испытаний К-560. Доработка основных параметров и комплекс заводских испытаний продолжался в течение трёх лет.

05.11.2013 — начало государственных испытаний ПЛАРК «Северодвинск».

30.12.2013 — государственной комиссией подписан акт о приёмке лодки.

17.06.2014 — подлодка К-560 зачислена в состав Военно-морского флота Российской Федерации.

27.07.2014 — произведена закладка четвертой АПЛ «Красноярск» проекта 885 Ясень — К-571.

19.03.2015 — произведена закладка пятой АПЛ типа Ясень — К-564 «Архангельск».

29.07.2016 — произведена закладка шестой лодки проекта («Пермь»).

31.03.2017 — торжественно спущена на воду лодка К561 «Казань».

28.07.2017 — произведена закладка седьмой лодки проекта, получившей наименование «Ульяновск».

Серия из семи лодок проекта 08851 «Ясень-М» должна полностью войти в состав ВМФ РФ до 2023 года.

Главный конструктор проекта 885 «Ясень» В.Н. Пялов

О задачах МАПЛ

В отличие от РПКСН, их не так-то легко определить. С морским компонентом стратегических ядерных сил все просто: его основной задачей в мирное время является ядерное сдерживание, а в военное – полномасштабное ракетно-ядерное возмездие каждому, кто покусится. А вот с многоцелевыми атомными подводными кораблями все намного сложнее по той простой причине, что очень уж широк спектр задач, которые хочется возложить на этот класс кораблей.

Уничтожать вражеские подводные лодки, выцеливающие наши РПКСН, готовящиеся наносить удары КРМБ «Томагавк» или же прикрывающие неприятельские АУГ? Вне всякого сомнения! Громить вражеские надводные боевые корабли — как одиночные, так и действующие в составе КУГ, АУГ или амфибийных соединений? Всенепременно и обязательно! Пресекать враждебные морские коммуникации, топя военные транспорты, везущие что-то бахающее и бухающее к нам на материк? Конечно! Наносить удары по сухопутным целям, инфраструктуре неприятеля? А как же иначе!

Но можно ли создать МАПЛ, которая могла бы одинаково эффективно решать столь различные задачи? Технически — да. Вот только, как показывает практика, стоимость такого решения превысит все мыслимые пределы и рассчитывать на сколько-то массовое оснащение такими кораблями флота – совершеннейшая утопия.

Незаметность

Атомная подводная лодка «Ясень» проектировалась таким образом, чтобы обнаружение ее было проблематичным. Обычно присутствие субмарины в какой-либо зоне мирового океана «вычисляют» по нескольким признакам: шуму винтов и механизмов, радиологическому следу, тепловыделениям, а также визуально через прозрачные слои воды. Демаскирует корабль и магнитное поле, создаваемое металлом. Для того чтобы уменьшить заметность и опасность подрыва на мине с детонатором, реагирующим на изменения статических полей, суда в портах и на рейде подвергают процедуре размагничивания. Корпус АПЛ 885 проекта изготовлен из специального стального сплава, близкого по свойствам к парамагнетикам. Шумы минимизированы, на 15 децибел их уменьшили только за счет революционной схемы компоновки энергосистемы. Особое звукопоглощающее покрытие также сделало лодку «тихой». Применены и другие решения по снижению заметности. Гребной винт один, он изготовлен по особой технологии, обеспечивающей малошумность хода.

Модификации ПЛАРК проекта «Ясень»

Проект «Ясень» имеет всего две модификации. По первоначальным чертежам (885) построена одна лодка — К-560 «Северодвинск». Все остальные боевые единицы строятся в соответствии с усовершенствованным проектом 885М.

Шифр

проекта

Борт.№ и название ПЛАРК Особенности модификации
885 «Ясень»

К-560 «Северодвинск»

Лодки проекта 885 имеют два принципиальных отличия от подводных военных кораблей предшествующих классов (вне зависимости от назначения и тактико-технических характеристик): Применена полуторакорпусная схема с частичным расположением цистерн главного балласта внутри прочного корпуса.

В связи с большими размерами новой ГАС «Иртыш-Амфора» торпедный отсек разделён на две части и расположен по бортам лодки. Торпедные аппараты установлены под углом к оси лодки

885М (08851)

«Ясень-М»

К-561 «Казань» К-573 «Новосибирск»

К-571 «Красноярск»

К-564 «Архангельск»

К-… «Пермь»

К-…«Ульяновск»

Основные отличия подлодок проекта 885М от головной ПЛАРК «Северодвинск»:

  • оптимизация конструкции обводов корпуса;
  • снижение уровня собственных шумов;
  • установка абсолютно нового, произведённого предприятиями российского ВПК и ранее нигде не применявшегося бортового оборудования

Самые новые единицы строятся с учётом возможного применения перспективного ГАК «Аякс», новейших российских комплексов гиперзвуковых баллистических ракет «Циркон», стратегических ракет Х-101, самонаводящихся торпед «Футляр» и «Физик»

«Уникальная конструкция»

Проект «Ясень» был разработан в Санкт-Петербургском морском бюро машиностроения «Малахит» имени академика Н.Н. Исанина. История его создания была непростой.

В конце 1970-х годов советское руководство поставило перед оборонным комплексом задачу разработать концепцию подводной лодки четвёртого поколения. Соответствующее задание получили конструкторские бюро (КБ) «Малахит», «Рубин» (Санкт-Петербург) и «Лазурит» (Нижний Новгород).

При этом все три КБ пошли разными путями. «Рубин» сконцентрировался на создании субмарины с противокорабельными крылатыми ракетами, «Лазурит» занимался разработкой противолодочной АПЛ. КБ «Малахит», в свою очередь, предложил концепцию многоцелевой подводной лодки.

Впоследствии было принято решение объединить все три проекта в один на базе наработок «Малахита». Так и родился проект «Ясень».

Опытно-конструкторские работы были завершены в начале 1990-х, а в 1993 году на «Севмаше» был заложен головной корабль проекта 885 — «Северодвинск».

Однако из-за экономических трудностей того периода его строительство растянулось на долгие 20 лет. В 1996 году работы над «Северодвинском» и вовсе были заморожены, несмотря на то что как раз к этой дате его планировалось спустить на воду.

  • Атомная подводная лодка «Северодвинск»

«Прежде всего это связано с трудностями, которые испытывало государство в те годы. Не было средств на развитие этого проекта. Сегодня все проблемы преодолены, есть государственная программа вооружений, в рамках которой выделяются достаточно серьёзные средства, для того чтобы Россия наверстала упущенное и компенсировала провал, который был в 1990—2000-х годах», — рассказал в интервью RT военный эксперт Дмитрий Литовкин.

В свою очередь, член-корреспондент Российской академии ракетных и артиллерийских наук, капитан 1-го ранга в отставке Константин Сивков отметил, что на сроки повлияла также и сложность проекта.

Также по теме

«Новое качество ВМФ»: на что будут способны новейшие атомные подлодки России

В 2019 году Военно-морской флот России получит две атомные подводные лодки. Об этом заявил министр обороны РФ Сергей Шойгу. Речь идёт…

«Подводная лодка имеет уникальную конструкцию, позволяющую ей погружаться на большую глубину. Также на ней размещены новейшие радиоэлектронные средства, уникальные водомётные движители, которые обеспечивают малошумное движение. Чтобы добиться таких параметров, необходимо проделать серьёзную и большую работу. Быстро это осуществить нельзя», — пояснил Сивков в интервью RT.

Работы над проектом возобновились лишь в начале 2000-х. К тому моменту часть оборудования подлодки уже успела устареть, поэтому в проект пришлось вносить серьёзные изменения, что также сдвинуло сроки окончания строительства.

Помимо этого, возникли проблемы и с производством комплектующих, так как часть выпускавших их заводов после распада СССР оказались на территории независимых государств.

В результате «Северодвинск» был спущен на воду только в 2010 году — на 14 лет позднее запланированного срока. Ещё четыре года длились испытания и доработка лодки, после которых в июле 2014 года она была принята в состав Северного флота.

После завершения работ по строительству «Северодвинска» все последующие корабли, включая «Казань», создавались по обновлённому проекту 885М или «Ясень-М». От исходной версии он отличается доработанным и более современным оборудованием, изменённой формой обводов корпуса и пониженным уровнем шумности, что, как отмечают эксперты, для подлодок критически важный параметр.  

Также стоит отметить, что все подводные лодки этого проекта оснащаются исключительно российскими комплектующими — от кооперации с заводами, которые остались на территории постсоветских республик, было решено отказаться.

26 июля 2013 года на стапелях «Севмаша» была заложена третья лодка проекта «Ясень-М» — «Новосибирск». Её строительство ведётся в интересах Тихоокеанского флота РФ. Спуск на воду данной субмарины был осуществлён 25 декабря 2019 года.

  • Церемония спуска на воду АПЛ «Новосибирск»

В 2014—2017 годах были заложены ещё четыре подводные лодки такого класса: «Красноярск», «Архангельск», «Пермь» и «Ульяновск».

В 2020 году началось строительство сразу двух субмарин проекта 885М — «Воронеж» и «Владивосток». За торжественной церемонией закладки новых судов в режиме видеоконференции наблюдал президент России Владимир Путин

В своём выступлении он отметил исключительную важность Военно-морского флота в обеспечении безопасности России и поблагодарил корабелов за добросовестный труд

Описание конструкции

Планируемый облик лодки существенно отличается в различных источниках.

Лодка имеет полуторакорпусную конструкцию с лёгким корпусом только в носу и c надстройкой в районе ракетных шахт. Материал корпуса — маломагнитная сталь. На корпус нанесено резиновое покрытие, снижающее шумность лодки и уменьшающее отражение сигналов гидролокаторов. В носовой части размещен гидроакустический комплекс «Иртыш-Амфора» с габаритной сферической антенной. По другим данным, АПЛ оснащена гидроакустическим комплексом «Аякс» с дополнительными антеннами по всему корпусу АПЛ. Занявшая всю носовую часть антенна не позволила традиционно расположить в носу торпедные аппараты, что является одной из наиболее заметных отличительных особенностей проекта.

Спасательная камера на лодке одна; в ней может поместиться весь экипаж. Численность экипажа, согласно данным из разных источников, составляет от 85 до 93 человек.

Назначение отсеков

расположение отсеков

Подводные лодки класса «Ясень» имеют прочный корпус, разделенный на отсеки, этим они не отличаются от всех прочих. Их девять, вот их список: 1-й – ЦКП. Кроме центрального командного поста здесь размещены спасательная камера, в которой в случае надобности корабль сможет покинуть экипаж, гидроакустический пост и выход в рубку. Торпедные аппараты, в отличие от предыдущих проектов, находятся позади этого отсека, уступив место главным «глазам» и «ушам» корабля – антенне, принимающей даже самые слабые сигналы и дающей исчерпывающую информацию об окружающей обстановке. Подводные лодки проекта 885 «Ясень» — самые «зрячие» корабли своего класса. 2-й – торпедный, отсюда заряжаются ТА, сами подводные снаряды, а также вспомогательное оборудование и электроприводы внешних выдвижных устройств. 3-й, четырехпалубный, насыщен приборами, оборудованием общекорабельного назначения (генераторами, охладителями, балластными насосами и пр.) 4-й – бытовой, здесь расположены кубрики и каюты экипажа, кают-компания, столовые, медпункт и другие помещения, обеспечивающие нормальные условия во время долгих дальних походов. 5-й отсек называется ракетным. Помимо грозного оружия, как указано выше, здесь есть и балластные цистерны. 6-й — реакторный, помимо энергоустановки, снабжен вспомогательной цистерной для компенсации пускового импульса. 7-й отсек называется турбинным. Это место, в котором раскаленный пар отдает свою энергию валу гребного винта. Еще здесь расположены 5 ЦГБ. В 8-м сосредоточено механическое оборудование, а также есть люк аварийно-спасательного назначения. 9-й отсек называется румпельным. В переводе с морского языка это означает, что здесь происходит управление горизонтальными и вертикальными рулями посредством гидравлических приводов.

Реактор

В шестом отсеке находится «сердце» корабля, атомный реактор. Именно здесь выделяется огромное количество тепловой энергии, разогревающей пар, вращающий турбины. Подводные лодки проекта «Ясень» оснащены особой энергетической установкой, построенной по интегрально-моноблочной схеме. Благодаря этому все тепловыделения, происходящие в первом контуре (непосредственно контактирующем с тепловыделяющими элементами) локализованы, и длинные трубопроводы вести никуда не нужно. Установка компактна, ее мощность составляет двести мегаватт, и она меньше «фонит» (это уже вопрос скрытности). Реактор очень надежен, это требование диктуется затрудненным доступом к его зонам, срок гарантированной эксплуатации установлен временем не менее тридцати лет.

ТТХ Проект 885 «Ясень»

ПЛ «Северодвинск»

10.12.1993 г. зачислена в списки кораблей ВМФ.
21.12.1993 г. заложена в торжественной обстановке.
1995 г. есть данные о спуске на воду.
1996 г. приостановление всех видов работ.

Тактико-технические характеристики Проект 885 «Ясень»

Водоизмещение нормальное, т.  8600
Водоизмещение полное , т. 13000
Длина, м 139,2
Ширина, м 13
Осадка, м 9,4
Скорость в подводном положении, узлов 28–33
Глубина погружения рабочая, м 520
Глубина погружения предельная, м 600
Экипаж, чел. 85-93

Вооружение ракетное: 24 ПКР «Оникс» (3 ракеты в шахте), возможно применение СКР, ЗУР подводного пуска, сверхмалых ПЛ-роботов.
Вооружение торпедное: 8 ТА калибра 533 и 650 мм. 30 торпед, ракето-торпед, КР, ложных целей, морских мин.

Мобильность и энерговооружённость

Нацеленность на охоту за субмаринами и спецоперации у побережья не требует высоких скоростей. Полный ходВирджинии» ограничен, по различным данным, 26-27 узлами.Ясеню» такое ограничение не подходит. Уже упоминавшаяся задача борьбы с надводными кораблями требует большой скорости хода — авианосное соединение в зоне боевых действий может маневрировать на скоростях более 30 узлов. Это и определило требования к подводной скорости лодок проекта 885, способныхукладывать стрелку» за 33 узла(по некоторым данным, до 35).

USS Virginia(SSN-774)(фото: Michael Payne)

УВирджинии» рабочая глубина — 250 метров, предельная — за 300.Ясень» ныряет более чем на 400 метров в рабочем режиме и почти на 600 — в предельном.

Обе субмарины оснащены реакторами с повышенной продолжительностью службы активной зоны и блочными паротурбинными установками, что облегчило и удешевило их обслуживание. Тепловая мощность реактора S9G наВирджинии» — 150 мегаватт, ОК-650В наЯсене» — около 200. Мощность на валу — около 30 мегаватт наВирджинии» и 50 наЯсене». Эта разница, в сочетании с винтом, оптимизированным под высокие скорости, и обеспечивает разницу в ходе. В обоих случаях значительная часть мощности главной энергетической установки требуется для работы систем жизнеобеспечения и другого оборудования, включая вооружение лодок.

Рейтинг:

Ясень» — 5Вирджиния» — 3

Конструкция[править | править код]

Принципиальная схема лодки 885 проекта.

Лодка имеет полуторакорпусную конструкцию с лёгким корпусом только в носу и с надстройкой в районе ракетных шахт. Материал корпуса — маломагнитная сталь. На корпус нанесено резиновое покрытие, снижающее шумность лодки, а также уменьшающее отражение сигналов гидролокаторов. В носовой части базового проекта размещён гидроакустический комплекс «Иртыш-Амфора» с габаритной сферической антенной. Проект «Ясень-М» оснащён гидроакустическим комплексом «Аякс» с дополнительными антеннами по всему корпусу АПЛ. Занявшая всю носовую часть антенна не позволила традиционно расположить в носу торпедные аппараты, что является одной из наиболее заметных отличительных особенностей проекта.

Спасательная камера на подлодке проекта 885 «Ясень» одна, в ней может поместиться весь экипаж — 90 человек (64 человека «Ясень-М»).

Главная энергетическая установка и движительправить | править код

Применение атомного реактора нового поколения позволит повысить надёжность работы энергосистемы корабля. Атомный реактор выполнен по новой технологии, при которой трубопроводы теплоносителя первого контура размещены в корпусе реактора, что значительно снижает вероятность аварий и радиоактивного облучения экипажа. Специально для лодок этого проекта создана уникальная многоцелевая информационно-управляющая система контроля уровня радиоактивного излучения атомного реактора и оповещения экипажа о его превышении. Срок службы реактора без перезарядки составляет около 25-30 лет, что сравнимо со сроком службы субмарины.

Энергетическая система выполнена по одновальной схеме, в качестве движителя применён малошумный гребной винт, хотя в 2000 году в СМИ публиковалась схема проекта с водомётом .

Для снижения шумности на малых скоростях движения используется гребной электродвигатель; главный турбозубчатый агрегат подключается через муфту только на высокоскоростных режимах.

Информационно-управляющая система многоцелевого назначения (ИУС МН) — это многопроцессорная система с трёхуровневой структурой построения, которая предназначена для фиксации радиоактивного фона и предупреждения аварийной ситуации на судне. Благодаря ИУС МН экипаж подводной лодки своевременно получит сигнал об угрозе и успеет принять необходимые меры. В систему входят: устройства детектирования, блоки питания, реле расхода воздуха, комплект запасных частей и инструментов. ИУС МН осуществляет непрерывный автоматический дистанционный контроль радиационно-химической обстановки, а также позволяет прогнозировать дозы радиоактивного излучения и время пребывания членов экипажа в аварийных зонах. Кроме того, система представляет информацию о состоянии контролируемого объекта, выдает рекомендации по принятию решений, а также проводит постоянную самодиагностику в автоматическом режиме.

Вооружениеправить | править код

На подлодке проекта 885 «Ясень» 10 (8 на «Ясень-М») торпедных аппаратов калибра 533 мм, расположенных под углом побортно в районе ограждения выдвижных устройств, а за ограждением находятся 8 (10 «Ясень-М») вертикальных ракетных шахт, в каждой из которых размещается по 4 крылатые ракеты 3М-55 «Оникс», 3М-22 «Циркон» или по 5 крылатых ракет меньшего диаметра 3М-14 «Калибр». Возможность комбинировать ракетное вооружение дает гибкость в выполнении широкого набора боевых задач: от борьбы с субмаринами и поражения стационарных наземных целей, до уничтожения всех типов надводных кораблей противника крылатыми ракетами «Калибр», «Оникс», «Циркон». По заявлению гендиректора предприятия проектировщика субмарины конструкторского бюро «Малахит» Владимира Дорофеева, многоцелевая атомная подводная лодка проекта 885 «Ясень» способна применять все находящиеся на вооружении ВМФ РФ крылатые ракеты морского базирования. АПЛ «Ясень-М» также будет применять перспективные крылатые ракеты ЗМ-22 «Циркон».

Вооружение

Десять торпедных аппаратов калибра 533 мм расположены под углом побортно в районе ограждения выдвижных устройств.
За ограждением находятся 8 вертикальных ракетных шахт, в каждой из которых размещается по 4 ракеты. Возможность комбинировать ракетное вооружение дает гибкость в выполнении широкого набора боевых задач — от борьбы с субмаринами и поражения стационарных наземных целей до уничтожения всех типов надводных кораблей противника крылатыми ракетами систем «Калибр» и «Оникс».
По заявлению гендиректора предприятия-проектировщика субмарины — конструкторского бюро «Малахит» Владимира Дорофеева, многоцелевая атомная подводная лодка проекта 885 «Ясень» способна применять все находящиеся на вооружении ВМФ РФ крылатые ракеты морского базирования. Ясень-М также способна будет применять перспективные крылатые ракеты «Циркон». Следующим поколением после проекта «Ясень-М» будут подводные лодки проекта «Хаски», которые по состоянию на 2017 год находятся в разработке.

