Т-60
Содержание:
- Зачем выпускали эти машины?
- История создания.
- Описание конструкции танка.
- Результат
- ТТХ Т-60
- Основные модификации танка Т-60
- Перспективный бомбардировщик
- Применение
- Нетаньяху
- Залман Шазар
- Не едут… и не стреляют…
- Не едут… и не стреляют…
- Предприятия-изготовители
- История создания Т-60
- Центры производства танка Т-60.
- Чем не устраивали военных существующие образцы?
- Презентация на тему: » Ручные осколочные гранаты РГД-5, Ф-1, РГН, РГО.» — Транскрипт:
- Историческая справка
Зачем выпускали эти машины?
Обычно Т-60 сравнивают с «коллегой» по вооружению – немецким легким танком Pz.II. Это тем более интересно потому, что эти машины встречались в реальном бою. Анализируя данные этих танков, можно сказать, что советским танкостроителям удалось добиться практически одинаковой с немецкой машиной уровня защищенности, что при меньших массе и габаритах существенно повышало неуязвимость Т-60. Почти аналогичны и динамические характеристики обеих машин. Несмотря на большую удельную мощность, Pz.II не был быстроходнее «шестидесятки». Формально одинаковыми были и параметры вооружения: оба танка оснащались 20-мм пушками с близкими баллистическими характеристиками. Начальная скорость бронебойного снаряда пушки Pz.II составляла 780 м/с, Т-60 – 815 м/с, что теоретически позволяло им поражать одни и те же цели.
На самом деле все обстояло не так просто: советская пушка ТНШ-20 не могла вести огонь одиночными выстрелами, а немецкая KwK 30, равно как и KwK 38, могла, что существенно повышало точность стрельбы. Даже при ведении огня короткими очередями пушку Т-60 отдачей уводило в сторону, что не позволяло эффективно обстреливать пехоту или групповые цели (скопление автомашин например). «Двойка» оказалась эффективнее на поле боя и за счет численности экипажа, состоявшего из трех человек и имевшего к тому же гораздо лучший обзор из танка, чем экипаж Т-60. Важным преимуществом являлось и наличие радиостанции. В итоге Pz.II в качестве машины переднего края существенно превосходил «шестидесятку». Еще больше это преимущество ощущалось при использовании танков для разведки, где малозаметный, но «слепой» и «немой» Т-60 был практически бесполезен. Не лучше обстояло дело и при использовании Т-60 в качестве танка сопровождения пехоты: слишком слабая броня «шестидесятки» легко поражалась практически всеми противотанковыми средствами и тяжелым оружием пехоты вермахта.
В итоге можно сделать вывод, что танк Т-60 был совершенно не нужен Красной армии, так как никаким ТТТ (если они вообще на него разрабатывались) не соответствовал. Эти машины, редко когда переживавшие одну атаку, часто называют танками-смертниками. Без малого шесть тысяч Т-60 буквально сгорели в горниле войны. Причем сгорели почти без следа: относительно немного осталось фронтовых фотографий этих машин, мало хранится в архивах и документов об их боевом применении. До наших дней уцелело буквально несколько танков этого типа.
Сам собой возникает вопрос: зачем их вообще выпускали? Мотивация завода № 37 понятна, а вот почему Ставка ВГК согласилась с этой мотивацией? Последнее обстоятельство можно объяснить стремлением восполнить огромные потери в танках – с одной стороны и сильно завышенной оценкой численности немецкого танкового парка – с другой. Представить себе, что немцы, имея в пять раз меньше танков, чем Красная армия, добиваются успеха благодаря продуманной оргштатной структуре танковых соединений, отлично налаженному взаимодействию с другими родами войск, хорошей управляемости и передовым тактическим приемам их использования, в Ставке, видимо, просто не могли. Увы, на тот момент ничего, кроме количественного перевеса, противопоставить этому мы не могли.
Ну а если не Т-60, тогда что? Да то, чего Красной армии остро не хватало всю войну, – бронетранспортеры! Представим себе нечто напоминающее шасси Т-60, но без башни, а скажем, со шкворневой или турельной (что лучше) установкой пулемета ДТ или ДШК и противотанковым ружьем в придачу, способное перевозить хотя бы четыре-пять пехотинцев. Именно так оснащались ленд-лизовские гусеничные БТР «Универсал», ценившиеся бойцами на вес золота. А получили мы их всего две тысячи. Если бы вместо Т-60, как, впрочем, и последовавших за ними Т-70, в войска поступили 14 тысяч гусеничных бронетранспортеров, то право же, от них было бы гораздо больше толку.
Но история сослагательного наклонения не имеет. Что было, то было, и ничего уже не исправить. И не воскресить экипажи братских могил на двоих. Вечная им память, вечная им слава!
История создания.
Завод №37 был явно не готов для производства танка такого класса как Т-50, вдобавок производство дизелей В-4 в ту пору находилось лишь в стадии освоения харьковским заводом №75. Как следствие изготовление Т-50 в масштабе страны было практически прекращено. В данных условиях бездумное выполнение указаний СНК привело к прекращению выпуска легких танков вообще. К счастью положение дел с освоением заводом №37 выпуска навой техники ясно осознавало как руководство завода, так и его КБ под руководством Н.А. Астрова.
Завод не мог отказаться от освоения производства Т-50. И даже больше, силами КБ проводилось эскизное проектирование его плавающего варианта. Однако, в обстановке секретности, проводились работы над упрощением конструкции Т-40. Результатом чего появилась уверенность возможности выпуска машины в значительном количестве.
Предложение было изложено в виде письма за подписью военпреда завода и самого Астрова. В нем было дано обоснование невозможности освоения в производстве нового легкого танка, и предложение освоить в производстве малый танк и выпускать его в больших объемах.
Инициатива вызвала интерес Сталина. Для ознакомления с деталями на завод был отправлен В.А Малышев, который был назначен куратором проекта. Изучив ситуацию на заводе и ознакомившись с проектом, Малышев поддержал инициативу заводчан.
Танк, с самого начала получивший индекс Т-60 (либо индекс 030 как фигурировал в переписке завода), являлся не плавающей версией танка Т-40. И в середине июля сорок первого года, постановлением ГКО заводу № 37 предписывалось организовать его серийный выпуск.
Однако производство 030 не решало всех проблем. Слабым местом Т-40 была конструктивная и технологическая сложность корпусов и башен, что приводилок большому количеству брака. Что фактически и поставило программу выпуска Т-40 на грань срыва. В соответствии с планом выпуска десяти тысяч танков Т-60, число предприятий — смежников должно было еще возрасти.
В такой ситуации единственно верным решением было упрощение формы корпуса Т-40. Как следствие заводы ХТЗ и ГАЗ, которые должны были задействованы для производства Т-60 (зав.индекс 060) получили в производство машину уже отличную от исходной. Тогда как завод №37 должен был сохранить до конца года выпуск Т-60 (зав.индекс 030) в неизменном виде. Решение продиктовано как опасением снижения объема выпуска, так и ликвидацией задела корпусов Т-40. Что привело к выпуску танка известного как Т-30.
Что же касается обозначения Т-70, то применительно к машинам выпуска заводов ГАЗ И ХТЗ то он использовался достаточно редко. В переписке его чаще называли Т-60М, «Т-60 с упрощенным корпусом» либо просто Т-60.
Достойным упоминания является тот факт, что 060 как и 030 был принят на вооружение еще до того как построили опытные танки. В особенности удивительно это в отношении 060. Если 030 был по сути упрощенный Т-40, то 060 уже в значительно большей степени отличался от Т-40. Время же затраченное на упрощение машины заняло примерно неделю.
Компоновка Т-60 (зав.индекс 060) в значительной мере повторяла таковую танка Т-40, но имелись и существенные изменения. Наиболее значимые касались:
- габариты и компоновка моторного отделения. Изменения в габариты моторного отделения пришлось внести из-за возникших в 1940 г. острых проблем с поставками двигателя ГАЗ-202. Для преодоления проблемы было принято решение установить двигатель ЗИС-16 (ЗИС-5, форсированная версия), для чего пришлось увеличить габариты моторного отделения. Летом 1941г., проблему с поставками ГАЗ-202 удалось преодолеть, но в танк стало возможным устанавливать как ГАЗ-202 так и после доработок в моторным отделении — ЗИС-5;
- вооружение. Первоначальный план предусматривал вооружение на уровне танка Т-40 т.е пулеметная спарка ДШК и ДТ. Однако производственные мощности завода №507 выпускавшего ДШК никак не могли обеспечить выпуск их в количестве достаточном для программы производства танка Т-60. В качестве альтернативы было принято решение вооружить машину 20-мм танковой пушкой на основе авиационной ШВАК. Танковая версия ШВАК – ТНШ разработана без конструирования кардинально новых частей. Прицел остался прежний — ТМФП, заимствованный от спарки ДШК и ДТ.
Описание конструкции танка.
Общая компоновка Т-60 аналогична таковой у танка Т-40:
- отделение управления танка Т-60 -в передней части машины;
- боевое — средней части корпуса;
- трансмиссия — в передней части бронекорпуса по правую сторону по ходу;
- двигательное отделение -в вдоль средней части правого борта
- баки — в корме.
Т-60 управлял экипаж из 2х танкистов, который размещался в передней части (мех.вод), а также башне и подбашенном пространстве(командир). В средней части бронекорпуса впродоль правой его стороны находился мотор ГАЗ-202. Его ведущие колеса передней части корпуса.
Корпус танка Т-60 делали из катанного гомогенного броневого листа (20, 15, 13,10,6 мм). Начиная с 1942 года часть боевых машин приобрела корпуса и башни, экранированные (20-35 мм), а феврале производство освоило выпуск бронекорпуса из 20-35 мм листа. Листы лба броневого корпуса соединялись под большим наклоном. Борта корпуса делались из 2х листов соединенных сваркой. Верх корпуса состоял из подбашенного листа, съемного заднего листа, листа над МТО.
Днище танка состояло из 3х листов. В нем находились: аварийный люк- под местом мехвода, лючки слива масла и топлива.
Мехвод располагался в середине малой бронерубки, закрытой откидным лобовым щитком. Над его головой входной люк. Наблюдение — посредством прибора «триплекс».
Башня сварной конструкции, восьмигранная усеченная к верху. Толщиной 25 мм, позднее — в конце февраля месяца — 35 мм. Часть Т-60 имела, экранированные 10-мм бронелистами башни, а часть машин выпуска ГАЗ и зав. № 38 снабжались башнями конической формы, типу таковых у Т-40. Борта башни оборудованы револьверными портами и наблюдательными приборами. Лобовая часть башни спереди закрыта сварной маской амбразурами для прицела, ТНШ, ДТ.
В крыше башни обустроен люк, в котором прорезано сигнальное отверстие. Часть машин имела там же вентиляционное отверстие под броневой крышкой.
На танке Т-60 ставился 4х тактный, 6 цилиндровый бензиновый мотор ГАЗ-202. Пуск мотора осуществлялся электрическим стартером либо заводной рукоятью в случае отказа.
Мотор питался авиабензином Б-70 либо КБ-70. Оба бензобака совместной емкостью 320 л в кормовом отсеке слева по борту и были выгорожены бронепергородко. Справа от баков радиатор и вентилятор охлаждения двигателя.
Вооружение танка в башне и заключалось в 20-мм ТНШ и спаренного 7,62-мм ДТ. Ствол орудия — 82,4 калибра. Для простоты эксплуатации пушка смещена в правую сторону от продольной оси. ДТ устанавливался в шаровой установке и при необходимости легко снимался. УВН оружия от -7 до +25°.
Для нацеливания орудия использовались телескопичный прицел ТМФП, и так же прицел прямой наводки механического типа. Дальность стрельбы по прицелу из Т-60 — 2500 м, темп огня ТНШ -до 750 в/мин. В боекомплект ТНШ входили — БЗТ, ОЗТ, ОЗ выстрелы.
Боекомплект включал в себя :
- 754 20 мм унитарных выстрелов (158 выстрелов уложенных в 13 коробок);
- 945 винпатронов к ДТ (набитых в 15 дисков.
Трансмиссия состояла:
- главная передача;
- КПП автомобильного типа — четыре передачи вперед и одна назад;
- бортовые фрикционы, оборудованные ленточными тормозами;
- 2х однорядных бортовых редукторов;
- бортовые фрикционы, оборудованные ленточными тормозами;
Ходовая — торсионная. Мелкозвенчатая гусеница 260 мм шириной и шагом трака в сто миллиметров.
Ранние танки Т-60 оборудовали светосигнальной связью между экипажем, но от нее очень позднее отказались. Для борьбы с огнем – 2 тетрахлорных ручных огнетушителя.
ТТХ танков Т-60.
Т-60 |
Т-60 усил.брон. |
|
Длина,мм. | 4100 | 4100 |
Ширина, мм. | 2290 | 2290 |
Высота, мм. | 1750 | 1750 |
Колея, мм. | 1660 | 1660 |
Ширина гученицы, мм. | 260 | 260 |
Боевая масса,м. | 5800 | 6200 |
Экипаж, чел. | 2 | 2 |
Бронирование, корпус. мм/град. | ||
ВЛД | 15/65 | 15/65 |
ПЛД | 20/70 | 35/70 |
НЛД | 10/15 | 10/15 |
Борта | 15/90 | 15/90 |
ВКЛ | 13/76 | 15/76 |
НКЛ | 13/30 | 25/30 |
Крыша | 13/0 | 15/0 |
Днище | 6-10/0 | 6-10/0 |
Бронирование, башня. мм/град. | ||
Лоб | 20/90 | 35/90 |
Борта | 15/25 | 25/25 |
Корма | 25/25 | 25/25 |
Вооружение |
1х20-мм ТНШ обо.1941 г. 1х7,62 ДТ |
1х20-мм ТНШ обо.1941 г. 1х7,62 ДТ |
ТТХ танков Т-60 (продолжение).
Т-60 |
Т-60 усил.брон. |
|
Боекомплект, шт. |
780 снарядов 945 патронов |
780 снарядов 945 патронов |
Углы наведения оружия, град. |
-7/+25 | -7/+25 |
Приборы наведения | ТМФП | ТМФП |
Средства связи | Флажки | Флажки |
Двигатель | ГАЗ-202 | ГАЗ-202 |
Мощность, л.с | 70 | 70 |
Максимальная скорость, км/ч. | ||
по бездорожью | 25 | 25 |
по шоссе | 45 | 45 |
Запач хода, км. | ||
по бездорожью | 285 | 280 |
по шоссе | 300 | 300 |
Преодолеваемый брод, мм. | 900 | 900 |
Максимальный угол подъема, град. | 29 | 29 |
Результат
В 1942-м была начата сборка Т-70. Танк был полностью сконструирован только в феврале. В этом же году он был направлен в Москву. При осмотре представителями Главного бронетанкового управления были выявлены недостатки Т-70. Танк, характеристики которого незначительно превосходили базовый Т-60, энтузиазма у членов комиссии не вызвал. По броневой защите он немного превзошел Т-60, а наличие 45-мм орудия нивелировалось, поскольку башня танка была рассчитана только на одного человека, вынужденного одновременно выполнять обязанности командира, наводчика и заряжающего. Астров Н. А. заверил комиссию, что данная никчемность танка Т-70 будет исправлена к марту.
ТТХ Т-60
Бронирование
- Тип брони – гомогенная катаная высокой твёрдости;
- Лоб корпуса (верх) – 15/70° и 35/16° мм/град;
- Лоб корпуса (середина) – 35/−28° мм/град;
- Лоб корпуса (низ) – 30/−76° мм/град;
- Борт корпуса – 15/0° мм/град;
- Корма корпуса (верх) – 10/76° мм/град;
- Корма корпуса (низ) – 25/−14° мм/град;
- Днище – 10 мм;
- Крыша корпуса – 13 мм;
- Маска орудия – 20 мм;
- Борт башни – 25-35/25° мм/град;
- Крыша башни – 10 мм.
Вооружение
- Калибр и марка пушки – 20-мм ТНШ;
- Длина ствола – 82,4 калибра;
- Боекомплект пушки – 750;
- Углы ВН: -7…+25°;
- Углы ГН – 360°;
- Прицел – ТМФП-1, механический;
- Пулемет – 7,62-мм ДТ.
Подвижность
- Тип двигателя – ГАЗ-202 бензиновый с жидкостным охлаждением;
- Мощность двигателя – 70 л.с.;
- Скорость по шоссе – 42 км/ч;
- Скорость по пересечённой местности – 20-25 км/ч;
- Запас хода по шоссе – 410-450 км;
- Удельная мощность – 10,7-12,0 л.с.;
- Тип подвески – торсионная индивидуальная;
- Удельное давление на грунт – 0,53-0,63 кг/см²;
- Преодолеваемый подъём – 34°;
- Преодолеваемая стенка – 0,6 м;
- Преодолеваемый ров – 1,7 м;
- Преодолеваемый брод – 0,9 м.
Основные модификации танка Т-60
0-60 (1941 г.) – опытный танк, спроектированный на базе узлов и агрегатов малого танка Т-30 во второй половине 1941 года. Первый опытный образец танка был изготовлен в августе 1941 года без вооружения с башней от танка Т-30. Второй опытный танк – прототип Т-60, со штатным вооружением, был изготовлен осенью 1941 года.
Т-60 – серийный лёгкий танк, производившийся в 1941-1943 годах..
Т-60-1 (ЗиС-60) (1941 г.) – опытный танк, спроектированный совместно КБ заводов №37 и ЗиС (инженеры Б.М. Фитерман и A.M. Авенариус) осенью 1941 года. Опытный образец танка 0-61 был изготовлен в Свердловске в феврале 1942 года. От серийного танка Т-60 он отличался башней оригинальной конструкции и корпусом больших размеров, что было обусловлено установкой более мощного двигателя ЗиС-16 мощностью 88 л.с. Дальнейшего развития работы по танку Т-60-1 не получили.
Т-60 с 37-мм пушкой ЗИС-19 (1942 г.) – опытный лёгкий танк с пушкой высокой баллистики, спроектированный в КБ завода №37 в начале 1942 года. Пушка была установлена в танк на заводе №92 под руководством В.Г. Грабина. С апреля по июнь 1942 года танк прошёл испытания, но проект был закрыт.
Т-60-2 (1942 г.) – опытный лёгкий танк, спроектирован в КБ завода №37 (Свердловск) под руководством Н.А. Попова весной 1942 года с использованием материалов проекта лёгкого танка Т-45. Был изготовлен один опытный образец танка, получивший обозначение 0-62. Отличался от серийного танка Т-60 установкой башни, спроектированной для танка Т-45, и установкой новой 45-мм пушки ЗИС-19БМ, спроектированной в КБ завода №92 под руководством В.Г. Грабина. Дальнейшие работы по танку Т-60-2 были прекращены в связи с принятием на вооружение танка Т-70.
Т-60-3 (1942 г.) – зенитный танк, спроектированный в КБ завода №37 (Свердловск) под руководством Н.А. Попова во второй половине 1942 года. Опытный образец танка, получивший обозначение 0-63. был изготовлен в ноябре 1942 года. От серийного танка Т-60 отличался установкой специальной башни, без крыши, оснащённой спаренной установкой 12,7-мм пулемётов ДШК с магазинным питанием. Для прицеливания при стрельбе по наземным целям применялся телескопический прицел ТМФП, при стрельбе по воздушным целям – коллиматорный прицел К-8Т. Из-за компоновочных просчётов в установке зенитного прицела танк к испытаниям допущен не был и работы по нему были прекращены.
Перспективный бомбардировщик
Применение
Впервые Т-60 массово применялся в битве за Москву – он был почти во всех танковых батальонах и танковых бригадах. Весной 1942 Т-60 прибыли на Ленинградский фронт, причем они доставлялись в осажденный город на угольных баржах, что было очень хорошей маскировкой – немецкие войска не охотились за примелькавшимся топливом. Перемещение танков так и не было обнаружено немецкими войсками.
Т-60 воевали и на южном фронте, в основном в 1942 году в Крыму, участвовали в обороне Сталинграда и Харьковской операции.
КоличествоТ-60 значительно сократилось к ноябрю 1942 года, так как он был очень легкой добычей для танков и считался танком-смертником. Танкисты вообще не любили эти танки, окрестив их БМ-2 – братской могилой на двоих. А вот вражеские солдаты называли Т-60 «неистребимой саранчой».
Последняя крупная операция, в которой участвовал Т-60 – это снятие блокады Ленинграда в 1944 году.
Память о танке
Сегодня известно минимум о шести сохранившихся Т-60:
- Предсерийный Т-60 в Бронетанковом музее в Кубинке;
- Неотреставрирвоанный Т-60 в танковом музее в Пароле, Финляндия;
- Восстановленный до ходового состояния Т-60 в музее техники Вадима Задорожного. Был найден разрушенным под Санкт-Петербургом, в месте последнего массового использования Т-60;
- Т-60 в виде памятника в Ростовской области, в поселке Глубокий;
- Т-60 на ходу в музее «Боевая слава Урала» неподалеку от Екатеринбурга. Ежегодно принимает участие в параде в честь дня Победы;
- Т-60 в музейном комплексе «Сталинградская битва», поднятый в 2011 году со дна пересохшей реки и отреставрированный на заводе спецмашиностроения.
Танк в культуре
Т-60 можно увидеть во многих компьютерных играх:
- «Вторая мировая»;
- «В тылу врага 2»;
- «Sudden Strike»;
- «Блицкриг»;
- «Сompany of Heroes 2»;
- ММО-играх World of Tanks и War Thunder.
Зачастую игровые ТТХ танка не соответствуют реальным.
Нетаньяху
В 1996 году впервые для Израиля прямым народным голосованием избирается на кресло главы правительства Биньямин Нетаньяху, обойдя Переса и став самым молодым председателем правительства. Примечателен тот факт биографии премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху, что его отец, исторический профессор, был секретарем у Зеэвы Жаботинского – основателя и идеолога нескольких сионистских движений. Начальное и высшее образование он получает в США, служит в израильской армии, где был ранен дважды.
В конце восьмидесятых становится депутатом от партии «Ликуд» и заместителем министра иностранных дел. Чуть позже возглавляет оппозицию в Кнессете. В своем первом председательствовании до 1999 года ставил задачи укрепления экономики страны и мирного урегулирования конфликтов с Палестиной. Избран повторно в 2009 году и занимает высокий государственный пост по сей день.
Залман Шазар
После смерти Вейцмана кнессет утвердил на этой должности Ицхака Бен-Цви. А уже в 1963 году президентом Израиля стал еще один выходец из Белоруссии — Залман Шазар. Он родился в 1889 году в городке Мир, неподалеку от Минска.
Он занимался творческой и научной деятельностью. Даже на посту главы государства не ограничивался выполнением исключительно своих обязанностей. В свою резиденцию он постоянно приглашал ученых, деятелей искусств, писателей, интеллектуалов со всех уголков планеты. На встречах обсуждали изучение Библии, действовал кружок по изучению еврейской диаспоры. Сам Шазар руководил основанным им фондом «Амос». С его помощью оказывалась помощь израильским ученым и деятелям искусства.
В 1969 году он, по собственной инициативе, записал обращение доброй воли к инопланетным цивилизациям. Оно было доставлено на Луну на американском космическом корабле «Аполлон-11».
На посту главы Израиля пробыл два срока. Умер в 1974 году, через год после того, как сложил полномочия.
Не едут… и не стреляют…
Вместе с массовым применением с фронта стали приходить столь же массовые рапорты о проблемах с Т-60. Выяснилось, что лёгкий танк недостаточно лёгкий, чтобы его держал наст. Из некоторых бригад прямо писали, что Т-60 могли действовать, только если дорогу в снегу перед ним проложил Т-34 или КВ.
(Фото: ЦА МО РФ)
В итоге одни танкисты скромно намекали, что Т-60 годятся только для преследования противника по дорогам, а другие честно говорили, что оставляли их охранять в тылу разные нужные на войне вещи: штабы, склады или, скажем, баню.
С наступлением тепла и солнышка снег начал пропадать, и проблем у Т-60 поубавилось. Однако когда земля не просто очистилась от белого покрова, но прогрелась и начала пылить, выяснилась ещё одна неприятная вещь. «Спущенная с небес» авиационная пушка, несмотря на все старания приспособить её для танка, оказалась чересчур нежной. Иногда её клинило после одного-трёх выстрелов, иногда ещё раньше. С фронта снова массово пошли рапорты, но теперь уже на тему
Немецкий солдат идет мимо подбитого и горящего советского танка Т-60 во время наступления на Сталинград (https://waralbum.ru/)
Впрочем, даже когда ТНШ работала, шансов у Т-60 против немецких танков было немного. Лучшей тактикой для Т-60 было попытаться заманить вражеские панцеры поближе к противотанковым пушкам или более «взрослым» танкам.
Не едут… и не стреляют…
Вместе с массовым применением с фронта стали приходить столь же массовые рапорты о проблемах с Т-60. Выяснилось, что лёгкий танк недостаточно лёгкий, чтобы его держал наст. Из некоторых бригад прямо писали, что Т-60 могли действовать, только если дорогу в снегу перед ним проложил Т-34 или КВ.
Из доклада начальнику АБТУ Западного Фронта.
Доношу вывод по использованию танков Т-60, Т-40 и Т-30 в зимних условиях. Из опыта войны с немецкими захватчиками в течение с 30.11.41 по 16.01.42 выявлено следующее. Лёгкие танки Т-60, Т-40, Т-30 в условиях снежного покрова 30-40 см по снегу двигаться не могут. Узкая гусеница прорезает снег до грунта, днищем садится на прессованный снег и буксует. Примеры: 13.1.42 при наступлении на Ильинское 145 Тбр было применено танков Т-60 в количестве 17 штук. Все танки, как только свернули с дороги для развёртывания, застряли на опушке леса. Экипажам танков Т-60 31-й тбр в количестве 5 штук была поставлена задача овладеть Аксёново. Личный состав принимал все меры для выполнения этой задачи и, несмотря на это, ни один танк ни дошёл до Аксёново. Все танки застряли в снегу в момент развёртывания».
(Фото: ЦА МО РФ) На ту же тему Вместо Т-34: танковая альтернатива Сталина
В итоге одни танкисты скромно намекали, что Т-60 годятся только для преследования противника по дорогам, а другие честно говорили, что оставляли их охранять в тылу разные нужные на войне вещи: штабы, склады или, скажем, баню.
С наступлением тепла и солнышка снег начал пропадать, и проблем у Т-60 поубавилось. Однако когда земля не просто очистилась от белого покрова, но прогрелась и начала пылить, выяснилась ещё одна неприятная вещь.Спущенная с небес» авиационная пушка, несмотря на все старания приспособить её для танка, оказалась чересчур нежной. Иногда её клинило после одного-трёх выстрелов, иногда ещё раньше. С фронта снова массово пошли рапорты, но теперь уже на темуцелые батальоны ходят в бой как пулемётные танки».
Немецкий солдат идет мимо подбитого и горящего советского танка Т-60 во время наступления на Сталинград(источник фото)
Впрочем, даже когда ТНШ работала, шансов у Т-60 против немецких танков было немного. Лучшей тактикой для Т-60 было попытаться заманить вражеские панцеры поближе к противотанковым пушкам или болеевзрослым» танкам.
Предприятия-изготовители
15 сентября 1941 года московский завод № 37 выпустил первый серийный Т-60, однако ввиду последовавшей вскоре эвакуации производство было остановлено уже 26 октября. Всего в Москве сделали 245 танков Т-60. Вместо предполагавшегося вначале Ташкента предприятие отправили в Свердловск, где вскоре заработал новый танковый завод № 37. Собранные на нем с 15 декабря 1941 года в основном из деталей, привезенных из Москвы, первые два десятка Т-30 и Т-60 прошли 1 января 1942 года по свердловским улицам. Всего же до сентября 1942-го на Урале построили 1144 Т-60, после чего завод № 37 перепрофилировали на изготовление узлов и агрегатов к Т-34, а также боеприпасов.
К производству броневых корпусов танка Т-60 были привлечены цехи Коломенского машиностроительного завода имени Куйбышева. В октябре 1941 года часть из них, включая те, что выпускали корпуса танков Т-60 для завода № 37, эвакуировали в Киров, на площадку тамошнего машиностроительного завода НКПС имени 1 Мая. Здесь был создан новый завод № 38 и уже в январе 1942-го из его ворот вышли первые Т-60. С февраля 38-й начал их плановое производство, одновременно снабжая остальные предприятия литыми траками гусениц, которые ранее делал только СТЗ. За I квартал изготовили 241 машину, до июня – еще 535 единиц.
Т-30Т-40Т-70
Привлекался к производству Т-60 и завод № 264 (Красноармейский судостроительный завод в городе Сарепте под Сталинградом, ранее выпускавший речные бронекатера). Техдокументацию на танк он получил своевременно, но в дальнейшем вел машину самостоятельно, не прибегая к помощи головного предприятия, однако и не пытаясь ее модернизировать. 16 сентября 1941 года в заводской коллектив влились знакомые с танкостроением работники эвакуированного ХТЗ, которые еще в Харькове начали заниматься освоением производства Т-60. Они приехали на 264-й с уже подготовленным заделом инструмента, лекал, штампов и заготовок танка, поэтому первый бронекорпус сварили к 29 сентября. Агрегаты трансмиссии и ходовой части должен был поставлять СТЗ (завод № 76). Загруженное изготовлением Т-34 и дизель-моторов В-2, к тому же оказавшееся в конце 1941 года их единственным производителем, сталинградское предприятие и поставлявший ему бронекорпуса и сварные башни для «тридцатьчетверок» завод № 264 не могли уделять легкому Т-60 столько же внимания. Тем не менее в декабре удалось собрать первые 52 машины. Всего же по июнь 1942 года здесь было выпущено 830 Т-60. Значительная их часть участвовала в Сталинградской битве, особенно в начальной ее фазе.
Головным же и самым крупным заводом по выпуску Т-60 стал ГАЗ, куда 16 октября 1941 года на постоянную работу прибыл Н. А. Астров с небольшой группой московских коллег для конструкторского обеспечения производства. Вскоре его назначили заместителем главного конструктора предприятия по танкостроению, а в начале 1942-го он получил Сталинскую премию за создание Т-40 и Т-60.
В короткий срок ГАЗ завершил изготовление нестандартной технологической оснастки и с 26 октября приступил к массовому выпуску танков Т-60. Бронекорпуса для них в нарастающих количествах начали поставлять Выксунский завод дробильно-размольного оборудования (ДРО) № 177, позже – Муромский паровозоремонтный завод им. Дзержинского № 176 с его мощным котельным производством, технологически подобным танковому корпусному, и, наконец, старейший броневой завод № 178 в городе Кулебаки. Затем к ним присоединилась эвакуированная в Саратов на территорию местного паровозоремонтного завода часть подольского завода № 180. И все же бронекорпусов хронически не хватало, что сдерживало расширение массового производства Т-60. Поэтому вскоре их сварку дополнительно организовали на ГАЗе. В сентябре в Горьком изготовили всего три танка Т-60. Но уже в октябре – 215, в ноябре – 471. До конца 1941-го здесь выпустили 1323 машины.
В 1942 году, несмотря на создание и принятие на вооружение более боеспособного легкого танка Т-70, параллельное с ним производство Т-60 сохранялось на ГАЗе по апрель (всего за 1942-й – 1639 машин), на свердловском заводе № 37 – по август, на заводе № 38 – по июль. За 1942 год на всех заводах было сделано 4164 танка. Последние 55 машин завод № 37 сдавал уже в начале 1943-го (по февраль). Всего с 1941 года выпустили 5839 Т-60, армия приняла 5796 машин.
История создания Т-60
В мае 1941 года московскому заводу №37 дали задание – наладить серийный выпуск Т-50. К сожалению, завод имел скромные производственные возможности, и справиться с производством такого сложного танка, как Т-50, не мог. Тогда работники завода решили создать новый легкий танк, используя ходовую часть и моторно-трансмиссионную установку танка Т-40.
Разрешение на производство такого танка было получено. Стоит сказать, что разрешение на выпуск относилось к танку Т-60 (030), который внешне был идентичен Т-40 и носил неофициальное название Т-30. Т-60 – это уже второй опытный образец, в котором пулемет ДШК был заменен скорострельной пушкой ШВАК.
Первый серийный Т-60 был выпущен на московском заводе №37 15 сентября 1941 года. Из-за эвакуации завода производство танков на нем было остановлено 26 октября, и танк стали производить на других заводах. Когда в 1942 году появился более совершенный Т-70, производство Т-60 все равно продолжалось. Всего с 1941 года было выпущено 5920 машин.
Центры производства танка Т-60.
Начиная с сентября месяца 1941 г., и вплоть до июля 1942 г. четыре центра танкового производства произвели примерно шесть тысяч танков. В декабре 1941 года к программе изготовление Т-60 подключился завод №264 в Сарепте, с января 1942 г. свой первый танк собрал завод №37 эвакуированный в Свердловск. Тогда же изготовлением машины занялись на заводе №38 в Кирове.
Согласно производственным планам, завод № 37 должен развернуть выпуск Т-60 1.08. 1941 г., через 15 дней к нему должны были присоединится ГАЗ и ХТЗ. Этот план был провален. Из-за неподачи заводами – смежниками корпусов, башен, вооружения, приборов наблюдения и прочего к сборке опытного танка ГАЗ смог преступить только 17.08., при этом, корпус был поставлен из не броневой стали, а башню вместе с вооружением поставили от Т-40.
Развертывание производства танков Т-60 на ГАЗе обошлось ценой свертывания программ производства другой продукции. В частности это коснулось автотранспорта. В октябре месяце фактически прекращено производство легковых автомобилей ГАЗ-61, т.к они требовали дефицитного двигателя. До минимальной степени снижен выпуск грузовиков ГАЗ ААА, ГАЗ АА. Производство автомобилей окончательно организация силами ГАЗ выпуска ППШ и минометов.
Ситуация на ХПЗ была еще сложнее. Первые чертежи Т-60 поступили только в последних днях июля, полностью же документация не была получена и к 15 августа, дню, когда должно было начаться производство машины. Также как и ГАЗ, ХТЗ столкнулся с неподачей комплектующих от заводов – смежников.
Кроме объективных причин осложнявших освоение и производство Т-60 существовали еще субъективные. Руководство завода было увлечено идеей производства бронетрактора ХТЗ-16 собственной конструкции настолько, что даже во второй половине сентября 1941 г. им грезилось параллельное производство бронетрактора и танка.
Свой первый Т-60 харьковчане смогли выпустить только 16.09.41 г., с месячным опозданием начала производства. Спустя 10 дней на заводе начали работы по эвакуации, к двадцатому числу немцы подошли вплотную к городу. Завод должен был быть эвакуирован в Сталинград, однако полностью оборудование вывести не удалось.
Производство Т-60 уже на Сталинградском заводе удалось развернуть только в декабре сорок первого года, когда завод отчитался в выпуске первых 45 машин, хотя планировали сдачу первых 50 танков уже в ноябре.
Последним к выпуску танков Т-60 подключился завод №38 в Кирове. В октябре 1941 г. на базу Кировского машиностроительного завода стал перебираться в эвакуацию Коломенский машиностроительный. Последний должен был участвовать в программе выпуска Т-60 как завод-смежник, выпуская башни Т-60. После окончательного переезда и расширения производство обеих заводов было слито и переименовано как завод №38. Свои первые машины завод сдал в феврале 1942г.
Чем не устраивали военных существующие образцы?
Больше всего недовольства вызывал запал. Свои функции он выполнял прекрасно, вот только фиксированное время от броска до взрыва зачастую сводило эффективность применения к нулю. Противник не хуже советских солдат знал характеристики используемых ручных гранат, а потому зачастую успевал укрыться, а то и кинуть «лимонку» обратно.
А потому у военных появилось закономерное желание: получить такой образчик вооружения, который бы мог взрываться не только по истечении фиксированного промежутка времени, а просто при контакте с целью (горные гранаты). В этом случае у противников оставалось бы мало шансов вовремя укрыться.
Презентация на тему: » Ручные осколочные гранаты РГД-5, Ф-1, РГН, РГО.» — Транскрипт:
Историческая справка
-
Основная статья: История Т-60
Спустя всего три дня после начала Великой Отечественной войны, 25 июня 1941 года, московский завод № 37 получил приказ о снятии с производства лёгкого (по тогдашней классификации малого плавающего) танка Т-40 и начале переоборудования заводских производственных мощностей под выпуск лёгкого танка непосредственной поддержки пехоты Т-50. Однако для выполнения этого решения требовалась полная реконструкция завода № 37 и завода-поставщика бронекорпусов, что при сложившейся ситуации было совершенно неприемлемо. Коллектив завода № 37 с большим трудом справлялся с планами выпуска даже относительно несложного по конструкции танка Т-40, а производство Т-50 было на порядок сложнее в технологическом плане, что только усложняло поставленную задачу.