Кв-1с

Опыт эксплуатации

Если не считать, по сути, экспериментального применения КВ в финской кампании, танк впервые пошёл в бой после нападения Германии на СССР. Первые же встречи немецких танкистов с КВ ввели их в состояние шока. Танк практически не пробивался из немецких танковых пушек (например, немецкий подкалиберный снаряд 50-мм танковой пушки пробивал борт КВ с дистанции 300 м, а лоб — только с расстояния 40 м). Противотанковая артиллерия также была малоэффективна: так, бронебойный снаряд 50-мм противотанковой пушки Pak 38 позволял поражать КВ в благоприятных условиях на дистанции только меньше 500 м. Более эффективным был огонь 105-мм гаубиц и 88-мм зениток.

Однако танк был «сырым»: сказывалась новизна конструкции и поспешность внедрения в производство. Особенно много хлопот доставляла трансмиссия, не выдерживавшая нагрузок тяжёлого танка — она часто выходила из строя. И если в открытом бою КВ действительно не имел себе равных, то в условиях отступления многие КВ даже с мелкими поломками приходилось бросать или уничтожать. Чинить или эвакуировать их не было никакой возможности.

Несколько КВ — брошенных или подбитых — были восстановлены немцами. Впрочем, трофейные КВ использовались непродолжительное время — сказывалось отсутствие запчастей при всё тех же частых поломках.

КВ вызывал противоречивые оценки военных. С одной стороны — неуязвимость, с другой — недостаточная надёжность. Да и с проходимостью не всё так однозначно: танк с трудом преодолевал крутые склоны, его не выдерживали многие мосты. Кроме того, он капитально разрушал любую дорогу — за ним уже не могла двигаться колёсная техника, из-за чего КВ всегда ставили в конец колонны.

В общем, по оценкам современников, КВ не имел особых преимуществ перед Т-34. Танки были равны по огневой мощи, оба были малоуязвимы для противотанковой артиллерии

При этом Т-34 обладал лучшими динамическими характеристиками, был дешевле и проще в производстве, что немаловажно в военное время

К недостаткам КВ также относят неудачное расположение люков (например, в башне всего один люк, при пожаре быстро выбраться через него втроём было невозможно), а также «слепоту»: танкисты имели неудовлетворительный обзор поля боя (впрочем, это было типично для всех советских танков начала войны).

С целью устранить многочисленные нарекания летом 1942 года танк был модернизирован. За счёт уменьшения толщины брони снизилась масса машины. Были устранены различные крупные и мелкие недостатки, в том числе «слепота» (установлена командирская башенка). Новая версия была названа КВ-1с.

Создание КВ-1с было оправданным шагом в условиях неудачного первого этапа войны. Однако этот шаг лишь приблизил КВ к средним танкам. Армия так и не получила полноценного (по более поздним стандартам) тяжёлого танка, который бы резко отличался от средних по боевой мощи. Таким шагом могло бы стать вооружение танка 85-мм пушкой. Но дальше экспериментов дело не пошло, так как обычные 76-мм танковые пушки в 1941—1942 годах без труда боролись с любой немецкой бронетехникой, и причин для усиления вооружения не было.

Однако после появления в германской армии Pz. VI («Тигр») с 88-мм пушкой все КВ в одночасье устарели: они были неспособны на равных бороться с немецкими тяжёлыми танками. Так, например, 12 февраля 1943 года во время одного из боёв по прорыву блокады Ленинграда три «Тигра» 1-й роты 502-го тяжёлого танкового батальона уничтожили 10 КВ. При этом немцы потерь не имели — они могли расстреливать КВ с безопасной дистанции. Ситуация лета 1941 года повторялась с точностью до наоборот.

КВ всех модификаций использовались до самого конца войны. Но их постепенно вытесняли более совершенные тяжёлые танки ИС. По иронии судьбы, последней операцией, в которой КВ использовались в большом количестве, стал прорыв линии Маннергейма в 1944 году. Командующий Карельским фронтом К. А. Мерецков лично настоял на том, чтобы его фронт получил именно КВ (Мерецков командовал армией в Зимней войне и тогда буквально влюбился в этот танк). Уцелевшие КВ собрали буквально по одному и направили в Карелию — туда, где когда-то началась карьера этой машины.