Царский выход

В январе американский журнал National Interest представил ТОП-5 самых опасных и мощных в мире подводных лодок. Три из этих военных машин — российские. В рейтинге оказались подлодки проекта 955 «Борей», субмарины проекта 885М «Ясень-М» и проекта 667БДРМ «Дельфин».

Сейчас в распоряжении ВМФ России три корабля базового проекта 955 «Борей»: «Юрий Долгорукий», «Александр Невский» и «Владимир Мономах».

В конце прошлого года первый модернизированный ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Владимир» проекта 955А «Борей-А» успешно прошел испытания в Белом море.

Еще четыре новейших «Борея», разработанных санкт-петербургским конструкторским бюро «Рубин», строятся на «Севмаше».

Девятую и десятую атомные подлодки модернизированного проекта 955А («Борей-А») планируют заложить в день 75-летия Победы 9 мая 2020 года. В строй они войдут в 2026 и 2027 году.

Подводный корабль «Князь Владимир» стал первым в истории ракетным подводным крейсером стратегического назначения четвертого (последнего) поколения.

Среди его главных преимуществ — высокая скрытность, которая достигается за счет максимально сниженного уровня шумности. Помимо этого, субмарина обладает улучшенной маневренностью и удержанием на глубине, а также новыми системами управления оружием.

Примечания

Скрытность

Обе лодки изготовлены с учётом почти векового опыта борьбы подводников за скрытность и малошумность, но компромиссные решения есть у обоих типов.

Вирджиния», созданная с оглядкой на экономию бюджета, достаточно компактна — подводное водоизмещение около 7900 тонн. С одной стороны, это снижает шумность за счёт сокращения омываемой водой площади поверхности корпуса. С другой — не позволяет эффективно применить ряд новейших разработок в области звукоизоляции агрегатов и механизмов. Тесно!

Кроме того,Вирджиния», традиционно для американцев, лодка однокорпусная — её прочный корпус не прикрыт снаружи вторым, лёгким корпусом-оболочкой. Из-за этого обтекатели части систем выступают снаружи корпуса и вносят свою лепту в образование предательских пузырьков. Шум от их схлопывания может выдать лодку неприятельскому акустику. Отчасти скрытность улучшает водомётный движитель —архимедов винт», который позволяет значительно снизить шум по сравнению с традиционными винтами, но — ценой низкой скорости хода.

Ясень» более крупный — почти 14000 тонн под водой. Это обусловлено и двухкорпусной конструкцией субмарины, и набором вооружения и оборудования. Размеры, с одной стороны, повышают вероятность обнаружения акустическими средствами: больше площадь поверхности корпуса, омываемая водой, — больше шума. Магнитными средствамиЯсень» обнаружить тоже проще — большая масса стали. С другой стороны, почти на полметра больший внутренний диаметр прочного корпуса даёт выигрыш во многие сотни кубов полезного объёма. Это позволяет разместитьшумящие» агрегаты и средства шумоподавления оптимальным образом, максимально сократив утечку звуков.

К-560Северодвинск»(фото: Источник)

Традиционно для российского подплаваЯсень» имеет двухкорпусную конструкцию. В итоге снаружи остаётся значительно меньше выступающих деталей, чем у американской субмарины: максимум возможного убран из потока в межкорпусное пространство, что повышает обтекаемость и снижает уровень шума.

Впрочем, это не сильно повредило. Современные агрегаты и мощныешумодавы» в сочетании с отличными гидродинамическими характеристиками делаютЯсень» значительно тише по сравнению сЩуками-Б» — многоцелевыми лодками предыдущего проекта 971. С учётом того, что поздние лодки 971 проекта считаются более тихими, чем тот жеусовершенствованный Лос-Анджелес»,Ясень» превосходитВирджинию» по этому параметру.

Рейтинг:

Ясень» — 4,5Вирджиния» — 4

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector