Строение солнечной системы для детей: как интересно рассказать о космосе и планетах
Содержание:
- Как измерить расстояние до планеты?
- Габариты работы
- Формы занятий
- Особенности внутреннего строения
- Как представить планеты?
- ЮШМАН
- Транснептуновый регион — для детей
- Подоплёка
- Структура прокуратуры
- Акация
- Плутон
- Сколько спутников у Нептуна
- 3D модель Солнечной системы — №1
- Юпитер
- Примечания
- Меркурий
- Расширить границы
Как измерить расстояние до планеты?
В прошлом единственным методом измерения космических расстояний был метод горизонтального параллакса. Хотя этот метод достаточно точен и до сих пор применяется при расчете расстояния до очень далеких космических объектов, для измерения расстояний до планет-соседей по Солнечной системе, с середины 20-го века применяется более простой и ещё более точный способ – метод радиолокации.
В основе методики космической радиолокации лежит идея заимствованная у самой природы: достаточно просто найти на небесной сфере нужный объект (например, планету Венера), “прицелится” в неё и затем “выстрелить” радиоволнами сверхкороткого диапазона. Теперь нам остается только дождаться когда сигнал достигнет поверхности Венеры, отразится от неё и устремится обратно.
Скорость распространения радиоволн точно известна, а время между посылкой волн и их приемом также может быть измерено очень точно. Расстояние, покрытое радиоволнами за время путешествия туда и обратно, а следовательно, и расстояние до Венеры в заданный момент можно определить с несравненно большей точностью, чем методом параллаксов.
Начиная с 1961 г. года этот способ измерения близких космических расстояний стал основным. С помощью полученных данных было вычислено, что среднее расстояние от Земли до Солнца составляет 149 573 000 км.
Радиотелескопы без перерыва «сканируют» космос и ловят «эхо» своих сигналов отраженное от космических объектов
Габариты работы
Чтобы разместить макет в реальном масштабе, понадобится 11,2 км свободного пространства, при этом шары-планеты будут совсем крохотными, всего несколько сантиметров.
Сделать что-то подобное решили в Омске. Солнечная система в соотношении 1:1000000000, по плану, должна занять всю Иртышскую набережную, при этом поперечник Солнца составит всего 1,4 м, а Земли – 12 мм. Поэтому от идеи точного соответствия придется отказаться: планет будет не разглядеть.
Попробуем соблюсти пропорции небесных тел. Приведем их приблизительное соотношение в земных диаметрах – это один из способов измерения космических объектов. Сверхточность нам не нужна, поэтому для объектов значительно крупнее Земли округлим значение до целых чисел, а для сходных по объему – до десятых. Некоторые спутники по размеру довольно велики. Приведём и их размеры для любителей точности.
- Солнце – 110 з.д.
- Юпитер – 11.
- Сатурн – 9.
- Уран, Нептун – 4.
- Земля, Венера – 1.
- Марс – 0,5.
- Меркурий – 0,3.
Размеры крупнейших спутников таковы:
- Ганимед, Калисто, Титан – 0,4;
- Луна и Ио – 0,3;
- Европа и Тритон – 0,2.
Даже если приравнять земной диаметр к 1 см, у нас получится Солнце 1,1 м в поперечнике. Трёхмерную модель с таким центром изготовить будет сложно. А вот если разместить планеты и их спутники внутри диска звезды, всё получится.
Формы занятий
Для дошкольников лучшим способом знакомства с миром астрологии является игра. Поэтому можно предложить сыграть в самодельную настольную игру, представляющую собой поле, на котором нарисованы планеты и клетки для перемещения фишек. Бросив кубик, игроки делают определенное количество ходов. Если попадают на остановку-планету, то должны что-то про нее рассказать. Побеждает тот, кто первым доберется до Солнца.
Еще варианты проведения занятий:
- Родители предлагают ребенку модель Солнечной системы – несколько заранее подготовленных схематичных планет (можно нарисовать их на плотном картоне) и веревки-орбиты. Задача малыша – сложить модель.
- При знакомстве со звездами можно предложить ребенку нарисовать знаменитые созвездия (сначала по образцу, затем – по памяти).
- Ролевые игры. Если детей несколько, каждый из них примеряет на себя роль одной из планет по выбору (можно даже подготовить костюм для наибольшего интереса), после чего – рассказывает «о себе». Если малыш один, «планетами» становятся игрушки.
- Придумать сказку. Ребенок вместе с мамой сочиняет увлекательную сказку про небесные тела или историю Вселенной. Выдуманные события переплетаются с научными фактами, создавая уникальный текст.
Изучение астрономии с дошкольником, знакомство с планетами Солнечной системы – важнейший этап развития кругозора и познавательного интереса ребенка. От родителей требуется рассказать о космосе кратко, но грамотно и интересно, чтобы кроха захотел узнать побольше.
Особенности внутреннего строения
Как представить планеты?
Астрономия – наука серьезная, интересна она не каждому, поскольку состав планет, свойства красных карликов и черных дыр увлекательны порой только благодаря научной фантастике. И поэтому родителям придется нелегко. С одной стороны, нужно предоставить правдивую информацию, для чего следует быть подкованным самому. С другой – не быть излишне серьезным и скучным, иначе ребенок очень быстро утратит интерес.
Есть несколько хитростей, которые позволят найти «золотую середину»:
Составить презентацию, на которой присутствует текст и фото
Это поможет не упустить важного и не перегрузить ребенка лишним.
Использовать картинки, плакаты, карточки – всевозможные наглядные пособия. Это позволит малышу наглядно представлять непростые реалии
Действительно, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Вместе с ребенком можно создать модель галактики.
Это может быть рисунок. Например, мама рисует в центре листа Солнце и параллельно с этим рассказывает, что эта звезда – источник тепла и света, вокруг нее вращаются все планеты нашей галактики. Желательно пояснить ребенку, что Солнце – это не желтый круг с лучиками, как его обычно изображают младшие дошкольники, а небесное тело, состоящее из двух газов – гелия и водорода. Ребенку интересно будет узнать, что человечество еще очень мало изучило это важнейшее для нас светило, поскольку из-за высокой температуры подлететь к Солнцу невозможно.
Аналогичным образом рисуется Меркурий, который гораздо меньше главной звезды. Для наглядности стоит изобразить и орбиту, по которой планета вращается вокруг Солнца. Затем на лист наносятся и другие небесные тела.
Если нет желания рисовать – планетарную модель можно слепить из пластилина, выложить из цветных элементов мозаики, сшить. Главное – чтобы ребенку было интересно, чтобы он задавал вопросы, стремился узнать больше.
Может возникнуть ситуация, когда мама или папа не знают, что ответить на «каверзный» вопрос малыша. В этом случае нужно взять паузу, сообщить, что на эту тему «мы непременно поговорим завтра». Подготовившись, следует ответить. Нельзя забывать детские вопросы или радоваться тому, что ребенок не переспрашивает и, видимо, сам забыл. Такой подход уничтожает здоровое любопытство и желание познавать мир.
ЮШМАН
Транснептуновый регион — для детей
Долгое время астрономы догадывались, что за Нептуном скрывается длинная ледяная полоса – пояс Койпера. Дети должны знать, что его расстояние в 30-55 раз больше, нежели дистанция Земля-Солнце. До сегодняшнего дня обнаружили более тысячи объектов. Ученые считают, что там обитают ледяные тела с шириною в 100 км, а также больше триллиона комет.
Объекты за орбитой Нептуна:
- Карликовые планеты
- Пояс Койпера
- Облако Оорта
Там же обитает и карликовая планета Плутон. Недавние исследования отыскали также Эриду, Макемаке и Хаумеа. Довольно массивным является и Кваваре, но его пока не классифицировали. В облаке Оорта первой нашли Седну (3/4 размера Плутона). Это произошло 14 июля 2015 года благодаря миссии НАСА Новые Горизонты.
Для самых маленьких будет увлекательно послушать про загадочную Планету Девять. Она вращается в 20 раз дальше Нептуна и в 600 раз больше земной орбиты. Пока исследователям не удалось увидеть ее в телескопы, так что о существовании известно лишь из-за гравитационного влияния на другие объекты пояса Койпера.
Облако Оорта расположено за поясом Койпера и занимает от 5000-100000 раз дистанции Земля-Солнце. В прошлом это был край системы, гелиосфера и большая часть пространства, наполненная электрически заряженными частицами. Астрономы считают, что предел гелиосферы наступает в гелиопаузе (15 миллиардов км от Солнца).
Надеемся, что вам понравились описание и характеристика Солнечной системы. Обязательно наведайтесь на страничку к каждой планете и объекту, чтобы изучить интересные факты с фото, рисунками, картинками и схемами от телескопов и космических кораблей. Также для детей и взрослых совершенно бесплатно доступна 3D-модель Солнечной системы, где есть все планеты в натуральную величину. Можно полюбоваться на карты, особенности поверхности, орбиты и движение в течение года и больше. Если школьников и ребят любого возраста заинтересуют реальные наблюдения, то многие планеты, а также земную Луну, можно увидеть в онлайн телескоп в режиме реального времени. Напомним также, что существует множество солнечных систем, основанных на далеких звездах в Млечном Пути и других галактиках, поэтому ознакомьтесь с удивительными объектами глубокого космоса.
Объекты космоса |
Подоплёка
Аляска, открытая для Старого Света в 1732 году русской экспедицией под руководством М. С. Гво́здева и И. Фёдорова, была владением России в Северной Америке. Сперва она осваивалась не государством, а частными лицами, но, начиная с 1799 года, — специально учреждённой монополией — Русско-американской компанией (РАК).
Площадь проданной территории составляла 586 412 квадратных миль (1 518 800 км²) и была практически не обжита — по оценке самой РАК, на момент продажи население всей русской Аляски и Алеутских островов составляло около 2500 русских и примерно до 60 000 индейцев и эскимосов. В начале XIX века Аляска приносила доходы за счёт торговли пушниной, однако к середине века стало представляться, что расходы на содержание и защиту этой отдалённой и уязвимой, с геополитической точки зрения, территории будут перевешивать потенциальную прибыль.
Первым вопрос о продаже Аляски США перед русским правительством поднял генерал-губернатор Восточной Сибири граф Н. Н. Муравьев-Амурский в 1853 году, указывая, что это, по его мнению, является неизбежным, и в то же время позволит укрепить позиции России на азиатском побережье Тихого океана перед лицом нарастающего проникновения Британской империи:
Непосредственно к востоку от Аляски простирались канадские владения Британской империи (формально компании Гудзонова Залива). Отношения России и Британии определялись геополитическим соперничеством и подчас были открыто враждебными. Во время Крымской войны, когда британский флот пытался высадить десант в Петропавловске-Камчатском, возможность прямого столкновения в Америке стала реальной. В этих условиях весной 1854 года от американского правительства, желавшего предотвратить оккупацию Аляски Британской империей, поступило предложение о фиктивной (временно, сроком на три года) продаже Русско-американской компанией всех своих владений и имущества за 7 миллионов 600 тысяч долларов. РАК заключила такое соглашение с Американо-русской торговой компанией в Сан-Франциско, контролировавшейся правительством США, но оно не вступило в силу, так как РАК удалось договориться с британской компанией Гудзонова Залива.
Структура прокуратуры
форменная одежда работников прокуратуры. (погоны юриста 1 класса капитана юстиции),
Прокуратура Российской Федерации — единая централизованная система органов и учреждений с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации, в которую входят:
- Генеральная прокуратура Российской Федерации
- Научные и учебные организации прокуратуры (в частности. Университет прокуратуры Российской Федерации)
- Прокуратуры субъектов Российской Федерации
- Прокуратуры городов и районов (и другие территориальные прокуратуры)
- Военная прокуратура
- Специализированные прокуратуры (транспортные, природоохранные, пенитенциарные, на особо режимных объектах)
- Редакции печатных изданий прокуратуры
Образование, реорганизация и упразднение органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации. Генеральный прокурор Российской Федерации возглавляет Генеральную прокуратуру Российской Федерации, назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
Заместители Генерального прокурора Российской Федерации (в том числе первый заместитель, Главный военный прокурор Российской Федерации, заместители Генерального прокурора Российской Федерации в федеральных округах) назначаются и освобождаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
В структуру Генеральной прокуратуры Российской Федерации входят главные управления (в том числе управления Генеральной прокуратуры России в федеральных округах), управления, отделы, а также Главная военная прокуратура на правах структурного подразделения. Прокуроры субъектов возглавляют прокуратуры Российской Федерации и назначаются Президентом Российской Федерации по согласованию с субъектами РФ (как правило, с их законодательными (представительными) органами). Иные прокуроры — военные и другие специализированные прокуроры, приравненные к прокурорам субъектов Российской Федерации, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации..
ФЗ «О прокуратуре РФ» предусмотрены следующие должности:
|
|
|
Должность «начальник отдела» отсутствует в большинстве прокуратур, вероятно по причине отсутствия необходимости. Старшие помощники и помощники прокурора условно объединены в так называемые «группы», «линии» надзора и подчиняются соответствующему заместителю прокурора. Начальник отдела в районной прокуратуре и приравненной к ней является непроцессуальным лицом и по своему статусу мало чем отличается от старших помощников и помощников прокурора.
Акация
Плутон
Сколько спутников у Нептуна
С самого начала можно было заметь только самый большой спутник Нептуна – Тритон. Но в середине 20-го века техника сделала скачок, и мы смогли отправить зонд и рассмотреть все семейство – 14 лун.
В 1846 году Уильям Ласселл нашел Тритон. Далее следовала Нереида. В 1949 году ее заметил Джерард Койпер при осмотре фотографических пластинок. В 1981 году команда астрономов вычислила Лариссу. Спутники ледяного гиганта отображены на фото.
Телескоп Хаббл отображает позицию последнего найденного спутника S/2004 N 1
Ее нашли случайно при осмотре колец. Ученые отслеживали яркость, но наблюдали лишь секундную перемену, что намекало на спутник, а не кольцо.
Остальные луны обнаружили уже с прилетом Вояджера-2 в 1989 году. В итоге, аппарат снова открыл Лариссу и нашел Наяд, Таласс, Деспину, Галатею и Протея.
В 2001 году при обзоре в телескопы зафиксировали еще 5 спутников: Галимед, Сао, Псамафа, Лаомедея и Несо.
В 2013 году нашли пока последнюю 14-ю луну – S/2004 N 1, чей диаметр охватывает 16-20 км.
Все спутники Нептуна наименованы в честь героев греческих и римских мифов. Но многие официальное наименование получили лишь в 20-м веке.
Внутренние спутники — те, что расположены на ближайшем расстоянии к планете и выполняют проход по круговому орбитальному пути. По порядку удаленности: Наяда (48227 км), Таласса (50074 км), Деспина (52526 км), Галатея (61953 км), Ларисса (73548 км), S/2004 N 1 (105300) и Протей (117646 км).
Обладают тесной связью с тонкой кольцевой системой. Наяда и Таласса находятся между кольцами Леверье и Галле, а Деспина – внутри Адамса. Их параметры:
- Наяда: 96 × 60 × 52 км и 1.9 × 1017 кг.
- Таласса: 108 х 100 × 52 км и 3.5 х 1017 кг.
- Деспина: 180 x 148 x 128 км и 21 x 1017 кг.
- Галатея: 204 x 184 x 144 км и 37.5 x 1017 кг.
- Лариса: 216 x 204 x 168 км и 49.5 x 1017 кг.
- S/2004 N1: 16-20 км и 0.5 х 1017 кг.
- Протей: 436 x 416 x 402 км и 50.35 × 1017 кг.
Спектральный анализ показал, что они наполнены водяным льдом с примесями темного материала.
Неправильные следуют по наклонным эксцентричным или ретроградным орбитам и проживают на большой отдаленности. Исключение – Тритон, вращающийся вокруг Нептуна по круговому орбитальному пути.
В списке нерегулярных можно найти Тритон, Нереид, Галимед, Сао, Лаомедеа, Несо и Псамафа. По размеру и массе они практически устойчивые: от 40 км в диаметре и 1.5 × 1016 кг и массе (Псамафа) до 62 км и 9 х 1016 кг (Галимед).
Отдельно рассматриваются Тритон и Нереида, потому что это крупнейшие нерегулярные луны в системе Нептуна. Тритон вмещает 99.5% орбитальной массы Нептуна.
Цветовая мозаика Тритона, запечатленного в 1989 году Вояджером-2
Они близко вращаются к планете и обладают необычными эксцентриситетами: у Тритона – практически идеальный круг, а у Нереиды – наиболее эксцентричная.
Крупнейший спутник Нептуна – Тритон. Его диаметр охватывает 2700 км, а масса – 2.1 х 1022 кг. Размера хватает, чтобы добиться гидростатического баланса. Тритон вращается по ретроградному и квазикруговому пути. Его наполняет азот, двуокись углерода, метан и водяные льды. Альбедо – больше 70%, поэтому считается одним из наиболее ярких объектов. Поверхность выглядит красноватой. Удивляет и тем, что обладает своим атмосферным слоем.
Инструмент CRIRES на Очень Большом Телескопе помог наблюдать за летним периодом на южной стороне Тритона
Плотность спутника – 2 г/см3, а значит 2/3 массы отдано на скальные породы. Также может присутствовать вода в жидком состоянии и подземный океан. На юге расположена крупная полярная шапка, древние кратерные шрамы, каньоны и уступы.
Есть мнение, что Тритон был притянут гравитацией и ранее считался частью пояса Койпера. Приливное притяжение приводит к сближению. Между планетой и спутником может произойти столкновение через 3.6 млрд. лет.
Нереида стоит на третьем месте по величине в лунной семье. Вращается по проградной, но крайне эксцентрической орбите. Спектроскоп нашел льды на поверхности. Возможно, именно хаотическое вращение и вытянутая форма приводят к нерегулярным изменениям видимой величины.
Все характеристики Тритона намекают на то, что этот объект ранее был крупнее и, скорее всего, проживал на территории пояса Койпера. Он мог приблизиться к планете с группой объектов, которые разрушились об Нептун. Спутник не только выжил, но и установился на ретроградной орбите.
Сначала он двигался хаотично и мог уничтожить много других объектов. Когда путь стал циркулярным, осколки вернулись на современные луны или стали нерегулярными спутниками. Полагают также, что в прошлом Галимед мог врезаться в Нереиду или же первый выступает частью второго.
Пока к спутникам наведывался лишь аппарат Вояджер-2. Но мы не теряем надежду, что в 2030-х гг. отравится новая миссия.
Полезные статьи:
- Интересные факты о Нептуне;
- Нептун и Плутон;
- Нептун и Земля
- Жизнь на Нептуне
- Кто открыл Нептун?
- Как Нептун получил свое имя?
- Сколько спутников у Нептуна?
Положение и движение Нептуна
- Орбита Нептуна;
- Осевой наклон Нептуна
- Расстояние до Нептуна;
- Расстояние от Нептуна до Солнца
- Сколько лететь до Нептуна;
- День на Нептуне
Строение Нептуна
- Размеры Нептуна;
- Радиус Нептуна
- Состав Нептуна;
- Масса Нептуна;
- Диаметр Нептуна;
Поверхность Нептуна
- Поверхность Нептуна
- Атмосфера Нептуна;
- Погода на Нептуне
- Гравитация на Нептуне
- Температура на Нептуне;
- Цвет Нептуна;
3D модель Солнечной системы — №1
Юпитер
Юпитер пятый дом, считая от Солнца. Он в два с половиной раза тяжелее всех планет галактики, вместе взятых. Юпитер назван в честь древнеримского царя богов, скорее всего, из-за своих внушительных размеров.
Интересные факты:
- Насчёт Юпитера ведётся множество научных бесед. Некоторые ученые предполагают, что Юпитер несостоявшаяся звезда. Чтобы стать таковой ему нужно стать в 88 раз тяжелее своего нынешнего веса.
- Составить схему ращения спутников вокруг Юпитера очень трудно, ведь вокруг него вращается множество спутников, целых 67. Это самое большое количество, зафиксированное в нашей системе. Четыре из них: Ганимед, Европа, Ио и Каллисто смело могли бы считаться карликовыми планетами. Ганимед даже больше Меркурия!
- Спутник Юпитера Ио один из трёх сателитов, имеющих атмосферу.
Примечания
Меркурий
Самая первый объект нашего внимания Меркурий, назван так в честь божественного посланника Меркурия, отличавшегося своей феноменальной скоростью. Да и сам Меркурий отнюдь не медленный он, в силу своего расположения, быстрее всех планет нашей системы совершает оборот вокруг Солнца, будучи притом самым маленьким домом, вращающимся вокруг нашего светила.
Интересные факты:
- Меркурий вращается вокруг Солнца по эллипсоидной орбите, а не округлой, как у других планет и эта орбита постоянно смещается.
- У Меркурия железное ядро, составляющее 40% от всей её массы и 83% от её объёма.
- Меркурий можно увидеть на небе невооружённым глазом.
Расширить границы
Очень важно, чтобы рассказ родителя об астрономии не носил скучного поверхностного характера, не ограничивал любопытство ребенка. Можно рассказать малышу следующее:
- О Плутоне, небольшом небесном теле, которое ранее считалось девятой планетой Солнечной системы, но позднее было принято решение исключить ее из этого списка. Некоторые исследователи вообще не относят Плутон к планетам.
- Что такое астероид. Это не планета, не спутник, а совершенно уникальное небесное тело, представляющее собой осколок погибшей планеты. Такая идея покажет, что Вселенная изменяется, одни небесные тела пропадают, другие, напротив, зарождаются. Отдельные астероиды образуют пояс, который защищает нашу планету от внешних воздействий.
- Кометы. Это красивые небесные тела с хвостом из газа, которые периодически пролетают в непосредственной близости от Земли.
- Возможность жизни на других планетах. Любознательному ребенку стоит рассказать, что пока не доказано наличие или отсутствие разумной жизни, что есть несколько теорий на этот счет.
- Строение Земли. Планета состоит из ядра, мантии и оболочки, то есть, по сути, очень похожа на персик: косточка – это ядро, раскаленная часть. Мантия – это мякоть, а тонкая кожица – это оболочка. Люди, как и все живое, располагаются именно на оболочке. Только здесь условия приемлемы.
- Теория большого взрыва. Не вдаваясь в подробности, можно пояснить, что, согласно наиболее распространенной гипотезе, наша Вселенная возникла из-за взрыва газа, произошедшего миллиарды лет назад. В результате этого процесса возникли знакомые нам небесные тела.
- Звезды. Что это такое, какие самые известные мы знаем, как образуются созвездия.
Очень важно не заставлять ребенка заучивать названия и свойства небесных тел, а знакомить его с ними в увлекательной форме, вызывать искренний интерес и желание узнать больше