К тому времени небольшое количество КВ всё ещё использовалось в качестве танков. В основном после демонтажа башни они служили как эвакуационные машины в подразделениях, оснащённых новыми тяжёлыми танками ИС.

На службе вермахта

Трофейные КВ-1 в годы Великой Отечественной войны находились на службе вермахта под обозначениями:

  • Panzerkampfwagen KV-IA 753(r) — КВ-1,
  • (Sturm)Panzerkampfwagen KV-II 754(r) — КВ-2,
  • Panzerkampfwagen KV-IB 755(r) — КВ-1с.

Технические характеристики КамАЗ 4310

Гамма-распад (изомерный переход)

Используя опыт других

В советский период об этом старались не упоминать, как же страна Советов — первая во всем. Этот «квасной патриотизм» во вред исторической правде. Да, не мы изобрели танк… Да, наши конструкторы использовали опыт других. И что в этом плохого?

Были закуплены:

  • Образец легкого английского танка «Виккерс – 6 тонн» с лицензией на право производства.
  • 15 танков МкII, английского производства.
  • Несколько танкеток «Карден-Ллойд» МкVI и лицензия на производство этой модели.
  • Два танка ТЗ без башен и вооружения в США у инженера и изобретателя Дж.У. Кристи – автора оригинальной ходовой части для бронемашины.

Все эти приобретения были так или иначе использованы при разработке уже отечественных моделей танков. На базе английской танкетки была создана и запущена в серийное производство танкетка Т-27, которая находилась на вооружении Красной Армии еще даже в первые месяцы войны.

При создании танка Т-26, который в предвоенные годы был основным для РККА, в значительной степени использовались достижения, важные узлы и агрегаты боевой машины «Виккерс – 6 тонн». А оригинальную ходовую часть, придуманную Кристи сначала применили на танках семейства БТ, а потом и на тридцатьчетверках.

Тактико-технические характеристики Танка КВ-1

Для 40-х годов 20 века конструкция и технические характеристики КВ-1 считалась передовыми. Отказ от многобашенности привел к увеличению проходимости и динамических качеств машины. Конструкция танка считается классической для данного вида машин. В задней части расположен дизельный двигатель и боекомплект с запасом в 50 снарядов. В средней части расположился экипаж из 5 человек и башня (в модификациях установлена командирская башенка). На башне установлено главное орудие калибра 76 мм и 3 пулемета.

76 мм
калибр главного орудия КВ-1, установленного на башне

Корпус и башня танка

Корпус танка выполнен из катаной стали, которая обеспечивает уменьшение толщины брони по сравнению с обычной сталью с учетом сокращения массы и бронепробиваемости. Бронирование частей корпуса составляло:

  • верхняя часть лобового корпуса −75 мм;
  • средняя часть корпуса — 60 мм;
  • нижняя часть корпуса — 75 мм;
  • бортовая часть — 75 мм;
  • задняя часть (корма) — 60-75 мм;
  • днище имело толщину 30-40 мм;
  • крыша корпуса — 30-40 мм;
  • маска орудия — 90 мм;

Корпус сварен стальными швами с бронированием управления.

Общее бронирование корпуса по сравнению с конкурентами тяжеловесами иностранного производства аналогично, однако с учетом подвижности и динамики КВ-1 модель превосходила конкурентов в классе.

Пробиваемость танка противотанковыми средствами противника отсутствовала. В период Великой Отечественной войны силы вермахта пробивали танки КВ-1 только с помощью зенитных орудий калибра 88-мм. Стандартные противотанковые средства противника причиняли вмятины, но пробитие или контузия экипажа не происходила.

КВ-1 в музее

Бронирование днища позволяло выдерживать подрыв противотанковых средств (мин) среднего размера без тотального уничтожения машины. В 1943 году с появлением танков «Тигр», оснащенных орудием в 88-мм пробитие стало возможным на дистанциях в 1,5-2,5 километра. Появление этих вражеских моделей завершило модернизацию и производства модификаций КВ-1.

Вооружение

Вооружение танка составляют — орудие калибра 76 мм. Пушка в 1940-1942 годах способна пробить броню имеющихся вражеских машин, но с появлением в наличии вермахта «Тигра» и «Пантеры». Пробиваемость орудия составила 200 мм катаной гомогенной стали — этого показателя достаточно для уничтожения средних танков вермахта и его сателлитов. Боекомплект орудия составил 111 выстрелов.

111
выстрелов составляет боекомплект основного орудия

Кроме орудия танк обладал тремя пулеметами калибра 7,62 мм. Два расположены в передней части, один сзади башни. Комплект выстрелов к каждому пулемету составлял 900 патронов. Они предназначались для борьбы с легкой бронированной и автомобильной техникой и для поражения живой силы противника. Экипажу в комплекте полагалось наличие сигнального пистолета и 4 ручных гранта для самообороны.

Пушка ЗИС — 5 на КВ-1

Двигатель, трансмиссия, ходовая часть

На тяжелый танк при разработке впервые поставили дизельный двигатель с объемом в 39 литров и мощностью 500 лошадиных силы. Во время Великой Отечественной войны устанавливался мотор с объемом в 46 литров и аналогичными силовыми показателями.

Двигатель с объемом в 39 литров и мощностью 500 лошадиных сил.

Трансмиссия представлена пятиступенчатым механическим агрегатом. Эта деталь аналогична тракторным коробкам передач. При эксплуатации трансмиссия наряду с ходовой частью вызывала нарекания у танкистов своими выходами из строя. Ходовая часть представлена 6 стальными штампованными катками.

После 1941 года технология производства усовершенствована и представлена литой сталью. Очень важным оказалось, сколько весит танк КВ. При эксплуатации катки слетали с гусениц в результате их деформации, после прохождения 100-150 километров высока вероятность обрыва гусениц. Удельный вес танка КВ-1 уничтожал дорожное полотно.

Двигатель КВ-1

Средства наблюдения и прицелы

В качестве наблюдения танк имел панорамный обзор для командира танка, который обладал 2,5 кратным увеличением и круговым обзором на 26 градусов. Механик — водитель обладал смотровой щелью и перископом эффективность которого в ходе боев не подтвердилась. Также имелся триплекс для дополнительного обзора.

Для ведения огня из закрытых позиций машина оснащалась прицелом для орудия, которые имели подсветку при стрельбе ночью.

Прицелы КВ-1

Средства связи

К средствам связи относилась радиостанция трех модификаций и внутренними переговорными устройствами, встроенными в шлемофон танкистов, предусмотренные для 4 членов экипажа. Станция работает на частотах от 3,75 до 6 МГц и обладает дальностью в 25 километров. Имеется возможность работы в телеграфном режиме с увеличением дальности работы до 30 километров.

Радиостанция КВ-1

Навигация

Дорога в серийное производство.

Хотя план выпуска танков КВ на сороковой год был утвержден, в него пришлось внести существенные коррективы. Амбициозные планы создания механизированных корпусов привели к росту потребности в машинах тяжелого класса и как следствие увеличение правительственно заказа для Кировского завода. По новым планам в течении третьего-четвертого квартала сорокового года завод должен был выпустить 230 КВ, из которых 130 вооруженных 76-мм ТП и 100 с 152-мм гаубицей установленной в большой башне.

Правительственное задание даже на первый взгляд превышало возможности по производству тяжелых танков на заводе им.Кирова, и как результат началась подготовка к выпуску КВ на производственных мощностях Челябинского тракторного завода. Для производства танков, на котором спешно организовывался танковый участок. Помимо этого решено было внести конструкцию танка упрощения, которые, не влияя на боевые качества, позволили увеличить их выпуск. Ответственным назначили СКБ-2.

Беспокойство вызывал тот факт, что танк КВ, не прошел полной программы испытаний. Поэтому замнаркома обороны Г.Кулик потребовал от АБТУ провести программу испытаний тяжелого танка КВ в полном объеме. Как следствие Комитет Обороны обязал провести требуемые испытания для обнаружения конструктивных дефектов. Для испытаний были выделены три тяжелых танка. Два из них с 152-мм гаубицей (КВ-2) и один вооруженный 76-мм ТП.

Результаты испытаний утешительными не оказались. В процессе тестирования выявлено столько дефектов, что боеспособность танков КВ-1 стала внушать сомнения. Особенно много дефектов удалось выявить в двигателе и КПП. Переключение передач в движении сопровождали большие трудности, от полной невозможности переключить передачу, заканчивая поломкой зубьев. Нередко при движении на 4 и соседней с ней 2-ой передачах, передачи не фиксировалась, «вылетали». Чтобы впредь избежать такого рода проблемы в конструкцию КПП ввели специальный замок.

Помимо вышеперечисленного, большим количеством недостатков обладала система охлаждения. Жидкость системы охлаждения при длительном движении даже при умеренной температуре плюс двадцать градусов Цельсия вскипала, что требовало уменьшения скорости движения, либо полной остановки. Воздушный фильтр требовал частой чистки, а то и замены после каждого часа-полутора движения танка в колоне.

Не радовали и другие узлы танка. Например, механизм поворота башни, позаимствованный у Т-28, с трудом поворачивал башню КВ-1, которая была на четыре тонны тяжелее. Поворот вручную двенадцати тонной башни КВ-2 требовал чрезмерных усилий, что исключало наводку в движении. А электромоторы поворотных механизмов часто перегорали.В основном и целом танки все же признали работоспособными, снабдив Кировский завод длинным перечнем необходимых изменений в которых нуждался тяжелый танк.

СКБ-2 не смогло справиться таким количеством обнаруженных дефектов, а технологи не поспевали вводить изменения в технологию производства. Поэтому танки КВ, выпущенные осенью 1940г. являлись обладателями почти всех недостатков обнаруженных на весенних испытаниях. Существующее положение не оставляло представителям военной приемки ничего иного как письменно сообщить в вышестоящие организации о фактах сдачи небоеспособной техники и фактах очковтирательства директора завода Кирова И.Зальцмана. Проблемы, поднятые в письмах, были настолько серьезны, что побудили Наркомат госконтроля отправить специальную комиссию для проверки указанных фактов. Работа комиссии подтвердила указанные факты и председатель НГК Л. Мехлис направил соответствующие обращение на имя Сталина и Ворошилова.

Это письмо, как и подобные ему письма, написанные Павловым, Куликом и другими, если принесли плоды, но далеко не сразу. Большое количество тяжелых танков КВ-1 и КВ-2 требовалось для укомплектования вновь формируемых танковых корпусов, вносить изменения которые смогли снизить выпуск не решались, а переделать готовые танки казалось делом более простым, чем внести изменения технологию производства новых.

В процессе производства удалось внести изменения в конструкцию поворотного механизма башни. Новая пониженная башня, сменила в производстве башню МТ-1 для КВ-2. К сожалению, трансмиссия и двигатель тяжелых танков КВ остался неизменным.Всего до конца года сорокового года Кировский завод выпустил: 

  • 139 танков КВ-1;
  • 104 тяжелых танка КВ-2.

Экипаж

Недостатки конструкции и попытки их устранения

К основным недостаткам КВ-1 относятся:

  • недостаточная надежность ходовой части;
  • плохой обзор;
  • низкая мощность орудия для тяжелой модели боевой машины;
  • большая собственная масса;
  • повышенный расход горючего.

Советскими конструкторами на смену танкам КВ-1 были разработаны модели КВ-2, после чего уступив маркам ИС-1 и ИС-2, учитывающим допущенные недоработки.

КВ-1, по причине большой собственной массы, быстро «убивали» любую дорогу, сложности возникали для обеспечения целостности мостов через реки. Этот недостаток был частично устранен с выпуском модификации танка КВ-1с, в которой вес уменьшился благодаря облегчению брони, существенно не сказавшемуся на защищенности машины.

Однако это не решило главной проблемы — низкой надежности привода, в связи с чем большое количество машин оказалось брошенным на поле боя и досталось противнику.

Конструкция боевой машины

Внешний вид КВ-2

Отличительная особенность танков КВ-2 — непропорционально большая башня, в которой располагался основной экипаж расчета. По ее габаритам выделяют и различия ранних моделей от поздних. У последних башня более пониженная, лобовая оконечность имеет вертикальные бронеплиты вместо скуловых. Также поздняя версия КВ-2 рядом с кормовой дверцей имела установку под танковый пулемет Дегтярева (ДТ).

Отделение управления

С учетом отличительных особенностей конструкции в танке Климент Ворошилов отделение управления располагалось в башне и представляло собой артиллерийский расчет на четырех человек. Слева от пушки располагался наводчик и заряжающий, справа — командир танка и помощник заряжающего. Для посадки имелась кормовая дверца и один круглый люк на месте командира.

Боевое управление

В боевом отделении располагались места механика-водителя и стрелка-радиста. Первый размещался в передней части по центру, второй — слева от него. Стрелок-радист также имел круглый люк для покидания танка. В днище корпуса имелся аварийный выход, предусматривались и несколько других технических люков для погрузки боезапаса, доступа к узлам машины и топливным бакам.

Броня

Одно из ключевых преимуществ КВ-2 — его броня, позволявшая выдерживать прямые попадания практически любых танков. Для этого корпус обшивался катанными броневыми плитами различной толщины. Башня, лобная часть корпуса, его борта имели броню в 75 мм. Днище и крыша корпуса — 30-40 мм, маска орудия — 110 мм. Для противодействия ударной силе снарядов броня ставилась под рациональными углами наклона.

Экипаж

Экипаж КВ-2 состоял из шести человек: механик водитель, стрелок-радист, командир, наводчик, заряжающий и его помощник. Расположение мест формировало два отделения — боевое и управляющее. Из-за специфики конструкции танка и его вооружения по факту в башне располагался полноценный артиллерийский расчет, командир которого и обеспечивал управление машиной. Боевое положение КВ-2 и связь с другими подразделениями обеспечивались из передней части корпуса за счет механика-водителя и радиста.

Экипаж:

  1. Командир экипажа;
  2. Наводчик;
  3. Механик-водитель;
  4. Радист;
  5. Заряжающий.

Изучение дополнительных умений и навыков для экипажа:

Экипаж стандартный:

1 2 3 4

На первый слот изучаем всем членам экипажа, кроме командира умение «Ремонт», а командиру навык «Шестое чувство» — умение «Ремонт» ускоряет ремонт поврежденных модулей, а «Шестое Чувство» позволит определить обнаружен ли его танк противником. Также всем членам экипажа нужно выучить дополнительный навык «Боевое братство», которое улучшить уровень владения специальностью — обязательно изучать всем сразу, желательно использовать на втором или третьем слоте.

  • Командиру изучаем умение «Орлиный глаз», которое увеличивает дальность обзора.
  • Наводчику изучаем умение «Плавный поворот башни», которое уменьшает разброс при повороте башни; и навык «Снайпер», который увеличивает шансы нанесения урон по модулям и членам экипажа.
  • Механику-водителю изучаем умение «Плавный ход», которое уменьшает разброс орудия в движении; и умение «Король бездорожья», которое снижает сопротивление по мягким и средним грунтам при движении.
  • Радисту изучаем умение Радиоперехват, которое увеличивает дальность обзора; и умение Изобретатель, которое увеличивает дальность связи радиостанции на 20%.
  • Заряжающему изучаем навык «Бесконтактная боеукладка», который увеличивает прочность боеукладки; и навык «Отчаянный», который уменьшает время перезарядки, когда остается меньше 10% прочности.

Конфитюр из вишни – общие принципы приготовления

Чтобы приготовить десерт, вишню нужно перебрать, удалить мусор (веточки, листья, испорченные ягоды) и промыть холодной водой. У отборной вишни необходимо снять черенки и вынуть косточки при помощи специального приспособления.

Для варки конфитюра подойдет широкая эмалированная посуда: кастрюля или небольшой тазик. Понадобится шумовка: ею удобно снимать образующуюся пенку

Очень важно следить, чтобы не пригорел сахарный сироп. В противном случае вкус десерта будет испорчен

Поэтому нужно постоянно помешивать вишневую массу, снимая образующуюся пенку.

Банки для конфитюра лучше взять небольшого объема – в них удобнее хранить десерт. Тару обязательно моют содой и стерилизуют на паром в течение 15-20 минут. Металлические крышки нужно прокипятить либо ошпарить кипятком.

Технические характеристики

Схематическое изображение КВ-2

Технические характеристики КВ-2 во многом ограничивались его конструкцией и специализацией. Из-за перевеса и тяжелого вооружения танк уступал в ходовых качествах и маневренности. Многие аспекты оставались недоработанными ввиду оперативной востребованности фронта в данных машинах.

Двигатель и трансмиссия

На КВ-2 устанавливался V-образный двенадцатицилиндровый двигатель В-2К мощностью в 500 л. с. при 1800 оборотах в минуту. Позже мощность была увеличена до 600 л. с. Запуск двигателя обеспечивался стартером СТ-700 или сжатым воздухом из двух пятилитровых резервуаров в боевом отделении машины. Топливные баки в 600-615 л. располагались и в боевом, и в моторно-трансмиссионном отделении.

Механическая трансмиссия КВ-2 состояла из следующих узлов:

  • многодисковой основной фрикцион сухого трения «сталь по феродо»;
  • пятиступенчатая коробка передач тракторного типа;
  • два многодисковых бортовых фрикциона сухого трения «сталь по стали»;
  • два бортовых планетарных редуктора;
  • ленточные плавающие тормоза.

Габариты и вес

По габаритам и весу КВ-2 имеет следующие технические характеристики:

  • длина корпуса — 6,95 м;
  • ширина — 3,32 м;
  • высота — 3,25 м;
  • дорожный просвет — 0,43 м;
  • масса — 52 т.

Внешние габариты КВ-2 имеют две ключевые особенности, позволяющие отличить данный танк от большинства других: непропорционально большая башня и короткое орудие. В определенной степени машина совмещала в себе характеристики танка и самоходной артиллерии.

Органы управления

К органам управления КВ-2 относят электрооборудование машины, а также средства наблюдения и связи. Электропитание обеспечивалось генератором ГТ-4563А и четырьмя последовательно соединенными аккумуляторами 6-СТЭ-128. Получаемая электроэнергия направлялась на:

  • электромотор, позволяющий поворачивать башню;
  • наружное и внутреннее освещение, подсветку приборов и индикаторов;
  • звуковые сигналы;
  • контрольно-измерительные приборы;
  • внутренние и внешние средства связи;
  • пусковые устройства — стартер и реле.

Средства наблюдения в КВ-2 характеризуются инженерами как неудовлетворительные. Командир танка имел один панорамный прибор. Механик-водитель вел машину посредством смотрового прибора с триплексом и броневой заслонкой.

Прицеливание обеспечивается телескопическим ТОД-9 и перископическим ПТ-9 для стрельбы прямой наводкой и с закрытых позиций соответственно. Для ведения огня в ночное время приборы прицеливания имели подсветки.

Внешняя связь КВ-2 обеспечивалась коротковолновой радиостанцией 71-ТК-3. Внутренние переговоры велись с помощью устройства ТПУ-4-Бис, рассчитанного на четырех человек. Его преимущество — возможность переговариваться даже при сильном шуме.

Коробка перемены передач

Танк КВ 2 имел механическую коробку передач тракторного типа с пятью ступенями. Все приводы также были механическими. Ходовая часть машины представлена торсионной подвеской с амортизацией для каждого опорного катка. Напротив них к корпусу приваривались ограничители хода балансиров подвески.

Максимальная скорость

Ходовые качества КВ-2 имеют следующие показатели:

  • мощность двигателя — 500 л. с., позднее — 600 л. с.;
  • предельная скорость по шоссе — 34 км/ч;
  • скорость по пересеченной местности — 16 км/ч;
  • запас хода по шоссейной дороге — 250 км, по грунту — 150;
  • допустимый угол подъема — 36 градусов.

Танк способен преодолевать стены в 0,87 м, рвы в 2,7 м, а также броды высотой в 1,6 м.

Пушкин жил в расцвет дуэльной культуры России и почти на все дуэли вызывал сам (25 раз!)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector